Авторы: Сивиринова Ирина Александровна, Горнакова Наталья Викторовна
Должность: учитель биологии, учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №17"
Населённый пункт: Усть-Илимск
Наименование материала: Программа "Территория успеха"
Тема: Поддержка и развитие одаренности детей
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Программа
«Территория успеха»
Разработчик:
Сивиринова Ирина Александровна
руководитель программы
высшая квалификационная категория
Усть-Илимск
2017 г.
Паспорт программы
Наименование
программы
Программа поддержки и развития одаренности детей
«Территория успеха»
Заказчик
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Основные разработчики
программы
Сивиринова Ирина Александровна, учитель биологии
Цели и задачи программы ЦЕЛЬ: создание условия для выявления, поддержки и развития
одаренных детей, интеллектуальных, творческих, спортивных
способностей обучающихся,
их самореализации, профессионального самоопределения в
соответствии со способностями.
ЗАДАЧИ:
изучить природу детской одаренности;
выявить и отобрать как собственно одаренных и
талантливых детей, так и способных, создать условий для
развития творческого потенциала личности таких
школьников;
создать базу данных в рамках Программы;
внедрить в учебный процесс интерактивные технологии;
организация совместной работы ОУ с социальными
партнерами по поддержке одаренности;
развить сферу дополнительного образования,
удовлетворяющего потребности, интересы детей;
повысить компетентность педагогов школы в вопросах
развития одаренности обучающихся.
расширить состав конкурсов, олимпиад, смотров для
обучающихся, педагогов, родителей.
создать систему учета индивидуальных образовательных
достижений в формате портфолио обучающихся,
педагогов.
организовать общественную презентацию портфолио
обучающихся.
Сроки реализации
программы
2017-2022 гг.
Исполнители
Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №17»
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы
В результате выполнения программы планируются следующие
результаты:
увеличение количества детей, адекватно проявляющих
свои интеллектуальные или иные способности;
повышение качества образования и воспитания
школьников в целом;
положительная динамика процента участников и призеров
конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
повышение социального престижа школы на местном,
муниципальном уровне.
Система управления
программой и контроль
Общее руководство программой осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, заместитель
директора по воспитательной работе, заместитель директора по
научно-методической работе.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального
дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути
большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда
помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не
позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в
общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту
тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и
сложность явления одаренности определяет целесообразность существования
разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование,
традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может
обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен
для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности
своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается
недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности
решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и
кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие
исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной
школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала
бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и
детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами
одаренности.
Основание для разработки:
Разработка и реализация инновационных образовательных программ,
рекомендуемых новыми Федеральными Государственными Образовательными
Стандартами.
Обновление содержания и технологий образования на основе введения ФГОС.
Создание условий для индивидуализации и дифференциации содержания и
технологий образования, индивидуального сопровождения процессов развития
личности.
Формирование творческой, развивающей, здоровьесберегающей образовательной
среды с учетом социокультурных возможностей территории, внутренних
потенциалов развития школы и социального партнерства.
Основная цель: создание условия для выявления, поддержки и развития одаренных
детей, интеллектуальных, творческих, спортивных способностей обучающихся,
их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со
способностями.
Задачи программы:
изучить природу детской одаренности;
выявить и отобрать как собственно одаренных и талантливых детей, так и
способных, создать условий для развития творческого потенциала личности таких
школьников;
создать базу данных в рамках Программы;
внедрить в учебный процесс интерактивные технологии;
организация совместной работы Оус социальными партнерами по поддержке
одаренности;
развить сферу дополнительного образования, удовлетворяющего потребности,
интересы детей;
повысить компетентность педагогов школы в вопросах развития одаренности
обучающихся.
расширить состав конкурсов, олимпиад, смотров для обучающихся, педагогов,
родителей.
создать систему учета индивидуальных образовательных достижений в формате
портфолио обучающихся, педагогов.
организовать общественную презентацию портфолио обучающихся.
Сроки реализации: 2017 – 2022 годы
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных
условиях общеобразовательной школы.
Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
Формирование банка данных «Одаренные дети», включающего в себя сведения о
детях с различными типами одаренности.
Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов
одаренности.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Повышение квалификации педагогов.
Обобщение и систематизация материалов, пролонгация опыта работы.
Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или
иные способности.
Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
конференций различного уровня.
Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные
или иные способности.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных
областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными
компетенциями, увеличение числа таких детей.
Возможные риски:
неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может
привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им
деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не
оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может
сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности
снизятся;
рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти
между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это
приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу
обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем
самым не войдут в число одаренных.
Кадровые условия реализации программы.
Педагогические сотрудники МБОУ «СОШ № 17» имеют базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются
научно-методической деятельностью. Педагоги школы прошли обучение и владеют
современными образовательными технологиями. В педагогическом коллективе школы
есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, педагог-психолог, учитель-
логопед, социальный педагог, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.
Имеются специально оборудованные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.
№
Специалис-ты
Функции
1
Учитель-
предметник
Организация условий для успешной реализации ребенка в
рамках программы
2
Педагог-
психолог
Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для
развития ребенка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями
3
Педагог
дополнительного
образования
Обеспечивает реализацию вариативной части
4
Административн
ый персонал
Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной
работы, осуществляет контроль и текущую организационную
работу
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области
наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и
психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными и способными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК и др.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления
одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует
предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной,
художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных
способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и
экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных
технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является
работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления
дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Этапы работы:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и
успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными
обучающимися в школе
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка
познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды
деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными и способными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы
работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-
практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель программы : создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных
детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального
самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в
разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для
усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого
интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в
городских, областных, всероссийских и международных олимпиадах, научных
конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы
детей.
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
· выявление одаренных обучающихся;
· создание банка данных «Одаренные дети»;
· разработка индивидуальных форм работы;
· внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
· использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
· создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных
учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
· развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся,
которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных,
городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках,
конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
· включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим
выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и
публикацией тезисов или докладов;
· разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию
творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных
учреждений города, области.
План реализации программы на 2017-2018 учебный год.
Задача
Содержание
Сроки
Ответственные
Обеспечение творческой,
научно-исследовательской
деятельностью одаренных
детей в рамках школьных
общественных объединений
«Почемучка», «Эврика»,
«Исследователь»,
«Репортер».
Приведение в соответствие
запроса на творческую,
научно-исследовательскую
деятельность одаренных
детей в соответствии с
социальным заказом.
Представление результатов
работы на сайте школы.
Сентябрь-
май
Руководитель
программы
Расширение состава
конкурсов, олимпиад,
смотров, в которых
принимают участие
учащиеся, учителя школы.
Увеличение количества
конкурсов, олимпиад,
смотров за счет разработки
школьных форм
олимпиадного движения,
участия в дистанционных
олимпиадах и проектах.
Сентябрь-
май
Руководитель
программы
Вовлечение творчески
одаренных детей в
организацию и проведение
общешкольных социально
значимых проектов.
Фестиваль «Меридиан» -
презентация достижений,
конкурс талантов (по
направлениям), конкурс
«Ученик года».
Выделение индивидуальных
часов на работу с
одаренными детьми.
Разработка программ
индивидуального обучения
и сопровождения
одаренных детей.
Декабрь-
май
Руководитель
программы
Создание системы учета
индивидуальных
образовательных
достижений в формате
портфолио.
Разработка модели
портфолио.
Подготовка Положения по
портфолио обучающихся,
педагогов, формах его
Сентябрь-
ноябрь
Руководитель
программы
презентации.