Авторы: Циренщикова Ольга Александровна, Кудасова Дина Владимировна
Должность: воспитатель, учитель- логопед, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №24
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Учебными планами воспитательно-образовательных учреждений для детей с
нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на
преодоление вторичных отклонений в развитии детей, а также на формирование
рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.
В настоящее время воспитательно-образовательные учреждения обеспечены
программами,
в
которых
отражено
содержание
коррекционных
курсов
и
минимальный объем знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть
учащиеся. Вместе с тем методическое обеспечение некоторых коррекционных
курсов крайне неудовлетворительно, что отрицательно сказывается на достижении
их целей.
К таким методически необеспеченным курсам относится «Социально-бытовая
ориентировка» (СБО).
Исследования В.З. Денискиной,
Н.А. Крыловой, Л.В. Рудаковой, Т.П.
Свиридюк, Л.И. Солнцевой и др. показывают, что в одних случаях это
«методическая необеспеченность» приводит к игнорированию педагогическими
коллективами занятий по СБО, ввиду непонимания вреда, наносимого будущей
самостоятельной жизни своих воспитанников, в других — к недостаточному
вниманию к соответствующим занятиям из-за трудностей их организации и
незнания методик реализации программного содержания.
Проблема разработки методики и содержания занятий по формированию
навыков
социально-бытовой
ориентировки
как
условия
адекватного
взаимодействия с окружающим миром становится актуальной.
Однако остаются до сих пор комплексно неисследованными вопросы, посвященные
содержанию
коррекционно-развивающей
работы
по
формированию
навыков
социально-бытовой ориентировки дошкольников.
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и
умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и
общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В
своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение
самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок
учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Сначала необходимо рассмотреть основные подходы к организации и отбору
методов обучения на занятиях по СБО. Особо хочу заметить, что какие бы методы
ни
применялись,
всегда
надо
опираться
на
все
сохранные
анализаторы
обучающихся. Систематичность в этой работе приучает детей рационально
использовать свои возможности и, как следствие, формирует компенсаторные
навыки.
Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей
среде. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами
различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта и медицинской помощи.
Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм
поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных
ситуациях.
Обязательно
присутствие
на
занятиях
моментов
эстетического
воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие
умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.
Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков,
направленных
на
социальную
адаптацию
выпускников
специальных
(коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их
всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:
- каждому ребенку специального (коррекционного) учреждения независимо
от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курсу
СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;
-
реализовать
методы
интегрирующего
обучения,
предусматривающие
комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
- систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые
им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся
дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но
и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и
навыками.
Педагоги должны творчески подходить, во-первых, к использованию уже
известных как в общей, так и специальной педагогике методов обучения детей, а,
во-вторых, к поиску новых эффективных методов и приемов обогащения
социального опыта воспитанников. Кроме того, при организации обучения детей
навыкам
социально-бытовой
ориентировки
как
средства
их
социализации
основополагающими должны быть любовь к воспитанникам, вера в возможности
достижения ими высоких результатов, а также педагогическое мастерство.
Принципиально важно, чтобы построение коррекционной работы предстало
как единое образование, содержание отдельных составных частей которого можно
было бы логически сочетать и дополнять одно другим.
Необходимо соблюдать следующие требования.
1.
Коррекционное обучение должно быть по возможности простым и
естественным и базироваться на коррекционно-развивающих принципах.
2.
Коррекционное обучение должно логически сочетать индивидуальные и
дифференцированные приемы работы. Для детей, которые трудно адаптируются в
окружающей действительности, целесообразны в первое время только индивиду-
альные занятия с постепенным подключением подгрупповых.
3.
Задачи коррекционно-педагогической работы должны реализовываться
на общеобразовательных занятиях.
4.
Индивидуальные занятия лучше
проводить в утренние
часы,
не
допускать зрительного утомления.
5.
Занятия
по
развитию
социально-бытовой
ориентировки
следует
проводить 2-3 раза в неделю.
Только можно помочь детям адаптироваться в окружающей среде.
Для
формирования
навыков
социально-бытовой
ориентировки
у
дошкольников с нарушением зрения нами была разработана коррекционная
программа. В программу было включено пять основных разделов: Социальная
активность, Предметные представления, Самообслуживание, Ребенок о нем самом,
Приобщение ребенка к труду взрослых.
В работе мы использовали дидактические игры: «Как поступают вежливые
дети?»; «Попроси взрослого починить твою игрушку»; «Купание куклы»; «Оденем
куклу
на
прогулку»;
«Узнай
по
голосу,
кто
зовет»
и
другие.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования навыков
социально-бытовой ориентировки, так как характеризуется высокой пластичностью
центральной нервной системы и высокой обучаемостью, а также функциональной
зрелостью тех структур и систем организма, необходимых для формирования
элементарных навыков социально-бытовой ориентировки.
Формирование
навыков
социально-бытовой
ориентировки
у
детей
дошкольного возраста базируется на их психофизическом развитии, т.е. от
состояния физического и психического здоровья ребенка и его степени развития
напрямую зависит то, в каком объеме, какие именно навыки самообслуживания
будем формировать у него, а главное какими методами и приемами будем
пользоваться.
Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача
формирования навыков социально-бытовой ориентировки актуальна на всех
возрастных этапах дошкольного детства. Но особенно в период младшего
школьного возраста, когда закладывается «фундамент» формируемых навыков.
Большую
роль
играют
навыки
социально-бытовой
ориентировки
при
формировании
у
детей
правильного
отношения
к
собственным
трудовым
действиям: доводить дело до конца, прилагать усилия.
Формируя элементарные навыки социально-бытовой ориентировки, следует
продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении
детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании
хозяйственно-бытового
труда
взрослых,
его
общественной
направленности,
вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься
данным трудом, необходимо использовать различные формы организации трудовой
деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.
В
теории
и
практике
воспитания
идет
поиск
методов
и
приемов,
направленных на формирование данного навыка у незрячего ребенка. Но в
массовой
воспитательной
работе
процесс
формирования
не
приобрел
еще
планомерного, системного характера. Именно его отсутствие приводит подчас к
серьезным изъянам в развитии самостоятельности данной категории детей.
Следовательно,
важнейшей
задачей
воспитательно-образовательного
учреждения сегодня является обеспечение системности в организации навыков
социально-бытовой ориентировки детей для дальнейшего их вступления и
пригодности для самостоятельной жизни.