Напоминание

Специфика работы концертмейстера в классе домры


Автор: Поспелова Татьяна Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №20 г. Астрахани"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика работы концертмейстера в классе домры
Дата публикации: 30.07.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №20 города Астрахани»

Основные принципы работы концертмейстера

в классе домры

Методическая разработка

концертмейстера Поспеловой Т. В.

Астрахань

2020

2

Введение

Деятельность концертмейстера в детской школе искусств многомерна и

предполагает необходимость решения разнообразных творческих задач. При

работе

с

маленьким

исполнителем

нужно

учитывать,

что

ведется

профессионально – творческое общение двух личностей: концертмейстера и

солиста. Концертмейстер не только исполняет произведение с солистом на

концертной эстраде, но и работает с ним на предварительных репетициях,

разрабатывая художественную концепцию, интерпретацию, вникая во все

мелочи «технологии» ансамблевого исполнительства. Творческий процесс –

это движение от замысла – не что иное, как поиск, который проявляется в

раскрытии,

корректировке

и

уточнении,

совместно

с

солистом,

художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте.

Особенностью

концертмейстерской

деятельности

является

ее

многомерность,

предопределяющая

с

необходимостью

решать

разнообразные

творческие

задачи,

связанные

с

музыкальным

исполнительством.

Работа

концертмейстера

объемна:

первым

этапом

является разбор нотного текста произведения (выявление трудностей, выбор

аппликатуры, педализация, туше, просмотр партии солиста). Следующим

звеном

является

работа

с

инструменталистом

над

текстом,

звуком,

ансамблевым звучанием и, конечно же, работа над созданием музыкально -

художественного

образа

в

ансамбле

с

учетом

стиля,

эпохи

и

замысла

композитора.

Итогом

всей

«классной»

работы

является

концертное

выступление, где концертмейстер и солист

должны показать совместное

творчество равноценных музыкантов, раскрыть образ произведения, донести

музыку до глубины души слушателя и при этом исполнение должно показать

культуру исполнения.

Процесс

концертного

выступления

на

сцене

требует

от

концертмейстера

особой

чуткости

и

мобильности,

так

как

сценическое

3

волнение у детей часто проявляется в срывах, внезапными остановками из -

за «выпадения» текста. Концертмейстер не имеет права останавливаться, он

должен

«подхватывать»

маленького

исполнителя

в

моменты

внезапных

опущений музыкального текста.

Концертмейстерское мастерство - целый комплекс знаний, умений и

навыков. Это профессионализм и практика работы в ансамбле, концертная

практика,

обладание

большим

репертуаром,

психологический

подход

к

личности каждого ребенка, артистизм, это и исполнительское воображение,

умение заинтересовать слушателя, эмоциональность и волевые качества и,

конечно же, постоянное саморазвитие: чем больше концертмейстер слушает

музыки, видит нового, тем разнообразнее и красочнее его игра, тем больше

он может «дать» слушателю.

Задачи концертмейстера

В инструментальной музыке, кроме ремарок автора (указание темпа,

динамики,

агогики)

нет

других

помощников

для

концертмейстера.

Его

«вживание»,

эмоциональность

и

фантазия

помогут

более

полноценно

передать

замысел

композитора.

Выразительность,

глубина

исполнения

произведений и художественно – эстетическое воздействие на слушателя в

значительной

степени

зависит

от

уровня

исполнительского

профессионализма пианиста – аккомпаниатора (роль аккомпанемента очень

велика:

нужно

«показать»

стиль,

эпоху,

национальную

принадлежность

исполняемого произведения).

Концертмейстер

должен

обладать

особой

психофизической

предрасположенностью

к

данному

виду

деятельности:

вырабатывать

многоплоскостное слуховое внимание, т.е. распределять свое внимание не

только на партию солиста и сопровождения, но и чутко следовать за всеми

творческими импульсами и «выпадениями» текста у солиста. Нужна большая

практика

концертной деятельности,

ведь

концертное исполнение должно

4

раскрыть

совместное

творчество

концертмейстера

и

инструменталиста,

раскрыть музыкально – художественный замысел произведения, показать

культуру исполнения.

