Авторы: Коннова Наталия Владимировна, Наталия Владимировна Коннова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ им. Л. Н. Толстого
Населённый пункт: п. Лев Толстой, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Домашнее задание на уроках географии
Раздел: среднее образование
Домашнее задание как составная часть процесса обучения географии в условиях
реализации ФГОС
Коннова Н. В., учитель географии
МБОУ им. Л. Н. Толстого
Одной из основных современных тенденций является гуманизация образования, то
есть ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на
приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности
и социума. Современная школа предоставляет личностно-ориентированное обучение.
Отличным примером гуманизации образования могут служить индивидуальные
образовательные траектории обучающихся. Но построение данных траекторий
невозможно
без
усовершенствования
системы
оценивания
образовательных
достижений учащихся в соответствии с ФГОС. Этот процесс очень важен для
современной школы.
В настоящее время особое внимание уделяется оцениванию качества образования и
результатов учебной деятельности в соответствии с ФГОС. Оценивание может
рассказать
об
эффективности
взаимодействия
учителя
и
ученика
в
ходе
образовательного процесса.
Само по себе понятие оценивания включает и процесс, и результат работы. К
сожалению, на практике часто не оценивают, а выставляют отметку. Педагог может не
пояснить причину отметки, не высказать свое мнение о результатах работы, не
мотивировать ученика. Именно поэтому многие учащиеся испытывают страх перед
выходом к доске, не говоря уже о панике перед контрольными и экзаменами. Кроме
того, отсутствие пояснений может привести к педагогическому конфликту.
Проблемой является и то, что педагог оценивает не путь ученика к цели, а только
конечный результат.
По словам известного деятеля науки А.С. Белкина, оценка – это способ создания для
ребенка ситуаций успеха [1, с. 43]. Не стоит забывать об этом.
Субъективность оценки можно рассматривать как еще одну проблему. Разные
педагоги могут оценивать знания одного и того же ученика по-разному. Но, когда мы
говорим об индивидуальном подходе к учащимся, то такое оценивание может быть
оправдано. Иногда немного заниженная отметка может подстегнуть «сильного»
ученика, мотивировать его. А у слабомотивированного ребенка выставление немного
завышенной отметки поспособствует возникновению «ситуации успеха», позволит
поверить в свои силы.
Система самооценки также очень важна. Она помогает ученику обратить внимание
на результаты своей учебы. Для преподавателя самооценка ученика может послужить
дополнительным источником информации для выстраивания правильной стратегии по
обучению. Задача педагога – привести самооценку учащегося к адекватности. А этому
может поспособствовать создание позитивной образовательной среды.
При аутентичном оценивании происходит более достоверная и всесторонняя оценка
достижений обучающегося, поэтому мы можем говорить о повышении качества
процесса облучения. Результаты оценивания позволяют учителю выявить истоки
затруднений, сильные стороны ученика, нераскрытые «возможности роста» - ресурсы
развития. Стоит отметить, что для перехода к подобному типу оценивания необходима
тщательная
подготовка
педагогических
кадров.
Не
все
педагоги
способны
самостоятельно переключиться на новую систему. Кроме того, и ученики, и родители
должны быть готовы к инновационной системе оценивания образовательных
достижений учащихся в соответствии с ФГОС.
Одной из важных составляющих является выполнение учащимися домашнего
задания в условиях реализации новых стандартов.
Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее
полученных знаний, которые должны служить опорными знаниями для приобретения
новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке, поэтому целесообразно
предложить учащимся такие задания на дом, которые могут косвенно познакомить их
с системой следующего урока. Это повторение того фактического материала, изучение
которого необходимо запомнить на уроке.
При формулировке домашнего задания необходимо раскрыть его задачи, дать
инструкцию к его выполнению, к работе с различными источниками информации.
Домашнее задание может пробудить интерес к предмету, а учащиеся сами осуществят
поиск необходимой дополнительной литературы, проанализируют заинтересовавший
их вопрос, то есть будут работать творчески, развивая навык самостоятельной
деятельности.
Домашние задания подразделяются на различные виды.
Распространённым видом домашних заданий является выполнение разнообразных
письменных и графических работ: сделать рисунок, заполнить контурную карту,
составить
таблицу,
схематический
конспект,
логическую
цепочку,
написать
стихотворение или сочинение.
Очень часто используется задание, закрепляющее учебный материал, в сильной
степени углубляющие, расширяющие, конкретизирующие знания и пробуждающие
интерес к ним. Это такие виды домашних заданий: проанализировать статистический
материал, прочитать статью, рассказ, описание по определённой книге (научно-
популярного, технического содержания), журнале, газете; просмотреть кинофильм
(если он идёт в данное время); пронаблюдать природное или бытовое явление;
поставить несложный опыт и др. Все эти задания творческого плана и направлены на
всестороннее развитие личности. Необходимо помнить, что творческие задания
даются, когда ученики уже владеют достаточными знаниями и мыслительными
приёмами, когда они в классе приобрели необходимый опыт творческой деятельности.
Домашняя работа прочно связана с работой на уроке и рассчитана не только на
развитие
самостоятельности,
но
и
творческого
мышления.
Задание
на
дом
последовательно вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и
готовит последующий урок.
Домашнее задание невозможно отделить от учебного процесса – это одно целое.
Планирование домашнего задания должно быть органически связано с планированием
учебного процесса. Нельзя не согласиться с высказыванием Древелова Х. о том, что
планирование домашнего задания – это необходимая составная часть планирования
всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него. Это не только
зависимость, а прочная взаимосвязь. Логическое соединение учебной деятельности
школьников на уроке с самостоятельной работой дома делает процесс формирования
мышления школьников непрерывным.
Домашнее задание должно быть связано с нужными знаниями не только из разных
разделов программы, но и по разным предметам. Такой тип заданий актуален в
развитии творческого поиска учащихся старших классов.
Важный аспект в выборе домашнего задания – учёт разного уровня способностей
учащихся. Наиболее актуальными задачами индивидуальных заданий будут являться:
развитие интересов слабоуспевающих и малоактивных учащихся; повышение уровня
хорошо
успевающих
и
одарённых
школьников;
раскрытие
преимущества
коллективной
и
групповой
деятельности
учащихся:
укрепление
мировоззренческих убеждений; способности логически мыслить особенно детей,
пассивно относящихся к учёбе.
При разработке урока нельзя забывать о проверке домашнего задания, т.к. любое
творчество ребёнка обязательно должно показать результаты на следующем уроке.
Это повысит и интерес, и мотивацию к учебному процессу. При анализе домашних
заданий
необходимо
учитывать
правильность
ответа,
его
самостоятельность,
оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы
выполнения заданий.
Таким образом, организация домашнего задания – это важный аспект урока.
Поскольку от того, как грамотно будет дано задание, зависит конечный результат
учебной деятельности.
Список литературы:
1.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2002. – 258 с.