Автор: Скопина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Зеленогорск Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кружок "Посиделки"
Раздел: дошкольное образование
Кружок «Посиделки» в старшей группе.
Подготовила: воспитатель высшей категории Скопина Галина
Александровна МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка».
Актуальность.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы
разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми,
родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них
заключается суть разрешение любого конфликта. В наши дни
потеряна истинная ценность русского народа, его наследие – это:
отсутствие чувств патриотизма и человеколюбия, отсутствие
семейных традиций, обычаев, отсутствие и уважения и почтения
старших.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью
пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с
детьми устного народного творчества создает уникальные условия
для развития речи, мышления детей, мотивации поведения,
накопления положительного морального опыта в межличностных
отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных
выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в
маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без
яркости и красочности речь блекнет,
тускнеет. Через устное
народное творчество у детей формируется потребность в
художественном слове. Русский народ существует, пока существует
язык, его обычаи, традиции. Для решения этой проблемы
организовала кружок «Посиделки».
Цель: развитие творческих, познавательных, коммуникативных
способностей детей на основе устного народного творчества.
Для реализации проекта были поставлены задачи:
1.
Повысить у детей интерес к русскому народному творчеству
через потешки, хороводы, игры – забавы, частушки, русские
народные сказки.
2.
Обогащать знания детей новыми фактами, историческими
событиями,
Умению систематизировать полученную информацию.
3.
Развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать
словарный запас детей.
4. Воспитывать любовь и уважение к старине, к русскому
народу, к ее традициям, обычаям, к народному достоянию, уметь
сберечь и приумножить богатства Русской земли.
5. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный
процесс через проведения праздников, развлечений, игр,
театральных представлений.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители,
музыкальный руководитель.
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:
познавательно – творческий.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Форма работы над проектом с детьми познавательные беседы,
праздничные посиделки, досуги, экскурсии, посещение музея,
выставок, библиотеки, оформление фотоальбомов, творческая,
продуктивная и игровая деятельность детей на русских народных
праздниках, развлечениях.
Форма работы с родителями анкетирование, индивидуальные
беседы, консультации, родительские собрания, народные
праздники, развлечения, театрализованные представления с
участием родителей, изготовление костюмов, атрибутов.
Инновационная направленность проекта: проект позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения
проблемы и применение на практике, приобщая детей к устному
народному творчеству.
Концептуальные основы: о важности влияния устного народного
творчества на коммуникативное развитие детей: через потешки,
пословицы, поговорки, сказки, народные игры, игры забавы.
Обращаясь к отечественному наследию, у детей воспитывается
уважение, гордость за свой народ, его культуру, традиции, обычаи,
речь, за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо
знать культуру своих предков, уклад жизни, быт, обряды
.
Критерии
Вопросы для оценки качества
усвоения материала
кружковой деятельности.
1.Знание русских народных игр.
Какие русские народные игры ты
знаешь? Какая игра тебе больше
нравится?
2.Знание и использование в речи
малых форм фольклора.
Какие пословицы, поговорки,
заклички ты знаешь?
3.Знание народных песен,
частушек, прибауток.
Какие народные песни,
частушки ты знаешь? Спой
самую любимую. Тебе нравится
народная музыка?
4.Знание русских народных
праздников. Участие в них.
Какие русские народные
праздники ты знаешь? (зима,
весна, лето, осень). Какой
праздник тебе больше всего
нравится и почему?
5.Знание обычаев, традиций
русского народа?
Какие традиции, обычаи
русского народа ты знаешь?
Какие традиции соблюдают в
вашей семье?
6.Знание предметов быта на
Руси.
Как назывался предмет, на
котором пряли пряжу?
Название самоваров, посуды,
которая была на Руси?
А вы в дома пьете чай из
самовара?
Ожидаемый результат.
Если использовать устное народное творчество наряду с
современными методиками обучения, улучшится монологическая,
диалогическая речь детей, обогатится словарный запас и повысится
познавательный уровень и коммуникативные способности детей.
У детей появится устойчивый интерес к культуре, традициям
русского народа. Формирование чувств национального достояния.
Широкое использование всех видов русского фольклора.
Объединение усилий воспитателя и родителей при изготовлении
костюмов, атрибутов, при организации праздников, развлечений по
приобщению к русской народной культуре.
