Автор: Конобейцева Ольга Олеговна
Должность: преподаватель (руководитель) отдельной дисциплины ( истории,обществознания, географии)
Учебное заведение: ФГКОУ "КемПКУ"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений в процессе изучения истории.
Тема: общая педагогика.
Раздел: среднее образование
СПЕЦИФИКА ОТБОРА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.
О.О.Конобейцева
преподаватель(руководитель) отдельной дисциплины
истории, обществознания и географии
ФГКОУ «Кемеровское президентское кадетское училище»
Аннотация
В статье рассматриваются новые подходы к отбору учебных текстов
для использования в образовательном процессе, обусловленные целями
освоения, обучающимися способов понимания научных текстов на разных
уровнях: извлечения информации, интерпретации информации в авторском и
культурном контексте и интерпретации информации в личностном контексте
обучающихся.
Ключевые
слова:
учебно-информационные
умения,
понимание
учебного текста, критерии отбора учебных текстов.
SPECIFICITY OF EDUCATIONAL TEXTS SELECTION FOR THE
DEVELOPMENT OF STUDENTS LEARNING INFORMATION SKILLS
IN THE HISTORY STUDYING PROCESS.
O. Konobeytseva
teacher (leader) of a particular discipline
history, social studies and geography
Abstract
The article deals with new approaches to the educational texts selection for
using them in the educational process. The new approaches have the goals for
students to learn the ways of understanding scientific texts at different levels:
extraction of the information, information interpretation in the author's and cultural
context and information interpretation in the students personal context.
Keywords:
learning information skills, educational text understanding,
educational texts selection criteria
В современных условиях умение эффективно работать с большими
объемами информации и их различными источниками является одним из
наиболее востребованных качеств личности. До недавнего времени под
источниками информации подразумевались документы, публикации в СМИ
и вещественные источники. С изобретением Интернета насыщенность
информационной среды обучающегося выросла на порядок.
Ответом
на
эти
изменения
является
адаптация
мыслительных
процессов современного подростка – его мышление становится клиповым.
Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения);
вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». [7] При клиповом
мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало
связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они
постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и требуют новых. [6]
Следует понимать, что подросток, обладающий клиповым мышлением,
быстро
выстраивает
«логические
цепочки
происходящих
событий»
(перечисление, хронологический ряд), при этом испытывает трудности с
выстраиванием
причинно-следственных
связей,
в
системном
анализе
структурных элементов текста-образа-факта.
Для того чтобы препятствовать формированию у обучающихся
мозаичной, фрагментированной картины мира, необходимо вырабатывать у
них умение анализировать, устанавливать связи между явлениями, а это
представляется возможным достичь только при обучении детей грамотной
работе с различными источниками информации.
Таким образом одной из главных педагогических целей достигаемой в
процессе работы учащегося с текстом является формирование навыка
понимания текста и дальнейшего продуцирования изученной информации.
В процессе развития у учащихся учебно-информационных умений
преподаватель сталкивается с проблемой подбора учебного материала по
изучаемой
теме.
Специфика
отбора
учебной
литературы
в
свете
формирования компетенции осмысленного чтения и умения работать
учащихся с текстовой информацией представляется очень важной темой для
обсуждения в педагогическом сообществе. Поэтому крайне важно выявить
основные принципы отбора текстовой информации для использования её на
уроках.
Безусловно
отбор
учебных
текстов
необходимо
производить
в
соответствии с конкретными задачами по формированию разных уровней
понимания текста.
Одной из главных задач исторического образования
является
формирование
логико-смыслового
понимания
действительности.
Следовательно, в предлагаемых для обсуждения на уроках текстах должны
быть представлены разнообразные логико-смысловые отношения, как по
отдельности,
так
и
в
сочетании.
При
этом
количество
текстов
с
определенными
отношениями
должно
быть
достаточным,
чтобы
обучающийся убедился в универсальности логико-структурных моделей, по
которым строятся текстовые фрагменты.
Важно знакомить учащихся с текстами содержащих субъективный
авторский компонент - так происходит знакомство учащегося с понятием
рефлексии. Автор текста не должен быть «непонятной» и «далекой»
личностью. Важно использовать в текстах мнение автора, рассказывать о его
биографии, его мировоззрении. В результате тексты данного ученого станут
для обучающегося значимыми, а значит и легкоусвояемые.
