Напоминание

Работа над техническими трудностями при изучении крупной формы


Автор: Зуева Элеонора Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: пгт.им. Морозова, Всеволожский район Ленинградской области
Наименование материала: Конспект открытого урока по фортепиано
Тема: Работа над техническими трудностями при изучении крупной формы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств Всеволожского района

пос. им. Морозова»

Конспект открытого урока в классе фортепиано

на тему «Работа над техническими трудностями при

изучении крупной формы»

Автор составитель:

Зуева Элеонора Александровна

Преподаватель Зуева Элеонора Александровна

Урок проводится с ученицей 4 класса фортепианного отделения

Качковской Ксенией -10 лет.

Тема урока: Работа над техническими трудностями при изучении крупной

формы.

Образовательная программа по специальности «Фортепиано».

5 класс. Раздел 1. «Техническое развитие учащихся» и Раздел 5

«Знакомство с произведениями крупной формы».

Цель урока: Решение технических трудностей при изучении Сонатины

Ф.Кулау соч.55 № 1.

Задачи урока:

Обучающие

- закрепление знания формы Сонатного аллегро на примере

разучиваемой сонатины;

- выявление технических трудностей

- поиск способов работы над преодолением технических трудностей

Воспитательные

- воспитание точности звукоизвлечения

- воспитание образности мышления через решение технических задач

- воспитание чувства формы

- воспитание усидчивости и трудолюбия;

Развивающие

- совершенствование техники исполнения ;

- развитие слухового контроля;

- развитие музыкального мышления;

Методы урока:

словесный;

практический;

анализа

сравнения

познавательный

Технологии:

здоровьесберегающая

личностно-ориентированная

информационно-коммуникационная

Форма урока: индивидуальный урок

Тип урока: комбинированный

План урока:

1.Вводная часть.

Вступительное слово преподавателя и подготовка к уроку 5 минут

2. Основная часть: работа над техническими трудностями

- Работа над гаммой ми мажор

10 минут

- Работа над Этюдом 18 К. Черни-Г.Гермер 10 минут

- Работа над Сонатиной Ф.Кулау 10 минут

3. Заключение

5 минут

Оборудование:

фортепиано, стул, нотные сборники.

Планируемые результаты:

1.Способствовать формированию интереса к изучению крупной формы эпохи

классицизма

2.Научить анализировать форму Сонатного аллегро

3.Научить работать над аккомпанементом левой руки в классических

сонатинах

4.Совершенствовать работу над гаммовым комплексом.

Ход урока:

I. Вступительное слово преподавателя.

Работа

над

гаммами

является

составной

частью

работы

с

обучающимся. Игра гамм развивает беглость, точность звукоизвлечения,

вырабатывает аппликатурные принципы. Гаммовый комплекс

является

основой

инструктивной

этюдной

литературы.

Громадное

наследие

фортепианно-инструктивной литературы оставил К.Черни (1791-1857) –

известный композитор и крупнейший педагог. С его деятельностью связано

развитие методических принципов венской школы. Основное назначение

этюдов К. Черни –

выработка мелкой и крупной техники. Работу над

гаммами К. Черни рассматривал как лучшее средство для овладения

виртуозностью.

Но фортепианная техника неразрывно связана с художественными

задачами, с качеством звука. Поэтому учащимся необходимо развивать

слуховую активность, постоянный слуховой контроль над качеством своего

исполнения. Гаммовый комплекс является основной фактурой произведений

периода классицизма.

Большое значение в развитии учащихся имеет работа над классическими

сонатинами М.Клементи, Ф.Кулау, Чимароза, Штейбельта, позднее сонатами

В.Моцарта, Й.Гайдна, Л.ван Бетховена. Впервые соната появляется как жанр

в 17 веке, а в середине XVIII столетия в творчестве «венских классиков»

происходит окончательное формирование понятия жанра классической

сонаты и формы «сонатного Allegro».

Форма «сонатного Allegro» обычно применяется в крайних частях сонаты

или сонатины и состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.

Основа драматургии - два контрастных образа, две контрастные темы. В

экспозиции происходит завязка действия: проводятся главная и побочная

партии. В разработке происходит тональное, ритмическое и часто образное

изменение тем. Реприза является развязкой действия,

повторением тем

экспозиции без модуляции в тональность доминанты.

II.Основная часть.

Работа над гаммой Ми мажор

Работа над динамикой, артикуляцией в разных темпах в прямом и

расходящемся движении.

Активизация слухового контроля: работа над звуковой и ритмической

ровностью.

Упражнение для выработка подвижности кисти и первого пальца,

отработка подкладывания первого пальца.

Хроматическая гамма

1.Следить за ровностью звучания.

2.Опора по четыре звука.

3.Работать пальцами, а не кистью.

4.Первый палец закруглить и приподнять.

Аккорды Т3 с обращениями

Упражнение: игра аккордов отдельно каждой рукой staccato с остановкой на

следующем аккорде.

Игра аккордов двумя руками весом рук, с освобождением игрового аппарата

после каждого аккорда.

Необходимо готовить правильные пальцы в воздухе заранее и следить за

пятым пальцем.

Длинные арпеджио

Упражнение

«Цепочка» отдельно каждой рукой.

Арпеджио двумя руками с опорой по четыре. Заранее готовить первый палец

при смене позиции.

К.Черни - Г.Гермер ч.1- Этюд №18

Этюд на развитие техники левой руки.

Определение тональности. Работа над партией левой руки:

1. игра аккордами

2. игра с опорой на сильную долю (опора-выдох)

3.игра с пунктирным ритмом

4. игра крепкими пальцами

Ф.Кулау- Сонатина До мажор 1 часть

Проверка домашнего задания:

- композитор Ф.Кулау (немецкий композитор и пианист)

- крупная форма (Соната, Вариации, Рондо)

- форма «сонатного Allegro» как часть Сонаты (Сонатины)

- различие проведения главной и побочной партий в экспозиции и репризе

Выявление технических трудностей при работе над экспозицией.

1.гл. партия – сочетание энергичной мелодии в правой с синкопированным

ритмом в левой.

2. аккомпанемент левой руки в побочной партии

Работа над координацией правой и левой руки в главной партии.

Работа над партией левой руки также как в Этюде18 К.Черни.

III.Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Обсуждение , что получилось и над чем надо

поработать. Как надо дома работать над развитием техники левой руки,

чтобы левая рука «не тормозила» решение художественных задач при

исполнении Сонатины.

Домашнее задание:

Гаммовый комплекс. Ускорить темп в гаммах, работать над звуковой и

ритмической ровностью, следить за первым пальцем. Аккорды учить

staccato. Арпеджио отрабатывать «Цепочкой».

К.Черни - Г.Гермер ч.1- Этюд №18 –отрабатывать партию левой руки

перечисленными приемами.

Ф.Кулау- Сонатина До мажор 1 часть – повторить форму «сонатного

Allegro» с показом на примере Сонатины До мажор. Работать над

техническими трудностями в экспозиции.

Список используемых источников

1.Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений.

Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967.

2. Способин И. Музыкальная форма , 7-е изд. М.: Музыка, 1984.

3.Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.

4.Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная

Украина, 1977.

5.Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.



В раздел образования