Напоминание

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Коновалова Оксана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8
Населённый пункт: ХМАО, город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 30.07.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№65 «Огонек»

Консультация для родителей.

«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей

дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Коновалова Оксана Витальевна

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы

ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него

начинает

формироваться

определённое

отношение

к

людям,

к

труду,

вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складывается

характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней

развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память,

воображение,

дисциплинированность,

ловкость.

Кроме

того,

игра

это

своеобразный,

свойственный

дошкольному

возрасту

способ

усвоения

общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности

ребёнка,

происходят

значительные

изменения

в

его

психике,

которые

подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи

считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности

дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : - это творческие

или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят

вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает

чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и

поступки своих товарищей свои собственные.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

1.

Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда

надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития

является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути

игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные

нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности

взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к

людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни

людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2.

Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это

возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в

системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку

становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив

сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в

школу.

3.

В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё

недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её

истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает

правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи

дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по –

правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не

притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно

озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более

осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его

чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими,

мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за

порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный

мир малыша.

4.

В

ходе

сюжетно

ролевой

игры

происходит

развитие

интеллекта

дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным

развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста

возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых;

у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.

Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное

время овладевают их воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков»,

«космонавтов»)

продолжаются

неделями,

постепенно

развиваясь.

При

это

наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие,

обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей

становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то

другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы

опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и

отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового

творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются

различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни

детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда

могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре.

Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на

четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые

любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы

игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с

взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один

предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более

развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше

сходства ищут с действительностью.

5.

Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить

свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои

действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с

развитием речи,

со все возрастающей способностью облекать в слова свои

замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной

стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра

развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда

целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует

всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.



В раздел образования