Напоминание

"Маленькие мастера"


Автор: Петренко Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Улыбка"
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка педагогического проекта по художественно-эстетическому развитию
Тема: "Маленькие мастера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Маленькие мастера»

Среднесрочный

Развитие творческих способностей детей через тестопластику.

Составил: воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ « Улыбка»

Петренко Татьяна Викторовна

2016 год,

п.Ханымей

Название проекта

: «Маленькие мастера»

Аналитико-прогностическое обоснование проекта:

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и

безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами

воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство

любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением

относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества

необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память,

особенно зрительная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их

зрительной памяти. В процессе эстетической и художественной деятельности

совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение,

развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это

содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает

полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет

человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и

негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и

соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

В изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и

предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей

самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при

этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Одним из самых популярных занятий в наши дни стало лепка из соленого теста.

Лепить из соленого теста одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что

нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и

сюрпризы наполняют уютом и душевным теплом. Соленое тесто - это

экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого, теплого теста

можно смело доверить любому малышу. Этот комок дает ощущение чего-то

живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. А что еще нужно для детской

радости и счастья, если не умение творить.

Данный проект разработан с опорой на авторскую программу О.В. Смирновой

«Волшебное

тесто»,

которая

основывается

на

возрастные

возможности

и

творчество детей, специфику развития мелкой моторики пальцев рук, внимания,

воображения,

мышления

и

актуальностью

которой

является

сохранность

контингента

воспитанников,

коррекция

речи,

развитие

мелкой

моторики,

активизация

творческой

деятельности,

пополнение

детскими

работами

развивающей среды в группе.

Проблема: в разделе основной общеобразовательной программы ДОУ

«Художественно - эстетическое развитие» лепка не уделяется внимание развитию

творческих способностей детей через технологию работы с соленым тестом, но

зато есть возможность провести данную работу через проектную деятельность, так,

как а у детей возник интерес и много вопросов по данной теме. Исходя из этого, я

разработала проект «Маленькие мастера».

Цель: развитие творческих способностей детей через тестопластику.

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей с ингредиентами (мука, соль, вода, подсолнечное

масло), их свойствами и процессом изготовления теста для лепки;

объяснить детям значимые свойства соленого теста в работе сним;

обучить детей лепке из соленого теста, применяя различные приемы;

формировать умения следовать устным инструкциям;

создавать образы разных предметов и животных, объединять в

коллективную композицию;

совершенствовать навыки декоративной росписи по объемным изделиям.

Развивающие:

развивать психические процессы: восприятие, память, речь, мышление,

мелкую моторику рук и глазомера;

развивать творческие способности, воображение и фантазию детей.

Воспитательные:

воспитывать:

интерес к лепке, усложняя ее содержание и расширяя возможности

создания разнообразных поделок;

аккуратность и бережное отношение к своим работам;

совершенствовать трудовые навыки, умение доводить начатое дело до

конца.

Проект основывается на следующих принципах:

1.

Доступность

2.

Систематичность и последовательность

3.

Связь теории и практики

4.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Содержание проекта основано на постепенном углублении знаний, реализация

поставленных целей и задач производится поэтапно, от простого к сложному.

Приобретая некоторый опыт, ребенок научиться изготавливать фигурки

животных, насекомых, композиции и многое другое.

Основные шаги по реализации проекта:

определение проблемы проекта; постановка цели; изготовления наглядного

материала; включение в план проекта занятий, практических заданий; домашние

задания для совместной работы родителей и детей; подготовить консультацию для

родителей о тестопластике; продумать форму проведения презентации.

Ожидаемые результаты по окончанию проекта:

-знать:

свойства ингредиентов соленого теста и процесс его изготовления,

основные приемы лепки из соленого теста с учетом его особенности;

-уметь:

создавать поделки, следуя устным инструкциям, используя образцы и

ветогенный опыт;

-развивать:

мелкую моторику рук и глазомер, усидчивость, внимание, мышление

художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Способы фиксации результатов:

проведение выставок детских работ

участие в конкурсах детского творчества

диагностика уровня развития

Вид проекта:

по времени – среднесрочный (1 месяц),

по количеству участников – коллективный (20 детей),

по контингенту – дети 5-6 лет,

по направленности – межпредметный,

по характеру деятельности – творческий.

Состав участников :

дети старшей группы, родители, воспитатель.

Основные направления проекта:

развитие творческих способностей детей через знакомство с тестопластикой.

Время проведения проекта: октябрь.