Этапы проекта:
1.Подготовительный:
- выбор темы проекта;
- обоснование актуальности ее выбора;
- постановка цели и задачи;
- подбор методической литературы;
- создание условий для проведения данного проекта;
- анкетирование родителей;
- составление тематического планирования;
- подготовить материал для изучения данной темы
(энциклопедии, научная литература, вырезки из журналов,
газет, открытки, иллюстрации);
- мониторинг.
2.Непосредственная реализация проекта:
Сентябрь:
Первая неделя.
Тема: « Осенины».
Задачи: закрепить знания детей об овощах и фруктах,
совершенствовать навык классификации овощей и фруктов,
различать по внешнему виду, вкусу, запаху, развивать связную речь,
обогащать словарь, познавательный интерес, воспитывать у детей
правильное отношение к овощам и фруктам, выявляя огромную
пользу о здоровом питании.
1.
д/и «Чудесный сундучок»
« Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я подарки,
В свой чудесный сундучок».
2.Хоровод: «Мы собрали урожай».
3.Рассказывание сказки по ролям «Вершки и корешки»
4. Игра «Узнай по вкусу».
Вторая неделя.
Тема: «Как хлеб к нам с поля пришел».
Задачи: дать представления детям о том, какой путь проходит
зерно, чтобы стать хлебом, с уважением относится к людям,
которые вырастили его. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
1.Беседа о хлебе.
2. Чтение стихов о хлебе.
3.Игра «Лепим, лепим пирожки»
4. Инсценировка сказки «Колосок».
Третья неделя.
Тема «Мельница - вертельница».
Задачи: познакомить детей с тем, как раньше на Руси мололи муку,
развивать познавательный интерес через чтение русской народной
сказки «Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка», связную
речь, обогащать словарь детей новыми словами. Воспитывать
любовь и уважение к старине, к ее быту, к труду крестьянина.
1.
Беседа о том, как раньше люди выращивали хлеб, молотили его
(показ фильма «Горстка муки»)
2.
Практическое задание ( дети с помощью камней делают сами
муку)
3.
Чтение сказки «Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка».
4.
Игра – хоровод «Каравай».
Четвертая неделя.
Тема «Драматизация сказки «Петушок – золотой гребешок и
чудо – меленка».
Задачи: продолжать знакомить детей с русскими народными
сказками, учить драматизировать уже знакомую сказку, развивать
творческие способности, умение подражать голосом, мимикой,
жестами, воспитывать уверенность в себе и своих силах, начатое
дело доводить до конца.
1.д/и «Клубок» - на развитие внимания.
2.Игра – хоровод «Каравай»
3. Драматизация сказки.
4.Игра русская народная «Мы на мельницу ходили».
Октябрь.
Первая неделя.
Тема: «Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит».
Задачи: продолжать обогащать и расширять знания детей об осени,
приметах осени. Познакомить детей с русским народным
праздником «Покров». Воспитывать любовь и уважение к
празднику, к времени года – осень.
1.Стихи про осень русских поэтов: (А. Пушкин, Некрасов, Тютчев,
Фет, Есенин)
П/и «Собираем урожай».
3.Экологическая игра «Узнай по вкусу».
4.Осенние частушки.
Вторая неделя.
Тема: «Солим – солим мы капусту на Покров».
Задачи: продолжать закреплять знания детей об осени, осеннем
празднике Покров, расширять кругозор, развивать связную речь,
эмоциональность, творческие способности, находчивость.
Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам.
1.Беседа « Откуда к нам капуста пришла»,
2.Приметы связанные с капустой, с засолкой капусты.
3.Игра – хоровод «Как на грядке сто одежек»
4. Засолка капусты с детьми (практическое занятие)
Третья неделя.
Тема: « Традиционная кухня русского народа».
Задачи: дать представление детям о крестьянском столе, об
отношении к еде, закрепить пословицы, поговорки, приметы
связанные с едой. Развивать связную речь, обогащать словарь детей
старинными словами, воспитывать любовь и уважение к традициям
русского народа.
1.Показ слайдов «Щи и каша – пища наша».
2.Игра «Угости соседа»
3.Защита реферата «рецепты русской кухни».
4 Пословицы, поговорки про еду, про гостеприимство, угощения.
Четвертая неделя.
Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Кот и лиса»
Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой, дать
представления о добре и зле, хитрости, развивать слуховую память,
дикцию, выразительность в речи, воспитывать любовь и уважение к
сказкам, умение сопереживать героям сказки.
