Напоминание

Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).


Автор: Сидельников Дмитрий Николаевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Детско-юношеский центр Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).

Сидельников Дмитрий Николаевич

Я работаю педагогом дополнительного образования, преподаю хореографию в Детско-

юношеском центре Тракторозаводского района города Волгограда. Педагогический стаж

20 лет, почти в каждой группе есть учащиеся с инвалидностью, так как совсем рядом

территориально находится школа для детей с нарушением зрения Мною была разработана

и использовалась дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Азбука эстрады». Возраст обучающихся: 6 – 9 лет.

Срок реализации: 3 года.

У некоторых обучающихся есть проблемы со зрением, но это видящие дети. По

классификации клинических болезней 10 пересмотра (МКБ-10) можно отметить детей со

следующими нарушениями зрения:

- Н54.2 Пониженное зрение обоих глаз (МКБ–10);

- H54.5 Пониженное зрение одного глаза (МКБ–10).

В основном дети с нарушенным зрением: слабовидящие и с косоглазием.

На занятиях по моей программе дети с пониженным зрением занимаются наравне со

здоровыми детьми, у слабовидящих детей наблюдается трудность в усвоении нового

материала, так как они могут что то не увидеть или недосмотреть, решается все просто, я

специально подхожу ближе и показываю специально для них, на занятиях детей с ОВЗ

специально не выделяю, поэтому их сверстники общаются с ними на равных, не чувствуя

своего превосходства и не добавляя дискомфорта детям с пониженным зрением. В

танцевальных постановках стараюсь привлечь детей с ОВЗ к участию в сольных партиях

или на первую линию, что создает для них ситуацию успеха и осознания своей

значимости в танце и коллективе.

Мои рекомендации по адаптации моей дополнительной общеразвивающей программы для

работы с детьми с ОВЗ

Актуальность: Занятия хореографией обогащают социальную активность детей с ОВЗ,

они становятся полноценными участниками коллектива, учатся брать инициативу и

ответственность за других обучающихся на занятиях и концертных выступлениях,

развивают и раскрывают свой внутренний творческий потенциал, развиваясь, как

полноценная личность.

Отличительные особенности данной дополнительной программы данной

образовательной общеразвивающей программы от существующих в этой области является

то, обучение начинается не с классического станка, а через приобщение к современному

танцу. И к необходимости обучения элементам классического танца ребенок приходит

сам, понимая, что ему необходимо повышать уровень своего мастерства для лучшего

воплощения себя в танце.

В программе уделено значительное внимание физическому состоянию учащихся, поэтому

в процессе обучения широко используются силовые упражнения, взятые из арсенала

подготовки профессиональных спортсменов, а также танцевальные связки на развитие

выносливости и пластичности.

В программе используются техники практически всех танцевальных направлений,

практические занятия преобладают над теоретическими и проводятся с использованием

современных методов обучения.

Адресат программы: учащиеся младшего школьного возраста (6-9 лет), в том числе, дети

с ОВЗ (дети с пониженным зрением и косоглазием).

В этом возрасте увеличивается познавательная и двигательная активность, закладывается

фундамент нравственного поведения, возможностей для художественно-эстетического

развития. Для детей этого возраста ведущей деятельностью является игровая, поэтому при

реализации данной программы часто используется игровая технология. Нет никаких

особых требований для детей с ОВЗ, кроме острого желания танцевать и удивлять всех

вокруг своим творчеством.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной

общеобразовательной программы. Уровень программы – базовый, объем 144 часа, срок

реализации 3 года

Формы обучения Очная, очно-дистанционная.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю

Особенности организации образовательного процесса: Группы, где занимаются дети с

ОВЗ сокращаются до 12 человек, увеличивается время для подачи и усвоения нового

материала на занятиях хореографией, уменьшается физическая силовая нагрузка.

Цель программы: Цель программы - развитие индивидуальных творческих способностей

учащегося, в том числе и с ОВЗ через приобщение к хореографическому искусству, а

также, привить учащимся социальную значимость в различных конкурсных и

фестивальных мероприятиях.

Задачи программы: Задачи:

Предметные:

- познакомить с основными жанрами хореографии и спецификой техники их исполнения;

- научить грамотному и выразительному исполнению танца;

- сформировать танцевальные способности, навыки и умения, необходимые для

воплощения замысла танцевальной композиции.

