Автор: Коннова Наталия Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ им. Л. Н. Толстого
Населённый пункт: п. Лев Толстой, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные процессы в образовании
Раздел: среднее образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Коннова Наталия Владимировна,
учитель географии и биологии
МБОУ им. Л. Н. Толстого п. Лев Толстой
В настоящее время в сфере образования происходят существенные
изменения. Одной из первостепенных задач современной школы является
раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса. Подобные
перемены обусловили большую часть инновационных процессов. Какие же
инновационные процессы проходят в современном образовании?
По мнению профессора О. Г. Прикота, инновация в образовании – это
позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных
потребностей основных потребителей образовательных услуг [1, с. 56].
Существует
множество
классификаций
инновационных
методик
в
образовании. Согласно одной из них, все нововведения делятся на четыре
типа по области распространения: инновации в обучении, воспитании,
управлении и переподготовке кадров.
К инновациям в обучении относятся новые методики преподавания и
способы
организации
занятий,
новшества
в
организации
содержания
образования, методы оценивания образовательного результата.
Примерами организации занятий могут послужить гомогенные и
профильные классы, методики геймификации, школа-парк, индивидуальные
образовательные траектории, тьюторство и т.д. Хочется отметить высокую
эффективность индивидуальных образовательных маршрутов. В нашей
школе подобная практика существует уже несколько лет. Она учитывает
особенности и возможности детей с ОВЗ и позволяет им добиться высоких
результатов. Для таких ребят разработаны индивидуальные учебные планы,
педагогами написаны адаптированные программы, которые включают не
только
учебные занятия с учителями-предметниками, но и занятия с
логопедом, психологом, социальным педагогом.
Что касается представления и передачи содержания образования, стоит
упомянуть
об
организации
межпредметных
уроков
с
предъявлением
межпредметных связей. Подобные уроки позволяют глубже погрузиться в
предмет, рассмотреть его с новой стороны. На своих уроках я постоянно
стремлюсь проводить межпредметные связи. В английском языке данная
методика получила название CLIL (Content and Language Integrated Learning),
когда знакомый предмет объясняется посредством характеристик из других
наук. Например, на уроках биологии с пятыми классами мы проводим опыт
по выращиванию бактерий: необходимо взять половинку лимона, испачкать
его в земле, а затем поместить в пакетик вместе с влажной салфеткой. Все
пакетики подписываются и помещаются в коробку, которая отправляется в
шкаф. Через неделю мы с ребятами проверяем содержимое коробки и делаем
выводы, стараясь описать увиденное не только с точки зрения биологии, но и
с
точки
зрения
других
наук.
Учащиеся
описывают
дольки
лимона
прилагательными (русский язык), отмечают изменения запаха (химия),
изменения окружающей среды (экология) и т. д. Всего один опыт, а
задействуется множество предметных областей.
К инновациям также можно отнести и создание компьютеризированных
курсов, организацию исследовательской деятельности,
программное и
проблемное обучение.
Методы оценивания образовательного результата подразумевают собой
расширение балльной шкалы, рейтинговую оценку, создание портфолио.
Уже с первого класса малыши начинают собирать свое портфолио – папочку
с
достижениями.
Это
мотивирует
к
получению
новых
знаний
и
совершенствованию умений.
Под инновациями в воспитании следует понимать системы или
долгосрочные
инициативы,
основанные
на
использовании
новых
воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков
и позволяющие устранить асоциальные явления в детско-юношеской среде,
снизить риски возникновения девиантного поведения. К ним относится
создание
различных
вариантов
школы
полного
дня,
психолого-
педагогических центров, гувернерской службы внутри школы, развернутой
системы дополнительного образования, систем дополнительной мотивации к
общественно-полезной деятельности и многое другое. Например, в нашей
школе работает система многочисленных клубов по интересам. Это
добровольческий
отряд
«Данко»,
экологический
кружок,
различные
спортивные секции и др.
Инновации в управлении – это нововведения, направленные на
привлечение представителей общества к управлению образовательными
учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и
хозяйственной деятельности. Это маркетинговые исследования в практике
школ,
создание
систем
автоматизации
школьного
управления,
попечительских и управляющих советов с реальными функциями и т.д.
Последний вид инноваций – это новшества
в подготовке и переподготовке
кадров образования. В данной области можно рассмотреть новые методики
преподавания,
новые
способы
организации
занятий,
а
также
новые
программы
переподготовки
кадров,
ориентированные
на
изменение
требований к качеству образования.
На данный момент существует
множество курсов, обучение на которых проходит дистанционно.
На
семинарах и мастер-классах педагогов приобщают к новым технологиям,
показывают, как можно креативно применить их на уроке. Кроме того,
проводится множество конкурсов педагогического мастерства – «Учитель
года», «Сердце отдаю детям».
Конечно, многие инновационные процессы в современном образовании
весьма
противоречивы.
Поэтому
лучше
не
увлекаться
погоней
за
инновациями и всегда помнить об основной цели новаторской деятельности
в педагогике - улучшении качества образования.
Список литературы:
1.
Прикота О.Г. Современное образование – Волгоград: Учитель, 2004. –
174 с.