Автор: Бессмертная Татьяна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 46
Населённый пункт: городской округ Краснотурьинск, Свердловская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Опыт деятельности по реализации проекта Академия талантов
Раздел: дошкольное образование
«Самое прекрасное зрелище на свете –
это вид ребенка, уверенно идущего
по дороге жизни после того,
как эту дорогу показали ему Вы»
Конфуций
Жизнь
в
21
веке
ставит
перед
нами
много
проблем,
среди
которых
самой
актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому
образу жизни. Наши дети
— это наше будущее. Наша Родина только тогда будет
сильной,
процветающей
и
конкурентоспособной страной,
когда
будет
здоровым
её
подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить
здорового
человека.
Как
укрепить
и
сохранить
здоровье
детей?
Каким
образом
способствовать
формированию физической
культуры
ребёнка?
Как
привить
навыки
здорового образа
жизни?
Кода
это
начинать?
Как
помочь подрастающему ребёнку
реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Ответ волнует как педагогов,
так
и
их
родителей.
Известно,
что
дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет
человек
проходит
огромный
путь
развития,
неповторимый
на
протяжении
всей
последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов,
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются
основные
черты
личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так
важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Образ
жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к
которым ребенок принадлежит. Образ жизни способствует сохранению и
развитию
здоровья ребенка. Необходимо формировать здоровый образ жизни, направленный не
только на сохранения и укрепления здоровья, но и на раскрытие наиболее ценных
качеств личности, творческого потенциала.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и
незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со
стороны, как взрослого, так и ребёнка. (талант – это дар, а вот способности можно и
нужно развивать). Для этого была разработана и реализована программа развития детей с
ярко выраженными способностями «Академия талантов».
Основная
цель
-
создание
единого
здоровьесберегающего
образовательного
пространства,
обеспечивающего необходимые условия
для
проявления
каждым
ребенком своих творческих, интеллектуальных способностей и интересов, а также
обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах
деятельности
Задачи:
Провести диагностические обследования детей на предмет выявления одаренности,
определить их творческий потенциал, интересов и способностей;
Максимально
развить
способности
и
творческие
потенциалы
одаренных
и
высокомотивированных
детей
на
основе
дифференцированного
обучения
и
внедрения новых здоровьесберегающих технологий по комплексным модулям:
художественно-эстетическое направление;
физкультурно-спортивное направление;
интеллектуальное направление.
Использовать
конкурсную деятельность,
как
средство
развития
способностей
дошкольников и активной пропаганды здорового образа жизни
Расширить
возможности
для
участия
высокомотивированных
и
одарённых
дошкольников
городских,
региональных,
всероссийских
и
международных
олимпиадах, творческих выставках и т.д.
Подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с
одаренными воспитанниками.
Повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника.
Обобщить
и
распространить
передовой
педагогический
опыт
по
реализации
направлений проекта.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь
развития. Коллективом МА ДОУ № 46 созданы благоприятные условия, при которых
развитие одарённости ребенка проходит наиболее эффективно. Одним из таких условий
является
наличие подготовленных квалифицированных специалистов,
воспитателей и
педагогов дополнительного образования (16 воспитателей, старший воспитатель, педагог-
психолог,
учитель-логопед,
2
музыкальных
руководителя,
инструктор
по
плаванию,
преподаватель по шахматам, хореограф). Ими создана атмосфера доброжелательности и
заботливости по отношению к ребенку, обстановка, формирующая у ребенка чувство
собственной значимости, поощряющая проявление его индивидуальности.
Коллективом
педагогов
МА
ДОУ
разработана
личностно-ориентированная
воспитательно-образовательная
система,
включающая
в
себя:
образовательную
программу психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
«Академия
талантов» (приложение №1); психолого-педагогический мониторинг, направленный на
выявление
особых
способностей
детей
и
отслеживания
их
дальнейшего
развития;
развивающие
программы
по
различным
направлениям
детской
одаренности,
учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка; методические и
дидактические материалы по здоровьесбережению, приобщению к здоровому образу
жизни.
В работе педагоги используют различные нетрадиционные методы и приемы,
игровые технологии.
Здоровьесберегающие (игры тренингового характера, релаксация, музыкотерапия,
сказкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, танцевально-двигательная)
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные комплексы,
работа на интерактивных досках, 3Д моделирование)
Организована
альтернативная
форма
обучения
воспитанников.
В
МА
ДОУ
функционируют кружки и секции, развивающие разные виды детской одаренности.
Академическая одаренность: кружок «Почемучка», Шахматный клуб «Пешечка»,
Студия «Вундеркинд»
Творческая одаренность: Студия «Цветные ладошки», Вокальная студия «ДО-МИ-
СОлька, «Хор»
Психомоторная одаренность: Школа олимпийского резерва «Дельфиненок», Студия
«Веселый каблучок», фитнес для дошкольников, Секция «Футболика»
В МА ДОУ создана соответствующая развивающая предметно-пространственная
среда,
стимулирующая
самую
разнообразную
деятельность
ребенка.