1.
Загадки про животных.
2.
Игра «Собери из слогов названия животных»
3.
Рассказывание сказки: «Кот и лиса».
4.
Рассказывание сказки по ролям.
5.
Игра «Придумай свое животное и назови его».
Ноябрь.
Первая неделя.
Тема: «Ноябрь идет – белые перья несет».
Задачи: познакомить детей с последним осенним месяцем осени, с
народными приметами, пословицами, поговорками, расширять
кругозор детей, развивать связную речь, познавательный интерес,
видеть окружающую нас красоту природы, воспитывать любовь и
уважение к этой красоте, бережное отношение.
1.Знакомство с приметами и старинными поговорками о ноябре.
2.Игра « Определи и назови».
3.Чтение стихов про осень.
4.Делаем осеннюю картину из бросового материала.
Вторая неделя.
Тема: развлечение « Синичкины именины»
Задачи: продолжать формировать представление об осенних
признаках, о птицах, которые улетают в теплые края,
представления о народных праздниках связанных с этим временем
года «Синичкин день», посему его так называли, почему придавали
такое значение, развивать связную речь, обогащать словарь детей,
воспитывать любовь и уважение к синичкам, проявлять заботу о
них.
1.Выставка рисунков «Синички – наши верные друзья».
Фотоальбомов, рефератов про синиц.
2Песня «Синичка, синичка загляни в мое окно»
3.Стихи читают дети.
4.Игры, конкурсы совместно с родителями.
5. Презентация «Угощения для синичек»
Третья неделя.
Тема: Знакомство с русским народным праздником «Михайлов
день».
Задачи: познакомить детей с русским народным праздником, дать
понятия, почему его на Руси его отмечали с размахом, развивать
познавательный интерес, связную речь, обогащать словарь детей
новыми словами, понимать значения этих слов, воспитывать
любовь и уважение к народным праздникам.
1.Кто к нам в гости пришел?
2.Рассказ детей о празднике «Михайлов день»
3.Русская народная игра «Бабушка Маланья»
4.Пословицы, поговорки посвященные этому празднику.
5. игра «Нарисуй картину словами»
Декабрь.
Первая неделя.
Тема: «История русской одежды».
Задачи: познакомить детей с характерными особенностями русской
одежды, использовать разные жанры устного народного творчества
при описании одежды, развивать связную речь, обогащать словарь
детей, воспитывать интерес к народной мудрости,
доброжелательности.
1.
Беседа воспитателя о том, что носили на Руси.
2.
Рассматривание альбома, который изготовили родители
«Русская национальная одежда в будни и праздники»
3.
Изготовление детьми одежды из ткани, бумаги, картона..
4.
Показ своих работ, рассказ какая это одежда.
5.
Игра «Выбери дружка»
Вторая неделя.
Тема: «Знакомство с историей русской обуви».
Задачи: продолжать знакомить детей с историей обуви, которую
носили разные сословия русского народа, развивать
познавательный интерес детей, обогащать словарь новыми словами,
воспитывать любовь и уважение к предкам.
Показ видио фильма «История обуви русского народа».
2.Дефеле детей «Обувь, которую носили наши предки».
3. Передай туфельку( музыкальная игра)
4.Игра «Найди пару»
Третья неделя.
Тема: «Знакомство со сказками о зиме, силе русского мужика».
Задачи: познакомить детей со сказкой «Мороз Иванович»,
закрепить признаки времени года зима, умение сопереживать
сказочным героям, выделять главную мысль произведения, слушать
музыку, характеризовать музыкальные образы, воспитывать
доброту, отзывчивость
1Слушание музыкального произведения «Зима».
2.Беседа с детьми о произведении.
3.Чтение сказки «Мороз Иванович», беседа по содержанию.
4. Игра «Два Мороза»
5. Загадки про зиму.
Четвертая неделя.
Тема: «Снегурочка – внучка Деда Мороза».
Задачи: продолжать формировать представления детей о зиме,
признаках, приметах, пословицах, поговорок, характеризующих это
время года, познакомить с историей возникновения сказочных
персонажей Деда Мороза и Снегурочки, воспитывать любовь и
уважение к этим персонажам, верить в чудеса, сказку.
Январь.
Первая неделя.
Тема: «Пришла коляда – отворяй ворота!»