Концертмейстеру

нужно

постоянно

самосовершенствоваться

в

исполнительском

мастерстве:

развивать

музыкально

творческие

способности, музыкальную память,

мышление,

восприятие, воображение,

эмоционально – волевые качества. Грамотная работа над текстом позволит

оптимально

облегчить

фактуру

(если

это

клавир),

правильно

подобрать

аппликатуру

и

педализацию,

просмотреть

динамику

(совпадение

кульминаций),

изучить

партию

инструменталиста

и

подобрать

способ

прикосновения к клавиатуре.

В работу концертмейстера так же входит умение быстро читать с листа,

это

позволяет

выработать

умение

безостановочного

исполнения

произведения,

научиться

в

целом

воспринимать

музыкальный

материал,

предвидеть

линию

развития

музыкального

образа

(смена

тональности,

фактуры, ритма, темпа).

Концертмейстер должен учитывать особенности каждого инструмента

(в данном случае - домры) у конкретного ученика: звонкий, глухой или

«дребезжащий»

звук;

исходя

из

чего

и

выстраивать

звуковой

баланс,

звуковые

соотношения

между

домрой

и

фортепиано.

Так

же

нужно

учитывать

физические

данные

конкретного

ученика,

диапазон

его

выразительных

навыков

и

особенности

его

метроритма.

Своим

сопровождением концертмейстер должен помочь сохранить темп, пульсацию

движения,

повести

развитие

динамики,

но

быть

предельно осторожным,

чтобы не заглушить звучание домры, т. е. выстраивать звуковой баланс.

Особое

внимание

нужно

уделять

совместному

дыханию

во

фразировке

произведения.

Концертмейстер должен уметь гибко и своевременно переключаться с

одной звучности на другую, с ярких динамических и сольных эпизодов на

мягкий фон сопровождения. Тембровый слух концертмейстера позволит ему

5

более тонко предать все слои фактуры партии фортепиано: линию баса,

мелодии, подголосков и гармонию.

Специфика работы концертмейстера в классе домры

Рассмотрим основные способы звукообразования на домре.

Общим звукообразующим домровым приемом является «щипок» (по

этому

наименованию

приема

домра

классифицируется

как

щипковый

инструмент). На практике под «щипком» понимается извлечение звука без

медиатора

(pizzicato)

или

игра

медиатором

«со

струны».

Этот

прием

используется

на

начальном

этапе

обучения

домриста

(ученик

играет

по

струнам

большим

пальцем

правой

руки).

В

маленьких

пьесах

для

начинающих,

роль

концертмейстера

не

должна

сводиться

к

простому

«перебиранию»

гармонических

последовательностей:

концертмейстер

должен помогать маленькому музыканту в создании художественного образа

произведения,

помогать

выстраивать

мелодическую

линию

с

ее

кульминационными моментами.

Основные

приемы

игры

на домре -

удар

и тремоло

(быстрое

чередование ударов), которые непрерывно дополняются за счет применения

приемов,

заимствованных

из практики

игры

на других

инструментах

(струнных

смычковых,

балалайки):

пиццикато

левой

и правой

рукой,

натуральные

и искусственные флажолеты,

удар

за подставкой, пиццикато

вибрато

и тремоло

вибрато.

Имеет

место

одновременное

использование

различных приемов. Звук домры, извлекаемый ударом медиатора, звонкий

и ясный,

а на тремоло -

льющийся

и певучий.

Игра

на грифе

создает

приглушенное, матовое звучание, а у подставки, наоборот, дает открытый,

слегка

«гнусавый»

звук,

напоминающий

банджо.

Некоторую

трудность

представляет

собой

игра

в верхних

ладах

из-за

меньшего

размера

и сложности попадания. Струна ми, особенно в прижатом состоянии, звучит

довольно

глухо.

В

целом,

динамическая

шкала

может

быть

достаточно

6

разнообразной:

от нежнейшего

пианиссимо

на пиццикато

в левой

и флажолетах до весьма мощного фортиссимо на аккордах тремоло. Домра

обладает

широкими

виртуозными

возможностями,

что

с успехом

применяется композиторами в сочинениях для этого инструмента.

В поисках

тембрового

и динамического

слияния

с домрой

концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что

особенно

сложно

сохранить

в параллельных

с домрой

пассажах.

В таких

случаях

legato

у пианиста

должно

быть

non

troppo

legato,

слегка

маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее нажатия.

