Напоминание

"Современный урок: проблемы и перспективы"


Автор: Волкова Евгения Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 31"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок: проблемы и перспективы"
Раздел: начальное образование





Назад




Волкова

Евгения

Сергеевна

«

Современный

урок

:

проблемы

и

перспективы

»

Урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного

процесса в школе уже более 350 лет. До 50-х годов 20 века урок имел достаточно жесткую

структуру. В 50 – 60 годы специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и

методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику

современного

урока.

Современная

жизнь

отличается

быстрыми

темпами

развития.

Бывший ученик, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному

круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить

определенную

базу

знаний,

умений

и

навыков

в

школе.

Он

должен

обладать

коммуникативностью, целеустремленностью, креативностью, только тогда он сможет быть

успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и

быть полезным обществу. Таковы правила современной жизни.

Среди первостепенной задачи современной школы – давать прочные знания, формировать

высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей

которого, как и прежде, является урок.

Традиционный урок, можно сказать, морально устарел.

Проблемы традиционного урока заключается в том, что педагог всегда ограничен во

времени, он выполняет функцию передатчика информации, фронтальные методы работы

доминируют над индивидуальными, а реализация личностно-оринтированного подхода

крайне затруднительна, кроме того, прослеживается лишь слабая связь изучаемой теории с

практикой.

Современный урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых

знаний на практике, часть из них должна быть получена в процессе самостоятельного

поиска путём решения поисковых задач.Методы урока вариативны: в одних случаях это

изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации

или

фильма. В других –

просто необхомс поисково – исследовательский метод, где

содержание

материала

изучается

путём

самостоятельной

деятельности

учащихся

для

решения поставленной проблемы.

Одним

из

основных

требований

к

современному

уроку

является

научность,

т.е.

соответствие

его

содержания

уровню

современной

науки

и

процесса

обучения

достижениями педагогики.

Эффективность

современного

урока

предполагает

и

применение

современных

технических

средств

(ИКТ).

Они

вносят

в

урок

атмосферу

технической

культуры,

совершенствуют

процесс

усвоения

знаний,

повышают

производительность

учебного

труда,

Современный урок должен быть не только обучающим, но и воспитательным.

Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами: содержанием, методами и

средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом

учителя, общей атмосферой и стилем школы.

Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной

гигиенических

требований

(правильное

чередование

труда

и

отдыха,

применение

различных педагогических методов на уроке).

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

1. Главной целью урока – развитие личности ребенка

2. На уроке реализуется дифферанцированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Урок вариативен и динамичен.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

В

современном

уроке

меняется

сама

позиция

учителя.

От

«театра

одного

актера»

традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно

начинает

разделять

ее

с

учениками,

которые

фактически

переходят

из

«объектов»

в

«субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции –

учить

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой

обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий

и

передового

педагогического

опыта,

рациональном

руководстве

познавательной

и

практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Время традиционных уроков постепенно отходит. Новизна современного российского

образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо просто

провести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок,

развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их

ценностей и смыслов.

Современный урок должен воспитывать и развивать в ребенке Личность.

Список использованной литературы:

1.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований

ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. –

(Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.

Дидактические требования к современному уроку.

3.О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования

//Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.



В раздел образования