Автор: Петрякова Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15
Населённый пункт: города Алапаевска Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок математики "Умножение многозначных чисел на трёхзначное число"
Раздел: начальное образование
Урок математики в 4 А классе. Учитель: Петрякова Г.А.
Предмет
Математика
УМК
«Школа России» .
Учебник
Моро М.И. Математика. 4 класс. 2 часть.
Класс
4 А
Тип урока
Урок повторения
Тема
Умножение многозначных чисел на трёхзначное число
Цель
Создание условий для овладения обучающимися умениями умножать многозначные числа на
трехзначное число.
Задачи
Образовательные:
Актуализировать навык умножения на трёхзначное число.
Совершенствовать умение решать задачи на движение.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие: (УУД):
Регулятивные УУД.
1.
Организовывать рабочее место, свою деятельность.
2.
Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
3.
Строить логические рассуждения.
4.
Планировать свои действия.
Познавательные УУД.
1.
Использование схем при решении задач.
2.
Развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь; умение
выполнять логические операции: анализировать, классифицировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД.
1.
Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
2.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Воспитательные:
Воспитывать осознанное отношение к учёбе (интерес к предмету), желание узнавать новое и
доводить начатое дело до конца.
Воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Основные понятия
десятки, единицы, сотни, неполное произведение
Оборудование
Для учителя: учебник Моро М.И. Математика. 4 класс. 2 часть. Электронная презентация,
компьютер, проектор.
Для обучающихся: учебник Моро М.И. Математика. 4 класс. 2 часть.
Планируемые образовательные
результаты
Предметные:
обучающиеся научатся
- выполнять письменное умножение на одно-двузначное число, получат возможность
научиться умножать на трёхзначное число; запомнят алгоритм письменного умножения на
трёхзначное число; научаться решать задачи на движение.
получат возможность научиться:
- находить информацию в учебнике, анализировать её содержание;
- работать с алгоритмом;
Метапредметные:
Познавательные – ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- осуществлять поиск нужной информации;
- понимать заданный вопрос и строить правильный ответ;
- осуществлять анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные – принимать чужое мнение и позицию;
- формировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме;
- оценивать свои достижения.
- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров;
Личностные:
- умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и
сотрудничестве
- положительное отношение к предмету;
- активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха;
- мотивация на достижение цели познания;
- способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении.
Технологическая карта урока
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Ι Организационный
момент
Проверка готовности
обучающихся к уроку;
выработка на личностно
значимом уровне
внутренней готовности
выполнения нормативных
требований учебной
деятельности.
Прозвенел уже звонок. Готов ли класс начать
урок? Всё ль у вас в порядке? Учебник, ручка
и тетрадки…
Урок математики. Запись даты.
Запись даты.
II Мотивация к
учебной
деятельности
Цель: мотивирование
учащихся на активную
работу
1.Логическое задание. Работа в паре.
Сколько треугольников на рисунке? (8)
2.Игра «Верно – неверно»
Я утверждаю, что:
А) Скорость – это длина пути, пройденного
за единицу времени.
Б) Чтобы найти скорость, нужно расстояние
умножить на время.
В) 8 часов – это 480 минут.
Г) 5 метров больше, чем 5 см в 100 раз.
Д) 700 увеличить в 9 раз получиться 630.
Е) Чтобы найти площадь квадрата надо длину
умножить на 4
Ж) На 0 делить нельзя.
2*.Проверка. Символы на доске.
Дети ставят в тетради
+ — + + — — +
III Актуализация
знаний
Цель: совершенствование
прежних знаний
1.Математический диктант.
- Найдите произведение чисел 9 и 8.
- Найдите частное чисел 81 и 9.
- Первый множитель 6, второй -7. Чему равно
произведение?
- Увеличьте 7 в 8 раз.
- Найдите произведение чисел 8 и 8.
- Найдите произведение чисел 9 и 6.
- Первый множитель 5, второй – 6.
Определите произведение чисел.
- Увеличьте 7 в 9 раз.
- Если все примеры решены правильно, на
карточке получается цифра 5.
1.*Фронтальная проверка (сигнальная
карта)
- Что мы повторили в математическом
диктанте? Зачем?
Динамическая пауза «Игра на внимание»
1. Росли 2 березы. На каждой по 4 груши.
Сколько всего груш?
