Напоминание

"Огород на окне"


Автор: Шуликова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ п.Сорум
Населённый пункт: п.Сорум Белоярский р-н Тюменская обл.
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект (подготовительная группа)
Тема: "Огород на окне"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п.Сорум»

Познавательно-исследовательский проект

на тему «Огород на окне»

(подготовительная группа)

Подготовила

воспитатель

Шуликова Н.Н.

2020 г.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта:

-дети подготовительной к школе группы;

-педагоги;

-родители.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и

исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в

комнатных условиях.

Задачи проекта:

1.Расширить знания детей о культурных растениях.

2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных

растений (лук, горох, огурцы, помидоры, цветы);

3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для

роста растений.

4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных

условиях.

5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять

разнообразие детских работ, вариативность.

6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений

(полив, взрыхление, прополка сорняков)

7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте

растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно

отражать наблюдения в рисунке.

8. Воспитывать интерес к уходу за растениями ; накапливать опыт

внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Актуальность проблемы:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.

Неутолимая

жажда

новых

впечатлений,

любознательность,

постоянное

стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он

настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать

шаг

в

неизведанное

и

непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей

детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может

быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на

приобретение

детьми

опыта

собственной

опытно-исследовательской

деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их

реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В

процессе систематического ухода за растениями формируются определенные

трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к

живой природе и заботиться о растениях.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию

любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать

растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях,

как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,

развивать этическое чувство,

умение

радоваться красоте

выращиваемых

растений и результатом своего труда.

Краткое описание проекта:

Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется

на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения:

словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное

планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений,

игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний

в процессе познавательно-исследовательской

деятельности (выращивание

растений из семян).

2. Развитие познавательных и творческих способностей.

3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их

содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки:

Опыты, наблюдения, беседы.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с

землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформированность представлений о растениях.

2.Сформированность

первоначальных

навыков

экологически

грамотного

отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое

здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6.Развитие

коммуникативных

навыков,

навыков

взаимодействия

и

сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Этапы реализации проекта

1-й этап : подготовительный

сбор информации, материалов по теме;

организация предметно- развивающей среды

разработка цикла наблюдений, занятий;

беседы;

2-й этап: реализационный:

реализация мероприятий перспективного тематического

планирования

(непосредственная

образовательная

деятельность

по

теме,

цикл

наблюдений,

опыты,

творческая деятельность).

1

этап: итоговый:

выставка детских работ;

презентация проекта.

создание альбома

Перспективное планирование:

№п/п

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответствен

ные

1 этап –

подготовите

льный.

1.

Беседа с

родителями

«Огород на окне»

Обсудить цели и

задачи проекта.

Сформировать интерес

у родителей по

созданию условий для

реализации проекта

1-я

неделя

Воспитатели,

родители

.

2.

Подбор наглядно –

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала,

природного

материала,

художественной и

научной

литературы,

приобретение

необходимого

оборудования.

Создать условия для

реализации проекта

«Огород на окне».

1-я

неделя

Воспитатели,

родители

3.

Консультация для

родителей

«Исследовательска

я деятельность в

детском саду»

Просвещать родителей

по данной теме.

1-я

неделя

Воспитатели

2 этап –

основной.

4.

Рассматривание

книг, иллюстраций

о растениях,

беседы.

Вызвать интерес к

растениям, желание

Рассматривание книг,

иллюстраций о

растениях заботиться о

них. Беседы о

происхождении семян.

2-я

неделя

Воспитатели,

родители.

5.

НОД «Посев семян

Вызвать у ребят

2-я

Воспитатели

для выращивания

рассады»

желание самим

вырастить растения из

семян.

неделя

6.

Практическая

деятельность:

посадка семян

гороха, огурцов,

помидор, цветов

Вызвать интерес к

выращиванию

огородной культуры.

2-я

неделя

Воспитатели

7.

Труд в уголке

природы

Продолжать учить

детей правильно

строить суждения и

делать выводы о

создании

благоприятных

условий (воды, света,

тепла)

2-я

неделя

Воспитатели

8.

Беседа с детьми

«Овощи и фрукты –

полезные

продукты»

познакомить со

значением овощей,

фруктов в жизни

человека.

2-я

неделя

Воспитатели

9.