Межпредметные связи:

Название раздела

программы

содержание

цель

Познавательное

развитие

Беседа «От зернышка до

пирога».

Опытно-

экспериментальная

работа

Познакомить детей с работой хлеборобов

и свойствами теста.

Знакомство с ингридеентами и

процесом изготовления соленого теста

для тестопластики.

Художественно-

эстетическое

развитие

(лепка).

«Снеговик»

Учить детей в лепке создавать образ

снеговика; закреплять умение лепить его

по частям, используя разные приемы;

учить в лепке передавать его

настроение.

Художественное

творчество

(аппликация).

« Открытка Снеговичку»

Учить детей делать поздравительную

открытку, подбирая и создавая

соответствующее празднику

изображение; продолжать учить

вырезать одинаковые части из бумаги,

сложенной вдвое; закреплять приемы

вырезания и наклеивания бумаги,

ватных дисков и ваты; развивать

воображение, творческое восприятие,

аккуратность.

Чтение

художественной

литературы.

Чтение р.н.с. «Колосок»

Формировать целостную картину

преобразования зернышка в пирог;

развивать литературную речь;

приобщать к словесному искусству,

развивая художественное восприятие и

эстетический вкус.

Подготовительный этап:

- определение педагогом темы, цели и задач проекта;

- продумать содержание проекта и предполагаемые результаты;

- обговорить с родителями тему, цель и содержание проекта, выяснить

возможности, наличие и доступность необходимых для его реализации

средств;

- определить содержание деятельности всех участников проекта;

- составить систему мероприятий;

- подготовить методическую разработку по каждому мероприятию;

- изготовить наглядные пособия по теме;

- разработать вопросы по выявлению уровня знаний детей данной темы и

инструментарий.

Ветогенный опыт детей работы с тестом:

лепка уточки и ее роспись в средней группе (проект «Дымковские игрушки»);

знакомство с детскими работами по тестопластике (видео слайды).

Рекомендации: при затруднении в выполнении работы ребенком, необходимо

задавать ему наводящие вопросы.

Основной этап реализации проекта

Система мероприятий.

Тема

Цель занятия

Материал

1

Гусеница

Учить детей лепить гусеницу,

раскатывая круговыми

движениями несколько шариков и

соединять их вместе,

разрисовывать поделку, придавая

яркость образу; воспитывать у

детей заботу к насекомым

.

Солёное тесто, игрушка «гусеница»,

гуашь, кисточка, вода, влажная

салфетка, клеенка, подставка для

поделки.

2

«Божья коровка»

Учить детей лепить «Божью

коровку», раскатывая круговыми

движениями туловище и голову и

соединять их вместе, с помощью

стеки придавать туловищу форму

тела насекомого, разрисовывать

поделку, придавая яркость образу;

воспитывать у детей заботу к

насекомым

.

Изображение насекомого (видео

слайды), соленое тесто, стека,

гуашь, кисточка, ватные палочки,

вода, влажная салфетка, клеенка,

подставка для поделки.

3

Ежик

Учить детей лепить ежика,

раскатывая круговыми

движениями и продольными с

надавливанием на одну сторону

туловище и вытягивая голову,

использовать в работе природный

материал (семечки) для иголочек;

разрисовывать поделку, придавая

яркость образу; воспитывать у

детей интерес к передачи образа

животного.

Игрушка «ежик», изображение

ежика (видео слайды), соленое

тесто, семечки для иголок, гуашь,

кисточка, ватные палочки, вода,

влажная салфетка, клеенка,

подставка для поделки.

4

Снеговик

Создавать у детей интерес к

образу, учить раскатывать

комочки теста круговыми

движениями, соединять их

вместе, разрисовывать поделку,

придавая яркость образу.

Солёное тесто, игрушка «снеговик»,

детские рисунки с изображением

снеговика, гуашь, кисточка, ватные

палочки, вода, влажная салфетка,

клеенка, подставка для поделки.

5

Веселая пчёлка

(подарок для

мамы к

празднику «8

марта»)

Учить детей лепить пчёлку из

пяти уменьшающихся шариков,

использовать в работе

дополнительный материал.

Развивать интерес к лепке,

закреплять умение работать с

соленым тестом. Воспитывать у

Солёное тесто, ткань (капрон) на

крылышки, изображение пчелы

(видео слайды), гуашь, кисточка,

ватные палочки, вода, влажная

салфетка, клеенка, подставка для

поделки, клеёнки, игрушка

детей доброжелательное

отношение к игровым

персонажам.

«пчёлка».

6

Пирог или торт

ко Дню

рождения.

