Автор: Гарцева Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №48
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Доклад
Тема: "Экологическое воспитание в начальных классах"
Раздел: начальное образование
ДОКЛАД
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Окружающая среда – наибольшая ценность для каждого человека. Она
необходима для поддержания жизни всего, что существует на Земле. Поскольку
в последние годы проблемы окружающей среды приобрели катастрофические
масштабы, остро стоит вопрос об экологическом воспитании подрастающего
поколения.
Младший школьный возраст – идеальный период для того, чтобы привить
ребенку культуру поведения в отношении различных объектов и явлений, в том
числе и экологическую культуру. В. А. Сластенин считает, что экологическое
воспитание — это не часть образования, а новый смысл и цель современного
образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека
и продолжения человеческой цивилизации.
1
А.В. Миронов определяет данное
понятие как формирование у широких слоев населения высокой экологической
культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с
познанием, освоением, преобразованием природы.
2
Традиционно
основы
экологического
воспитания
в
начальных
классах
закладываются на уроках «Окружающий мир». Однако важно учесть, что
первичное понимание того, что является «хорошо» или «плохо» в отношении
природы, формируется в раннем детстве – когда ребенок познает мир. В это
время главная роль отводится родителям ребенка, которые обязаны привить
ему любовь к природе и окружающей среде. Школа – это следующий
воспитательный этап в жизни детей, в рамках которого формируется
осознанное поведение в отношении живой и неживой природы.
Основная проблема экологического воспитания в начальной школе состоит в
формальности учебно-воспитательного процесса. Многие педагоги, в процессе
выполнения своих прямых обязанностей, не умеют правильно организовать
воспитательную
работу
или
выбирают
неэффективный
метод
подачи
информации к аудитории.
1
Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
2
Миронов А.В. Сущность экологического образования. М., 1989. 30 с.
Следует понимать, что в младшем школьном возрасте дети очень хорошо
усваивают информацию при условии её простоты и доступности. В этот период
не стоит перегружать школьников ненужными данными или статистикой,
которая им не запомнится. Основа процесса экологического воспитания – это
формирование уважительного отношения к окружающей среде во всех её
проявлениях.
В начальной школе у детей стремительно развивается познавательный интерес.
Это же касается и природы, которая их окружает. Дети в этом возрасте
проявляют неподдельный интерес к растениям, цветам, а также к некоторым
животным, птицам и насекомым. Искренний интерес ребенка к красивому
цветку можно использовать в контексте экологического воспитания, проводя с
ним объяснительную или творческую работу. К примеру: растения, цветы и
деревья – это легкие нашей планеты. Благодаря множеству растений, Земля
стала домом для всего живого, что нас окружает, в том числе и для людей.
Уничтожая деревья, человек препятствует поддержанию идеального баланса в
экосистеме. Растения впитывают в себя ядовитые и загрязняющие вещества,
которые выбрасываются в атмосферу в результате деятельности производств.
Важно приучить ребенка к тому, что каждое растение по-своему
уникальное и важное, а также выполняет определенные функции. Цветы
играют эстетическую роль в нашей жизни, и их уничтожение – это не просто
бесцельная, но и вредная трата времени. Цветы украшают леса, поля, дворы,
создавая естественный разноцветный покров на земле. Также важно развивать у
детей понимание того, что в мире все взаимосвязано: вырубая деревья в лесах и
горах, мы провоцируем оползни и наводнения; срывая цветы, есть риск, что в
этом месте они больше не появятся, а в будущем могут и вовсе исчезнуть как
вид. Кроме того, цветы необходимы для поддержания пчеловодства, ведь даже
самые маленькие дети знают – мед делается из цветочной пыльцы.
Таким образом, экологическое воспитание в начальных классах должно
базироваться
на
принципе
доступности
предлагаемого
материала.
В
воспитательный
процесс
можно
включить
и
креативную
деятельность:
рисование коллективных плакатов и авторских рисунков на экологическую
тематику. Это поможет не только раскрыть творческий потенциал ребенка, но и
привить ему искреннюю любовь к природе, которая сохранится в течение всей
жизни.