Автор: Шуликова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ п.Сорум
Населённый пункт: п.Сорум Белоярский р-н Тюменская обл.
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект (подготовительная группа)
Тема: "Огород на окне"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п.Сорум»
Познавательно-исследовательский проект
на тему «Огород на окне»
(подготовительная группа)
Подготовила
воспитатель
Шуликова Н.Н.
2020 г.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта:
-дети подготовительной к школе группы;
-педагоги;
-родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и
исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в
комнатных условиях.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о культурных растениях.
2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных
растений (лук, горох, огурцы, помидоры, цветы);
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для
роста растений.
4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных
условиях.
5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять
разнообразие детских работ, вариативность.
6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений
(полив, взрыхление, прополка сорняков)
7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте
растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно
отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать интерес к уходу за растениями ; накапливать опыт
внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Актуальность проблемы:
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая
жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать
шаг
в
неизведанное
и
непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей
детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может
быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на
приобретение
детьми
опыта
собственной
опытно-исследовательской
деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их
реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В
процессе систематического ухода за растениями формируются определенные
трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к
живой природе и заботиться о растениях.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию
любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать
растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях,
как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,
развивать этическое чувство,
умение
радоваться красоте
выращиваемых
растений и результатом своего труда.
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется
на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения:
словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное
планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений,
игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний
в процессе познавательно-исследовательской
деятельности (выращивание
растений из семян).
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их
содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с
землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Ожидаемые результаты
Для детей
1. Сформированность представлений о растениях.
2.Сформированность
первоначальных
навыков
экологически
грамотного
отношения к растительному миру.
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое
здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6.Развитие
коммуникативных
навыков,
навыков
взаимодействия
и
сотрудничества.
7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Реализация проекта включает три этапа.
Этапы реализации проекта
1-й этап : подготовительный
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно- развивающей среды
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2-й этап: реализационный:
реализация мероприятий перспективного тематического
планирования
(непосредственная
образовательная
деятельность
по
теме,
цикл
наблюдений,
опыты,
творческая деятельность).
1
этап: итоговый:
выставка детских работ;
презентация проекта.
создание альбома
Перспективное планирование:
№п/п
Мероприятия
Цели
Сроки
Ответствен
ные
1 этап –
подготовите
льный.
1.
Беседа с
родителями
«Огород на окне»
Обсудить цели и
задачи проекта.
Сформировать интерес
у родителей по
созданию условий для
реализации проекта
1-я
неделя
Воспитатели,
родители
.
2.
Подбор наглядно –
дидактических
пособий,
демонстрационного
материала,
природного
материала,
художественной и
научной
литературы,
приобретение
необходимого
оборудования.
Создать условия для
реализации проекта
«Огород на окне».
1-я
неделя
Воспитатели,
родители
3.
Консультация для
родителей
«Исследовательска
я деятельность в
детском саду»
Просвещать родителей
по данной теме.
1-я
неделя
Воспитатели
2 этап –
основной.
4.
Рассматривание
книг, иллюстраций
о растениях,
беседы.
Вызвать интерес к
растениям, желание
Рассматривание книг,
иллюстраций о
растениях заботиться о
них. Беседы о
происхождении семян.
2-я
неделя
Воспитатели,
родители.
5.
НОД «Посев семян
Вызвать у ребят
2-я
Воспитатели
для выращивания
рассады»
желание самим
вырастить растения из
семян.
неделя
6.
Практическая
деятельность:
посадка семян
гороха, огурцов,
помидор, цветов
Вызвать интерес к
выращиванию
огородной культуры.
2-я
неделя
Воспитатели
7.
Труд в уголке
природы
Продолжать учить
детей правильно
строить суждения и
делать выводы о
создании
благоприятных
условий (воды, света,
тепла)
2-я
неделя
Воспитатели
8.
Беседа с детьми
«Овощи и фрукты –
полезные
продукты»
познакомить со
значением овощей,
фруктов в жизни
человека.
2-я
неделя
Воспитатели
9.
Дидактическая игра
«Узнай на вкус»
Упражнять детей в
различении свежих,
соленых, сырых и
вареных овощей.
2-я
неделя
Воспитатели
10.
Дидактическая игра
«Что сначала, что
потом?»
Развивать понимание
простых причинно-
следственных
отношений.
3-я
неделя
Воспитатели
11.
НОД «Фрукты и
овощи» (лепка)
Продолжать лепить с
натуры знакомые
предметы (фрукты,
овощи, передавая их
характер особенности).
3-я
неделя
Воспитатели
12.
Опыт –
наблюдение за
ростом гороха,
огурцов, помидор,
лука.
Учить детей замечать
изменения, которые
происходят у
прорастающей рассады
гороха и огурцов.
3-я
неделя
Воспитатели
13.
Наблюдение за
Учить детей замечать
3-я
Воспитатели
формированием
цветка и плода
изменения в росте и
развитии
растений .должать
неделя
14
Итоговая беседа
Высадка в
открытый грунт
(Огород на окне
переносится на
участок детского
сада)
Настроить детей на
дальнейшую
деятельность по
пересадке огорода на
окне в огород на
участке сада и
необходимых условиях
для дальнейшего роста
огурца, гороха.