Учить детей передавать в лепке

внешний вид кулинарного

изделия, используя свои умения

работы с тестом.

Солёное тесто, изображения разных

видов тортов и пирогов (видео

слайды), круглая и др. формы,

стека, гуашь, кисточка, ватные

палочки, вода, влажная салфетка,

клеенка, подставка для поделки,

клеёнки.

Работа с

родителями

Консультация по тестопластике.

Домашнее задание: сделать поделку по замыслу совместно с

родителями.

Организовать выставку работ семейного творчества.

Конечный продукт: выставка детских работ и работ семейного творчества

по тестопластике.

Конспект мероприятия.

(образец разработки всех мероприятий)

НОД "Гусеница на листике"

Программное содержание:

- формировать навык детей работать с тестом.

- уточнить знания и представления о геометрических телах.

- закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая их

на листе из картона.

- развивать творческие способности детей, глазомер, мелкую моторику рук.

- воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

Оборудование:

Стеки, доски для лепки, индивидуальные подписанные подставки для работ,

влажные тряпочки для рук, соленое тесто, листья берёзы, иллюстрации гусениц.

Предварительная работа:

наблюдения в летний период за насекомыми, рассматривание живых гусениц,

чтение и рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Тайная жизнь

животных».

Примечание: работа разделена на 2 части – 2 занятия.

Ход:

1часть работы.

Воспитатель: Какое время года наступило? Верно, наступила осень, все деревья

одели золотистый наряд, многие насекомые уже спрятались в щели, под кору

деревьев. Птицы начали улетать в теплые края. Помните, как мы на прогулках

наблюдали за птицами и насекомыми? Кто вам больше всего понравился? Ответы

детей.

Воспитатель: Наверное, очень хочется всем, чтоб у нас остались воспоминания о

лете. А мы можем, гусеницу, за которой наблюдали летом слепить и посадить на

зеленый листочек, чтоб ей было чем поживиться? Ответы детей.

Вам нравится эта идея? Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит гусеница, и подумайте, на какие

геометрические формы похожи части ее тела?

Дети: Из шариков.

Воспитатель: Как вы будете раскатывать шары?

Дети: Между ладонями круговыми движениями.

Воспитатель: А шары вы будете делать одного размера?

Дети: Можно одного. Можно сначала большой, а затем каждый раз поменьше.

Воспитатель: Молодцы. Я тоже думаю, что гусеницу нужно сделать из шаров

разного диаметра, тогда она получится симпатичнее. Не забудьте, что каждый раз

вам нужно будет брать теста немного меньше.

Физ. минутка.

Творческая работа детей под сопровождение аудио записи «Мелодии леса». Ребята

ставят свои работы ( на индивидуальных подписанных подставочках) на общий

лист для просушки.

Воспитатель: - Посмотрите, сколько разных гусениц у вас получилось.

2 часть работы. После просушки работ дети забеливают «гусеницы».

Физкульт. Минутка.

Теперь начинается декоративная роспись «гусеницы» под сопровождение

аудио записи «Мелодии леса». Данная работа проходит с опорой на

полученные знания и навыки детей по росписи объемных предметов.

Затем каждый ребенок сажает свою гусеницу на листик и переносит на общую

полянку. Выставка детских работ.

Воспитатель: - Посмотрите, сколько красивых и разных гусениц у вас получилось

и им совсем не скучно!

Литература:

1.

Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.

Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Издательский дом

«Владис»; - М.: Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007.

2.

Силаева К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.:

Изд-во ЭКСМО, 2003.

3.

Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

4.

Смирнова О.В. «Волшебное тесто», 2008г.

Мониторинг

достижения детьми планируемых результатов по

освоению проекта

«Маленькие мастера».

Инструментарий выявления уровня знаний детей по проекту

образовательная область: художественно-эстетическое развитие:

1.

Знание наличия ингредиентов и их свойств.

2.

Раскатывание теста прямыми и круговыми движениями.

3.

Отделение от большого куска маленький.

4.

Сплющивание

5.

Соединение деталей

6.

Вытягивание отдельных кусков из целого

7.

Прощипывание мелких деталей

8.

Вдавливание

9.

Создавать образы предметов, животных

10.Передача выразительности образа посредством декоративной росписи

11.Проявление творчества

12.Эмоциональное отношение

Критерии оценки:

Итого:

Констатирующий

этат

Контрольный

этап

3 балла - Высокий: ребенок отвечает и выполняет задание

самостоятельно и правильно

2 балла – Средний: отвечает и выполняет задание

самостоятельно, но иногда нужна помощь

педагога

1 балл – Низкий : отвечает и выполняет задание с ошибками

Рекомендации: при затруднении в выполнении работы ребенком, необходимо задавать ему

наводящие вопросы.