Задачи: познакомить детей с русским народным праздником
«Рождество христово», с обрядами, обычаями этого большого
праздника, совершенствовать навык пения, выразительность чтения
стихов, развивать связную речь, обогащать словарь детей,
воспитывать любовь и уважение к обрядовым праздникам,
семейным традициям.
1.
Пение закличек.
2.
Игра – хоровод «Вдоль по улице метелица метет»
3.
Чтение стихов.
4.
Игра «Карусель».
5.
Эстафета «Бег в мешках».
6.
Дети «колядуют».
Вторая неделя.
Тема: «Живет в народе - частушка».
Задачи: продолжать знакомить детей с русской народной
частушкой, различать ее характерные признаки, воспитывать
эстетическое восприятие, радость от частушки, развивать устную
речь, любовь и уважение к народной частушке.
Третья неделя.
Тема: «Народные поверья, приметы календаря на январь».
Задачи: продолжать знакомить детей с народными приметами
января, развивать связную речь, обогащать словарь детей ,
воспитывать любовь к природе, ее красоте, бережному отношению.
Февраль.
Первая неделя.
Тема: Драматизация сказки «Зимовье зверей».
Задачи: продолжать знакомить детей с русскими народными
сказками, с их красотой, ярким колоритом, воспитывать любовь к
родному языку, к народной земле, чувство гордости за свой народ,
развивать связную речь, обогащать словарь эпитетами,
выражениями, слуховую память.
Вторая неделя.
Тема: викторина « В стране сказок».
Задачи: формировать у детей умение внимательно слушать
вопросы, соблюдать очередность, слушать других детей,
воспитывать доброжелательность, честность, справедливость,
развивать слуховую память, связную речь, умение отгадывать
загадки, подбирать пословицы и поговорки.
1.
Загадки: Из какой сказки эти выражения.
2.
Театральное представление «Узнай этих героев»
3.
Кроссворд «Найди клад»
4.
Игра «Собери из частей целое»
5.
Выставка рисунков «В стране русских народных сказках»,
Третья неделя.
Тема: «Русские богатыри – наши папы, дедушки»
Задачи: формировать представление детей о героическом прошлом
русского народа, великих русских богатырях защитников земли
русской, воспитывать любовь и уважение к богатырской силе,
народной мудрости.
1.
Стихи посвященные папам, дедушкам, русским богатырям,
нашим защитникам.
2.
Игра «Собери папу на войну»
3.
Песня «Мой папа самый сильный»,
4.
Игра «Перетяни канат»
5.
Конкурс «Мы с папой музыканты», «Приготовь маме обед».
Четвертая неделя.
Тема: «Веселые ложки».
Задачи: познакомить детей с историей деревянных ложек, чтить
традиции русского народа, развивать познавательный интерес,
связную речь, обогащать словарь детей, воспитывать любовь и
уважение к народной культуре, к традициям русского народа.
1.
Оформить альбом «история ложек»
2.
Чтение стихов.
3.
Частушки в сопровождении игре на ложках.
4.
Театр из ложек ( импровизация, дети придумывают и
показывают уже знакомые сказки. На ложках наклеены
картинки животных, персонажи разных сказок)
Март.
Первая неделя.
Тема: «Посиделки при свечах» (посвящается нашим мамочкам)
Задачи: продолжать знакомить детей с русским гостеприимством,
закрепить название самоваров, традиции русского чаепития,
развивать связную речь, обогащать словарь детей, воспитывать
любовь и уважения к русским традициям.
1.
Стихи про маму.
2.
Песня «Мамочка моя»
3.
Игра «Найди свою маму»
4.
Покорми свою подружку».
5.
Нарисуй портрет любимой мамочки.
Вторая неделя.
Тема: «Будь как дома, но не забывай, что в гостях».
Задачи: познакомить детей с обычаями ходить в гости, устраивать
посиделки у самовара с сушками, бубликами, развивать
познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать любовь
и уважение к традициям наших предков, гордится такими
традициями.
1.
Потехи «На пеньках», и «За столом»
2.
Инсценировка «Мы за чаем не скучаем…»
3.
Игра «Сервируем стол для друзей»
4.
Оркестр «Во саду ли, в огороде»
Третья неделя.
Тема: « Знакомство с предметами быта на Руси».
Задачи: познакомить детей с предметами быта в старину, прививать
интерес к культуре русского народа, развивать умение применять
полученные знания в различных видах деятельности, воспитывать
интерес к народному фольклору.
1.