В процессе работы с такими текстами целесообразно использовать
следующие задания:
1) выделить в тексте слова, описывающие отношение автора к тому,
что он описывает;
2) определить по отношению к чему выражена авторская оценка;
3) кратко сформулировать высказанную автором оценку.
Пример такого задания (на уроке истории):
1. Прочитайте фрагмент воспоминаний такого-то. Выпишите слова,
словосочетания и предложения, раскрывающие мнение автора.
2. На основе выписанных слов сделайте и запишите вывод об
отношении автора к объекту.
3. Познакомьтесь с информацией из энциклопедии о биографии автора
текста. Подумайте, на основе чего автор мог сделать свои выводы, насколько
мы можем доверять его выводам?
При
отборе
текста
следует
учитывать
возрастные
особенности
обучающихся. У большинства подростков 5-6 класс является периодом
накопления знаний, освоения окружающего мира через подражание и
доверие к «другому» (не своему, выработанному на основе опыта) выводу.
Поэтому в это время крайне важно не ограничивать круг изучаемых текстов
только учебными материалами. В процесс обучения необходимо включать
тексты обладающие безоговорочной научной и культурной ценностью.
Например, на уроках истории целесообразно знакомить подростков с
текстами философов, историков, считающихся признанными авторитетами в
своей области. На этом этапе очень важно чтобы научное знание не стало для
них «отчуждённым» знанием, набором безликих суждений.
Полученные знания об авторе и его суждениях помогут учащимся в
создании текстов с аналогичными отношениями (например, в историческое
эссе) и использование фрагментов с определёнными отношениями для
собственных целей - обоснования обучающимися своей позиции (например,
в учебных исследованиях). Учебные тексты, изучаемые в возрасте 11-12 лет
должны
позволять
создавать
на
их
основе
сравнительные
таблицы,
хронологические ленты, пересказы.
Согласно данным возрастной психологии на возраст 13-14 лет
приходится процесс активного развития рефлексии. [1] С этого момента
подростку
крайне
важно
отстаивать
свое
мнение,
и
знакомиться
с
многообразием чужих точек зрения о изучаемой проблеме. Поэтому в этот
момент важно использовать в процессе урока тексты с противоречием
позиций и идей. Это поможет формированию проблемного видения и
альтернативного мышления у обучающегося. Учебные тексты, предлагаемые
обучающимся 7-8 классов должны позволить создавать обобщающие
таблицы, схемы и графики.
Таким образом можно выделить следующие критерии отбора текстов
для развития учебно- информационных умений:
Культурная и научная ценность текста
Соответствие предмета речи возрастным особенностям его понимания
Воспитательный потенциал текста, создающий условия для развития
ценностно-смысловой
сферы
личности
на
основе
диалогического
взаимодействия, обучающегося с автором.
В
заключении
отметим,
что
особенностью
и
преимуществом
предлагаемого в данной статье подхода является то, что в качестве основания
для выбора текста предлагается не «удобство» для понимания, а соответствие
его определенным задачам развития умений понимать. Выбор текстов
обусловливается
возрастными
особенностями
процесса
понимания
у
школьников на разных этапах обучения, затруднениями, которые возникают
при понимании тех или иных учебных, научных и научно-популярных
текстов.
Список литературы:
1.
Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.: ЧеРО,1999. -128с.
2.
Биева Е.Г. К вопросу о факторах, определяющих понимание текста //
Уровни текста и методы его лингвистического анализа. – М., 1982. -
С.67-78.
3.
Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного
воспитания // Педагогика. – 2001. - №1. - С.17-24.
4.
Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю
истории. Основы профессионального мастерства / Е.Е. Вяземский,
О.Ю.Стрелова. - М., 2000.
5.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном
формировании умственных действий // Исследования мышления в
советской психологии. -М.: Наука,1966. - С.236-276.
6.
Ковалев Г.С. PISA- размышления на распутье // Народное образование.
-2008. - №8. – С.155-166.
7.
Мюллер В.К. Новый англо-русский, русско-английский словарь. 40 000
слов и выражений / Мюллер В.К. - М.: Эксмо, 2018.
8.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.