Обработка результатов: Необходимо сложить все баллы и разделить их на количество

параметров (3) и по получившемуся баллу определить уровень освоения раздела: высокий – 3

балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл.

Консультация для родителей

«Тестопластика

в семейном творчестве»

Подготовил: воспитатель Т.В. Петренко

2017г.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания

– помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в

окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти

или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует

развитию речи. Дошкольники приучаются более внимательно рассматривать предмет, что

развивает наблюдательность, детскую фантазию.

Тестопластика или лепка из солёного теста – очень занимательно занятие. Им вполне могут

увлечься не только дети, но и взрослые Лепка — это одно из любимейших занятий детей. Кроме

очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность

пальцев, точность и координацию движений, что способствует улучшению речи, развивает

мелкую моторику рук, воображение, формируются и развиваются навыки ручного труда. Ребенок

приобретает новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы .

Поделки из теста станут оригинальным подарком родным и друзьям.

Помните, что искусство начинается с малого!

В наши дни тестопластика стала очень популярным занятием. Лепят везде и все, и это

неудивительно, ведь лепить — большое удовольствие и радость.

Влияние занятий декоративной лепкой (тестопластикой) на развитие ребенка широко. Оно

отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и

деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

— Расширение кругозора;

— Развитие мелкой моторики;

— Создания целостного образа;

— Развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;

— Развитие игры с правилами;

— Расширение словарного запаса;

— развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения; —

развитие познавательных процессов; —

Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

Таким образом, лепка для детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию

личности. Тем более что при изготовлении работ не потребуются дефицитные материалы, всё,

что нужно – найдётся дома на кухне.

Рецептов солёного теста много, я поделюсь с вами тем, который использую сама.

Итак, для работы нам нужно будет.

Первый вариант:

• 2 стакана соли

• 2 стакана муки

• 2 столовых ложки крахмала

• 2 столовых ложки обойного клея «Момент»

• 2 столовых ложки растительного масла

• 1 стакан холодной воды.

Второй вариант:

2 части муки

2 части соли (мелкой экстра)

1 часть воды (обязательно холодная вода)

Для начала надо размолоть на кофемолке соль, если она у вас крупная. Лучше же сразу купить

соль марки «Экстра», только не надо использовать йодированную.

Смешать муку, соль, крахмал, клей. Добавить воду и вымесить крутое тесто. Воды немного,

поэтому придётся потрудиться руками. При вымешивании постепенно добавляйте растительное

масло.

Получившееся солёное тесто положите в целлофановый пакет и уберите на несколько часов в

холодильник.

Теперь нам надо приготовить инструменты.

Во-первых, это доска для лепки и стеки. Продаются в магазинах канцелярских и художественных

товаров. Гуашь, бесцветный лак, скалку, острый нож, кисточки. Кроме того, пригодятся

формочки для печенья, с помощью которых можно будет вырезать фигурки, зубочистки,

рельефные пуговицы, колёсико для выкроек и т.д.

Начинаем работу.

Солёное тесто достаём из холодильника, но не всё. Только кусочек. От него отрезаем ещё

кусок, с которым будем работать, а остальное - ещё в один пакетик, чтобы не подсыхало сверху.

А теперь с помощью скалки раскатайте тесто. Ровно-ровно. И приступайте к работе. Или

вырезайте формочкой какие-то фигурки, или разделите фигурку на части и лепите из них то, что

вам вздумается. Здесь всё зависит от вашей фантазии. Книг и фотографий изделий для примера в

сети очень много, я не буду повторяться.

Соединяют детали изделия с помощью зубочистки, или проволочки, а небольшие кусочки

приклеивают, предварительно смочив место соединения водой.

И вот ваше изделие готово. Кладёте его на ровную поверхность и оставляете до полного

высыхания.

Можно ускорить этот процесс, положив поднос с изделиями на тёплую батарею или солнечное

окно.

Когда изделия окончательно высохнут, раскрашиваем их гуашью. Можно использовать и другие

краски, но на опыте проверено, что гуашь ложится на изделия из теста лучше всего. Ждём, пока

гуашь подсохнет, и сверху покрываем лаком.

Вот, собственно, и всё. Теперь, если вы будете делать панно с этими поделками, приготовьте

рамку и клей «Момент» и приклеивайте на неё.



В раздел образования