Напоминание

"Экологическое воспитание в начальных классах"


Автор: Гарцева Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №48
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Доклад
Тема: "Экологическое воспитание в начальных классах"
Дата публикации: 31.07.2020
Раздел: начальное образование





Назад




ДОКЛАД

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Окружающая среда – наибольшая ценность для каждого человека. Она

необходима для поддержания жизни всего, что существует на Земле. Поскольку

в последние годы проблемы окружающей среды приобрели катастрофические

масштабы, остро стоит вопрос об экологическом воспитании подрастающего

поколения.

Младший школьный возраст – идеальный период для того, чтобы привить

ребенку культуру поведения в отношении различных объектов и явлений, в том

числе и экологическую культуру. В. А. Сластенин считает, что экологическое

воспитание — это не часть образования, а новый смысл и цель современного

образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека

и продолжения человеческой цивилизации.

1

А.В. Миронов определяет данное

понятие как формирование у широких слоев населения высокой экологической

культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с

познанием, освоением, преобразованием природы.

2

Традиционно

основы

экологического

воспитания

в

начальных

классах

закладываются на уроках «Окружающий мир». Однако важно учесть, что

первичное понимание того, что является «хорошо» или «плохо» в отношении

природы, формируется в раннем детстве – когда ребенок познает мир. В это

время главная роль отводится родителям ребенка, которые обязаны привить

ему любовь к природе и окружающей среде. Школа – это следующий

воспитательный этап в жизни детей, в рамках которого формируется

осознанное поведение в отношении живой и неживой природы.

Основная проблема экологического воспитания в начальной школе состоит в

формальности учебно-воспитательного процесса. Многие педагоги, в процессе

выполнения своих прямых обязанностей, не умеют правильно организовать

воспитательную

работу

или

выбирают

неэффективный

метод

подачи

информации к аудитории.

1

Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

2

Миронов А.В. Сущность экологического образования. М., 1989. 30 с.

Следует понимать, что в младшем школьном возрасте дети очень хорошо

усваивают информацию при условии её простоты и доступности. В этот период

не стоит перегружать школьников ненужными данными или статистикой,

которая им не запомнится. Основа процесса экологического воспитания – это

формирование уважительного отношения к окружающей среде во всех её

проявлениях.

В начальной школе у детей стремительно развивается познавательный интерес.

Это же касается и природы, которая их окружает. Дети в этом возрасте

проявляют неподдельный интерес к растениям, цветам, а также к некоторым

животным, птицам и насекомым. Искренний интерес ребенка к красивому

цветку можно использовать в контексте экологического воспитания, проводя с

ним объяснительную или творческую работу. К примеру: растения, цветы и

деревья – это легкие нашей планеты. Благодаря множеству растений, Земля

стала домом для всего живого, что нас окружает, в том числе и для людей.

Уничтожая деревья, человек препятствует поддержанию идеального баланса в

экосистеме. Растения впитывают в себя ядовитые и загрязняющие вещества,

которые выбрасываются в атмосферу в результате деятельности производств.

Важно приучить ребенка к тому, что каждое растение по-своему

уникальное и важное, а также выполняет определенные функции. Цветы

играют эстетическую роль в нашей жизни, и их уничтожение – это не просто

бесцельная, но и вредная трата времени. Цветы украшают леса, поля, дворы,

создавая естественный разноцветный покров на земле. Также важно развивать у

детей понимание того, что в мире все взаимосвязано: вырубая деревья в лесах и

горах, мы провоцируем оползни и наводнения; срывая цветы, есть риск, что в

этом месте они больше не появятся, а в будущем могут и вовсе исчезнуть как

вид. Кроме того, цветы необходимы для поддержания пчеловодства, ведь даже

самые маленькие дети знают – мед делается из цветочной пыльцы.

Таким образом, экологическое воспитание в начальных классах должно

базироваться

на

принципе

доступности

предлагаемого

материала.

В

воспитательный

процесс

можно

включить

и

креативную

деятельность:

рисование коллективных плакатов и авторских рисунков на экологическую

тематику. Это поможет не только раскрыть творческий потенциал ребенка, но и

привить ему искреннюю любовь к природе, которая сохранится в течение всей

жизни.



В раздел образования