Автор: Парфенова Любовь Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 159
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса
Раздел: среднее образование
Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического
процесса
Проблема рефлексии и воздействия профессии на личность постоянно концентрирует на
себе внимание исследователей и по-прежнему остается актуальной.
Только думающий, сомневающийся, анализирующий себя педагог становится настоящим
мастером своей профессии. Только такой – думающий, рефлексивный педагог может
решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития
личности подрастающего человека.
Профессия педагога – одна из самых внутренне противоречивых. Ее диалектика строится
на противоборстве консерватизма и новаторства, тенденции к сохранению традиций и
постоянному обновлению, к отрицанию себя вчерашней. Так и теперь, в век
информационных технологий, время требует изменения самих функций учителя. Если
раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта (в виде
знаний и способов познания), то в современной школе от учителя ожидают решение задачи
проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития
каждого конкретного ученика.
Практическая реализация такой деятельности предполагает высокий уровень
профессионализма учителя, важным компонентом которого является его способность к
профессиональной рефлексии.
Значение рефлексии в работе учителя действительно велико и многообразно.
Рефлексивные процессы буквально пронизывают всю профессиональную деятельность
педагога, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, и в
процессе проектирования и конструирования их учебно-воспитательной деятельности, и на
этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее субъекта.
Значима роль рефлексии и в осмыслении педагога своего профессионального опыта. Ведь
известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Более того,
именно соединение опыта профессионала и его рефлексии дает ключ к развитию
профессионального мастерства: «опыт + рефлексия = развитие».
рефлексивная интеграция теоретических знаний учителя и его практического опыта
порождают качественно новое образование профессионала, наполненное личностным
смыслом - ведущие идеи, которые принимают на себя регулирующую его деятельность
функцию.
Ведущие идеи педагога в концентрированном виде несут в себе его профессиональную
программу, направляющую его практическую деятельность. Убеждения, ценностные
ориентации, личностные установки учителя – это ядро любой ведущей идеи.
Ведущие идеи педагога – это его своеобразное кредо, которое складывается со временем
как продукт осмысления учителем своего опыта и опыта своих коллег с позиции своих
профессиональных знаний и личностных убеждений.
Овладение педагогом культурой рефлексивного анализа своего профессионального опыта
способствует его профессиональной и личностной зрелости.
Деятельность педагога в ее практическом смысле – это решение конкретной
педагогической задачи. Каждый педагог, решая такую задачу, проходит через следующие
этапы:
проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые
необходимы для достижения поставленной цели;
исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми;
итоговая оценка достигнутых результатов.
Реализация каждого их этих этапов ставит педагога в определенную функциональную
позицию:
педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей -
«эксперт по подаче информации»;
педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт
по коммуникации»;
педагог как создатель своего собственного опыта - «исследователь - аналитик».
Рефлексивные процессы присутствуют на каждом из этапов решения педагогической
задачи, по-разному проявляя себя.
Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка,
имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности,
понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он
действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать
«внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок, но и целенаправленно ее
преобразовывать, углублять, развивать, что способствует продуктивной педагогической
деятельности.