Напоминание

Инновационные процессы в образовании


Автор: Коннова Наталия Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ им. Л. Н. Толстого
Населённый пункт: п. Лев Толстой, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные процессы в образовании
Раздел: среднее образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Коннова Наталия Владимировна,

учитель географии и биологии

МБОУ им. Л. Н. Толстого п. Лев Толстой

В настоящее время в сфере образования происходят существенные

изменения. Одной из первостепенных задач современной школы является

раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса. Подобные

перемены обусловили большую часть инновационных процессов. Какие же

инновационные процессы проходят в современном образовании?

По мнению профессора О. Г. Прикота, инновация в образовании – это

позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных

потребностей основных потребителей образовательных услуг [1, с. 56].

Существует

множество

классификаций

инновационных

методик

в

образовании. Согласно одной из них, все нововведения делятся на четыре

типа по области распространения: инновации в обучении, воспитании,

управлении и переподготовке кадров.

К инновациям в обучении относятся новые методики преподавания и

способы

организации

занятий,

новшества

в

организации

содержания

образования, методы оценивания образовательного результата.

Примерами организации занятий могут послужить гомогенные и

профильные классы, методики геймификации, школа-парк, индивидуальные

образовательные траектории, тьюторство и т.д. Хочется отметить высокую

эффективность индивидуальных образовательных маршрутов. В нашей

школе подобная практика существует уже несколько лет. Она учитывает

особенности и возможности детей с ОВЗ и позволяет им добиться высоких

результатов. Для таких ребят разработаны индивидуальные учебные планы,

педагогами написаны адаптированные программы, которые включают не

только

учебные занятия с учителями-предметниками, но и занятия с

логопедом, психологом, социальным педагогом.

Что касается представления и передачи содержания образования, стоит

упомянуть

об

организации

межпредметных

уроков

с

предъявлением

межпредметных связей. Подобные уроки позволяют глубже погрузиться в

предмет, рассмотреть его с новой стороны. На своих уроках я постоянно

стремлюсь проводить межпредметные связи. В английском языке данная

методика получила название CLIL (Content and Language Integrated Learning),

когда знакомый предмет объясняется посредством характеристик из других

наук. Например, на уроках биологии с пятыми классами мы проводим опыт

по выращиванию бактерий: необходимо взять половинку лимона, испачкать

его в земле, а затем поместить в пакетик вместе с влажной салфеткой. Все

пакетики подписываются и помещаются в коробку, которая отправляется в

шкаф. Через неделю мы с ребятами проверяем содержимое коробки и делаем

выводы, стараясь описать увиденное не только с точки зрения биологии, но и

с

точки

зрения

других

наук.

Учащиеся

описывают

дольки

лимона

прилагательными (русский язык), отмечают изменения запаха (химия),

изменения окружающей среды (экология) и т. д. Всего один опыт, а

задействуется множество предметных областей.

К инновациям также можно отнести и создание компьютеризированных

курсов, организацию исследовательской деятельности,

программное и

проблемное обучение.

Методы оценивания образовательного результата подразумевают собой

расширение балльной шкалы, рейтинговую оценку, создание портфолио.

Уже с первого класса малыши начинают собирать свое портфолио – папочку

с

достижениями.

Это

мотивирует

к

получению

новых

знаний

и

совершенствованию умений.

Под инновациями в воспитании следует понимать системы или

долгосрочные

инициативы,

основанные

на

использовании

новых

воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков

и позволяющие устранить асоциальные явления в детско-юношеской среде,

снизить риски возникновения девиантного поведения. К ним относится

создание

различных

вариантов

школы

полного

дня,

психолого-

педагогических центров, гувернерской службы внутри школы, развернутой

системы дополнительного образования, систем дополнительной мотивации к

общественно-полезной деятельности и многое другое. Например, в нашей

школе работает система многочисленных клубов по интересам. Это

добровольческий

отряд

«Данко»,

экологический

кружок,

различные

спортивные секции и др.

Инновации в управлении – это нововведения, направленные на

привлечение представителей общества к управлению образовательными

учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и

хозяйственной деятельности. Это маркетинговые исследования в практике

школ,

создание

систем

автоматизации

школьного

управления,

попечительских и управляющих советов с реальными функциями и т.д.

Последний вид инноваций – это новшества

в подготовке и переподготовке

кадров образования. В данной области можно рассмотреть новые методики

преподавания,

новые

способы

организации

занятий,

а

также

новые

программы

переподготовки

кадров,

ориентированные

на

изменение

требований к качеству образования.

На данный момент существует

множество курсов, обучение на которых проходит дистанционно.

На

семинарах и мастер-классах педагогов приобщают к новым технологиям,

показывают, как можно креативно применить их на уроке. Кроме того,

проводится множество конкурсов педагогического мастерства – «Учитель

года», «Сердце отдаю детям».

Конечно, многие инновационные процессы в современном образовании

весьма

противоречивы.

Поэтому

лучше

не

увлекаться

погоней

за

инновациями и всегда помнить об основной цели новаторской деятельности

в педагогике - улучшении качества образования.

Список литературы:

1.

Прикота О.Г. Современное образование – Волгоград: Учитель, 2004. –

174 с.



В раздел образования