Автор: Волкова Евгения Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 31"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок: проблемы и перспективы"
Раздел: начальное образование
Волкова
Евгения
Сергеевна
«
Современный
урок
:
проблемы
и
перспективы
»
Урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного
процесса в школе уже более 350 лет. До 50-х годов 20 века урок имел достаточно жесткую
структуру. В 50 – 60 годы специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и
методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику
современного
урока.
Современная
жизнь
отличается
быстрыми
темпами
развития.
Бывший ученик, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному
круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить
определенную
базу
знаний,
умений
и
навыков
в
школе.
Он
должен
обладать
коммуникативностью, целеустремленностью, креативностью, только тогда он сможет быть
успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и
быть полезным обществу. Таковы правила современной жизни.
Среди первостепенной задачи современной школы – давать прочные знания, формировать
высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей
которого, как и прежде, является урок.
Традиционный урок, можно сказать, морально устарел.
Проблемы традиционного урока заключается в том, что педагог всегда ограничен во
времени, он выполняет функцию передатчика информации, фронтальные методы работы
доминируют над индивидуальными, а реализация личностно-оринтированного подхода
крайне затруднительна, кроме того, прослеживается лишь слабая связь изучаемой теории с
практикой.
Современный урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых
знаний на практике, часть из них должна быть получена в процессе самостоятельного
поиска путём решения поисковых задач.Методы урока вариативны: в одних случаях это
изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации
или
фильма. В других –
просто необхомс поисково – исследовательский метод, где
содержание
материала
изучается
путём
самостоятельной
деятельности
учащихся
для
решения поставленной проблемы.
Одним
из
основных
требований
к
современному
уроку
является
научность,
т.е.
соответствие
его
содержания
уровню
современной
науки
и
процесса
обучения
–
достижениями педагогики.
Эффективность
современного
урока
предполагает
и
применение
современных
технических
средств
(ИКТ).
Они
вносят
в
урок
атмосферу
технической
культуры,
совершенствуют
процесс
усвоения
знаний,
повышают
производительность
учебного
труда,
Современный урок должен быть не только обучающим, но и воспитательным.
Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами: содержанием, методами и
средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом
учителя, общей атмосферой и стилем школы.
Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной
гигиенических
требований
(правильное
чередование
труда
и
отдыха,
применение
различных педагогических методов на уроке).
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока – развитие личности ребенка
2. На уроке реализуется дифферанцированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Урок вариативен и динамичен.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
В
современном
уроке
меняется
сама
позиция
учителя.
От
«театра
одного
актера»
традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно
начинает
разделять
ее
с
учениками,
которые
фактически
переходят
из
«объектов»
в
«субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции –
учить
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой
обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий
и
передового
педагогического
опыта,
рациональном
руководстве
познавательной
и
практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Время традиционных уроков постепенно отходит. Новизна современного российского
образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо просто
провести урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок,
развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их
ценностей и смыслов.
Современный урок должен воспитывать и развивать в ребенке Личность.
Список использованной литературы:
1.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований
ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. –
(Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.
Дидактические требования к современному уроку.
3.О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования
//Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.