Дидактическая игра

«Узнай на вкус»

Упражнять детей в

различении свежих,

соленых, сырых и

вареных овощей.

2-я

неделя

Воспитатели

10.

Дидактическая игра

«Что сначала, что

потом?»

Развивать понимание

простых причинно-

следственных

отношений.

3-я

неделя

Воспитатели

11.

НОД «Фрукты и

овощи» (лепка)

Продолжать лепить с

натуры знакомые

предметы (фрукты,

овощи, передавая их

характер особенности).

3-я

неделя

Воспитатели

12.

Опыт –

наблюдение за

ростом гороха,

огурцов, помидор,

лука.

Учить детей замечать

изменения, которые

происходят у

прорастающей рассады

гороха и огурцов.

3-я

неделя

Воспитатели

13.

Наблюдение за

Учить детей замечать

3-я

Воспитатели

формированием

цветка и плода

изменения в росте и

развитии

растений .должать

неделя

14

Итоговая беседа

Высадка в

открытый грунт

(Огород на окне

переносится на

участок детского

сада)

Настроить детей на

дальнейшую

деятельность по

пересадке огорода на

окне в огород на

участке сада и

необходимых условиях

для дальнейшего роста

огурца, гороха.

3-я

неделя

Воспитатели

3 этап –

заключитель

ный.

15

Обработка и

оформление

материалов

проекта,

фотографий

Создание презентации

опыта работы

4-я

неделя

Воспитатели

16

Подбор

стихотворений,

поговорок, загадок

об овощах

Создание альбома

«Стихи, загадки,

поговорки об овощах»,

представление

полученных знаний

4-я

неделя

Воспитатели,

дети, родители

17.

Обработка и

оформление

материалов проекта

в виде презентации

4-я

неделя

Воспитатели

Анализ

результативности

4-я

неделя

Воспитатели

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на окне».

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала

для огорода на окне.

3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления

альбома.

4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в

детском саду».

Игровая деятельность

Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»

Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый

лишний»,Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

Беседы с детьми:

«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут

навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен об овощах.

Вывод:

В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое

представление об овощных культурах (огурцах, помидорах, луке), зернобобовых

культурах (горох) и цветах.

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них

растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия,

необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные

познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу,

учится

прогнозировать

результат,

экспериментировать,

сравнивать,

анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные

способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных

условиях. Применять натуральное удобрение.

Выбирать правильное время

посева семян и хорошо за ними ухаживать.

Проводить исследования нам

понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные

культуры в комнатных условиях.

Итог проекта:

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать

последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их

внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы

знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая

клумба» и «Огород на участке»

Список используемой литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г

2.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г

3.Зенина

Т.Н.

«Циклы

наблюдений

за

объектами

природы»

Старший

дошкольный

возраст.

Учебно-методическое

пособие.

М.:

Центр

педагогического образования, 2012г

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное

пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2011г.

5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду

.- Волгоград: Учитель,2014г.

6.

Соломенникова

О.А.

Ознакомление

с

природой

в

детском

саду

Подготовительная группа.- М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г

7. Ресурсы Интернета

Фотоотчет

Дети принесли семена

Приготовили контейнеры, торфяные горшочки и кокосовые таблетки.

Рассмотрели семена

Замочили в воде

Посадка лука

Первые всходы

Наблюдение за ростом лука в воде

А этот лук вырос в земле

Поливаем огород

И всходы нас радуют

Выросли бархатцы

И календула

Вот такая петуния

И горох подрос

Огурцы растут

И помидоры тоже

Любуемся нашим огородом

Вот что у нас получилось

Пробуем витаминный лучок

Консультация для родителей

«Огород на окне»

В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это

создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды

(дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес

ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке

особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он

уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь

растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать

здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и

ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского,

социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят

действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с

наблюдениями

за

результатами.

Практической

деятельностью

является

непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к

посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких

качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный

результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества

для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети

дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о

растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к

познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы

удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и

самостоятельности

мышления,

мы

создали

условия

для

поисково-

исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием

растений

можно

осуществлять

в

зимне-весенний

период,

выращивая

в

помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя

для этого огород на окне.

