Автор: Коновалова Оксана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: ХМАО, город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№65 «Огонек»
Консультация для родителей.
«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей
дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Коновалова Оксана Витальевна
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы
ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него
начинает
формироваться
определённое
отношение
к
людям,
к
труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складывается
характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней
развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память,
воображение,
дисциплинированность,
ловкость.
Кроме
того,
игра
–
это
своеобразный,
свойственный
дошкольному
возрасту
способ
усвоения
общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности
ребёнка,
происходят
значительные
изменения
в
его
психике,
которые
подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи
считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности
дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : - это творческие
или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят
вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает
чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и
поступки своих товарищей свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:
1.
Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда
надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития
является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути
игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные
нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности
взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к
людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни
людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2.
Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это
возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в
системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку
становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив
сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в
школу.
3.
В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё
недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её
истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает
правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи
дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по –
правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не
притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно
озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более
осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его
чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими,
мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за
порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный
мир малыша.
4.
В
ходе
сюжетно
–
ролевой
игры
происходит
развитие
интеллекта
дошкольника.
Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным
развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста
возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых;
у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.
Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное
время овладевают их воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков»,
«космонавтов»)
продолжаются
неделями,
постепенно
развиваясь.
При
это
наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие,
обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей
становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то
другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы
опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и
отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового
творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются
различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни
детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда
могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре.
Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на
четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые
любимые игры.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы
игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с
взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один
предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более
развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше
сходства ищут с действительностью.
5.
Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить
свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои
действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с
развитием речи,
со все возрастающей способностью облекать в слова свои
замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной
стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра
развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда
целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует
всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.