Напоминание

«Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»


Автор: Щербинина Оксана Николаевна
Должность: старший воспитатель МКДОУ
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: село Казинка Шпаковского района Ставропольского края
Наименование материала: опыт работы ДОО
Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 29.07.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей

дошкольного возраста»

«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и

вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е.А. Покровский

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным

отличием является — исключение из образовательного процесса учебной

деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на

этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного

учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с

детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса.

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно

посредством

доступной

для

их

возраста

деятельности

игры.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При

правильной организации игра создает условия для развития физических,

интеллектуальных

и

личностных

качеств

ребенка,

формированию

предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности

дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать,

познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка

– игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом

познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения

своей фантазии.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с

возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить

мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и

смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с

семьей в кафе и рестораны, выезжает на отдых, путешествует; ориентируется

в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом

рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на

самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать,

фантазировать, радоваться и обязательно играть. Но в наше современное

время

предпочтение

отдаётся

электронным

дидактическим

играм.

Использование

информационно-коммуникативных

технологий

в

образовательном процессе нашего дошкольного учреждения – это одна из

актуальных

проблем.

Сегодня

стоит

острая

проблема,

связанная

с

организацией игровой деятельности современных детей. Они избалованы

изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе

1

нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности

испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и

то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни

воспитатели,

теперь,

в

изменившихся

условиях,

перестало

работать.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры,

киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас,

педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и

игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него,

больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и

развивающим

играм,

способствуя

адекватной

социализации

ребенка.

Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной

из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом

отношении.

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится

особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе

ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ

моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта

общения и новых знаний.

Педагоги нашего ДОУ большое внимание уделяют играм дошкольников.

Игры используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности

детей. В работе с дошкольниками педагоги используют различные виды

игр. В каждой группе разработана и оформлена картотека игр по каждой

образовательной области в соответствии с возрастом воспитанников.

(пальчиковые, дидактические, сюжетно – ролевые и т.д)

Использование игры в образовательных целях в процессе реализации

программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать

коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и

учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и

сообразно задачам возраста. Игра выступает как самая важная деятельность,

через которую пед коллектив решает все образовательные задачи, в том

числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и

воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, заставил нас

перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям

детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не

догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия

педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный

потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и

детей.

Педагоги

ДОУ

формируют

социальные

умения

и

навыки

будущего

дошкольника,

необходимые

для

благополучной

адаптации

к

школе,

2

стремятся к организации единого развивающего мира – дошкольного и

начального образования. Выбор форм работы осуществляют самостоятельно

в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от

опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники

бодры и полны сил, проводятся наиболее трудоёмкие виды деятельности:

беседы,

наблюдения,

рассматривание

альбомов,

дидактические

игры,

трудовые поручения. По мере уставания детей включаются

сюжетно-

ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование

различных видов деятельности детей в течение дня, помогает обеспечить их

разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью

укрепления

здоровья

дошкольников

большое

значение

уделяется

двигательной активности. Хотелось бы отметить, что дети постоянно

находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому педагоги органично

«встраивают»

любую

деятельность

в

детскую

игру,

что

делает

образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и

формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы

включаются во все виды детской деятельности и общения ребёнка с

педагогом.

Педагоги ДОУ тщательно продумывают содержание развивающей среды по

возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости

от темы организованной образовательной деятельности. При планировании

используют виды самостоятельной свободной детской деятельности в

специально подготовленной развивающей среде группы, где дети могут

закрепить

знания,

умения,

навыки

в

самостоятельных

играх

и

взаимодействии с окружающей средой. Игры логически и системно,

естественно

включены

в

целостный

образовательный

процесс

(организованную

образовательную

деятельность,

образовательную

деятельность

в

процессе

режимных

моментов,

самостоятельную

образовательную деятельность). Педагоги ДОУ продумывают и планируют

обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в

любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические,

настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические,

подвижные);

ежедневные

свободные

игры

без

прямого

руководства

воспитателем. Ежедневно планируются и организуются совместные игры:

подвижные;

дидактические;

настольно-печатные;

театрализованные

(режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на

развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию

особенностей

развития

речи,

движений,

зрения

и

слуха

детей;

профилактические

игры

и

упражнения:

профилактика

плоскостопия,

различных заболеваний. Для развития свободной, самостоятельной игры

создана

полноценная

предметно-игровая

среда,

инициирующая

3

возникновение игр по интересам детей. Дошкольный ребёнок - человек

играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь

ребёнка через ворота детской игры.

Очень важна работа, проводимая с родителями. Родителям нужно

стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию,

создавать для того все условия.

В своей работе педагоги ДОУ используют такие формы работы с

родителями:

1.Родительские собрания;

2.Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»

3.Анкетирование и тестирование родителей «Игры и игрушки в жизни

ребёнка, их значение и умственное развитие»

4.Индивидуальные консультации, рекомендации;

5.Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки,

выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение

соответствующей литературы).

В.А. Сухомлинский сказал: «Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости

и

любознательности».

4



В раздел образования