Напоминание

Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса


Автор: Парфенова Любовь Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 159
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического процесса
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогическая рефлексия - средство оптимизации педагогического

процесса

Проблема рефлексии и воздействия профессии на личность постоянно концентрирует на

себе внимание исследователей и по-прежнему остается актуальной.

Только думающий, сомневающийся, анализирующий себя педагог становится настоящим

мастером своей профессии. Только такой – думающий, рефлексивный педагог может

решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития

личности подрастающего человека.

Профессия педагога – одна из самых внутренне противоречивых. Ее диалектика строится

на противоборстве консерватизма и новаторства, тенденции к сохранению традиций и

постоянному обновлению, к отрицанию себя вчерашней. Так и теперь, в век

информационных технологий, время требует изменения самих функций учителя. Если

раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта (в виде

знаний и способов познания), то в современной школе от учителя ожидают решение задачи

проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития

каждого конкретного ученика.

Практическая реализация такой деятельности предполагает высокий уровень

профессионализма учителя, важным компонентом которого является его способность к

профессиональной рефлексии.

Значение рефлексии в работе учителя действительно велико и многообразно.

Рефлексивные процессы буквально пронизывают всю профессиональную деятельность

педагога, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, и в

процессе проектирования и конструирования их учебно-воспитательной деятельности, и на

этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее субъекта.

Значима роль рефлексии и в осмыслении педагога своего профессионального опыта. Ведь

известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Более того,

именно соединение опыта профессионала и его рефлексии дает ключ к развитию

профессионального мастерства: «опыт + рефлексия = развитие».

рефлексивная интеграция теоретических знаний учителя и его практического опыта

порождают качественно новое образование профессионала, наполненное личностным

смыслом - ведущие идеи, которые принимают на себя регулирующую его деятельность

функцию.

Ведущие идеи педагога в концентрированном виде несут в себе его профессиональную

программу, направляющую его практическую деятельность. Убеждения, ценностные

ориентации, личностные установки учителя – это ядро любой ведущей идеи.

Ведущие идеи педагога – это его своеобразное кредо, которое складывается со временем

как продукт осмысления учителем своего опыта и опыта своих коллег с позиции своих

профессиональных знаний и личностных убеждений.

Овладение педагогом культурой рефлексивного анализа своего профессионального опыта

способствует его профессиональной и личностной зрелости.

Деятельность педагога в ее практическом смысле – это решение конкретной

педагогической задачи. Каждый педагог, решая такую задачу, проходит через следующие

этапы:

проектирование предметного содержания и форм деятельности детей, которые

необходимы для достижения поставленной цели;

исполнение намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с детьми;

итоговая оценка достигнутых результатов.

Реализация каждого их этих этапов ставит педагога в определенную функциональную

позицию:

педагог как проектировщик своей собственной деятельности по обучению детей -

«эксперт по подаче информации»;

педагог как организатор деятельности детей по решению учебной задачи - «эксперт

по коммуникации»;

педагог как создатель своего собственного опыта - «исследователь - аналитик».

Рефлексивные процессы присутствуют на каждом из этапов решения педагогической

задачи, по-разному проявляя себя.

Рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка,

имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности,

понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он

действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать

«внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок, но и целенаправленно ее

преобразовывать, углублять, развивать, что способствует продуктивной педагогической

деятельности.



В раздел образования