Автор: Сидельников Дмитрий Николаевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Детско-юношеский центр Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).
Раздел: дополнительное образование
Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).
Сидельников Дмитрий Николаевич
Я работаю педагогом дополнительного образования, преподаю хореографию в Детско-
юношеском центре Тракторозаводского района города Волгограда. Педагогический стаж
20 лет, почти в каждой группе есть учащиеся с инвалидностью, так как совсем рядом
территориально находится школа для детей с нарушением зрения Мною была разработана
и использовалась дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Азбука эстрады». Возраст обучающихся: 6 – 9 лет.
Срок реализации: 3 года.
У некоторых обучающихся есть проблемы со зрением, но это видящие дети. По
классификации клинических болезней 10 пересмотра (МКБ-10) можно отметить детей со
следующими нарушениями зрения:
- Н54.2 Пониженное зрение обоих глаз (МКБ–10);
- H54.5 Пониженное зрение одного глаза (МКБ–10).
В основном дети с нарушенным зрением: слабовидящие и с косоглазием.
На занятиях по моей программе дети с пониженным зрением занимаются наравне со
здоровыми детьми, у слабовидящих детей наблюдается трудность в усвоении нового
материала, так как они могут что то не увидеть или недосмотреть, решается все просто, я
специально подхожу ближе и показываю специально для них, на занятиях детей с ОВЗ
специально не выделяю, поэтому их сверстники общаются с ними на равных, не чувствуя
своего превосходства и не добавляя дискомфорта детям с пониженным зрением. В
танцевальных постановках стараюсь привлечь детей с ОВЗ к участию в сольных партиях
или на первую линию, что создает для них ситуацию успеха и осознания своей
значимости в танце и коллективе.
Мои рекомендации по адаптации моей дополнительной общеразвивающей программы для
работы с детьми с ОВЗ
Актуальность: Занятия хореографией обогащают социальную активность детей с ОВЗ,
они становятся полноценными участниками коллектива, учатся брать инициативу и
ответственность за других обучающихся на занятиях и концертных выступлениях,
развивают и раскрывают свой внутренний творческий потенциал, развиваясь, как
полноценная личность.
Отличительные особенности данной дополнительной программы данной
образовательной общеразвивающей программы от существующих в этой области является
то, обучение начинается не с классического станка, а через приобщение к современному
танцу. И к необходимости обучения элементам классического танца ребенок приходит
сам, понимая, что ему необходимо повышать уровень своего мастерства для лучшего
воплощения себя в танце.
В программе уделено значительное внимание физическому состоянию учащихся, поэтому
в процессе обучения широко используются силовые упражнения, взятые из арсенала
подготовки профессиональных спортсменов, а также танцевальные связки на развитие
выносливости и пластичности.
В программе используются техники практически всех танцевальных направлений,
практические занятия преобладают над теоретическими и проводятся с использованием
современных методов обучения.
Адресат программы: учащиеся младшего школьного возраста (6-9 лет), в том числе, дети
с ОВЗ (дети с пониженным зрением и косоглазием).
В этом возрасте увеличивается познавательная и двигательная активность, закладывается
фундамент нравственного поведения, возможностей для художественно-эстетического
развития. Для детей этого возраста ведущей деятельностью является игровая, поэтому при
реализации данной программы часто используется игровая технология. Нет никаких
особых требований для детей с ОВЗ, кроме острого желания танцевать и удивлять всех
вокруг своим творчеством.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеобразовательной программы. Уровень программы – базовый, объем 144 часа, срок
реализации 3 года
Формы обучения Очная, очно-дистанционная.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю
Особенности организации образовательного процесса: Группы, где занимаются дети с
ОВЗ сокращаются до 12 человек, увеличивается время для подачи и усвоения нового
материала на занятиях хореографией, уменьшается физическая силовая нагрузка.
Цель программы: Цель программы - развитие индивидуальных творческих способностей
учащегося, в том числе и с ОВЗ через приобщение к хореографическому искусству, а
также, привить учащимся социальную значимость в различных конкурсных и
фестивальных мероприятиях.
Задачи программы: Задачи:
Предметные:
- познакомить с основными жанрами хореографии и спецификой техники их исполнения;
- научить грамотному и выразительному исполнению танца;
- сформировать танцевальные способности, навыки и умения, необходимые для
воплощения замысла танцевальной композиции.