(некоторые
моменты продемонстрируем ее во время экскурсии по МА ДОУ)
С целью приобщения детей к здоровому образу жизни, социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства хорошо развита система культурно-массовых
мероприятий, в которых участвуют воспитанники, их родители, педагоги, социальные
партнеры. Это различные праздники, такие как «Осинины», «Богатырские сражения»,
«Зов Джунглей» и т.д.
Традиционные
спортивные
соревнования:
«Лыжня
России»,
турнир
по
мини
футболу, турниры по шахматам, Малая Зимняя Олимпиада, Летняя Олимпиада, День
здоровья, «Морские регаты», «Аты-баты, шли солдаты» и т.д.
Выставки
детского
творчества:
открыток
сделанных
руками
детей
«С
днем
рожденья
детский
сад»,
«С
новым
годом»,
«Поздравленья
ветеранам»,
поделки
из
природного материала «Елочка 2016», поделки из даров осени «Чудо-овощ» и т.д. Также
организованы авторские выставки воспитанников.
Туристические слеты, походы проводились с целью популяризация достижений в
области семейного творчества, развитие и распространение новых форм организации
семейного досуга и пропаганды здорового образа жизни.
Фестивали:
«Битва
хоров»
ко
Дню
Победы,
«Уральские
самоцветы»
и
т.д.
Народные песни, танцы, игры в простой, а иногда и в шутливой форме прививают детям
не только чувство дружелюбия и товарищества, осуждают лень и тщеславие, но и
знакомят детей с правилами ЗОЖ, учат заботиться о своем здоровье.
Конкурсы организованные «Академией Талантов»: «Барыня тыква» (12- 16%);
фотоконкурс «Урожай у нас хорош», «Символ года – петушок» (32- 43%) «Созвездие
талантов»
-
итоговое
мероприятие
реализации
проекта
«Одаренные
дети»
(59
дошкольников- 52%)
В течении последних 3 лет разработаны и реализованы долгосрочные творческие
проекты по работе с детьми с ярко выраженными способностями: «Фабрика Звезд»,
«Минута славы», «Созвездие талантов» (в которых участвовало в общей сложности 162
воспитанника, а так же их родители).
Тесное сотрудничество с
КСК
«Газовик» КРАСНОТУРЬИНСКОЕ
ЛИНЕЙНО-
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
МАГИСТРАЛЬНЫХ
ГАЗОПРОВОДОВ"
"Общество Газпром Трансгаз Югорск» позволило эффективнее реализовать массовые
мероприятия по пропаганде здорового образа жизни: ежегодный кубок по мини футболу;
спортивные соревнования посвященные Дню Защитника Отечества (участвовали дети с
папами); соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»; физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Также были организованы творческие конкурсы – «Подарок любимой мамочке»,
«О подвиге, о доблести, о славе!», «Экология глазами детей» и т.д. Всего за 3 последних
года было организованно и проведено более 10 творческих конкурсов. Совместно
участвовали в акциях «Экологический десант», «День без интернета», «Твори добро».
Конкурсная деятельность – хорошее средство развития творческих способностей
дошкольников и активной пропаганды здорового образа жизни. Поэтому активно
участвуем в конкурсном движении.
Педагогический
коллектив
и
воспитанники
за
2019-2020
года
участвовали
в
54
мероприятиях
и
конкурсах
проводимых
на
уровне
муниципалитета
и
области
(32
призовых мест)
Результаты реализации программы «Академия талантов»
Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации
интересов.
Создание и апробация психолого-педагогических диагностик по выявлению
одаренных детей. Результаты по учебным годам.
Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной,
физкультурно-спортивной деятельностью по окончанию МА ДОУ (% из выявленных)
процент растет. А это значит , что дети смотивированы нами, на дальнейшее развитие.
И то ,что родители поверили в своих детей, в то что они одарены.
Участие в конкурсах, мероприятиях на муниципальном, региональном, всероссийском
уровне
Выросла доля массовых мероприятий.
Уровень заболеваний детей ниже городского на 27%.
Наши выпускники – это не только наша гордость. Это гордость всей страны.
Павел Любушкин. Лучший ученик 2017 года Свердловской области. 5-й по России;
Матвей Тунев. Вошел в 10 лучших юных шахматистов; Алина Попеляева. Лауреат
IIстепени фестиваля-конкурса «Мировые таланты»
Современное развитие
России связано
с
модернизацией в
сфере
образования,
которая
в
первую
очередь
затрагивает
проблемы
формирования
подрастающего
поколения, интегрированного в современное общество. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение.
Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть только тот
человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.