3-я
неделя
Воспитатели
3 этап –
заключитель
ный.
15
Обработка и
оформление
материалов
проекта,
фотографий
Создание презентации
опыта работы
4-я
неделя
Воспитатели
16
Подбор
стихотворений,
поговорок, загадок
об овощах
Создание альбома
«Стихи, загадки,
поговорки об овощах»,
представление
полученных знаний
4-я
неделя
Воспитатели,
дети, родители
17.
Обработка и
оформление
материалов проекта
в виде презентации
4-я
неделя
Воспитатели
Анализ
результативности
4-я
неделя
Воспитатели
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на окне».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала
для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления
альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в
детском саду».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый
лишний»,Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут
навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен об овощах.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое
представление об овощных культурах (огурцах, помидорах, луке), зернобобовых
культурах (горох) и цветах.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них
растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия,
необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные
познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу,
учится
прогнозировать
результат,
экспериментировать,
сравнивать,
анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные
способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных
условиях. Применять натуральное удобрение.
Выбирать правильное время
посева семян и хорошо за ними ухаживать.
Проводить исследования нам
понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные
культуры в комнатных условиях.
Итог проекта:
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать
последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их
внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы
знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая
клумба» и «Огород на участке»
Список используемой литературы:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г
2.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г
3.Зенина
Т.Н.
«Циклы
наблюдений
за
объектами
природы»
Старший
дошкольный
возраст.
Учебно-методическое
пособие.
–
М.:
Центр
педагогического образования, 2012г
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное
пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2011г.
5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду
.- Волгоград: Учитель,2014г.
6.
Соломенникова
О.А.
Ознакомление
с
природой
в
детском
саду
Подготовительная группа.- М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г
7. Ресурсы Интернета
Фотоотчет
Дети принесли семена
Приготовили контейнеры, торфяные горшочки и кокосовые таблетки.
Рассмотрели семена
Замочили в воде
Посадка лука
Первые всходы
Наблюдение за ростом лука в воде
А этот лук вырос в земле
Поливаем огород
И всходы нас радуют
Выросли бархатцы
И календула
Вот такая петуния
И горох подрос
Огурцы растут
И помидоры тоже
Любуемся нашим огородом
Вот что у нас получилось
Пробуем витаминный лучок
Консультация для родителей
«Огород на окне»
В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это
создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды
(дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес
ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке
особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он
уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь
растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать
здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и
ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского,
социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят
действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с
наблюдениями
за
результатами.
Практической
деятельностью
является
непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к
посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких
качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный
результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества
для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети
дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о
растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к
познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы
удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и
самостоятельности
мышления,
мы
создали
условия
для
поисково-
исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием
растений
можно
осуществлять
в
зимне-весенний
период,
выращивая
в
помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя
для этого огород на окне.
Огород
на
окне
в
домашних
условиях
способствует
развитию
любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать
растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях,
как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,
развивать этическое чувство,
умение
радоваться красоте
выращиваемых
растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем
уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в
развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать
более крупные семена.
Рекомендуем
родителям
выращивать
растения
разными
способами,
создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой —
тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и
проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с
последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре,
родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в
значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока,
семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать
как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется
вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не
основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном
труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких
важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый
результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно
важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние
живых существ.
Такая
работа
развивает
наблюдательность,
приучает
внимательно
всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и
связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети
наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет
листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений,
поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит
родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность
даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже
самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими
глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок
талантлив.
Конспект НОД
«Овощи и фрукты – волшебные продукты»
Цель: закрепление у детей интереса к знаниям об овощах и фруктах.
Задачи:
- Закрепление у детей представлений об овощах и фруктах.
- Развитие умения употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимать
обобщающее слово «овощи» и «фрукты».
- Развитие логического мышления при отгадывании загадок;
- Формирование представлений об овощах и фруктах, как витаминах, полезных
для здоровья человека;
- Формирование навыка понимания и выполнения команд воспитателя;
- Согласовывать действия с речью ;
- Развитие познавательных способностей детей, любознательности, логического
мышления, воображения.
Методы и приемы:
- практические
- наглядные
- словесные
- игровые
Предварительная работа: Беседы об овощах и фруктах - витаминных
продуктах. Рассматривание иллюстраций, муляжей; чтение загадок,
дидактические и подвижные игры.
Ход НОД
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Слышится плачь. (аудиозапись)
Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду - посмотрю. (Входит с зайцем на
руке). Ребята, да это же заяц плакал.
- Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются). Зубки
у меня болят, Глазки плохо видят, Ножки у меня не ходят, Силушки уходят.
Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.
Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель. Не плачь зайка. Ребята, пожалейте зайку. Погладьте зайку. Мы
тебе обязательно поможем!