Метапредметные:
- сформировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осуществлять контроль своей деятельности, владение основами самоконтроля;
- сформировать умение работать индивидуально и в группе, организовывать совместную
деятельность;
- развить творческий потенциал детей через привлечение учащихся к постановочной
работе и дизайну костюмов;
- развить артистические, эмоциональные качества у детей средствами занятий по
хореографии.
Личностные:
- сформировать готовность и способность к саморазвитию и личностному росту;
- воспитать художественный вкус, интерес к различным танцевальным направлениям;
- воспитать интерес к музыке как необходимому условию раскрытия замысла танца;
- сформировать умение выстраивать отношения в коллективе на основе взаимопомощи и
сотворчества;
- воспитать у детей потребность в ведении здорового образа жизни.
Учебный план:
№ п/
п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Азбука музыкального
движения и ритма
36
6
30
3.
Элементы
современного танца
52
10
42
4.
Пластический тренинг
20
4
16
5.
Постановочная работа
20
2
18
6.
Основы трюковых
элементов
14
4
10
ИТОГО:
144
27
117
Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: беседа «Понятие о хореографии и ее преимуществах, беседа о здоровом образе
жизни, изучение инструкции по технике безопасности и правилам поведения»,
тестирование, вводный инструктаж по технике безопасности жизни и здоровья
воспитанников, правила поведения во время занятий.
Практика: игры на знакомство
Тема 2. Азбука музыкального движения и ритма.
Теория: Рассказ о различных музыкальных направлениях и разных ритмических рисунках,
характере, темпах музыки.
Практика: Движения на раскрытие ритмического рисунка, на развитие умения
согласовывать движения под музыку, понятие о важности соблюдения акцентов в музыке.
Простейшие движения под музыку разных ритмических рисунков (шаги, повороты тела,
вращения рук, ног, прыжки и т.д.). Изучение элементов основной разминки для разогрева
всех групп мышц (от стопы до головы) и подготовки воспитанников к основным
занятиям.
Тема 3. Элементы современного танца.
Теория: Понятие о различных направлениях современного танца (модерн, фристайл,
брейк данс и др.)
Практика: Изучение элементарных движений направлений «хип хоп» и направления
«стрит» («прыжки», «елочка», «регулировщик» и др.). Постановка простейших связок на
1-2 минуты и работа на синхронность в группе
Тема 4. Пластический тренинг.
Теория: Объяснение техники выполнение упражнений на развитие гибкости,
пластичности и растяжки мышц
Практика: Просмотр выступлений ведущих танцевальных коллективов, обращая внимание
воспитанников на необходимость развития пластики для повышения уровня
исполнительского мастерства. Выполнение упражнений на развитие пластичности и
гибкости (наклоны с руками в третьей позиции, шпагат, равновесия, волны выполняемой
мышцами тела поочередно и др.)
Тема 5. Постановочная работа.
Теория: Рассказ об основах драматургии и постановки танца (завязка, конфликт, развязка)
и специфики работы в группе во время выступления на сцене.
Практика: Изучение простейших приемов для раскрытия композиции (перестроения в
простейшие фигуры «круг», «квадрат», «треугольник», использование приема
перемещения по «линиям» и др.) Изучение учебной связки «Повороты» и «Дружба улиц»
Тема 6. Основы трюковых элементов.
Теория: Понятие о трюке, как об элементе, усложняющем танцевальную композицию и
показывающий уровень исполнительского мастерства танцоров.
Практика: Просмотр выступлений ведущих танцевальных коллективов, обращая внимание
воспитанников на технику выполнения трюков. Изучение простейших трюков,
используемых в современном танце («стойка на голове», «стойка на руках», «колесо»,
«стойка на мостик»).
Планируемые результаты освоения программы.
Учащийся, в том числе и дети с ОВЗ будет знать:
- о сценической площадке (авансцена, середина, задник);
- название основных элементов разминки, простейших поворотов и трюков («колесо»,
«кувырок», «бабочка», «рыбка», «мостик» и т.д.);
- различные эмоциональные приемы преподнесения танца зрителю.
Учащийся будет уметь:
- правильно различать ритмические рисунки любой танцевальной композиции;
- перестраиваться в простые рисунки (круги, линии, квадрат и др.);
- раскрывать эмоциональный настрой танцевальной композиции из репертуара
программы;
- исполнять движения, танцевальные связки из репертуара программы.
Самое главное, что ребенок с ОВЗ будет, социализирован и помещен в ситуацию, где он
воспринимается, как полноценная творческая единица и сможет развить свои внутренние
способности, посредством занятий хореографией.