Метапредметные:

- сформировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

осуществлять контроль своей деятельности, владение основами самоконтроля;

- сформировать умение работать индивидуально и в группе, организовывать совместную

деятельность;

- развить творческий потенциал детей через привлечение учащихся к постановочной

работе и дизайну костюмов;

- развить артистические, эмоциональные качества у детей средствами занятий по

хореографии.

Личностные:

- сформировать готовность и способность к саморазвитию и личностному росту;

- воспитать художественный вкус, интерес к различным танцевальным направлениям;

- воспитать интерес к музыке как необходимому условию раскрытия замысла танца;

- сформировать умение выстраивать отношения в коллективе на основе взаимопомощи и

сотворчества;

- воспитать у детей потребность в ведении здорового образа жизни.

Учебный план:

№ п/

п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Азбука музыкального

движения и ритма

36

6

30

3.

Элементы

современного танца

52

10

42

4.

Пластический тренинг

20

4

16

5.

Постановочная работа

20

2

18

6.

Основы трюковых

элементов

14

4

10

ИТОГО:

144

27

117

Содержание программы:

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: беседа «Понятие о хореографии и ее преимуществах, беседа о здоровом образе

жизни, изучение инструкции по технике безопасности и правилам поведения»,

тестирование, вводный инструктаж по технике безопасности жизни и здоровья

воспитанников, правила поведения во время занятий.

Практика: игры на знакомство

Тема 2. Азбука музыкального движения и ритма.

Теория: Рассказ о различных музыкальных направлениях и разных ритмических рисунках,

характере, темпах музыки.

Практика: Движения на раскрытие ритмического рисунка, на развитие умения

согласовывать движения под музыку, понятие о важности соблюдения акцентов в музыке.

Простейшие движения под музыку разных ритмических рисунков (шаги, повороты тела,

вращения рук, ног, прыжки и т.д.). Изучение элементов основной разминки для разогрева

всех групп мышц (от стопы до головы) и подготовки воспитанников к основным

занятиям.

Тема 3. Элементы современного танца.

Теория: Понятие о различных направлениях современного танца (модерн, фристайл,

брейк данс и др.)

Практика: Изучение элементарных движений направлений «хип хоп» и направления

«стрит» («прыжки», «елочка», «регулировщик» и др.). Постановка простейших связок на

1-2 минуты и работа на синхронность в группе

Тема 4. Пластический тренинг.

Теория: Объяснение техники выполнение упражнений на развитие гибкости,

пластичности и растяжки мышц

Практика: Просмотр выступлений ведущих танцевальных коллективов, обращая внимание

воспитанников на необходимость развития пластики для повышения уровня

исполнительского мастерства. Выполнение упражнений на развитие пластичности и

гибкости (наклоны с руками в третьей позиции, шпагат, равновесия, волны выполняемой

мышцами тела поочередно и др.)

Тема 5. Постановочная работа.

Теория: Рассказ об основах драматургии и постановки танца (завязка, конфликт, развязка)

и специфики работы в группе во время выступления на сцене.

Практика: Изучение простейших приемов для раскрытия композиции (перестроения в

простейшие фигуры «круг», «квадрат», «треугольник», использование приема

перемещения по «линиям» и др.) Изучение учебной связки «Повороты» и «Дружба улиц»

Тема 6. Основы трюковых элементов.

Теория: Понятие о трюке, как об элементе, усложняющем танцевальную композицию и

показывающий уровень исполнительского мастерства танцоров.

Практика: Просмотр выступлений ведущих танцевальных коллективов, обращая внимание

воспитанников на технику выполнения трюков. Изучение простейших трюков,

используемых в современном танце («стойка на голове», «стойка на руках», «колесо»,

«стойка на мостик»).

Планируемые результаты освоения программы.

Учащийся, в том числе и дети с ОВЗ будет знать:

- о сценической площадке (авансцена, середина, задник);

- название основных элементов разминки, простейших поворотов и трюков («колесо»,

«кувырок», «бабочка», «рыбка», «мостик» и т.д.);

- различные эмоциональные приемы преподнесения танца зрителю.

Учащийся будет уметь:

- правильно различать ритмические рисунки любой танцевальной композиции;

- перестраиваться в простые рисунки (круги, линии, квадрат и др.);

- раскрывать эмоциональный настрой танцевальной композиции из репертуара

программы;

- исполнять движения, танцевальные связки из репертуара программы.

Самое главное, что ребенок с ОВЗ будет, социализирован и помещен в ситуацию, где он

воспринимается, как полноценная творческая единица и сможет развить свои внутренние

способности, посредством занятий хореографией.



В раздел образования