Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ


Авторы: Циренщикова Ольга Александровна, Кудасова Дина Владимировна
Должность: воспитатель, учитель- логопед, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №24
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Учебными планами воспитательно-образовательных учреждений для детей с

нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на

преодоление вторичных отклонений в развитии детей, а также на формирование

рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.

В настоящее время воспитательно-образовательные учреждения обеспечены

программами,

в

которых

отражено

содержание

коррекционных

курсов

и

минимальный объем знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть

учащиеся. Вместе с тем методическое обеспечение некоторых коррекционных

курсов крайне неудовлетворительно, что отрицательно сказывается на достижении

их целей.

К таким методически необеспеченным курсам относится «Социально-бытовая

ориентировка» (СБО).

Исследования В.З. Денискиной,

Н.А. Крыловой, Л.В. Рудаковой, Т.П.

Свиридюк, Л.И. Солнцевой и др. показывают, что в одних случаях это

«методическая необеспеченность» приводит к игнорированию педагогическими

коллективами занятий по СБО, ввиду непонимания вреда, наносимого будущей

самостоятельной жизни своих воспитанников, в других — к недостаточному

вниманию к соответствующим занятиям из-за трудностей их организации и

незнания методик реализации программного содержания.

Проблема разработки методики и содержания занятий по формированию

навыков

социально-бытовой

ориентировки

как

условия

адекватного

взаимодействия с окружающим миром становится актуальной.

Однако остаются до сих пор комплексно неисследованными вопросы, посвященные

содержанию

коррекционно-развивающей

работы

по

формированию

навыков

социально-бытовой ориентировки дошкольников.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и

умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и

общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В

своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение

самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок

учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Сначала необходимо рассмотреть основные подходы к организации и отбору

методов обучения на занятиях по СБО. Особо хочу заметить, что какие бы методы

ни

применялись,

всегда

надо

опираться

на

все

сохранные

анализаторы

обучающихся. Систематичность в этой работе приучает детей рационально

использовать свои возможности и, как следствие, формирует компенсаторные

навыки.

Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки

самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей

среде. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами

различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи,

транспорта и медицинской помощи.

Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм

поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных

ситуациях.

Обязательно

присутствие

на

занятиях

моментов

эстетического

воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие

умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков,

направленных

на

социальную

адаптацию

выпускников

специальных

(коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их

всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:

- каждому ребенку специального (коррекционного) учреждения независимо

от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курсу

СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;

-

реализовать

методы

интегрирующего

обучения,

предусматривающие

комплексное изучение данного предмета как коррекционного;

- систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые

им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся

дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но

и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и

навыками.

Педагоги должны творчески подходить, во-первых, к использованию уже

известных как в общей, так и специальной педагогике методов обучения детей, а,

во-вторых, к поиску новых эффективных методов и приемов обогащения

социального опыта воспитанников. Кроме того, при организации обучения детей

навыкам

социально-бытовой

ориентировки

как

средства

их

социализации

основополагающими должны быть любовь к воспитанникам, вера в возможности

достижения ими высоких результатов, а также педагогическое мастерство.

Принципиально важно, чтобы построение коррекционной работы предстало

как единое образование, содержание отдельных составных частей которого можно

было бы логически сочетать и дополнять одно другим.

Необходимо соблюдать следующие требования.

1.

Коррекционное обучение должно быть по возможности простым и

естественным и базироваться на коррекционно-развивающих принципах.

2.

Коррекционное обучение должно логически сочетать индивидуальные и

дифференцированные приемы работы. Для детей, которые трудно адаптируются в

окружающей действительности, целесообразны в первое время только индивиду-

альные занятия с постепенным подключением подгрупповых.

3.

Задачи коррекционно-педагогической работы должны реализовываться

на общеобразовательных занятиях.

4.

Индивидуальные занятия лучше

проводить в утренние

часы,

не

допускать зрительного утомления.

5.

Занятия

по

развитию

социально-бытовой

ориентировки

следует

проводить 2-3 раза в неделю.

Только можно помочь детям адаптироваться в окружающей среде.

Для

формирования

навыков

социально-бытовой

ориентировки

у

дошкольников с нарушением зрения нами была разработана коррекционная

программа. В программу было включено пять основных разделов: Социальная

активность, Предметные представления, Самообслуживание, Ребенок о нем самом,

Приобщение ребенка к труду взрослых.

В работе мы использовали дидактические игры: «Как поступают вежливые

дети?»; «Попроси взрослого починить твою игрушку»; «Купание куклы»; «Оденем

куклу

на

прогулку»;

«Узнай

по

голосу,

кто

зовет»

и

другие.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования навыков

социально-бытовой ориентировки, так как характеризуется высокой пластичностью

центральной нервной системы и высокой обучаемостью, а также функциональной

зрелостью тех структур и систем организма, необходимых для формирования

элементарных навыков социально-бытовой ориентировки.

Формирование

навыков

социально-бытовой

ориентировки

у

детей

дошкольного возраста базируется на их психофизическом развитии, т.е. от

состояния физического и психического здоровья ребенка и его степени развития

напрямую зависит то, в каком объеме, какие именно навыки самообслуживания

будем формировать у него, а главное какими методами и приемами будем

пользоваться.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача

формирования навыков социально-бытовой ориентировки актуальна на всех

возрастных этапах дошкольного детства. Но особенно в период младшего

школьного возраста, когда закладывается «фундамент» формируемых навыков.

Большую

роль

играют

навыки

социально-бытовой

ориентировки

при

формировании

у

детей

правильного

отношения

к

собственным

трудовым

действиям: доводить дело до конца, прилагать усилия.

Формируя элементарные навыки социально-бытовой ориентировки, следует

продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении

детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании

хозяйственно-бытового

труда

взрослых,

его

общественной

направленности,

вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься

данным трудом, необходимо использовать различные формы организации трудовой

деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.

В

теории

и

практике

воспитания

идет

поиск

методов

и

приемов,

направленных на формирование данного навыка у незрячего ребенка. Но в

массовой

воспитательной

работе

процесс

формирования

не

приобрел

еще

планомерного, системного характера. Именно его отсутствие приводит подчас к

серьезным изъянам в развитии самостоятельности данной категории детей.

Следовательно,

важнейшей

задачей

воспитательно-образовательного

учреждения сегодня является обеспечение системности в организации навыков

социально-бытовой ориентировки детей для дальнейшего их вступления и

пригодности для самостоятельной жизни.



В раздел образования