Показ иллюстраций «посуда», «предметы быта».
2.
Игра «Попляши и покружись, самым ловким окажись»
3.
Русские народные страдания «Гармонь»
4.
Инсценировка «как заяц к лисе в гости ходил»
Четвертая неделя.
Тема: «Открывай ворота – широкая Масленица пришла».
Задачи: продолжать знакомить детей с русским народном
праздником, с его традициями, развивать познавательный интерес,
расширять кругозор детей , воспитывать любовь и уважения к
традициям наших предков.
1.Знакомство с праздником «Масленица»
2. Закличка «Весна»
3.Игра «Веселая карусель»
4Танец «Заиграли ложкари»
5Сжигание чучела «масленицы»
6.Песня «Блины» - угощение блинами с чаем.
Апрель.
Первая неделя.
Тема: «Прялка и суеверия связанные с ней».
Задачи: познакомить детей с прялкой, с пословицами, поговорками
- связанными с прялкой, о суевериях связанных с прялкой,
развивать познавательный интерес детей, обогащать словарь детей
новыми словами, воспитывать уважение к предметам быта наших
предков.
1.
Беседа: «Прялки»
2.
Рассматривание иллюстраций.
3.
Дети расписывают прялку.
4.
Игра – потеха «Смотай ниточки в клубок».
Вторая неделя.
Тема:
Третья неделя.
Тема: «Путешествие Колобка на Пасху ».
Задачи: познакомить детей с русским народным праздником
«Пасха», с его традициями, как они дошли до наших дней,
выяснить, как в семье готовятся родители к «Пасхе», расширять
кругозор, развивать связную речь, обогащать словарь, воспитывать
любовь и уважение к праздникам, соблюдать традиции своих
предков.
1.
Стихи дети читают.
2.
Хоровод «Колокольчик»
3.
Русская народная песня «Вдоль да по реченьке»
4.
Игра «Катание яиц на Пасху»
5.
Оркестр «Ой, цветет калина»
Четвертая неделя.
Тема: « Праздник русских народных игр».
Задачи: активизировать познавательную деятельность детей,
используя историю быта и традиций, обряда русского народа в
играх, играх – забавах, воспитывать чувства товарищества,
взаимовыручки в играх, развивать интерес к истории своего народа.
Май.
Первая неделя.
Тема: « Печем жаворонков – встречаем весну».
Задачи: продолжать знакомить детей с перелетными птицами, с
обычаями, связанными с прилетом птиц, способствовать развитию
творческих способностей при выпечке жаворонков из соленого
теста, развивать мелкую моторику, связную речь, обогащать
словарь детей, воспитывать любовь и бережное отношение к
природе, к птицам.
1.
Хоровод: «А я по лугу»
2.
Загадки про весну, птиц.
3.
Печем жаворонков из соленого теста.
4.
Игра: «Ручеек»
Вторая неделя.
Тема: « Делаем куклы, как наши бабушки».
Задачи: познакомить детей с историей куклы – самоделки,
развивать фантазию при изготовлении кукол, творческое
воображение, познавательный интерес, воспитывать любовь и
уважение к русской культуре, к национальным традициям.
1.Выставка кукол, фотоальбомов,
2. Презентация: «Куклы из бабушкиного сундука»
3.Изготавление «кукла оберег» с детьми.
4. Игра: «Милый мой, выйди на лужок»
Третья неделя.
Тема: Викторина « Как люди раньше жили на Руси ».
Задачи: закрепить полученные знания детей в игровой форме,
способствовать развитию и проявлению сообразительности,
активности, выдержки, терпению по отношению к другим детям,
воспитывать доброжелательность, любовь и уважение к своей
Родине, к ее традициям.
Четвертая неделя.
Тема: «День русской березки».
Задачи: продолжать знакомить детей с символами и традициями
русского народа, развивать познавательный интерес, расширят
кругозор, словарный запас детей, воспитывать любовь и уважение к
традициям русского народа.
1.
Хоровод: «Во поле береза стояла».
2.
Русская народная игра: «Горшки».
3.
Загадки про весенние явления природы, птиц, зверей.
4.
Русская народная песня: « Купим мы бабушка курочку».
5.
Частушки – нескладушки.
Литература
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в
воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Антология педагогической мысли Руси и Русского
государства Xll-XII вв.М., 1985.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки,
считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам
русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и
доп.сПб,. 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи
у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.