Напоминание

Ознакомление дошкольников с устным народным творчеством


Автор: Веревкина Олеся Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 37
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление дошкольников с устным народным творчеством
Дата публикации: 30.07.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление дошкольников с устным народным творчеством

Традиционно принято выделять две формы организации работы с

фольклором в детском саду:

1. Чтение и рассказывание в процессе организованной образовательной

деятельности:

одного

произведения;

нескольких

произведений,

объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о

лисичке); объединение произведений, принадлежащих к разным видам

искусств; чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с

игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами); чтение

как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

2. Использование в режиме дня, в разных видах деятельности

(рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные

праздники, мини-музеи сказок и т.д.).

Ознакомление с фольклором в процессе организованной

образовательной деятельности.

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с

различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы

артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений.

Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах

которого разыгрывается красочное действо.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю

следует обратить внимание на следующее:

1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и

русские народные музыкальные инструменты.

2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает

систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их

содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные

действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще

звучать в речи педагога.

3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше

ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с

помощью которых создается развернутая картина действий и их результата.

Показ

может

быть

фрагментарным

или

полным.

Инсценирование

произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего

понимания

содержания.

Во

время

чтения

произведения

делают

динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» - приводят

в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и

стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей

к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная

выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и

тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания

произведения в целом.

7.

Обязательное

правило

неоднократное

полное

прочтение

произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным

процессом, чем первое знакомство.

8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше

внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше –

возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Методика ознакомления с пословицами и поговорками:

Воспитатель

должен

следить

за

умелостью

и

правильностью

употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей.

Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих

видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два

этапа:

1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для

того, чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает

ли, когда ее следует употреблять.

2.

Затем

пословица

или

поговорка

предлагается

в

контексте

небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения

пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ,

речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную

пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас

пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы,

соответствующие содержанию и идее определенной сказки.

Методика ознакомления со сказками:

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать

неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы

персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и

свое отношение к событиям.

2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их

подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы: показать

сказку с помощью игрушек (настольный театр); использовать присказку,

причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную

сказку – присказкой новой, интересной.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные

методические

приемы

в

сочетании

с

наглядными:

беседы

после

ознакомления

со

сказкой,

помогающие

определить

жанр,

основное

содержание, средства художественной выразительности; выборочное чтение

по просьбе детей; рассматривание иллюстраций, книг; просмотр диафильмов,

кинофильмов

после

знакомства

с

текстом;

прослушивание

записи

исполнения сказки мастерами художественного слова.

4.

При

рассказывании

сказки

рекомендуется

использовать

моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также

предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков)

изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать

кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а

какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно

переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того,

насколько

ребенок

овладел

моделированием,

изменяется

полнота

разыгрываемого сюжета.

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке

конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку

понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического.

Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы,

это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту

употреблять образные народные выражения.

6.

Р.

Халикова

раскрыла

своеобразие

приемов,

влияющих

на

нравственное,

патриотическое,

интернациональное

воспитание

дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:

-образное

восприятие

пословиц,

сказок

углубляется,

если

одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями

народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других

национальностей.

-включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют

акцентирования на нравственных качествах героя.

-

использование

метода

сравнения

национальных

фольклорных

произведений, что дает возможность не только формировать определенные

представления

о

характерных

национальных

особенностях

устного

творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей,

понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к

пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают

поступки персонажей.

- использование метода сравнения современной жизни с изображенной

в сказках.

7. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной

творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от

восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок,

рисование на темы любимых сказок, их драматизация.

Методика ознакомления с загадками:

1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание

загадок, объяснять их.

2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки,

формировать

умение

понимать

целесообразность

использования

выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям

для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше

понравилась и почему. Предложить подобрать определение, к слову, которое

обозначает отгадку.

3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических

загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах,

явлениях действительности.

Ознакомление с фольклором при организации различных видов

деятельности.

В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра,

в которой развиваются все познавательные процессы. Фольклор широко

используется в играх - драматизациях. Драматизируя песенку, потешку, а в

дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально

он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь

ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский.

Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно

поощрять

драматизацию

произведений

устного

народного

творчества

детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к

этому всех детей.

Технология использования сказки в играх-драматизациях: 1 этап –

знакомство со сказкой (рассказывание, беседы, просмотр диафильмов,

видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций); 2 этап – знания

должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна

обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и

дидактические игры с персонажами сказок и т.п.); 3-ий этап – отражение

эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной

деятельности; 4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию

сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание

сюжета сказки.

Фольклор можно использовать во всех формах работы по физическому

воспитанию: двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов

устного

народного

творчества;

сюжетные

физкультурные

занятия

с

«вкраплением», «вплетением» элементов сказки (проводятся в форме

«двигательного» рассказа); театрализованные физкультурные занятия с

использованием

имитационных,

мимических

и

пантомимических

упражнений, инсценировок и игр-драматизаций; музыкально-ритмические

занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с

использованием народных песен и мелодий; игровые физкультурные занятия

(используются

народные

игры

и

игры

со

сказочными

героями);

интегрированные

физкультурные

занятия,

сочетающие

фольклор

и

физические упражнения.

При

организации

двигательной

деятельности

детей

необходимо

использовать народные игры, которые влияют не только на физическое

развитие детей, но и по словам Е.А. Покровского: «…детские подвижные

игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным

особенностям, выполняют задачу национального воспитания».

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в

жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное

владение

обширным

игровым

репертуаром,

а

также

методикой

педагогического руководства. В основном она не отличается от методики

других подвижных игр, но можно выделить некоторые особенности

характерные для организации и проведения народной игры:

-Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка,

певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с

детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием

доставит

детям

большое

удовольствие

и

избавит

их

от

скучного

трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в

ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.

-При

объяснение

сюжетной

народной

игры

воспитатель

предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит

играть,

показывает

иллюстрации,

предметы

быта

и

искусства,

заинтересовывает национальными обычаями, фольклором.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют

фольклорные праздники как средство выражения национального характера,

яркая

форма

отдыха

взрослых

(педагогов

и

родителей)

и

детей,

объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные

праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в

детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а

разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс

игры более интересным и содержательным. Дети старшего дошкольного

возраста

поют

русские

народные

лирические

песни

и

частушки,

демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась

жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не

обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных

инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко

используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам,

сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры,

хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое

сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание

должно быть уделено костюмировке, использованию декораций.

Таким образом, использование фольклора в процессе организации

разных видов детской деятельности,

применение различных методов

ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов

вызывает

у

детей

устойчивый

интерес

к

фольклору.

Это

может

рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному

краю, гордости к своему народу, симпатии и дружелюбного отношения к

людям других национальностей.



В раздел образования