2. Назовите пять дней недели, не называя
чисел и названий дней.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра,
послезавтра).
3. В доме два окна и заперта дверь. Сидит
черная кошка. Когда кошке
лучше выйти на улицу: днем или ночью
(Когда дверь открыта)
4. В корзине было 8 яиц. А дно упало. Сколько
яиц осталось в корзине?
(Не осталось, дно упало – все яйца
разбились).
10
72
64
18
8
27
54
5
24
48
36
42
63
60
15
48
45
56
81
12
20
30
9
44
50
Дети сидят, закрыв глаза.
ΙV. Сообщение темы
и цели урока
Цель: планирование
предстоящей работы
1.На доске выражения:
231•18 4•7 15•5 520•30 23•4 342•206
- Что записано на доске? Что общего?
Почему именно УМНОЖЕНИЕ?
- На какие группы можно разделить эти
произведения?
- Какое выражение на ваш взгляд может
быть лишним?
- Какую цель вы поставите перед собой на
этот урок, зная, что он завершающий?
Ответы детей.
- Это произведения.
- Это ТЕМА нашего урока.
- Можно разделить на табличное
умножение и внетабличное, устные
приёмы и письменные.
- Умножение круглых чисел.
1.Актуализировать навык умножения на
трёхзначное число.
2.Совершенствовать
умение
решать
задачи на движение.
3.Совершенствовать вычислительные
навыки.
V. Закрепление
знаний, умений
Цель: формирование
умения выполнять
умножение многозначных
чисел на трёхзначные
числа
1.Для выполнения умножения на
трёхзначное число вспомним алгоритм
работы.
342
206
Алгоритм (кластер)
-Умножаем на единицы – пишем под
единицами.
-Называем первое неполное произведение.
-Умножаем на десятки – пишем под
десятками.
-Называем второе неполное произведение.
-Умножаем на сотни – пишем под сотнями.
-Называем третье неполное произведение.
-Неполные произведения складываем.
-Называем произведение.
2.Работа в паре.
Записать неравенство и проверить верное оно
или нет, распределив работу над
неравенством поровну.
*произведение 4638 и 302 больше
произведения 3964 и 403.
Самопроверка. Оцени себя и товарища.
3.Работа над задачей.
*Составить задачу и записать решение
скорость
время
расстояние
30м/с
b
?
?
t
d
500 м/мин
?
k
Гепард, антилопа, страус
*Устный разбор.
Модель
1 уч-ся на доске с объяснением
*Самостоятельная работа на компьютере.
4638 3964
302 403
На выбор учащихся.
*а•в, а = 2534, в = 314
*Какое число надо разделить на 50,
чтобы получилась разность 6300 и 1300?
(х : 50= 6300 – 1300
Х=250000)
30 •b
D : t k : 500
* Решение задач в устной форме.
*На семью из трёх человек в сутки требуется
51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха
потребуется на10 чел.? (170 кг) А на наш
класс?
*Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть
находится на грани исчезновения. Сколько
видов растений на Земле на грани
исчезновения? (25 000 видов)
- Какие растения, занесённые в Красную
книгу, вы знаете?
*Самые трудолюбивые санитары леса –
муравьи. В среднем муравьи за минуту
приносят в муравейник 2 десятка насекомых.
Сколько насекомых принесут муравьи за 1
час? (1200 насекомых)
*Печатная тетрадь – диагностика, с 61,з11.
Стр 62, з. 12. В рабочую тетрадь запишите
решение и ответ
3.Работа с учебником. Стр. 56, задача №22.
- Прочитать задачу. О чём говорится в
задаче?
- Что известно? Что неизвестно?
Составить чертёж или таблицу.
Проверка. Если выполнили правильно, то,
значит, готовы использовать знаково-
символические средства представления
информации для построения чертежа к задаче
на движение.
Дети отвечают на вопросы.
*Печатная тетрадь – диагностика, с
61,з11. Стр 62, з. 12. В рабочую тетрадь
запишите решение и ответ
2 ученика выполняют краткую запись на
доске.( чертёж и таблицу)
VΙΙ Рефлексия
Цель: самооценка своей
деятельности
- Какие цели ставили перед собой?
- Достигли ли вы этих целей?
VΙΙΙ Домашнее
задание
Цель: закрепление умений
умножать на
трёхзначные числа,
решать задачи на
движение.
1)с 56, з. №22 или №23.
2)№25