Этот

прием

в сочетании

с предельно

ровным

ритмичным

исполнением

позволяет

концертмейстеру

решить

не только

проблему

соответствия

штрихов,

но также

и проблему

синхронности

в виртуозных

фрагментах.

Здесь

необходимо

отметить,

что

работа

со струнными

щипковыми

инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых пианистических

приемов,

которые

порой

противоречат

звуковым

требованиям,

предъявляемым в сольном исполнительстве, с целью достижения тембровой

и артикуляционной идентичности звучания фортепиано и домры.

Ансамбль (особенности метроритма, динамики)

Концертмейстер должен обладать абсолютным чувством ритма, иначе

он никогда не станет достойной частью ансамбля. Необходимо учитывать

звуковые пределы f и p. Это не только звуковая трудность, но одновременно

и техническая проблема. Требуется большое искусство, чтобы не заглушить

солиста. Концертмейстер должен умело выстраивать подголоски, смягчать

фон, делая его подчас «совсем воздушным».

Профессиональной

деятельности

концертмейстера

должны

быть

присущи

мобильность

и

быстрота

реакции.

В

случае,

если

солист

на

концерте или экзамене вдруг «теряет» текст, перескакивает или пропускает

какой-либо эпизод, а в практике детского исполнительства это встречается

7

довольно часто, то опытный концертмейстер, не переставая играть, должен

подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Главное

условие ансамбля - согласованное звучание рояля и солиста. И дело не

только в динамике, но и в характере звучания, настроении.

Все это и многое другое говорит о том, что роль фортепианного

аккомпанемента все более возрастает. Это уже не «музыкальный фон к

основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение», это

равноправное

партнёрство.

Аккомпанемент

играет

важнейшую

роль

в

создании музыкального образа, может во много раз усилить или ослабить

художественное впечатление.

Заключение

Концертмейстер должен знать и учитывать особенности звучания струн

домры

при

выстраивании

звукового

баланса

между

инструментами

(струны «соль» и «ре» отличаются мягким и приглушенным звучанием,

струны «ля» и «ми» - звонким и пронзительным).

В работе с начинающими домристами, которые играют долгое время

приёмом pizzicato, нужно внимательно относиться к звуковому балансу

между

домрой

и

фортепиано,

партия

аккомпанемента

не

должна

заглушать

партию

солиста.

Концертмейстер

должен

помогать

маленькому музыканту создавать художественный образ произведения,

выстраивать мелодическую линию с её кульминационными моментами.

В концертных пьесах и классических концертах концертмейстеру не

нужно увлекаться своей партией, надо постоянно думать о балансе,

ритме,

специфике

звучания

домры,

выстраивании

кульминации

произведения и фразировке.

Приём staccato на домре отличается от staccato фортепиано. Этот приём

не должен по прикосновению быть ярче домрового, на домре staccato

приглушённое

и

короткое.

Концертмейстер

должен

мгновенно

реагировать на особенности звукоизвлечения любого фортепиано, ведь

8

зачастую на концертах и конкурсах нет возможности порепетировать на

сцене.

Приём

tremolo

играется

только

медиатором

и

позволяет

домристу

динамически

«раздувать»

звук,

т.е.

делать

звук

сколько

угодно

продолжительным.

На

фортепиано

этого

сделать

невозможно,

т.к.

природа инструмента строится на затухании. Концертмейстер только

внутренним

слухом,

пальцевым

и

педальным

legato

может

создать

динамический ансамбль между инструментами.

Специфические

(шумовые)

приёмы

домристов:

игра

медиатором

по

струнам за подставкой домры, игра медиатором по щитку, glissando

украшают

любое

концертное

произведение.

Концертмейстер

должен

знать, как они играются, какая динамика возможна в данных приёмах.

Концертмейстер

постоянно

находится

в

творческом

процессе:

от

разбора

произведения

и

первого

проигрывания

вместе

с

учеником

до

концертного

выступления.

От

концертмейстера

требуется

выдержка,

терпение,

понимание личности

и

индивидуальности маленького

солиста.

Концертмейстер помогает ребенку сориентироваться в объемном звучании

произведения,

понять

свою

роль

и

значение

как

солиста,

научает

совместному

творчеству.

Яркое

художественное

исполнение

концертмейстером партии сопровождения должно вдохновлять ребенка на

такое же яркое и выразительное исполнение домровой партии.



В раздел образования