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами отправимся в страну «Витамины» и
возьмем с собой Зайку. Страна «Витамины» далеко, и поэтому мы полетим на
воздушном шаре. Цепляемся все за веревку и полетели!
Дети становятся друг за другом, имитируя полет.
Воспитатель. Вот и наша остановка! Вот мы и в стране «Витамины».
Заяц. Ой, куда мы приехали? (Иллюстрация с изображением огорода).
Воспитатель. Ребята, что это? (огород) Давайте расскажем Зайке, что здесь
растет? (ответы детей). Давайте посадим овощи. Я ребятки, загадаю вам загадки,
Вы отгадки все найдите и с грядки их соберите.
1.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней … (помидора)
2.
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие, солёные. ( огурец)
3.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня там ищи! (капуста)
4.
Растет в земле на грядке,
Оранжевая, длинная, сладкая. (морковь)
5.
И зелен и густ
На грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом … (картошка)
6.
Золотист он и упруг,
Всем полезный круглый …. (лук)
Воспитатель. Вот все овощи мы и собрали с грядки. Теперь ты понял, Заяц, где
растут овощи. В них очень много витаминов!
Пальчиковая игра «Салат»
«Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём.
Солью мы его посыпим,
И руками мы помнём.
Вот такой у нас салат, витаминами богат.
Вкусный и полезный». (Гладят живот)
Воспитатель. А теперь ребята пойдёмте дальше.
Физминутка
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки (идут)
По пням и по кочкам, (прыжки с продвижением вперед)
По камушкам, по камушкам
В яму – Бух!!! (присесть)
По дорожке мы идем
В сад зеленый мы зайдем.
Что растёт здесь, посмотрите,
И зайчонку расскажите.
Показывает, иллюстрацию с изображением фруктового сада.
Воспитатель. Ребята вот мы и пришли в сад. Как здесь вкусно пахнет! Давайте
мы подышим.
Дых гимнастика!
Носом вдох, а выдох ртом!
Дышим носом, а потом,
Ртом мы воздух набираем,
Через носик выдуваем!!!
Воспитатель. Ребята, что растет в саду?
- Какие деревья растут в саду? (фруктовые)
- На чем растут фрукты?
- Но наши деревья стоят без фруктов. Давайте мы на деревья прикрепим фрукты,
чтоб было видно, что это дерево фруктовое.
- Какие фрукты растут на яблоневом дереве, грушевом дереве, лимонном дереве,
сливовом дереве? (дети прикрепляют фрукты на деревья под осетинскую песню
«Дыргъдон»
- Молодцы! Во фруктах очень много витаминов!
- Ребята, а какого цвета у нас фрукты?
Воспитатель. Ты запомнил Зайка, что растете у нас в саду?
- А зачем нам нужны овощи и фрукты? Для чего мы должны их есть? (в них
много витаминов и они очень полезные)
- А прежде чем их съесть, что мы должны сделать с фруктами и овощами?
(помыть, т.к. они бывают грязные и на них бывают микробы).
Воспитатель: ребята, давайте расскажем Зайке наш девиз. Запомни Зайка
Ешь ты овощи и фрукты –
Витаминные продукты,
Будешь ты здоровым!
Воспитатель: Ты понял Зайчик, что такое витамины и где ты их можешь взять?
Заяц: Да, я все понял! Пойду соберу себе овощи и фрукты – витаминные
продукты.
Д/Игра «Что пропало?»
- Решил Заяц собрать себе фрукты на обед. Нашел яблоко, нашел грушу, нашел
лимон. Побежал зайчик за корзиной и вдруг, пробегала мимо лисичка и украла
кое-что. Что за фрукт украла лисичка?
- Решил Заяц собрать себе на ужин овощи. Нашел морковку, капусту, огурец.
Побежал зайчик за корзиной и вдруг. Пробегала мимо лисичка и украла кое-что.
Что за овощ украла лисичка?
Зайчик плачет.
Воспитатель: Не плачь Зайка. Наши ребята подарят тебе целую корзину овощей
и фруктов. Но для этого нам надо вернуться обратно в садик.
Цепляемся за воздушный шар и летим обратно в детский сад (под музыку).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Помните, что мы должны подарить
Зайчику? (корзину с фруктами и овощами)
Пройдите все за стол. Перед вами овощи и фрукты и волшебные витамины. Вам
надо насытить фрукты и овощи витаминами.
В процессе работы спрашивать у детей, что он подарит Зайчику – овощ или
фрукт? Готовые картинки дети складывают в корзину и дарят Зайчику. Заяц
благодарит их и уходит.
Итог занятия
- Ребята, кто к нам в гости приходил?
- В какую страну мы отправились путешествовать?
- Что мы сажали на грядках?
- Ребята, а где растут фрукты?
- Для чего надо кушать овощи и фрукты? (ответы детей).
Запомните сами и расскажите другим:
Ешь ты овощи и фрукты –
Витаминные продукты,
Будешь ты здоровым!
Молодцы! На этом наше занятие закончилось. До свиданья!
Стихи об овощах