Огород

на

окне

в

домашних

условиях

способствует

развитию

любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать

растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях,

как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,

развивать этическое чувство,

умение

радоваться красоте

выращиваемых

растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем

уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в

развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать

более крупные семена.

Рекомендуем

родителям

выращивать

растения

разными

способами,

создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой —

тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и

проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с

последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре,

родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в

значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока,

семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать

как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется

вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не

основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном

труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких

важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый

результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно

важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние

живых существ.

Такая

работа

развивает

наблюдательность,

приучает

внимательно

всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и

связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети

наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет

листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений,

поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.

В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит

родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность

даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже

самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими

глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок

талантлив.

Конспект НОД

«Овощи и фрукты – волшебные продукты»

Цель: закрепление у детей интереса к знаниям об овощах и фруктах.

Задачи:

- Закрепление у детей представлений об овощах и фруктах.

- Развитие умения употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимать

обобщающее слово «овощи» и «фрукты».

- Развитие логического мышления при отгадывании загадок;

- Формирование представлений об овощах и фруктах, как витаминах, полезных

для здоровья человека;

- Формирование навыка понимания и выполнения команд воспитателя;

- Согласовывать действия с речью ;

- Развитие познавательных способностей детей, любознательности, логического

мышления, воображения.

Методы и приемы:

- практические

- наглядные

- словесные

- игровые

Предварительная работа: Беседы об овощах и фруктах - витаминных

продуктах. Рассматривание иллюстраций, муляжей; чтение загадок,

дидактические и подвижные игры.

Ход НОД

Дети входят в зал, здороваются с гостями. Слышится плачь. (аудиозапись)

Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду - посмотрю. (Входит с зайцем на

руке). Ребята, да это же заяц плакал.

- Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?

Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются). Зубки

у меня болят, Глазки плохо видят, Ножки у меня не ходят, Силушки уходят.

Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.

Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?

Воспитатель. Не плачь зайка. Ребята, пожалейте зайку. Погладьте зайку. Мы

тебе обязательно поможем!

Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами отправимся в страну «Витамины» и

возьмем с собой Зайку. Страна «Витамины» далеко, и поэтому мы полетим на

воздушном шаре. Цепляемся все за веревку и полетели!

Дети становятся друг за другом, имитируя полет.

Воспитатель. Вот и наша остановка! Вот мы и в стране «Витамины».

Заяц. Ой, куда мы приехали? (Иллюстрация с изображением огорода).

Воспитатель. Ребята, что это? (огород) Давайте расскажем Зайке, что здесь

растет? (ответы детей). Давайте посадим овощи. Я ребятки, загадаю вам загадки,

Вы отгадки все найдите и с грядки их соберите.

1.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней … (помидора)

2.

Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке

Крепкие, солёные. ( огурец)

3.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня там ищи! (капуста)

4.

Растет в земле на грядке,

Оранжевая, длинная, сладкая. (морковь)

5.

И зелен и густ

На грядке куст.

Покопай немножко –

Под кустом … (картошка)

6.

Золотист он и упруг,

Всем полезный круглый …. (лук)

Воспитатель. Вот все овощи мы и собрали с грядки. Теперь ты понял, Заяц, где

растут овощи. В них очень много витаминов!

Пальчиковая игра «Салат»

«Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём.

Солью мы его посыпим,

И руками мы помнём.

Вот такой у нас салат, витаминами богат.

Вкусный и полезный». (Гладят живот)

Воспитатель. А теперь ребята пойдёмте дальше.

Физминутка

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки (идут)

По пням и по кочкам, (прыжки с продвижением вперед)

По камушкам, по камушкам

В яму – Бух!!! (присесть)

По дорожке мы идем

В сад зеленый мы зайдем.

Что растёт здесь, посмотрите,

И зайчонку расскажите.

Показывает, иллюстрацию с изображением фруктового сада.

Воспитатель. Ребята вот мы и пришли в сад. Как здесь вкусно пахнет! Давайте

мы подышим.

Дых гимнастика!

Носом вдох, а выдох ртом!

Дышим носом, а потом,

Ртом мы воздух набираем,

Через носик выдуваем!!!

Воспитатель. Ребята, что растет в саду?

- Какие деревья растут в саду? (фруктовые)

- На чем растут фрукты?

- Но наши деревья стоят без фруктов. Давайте мы на деревья прикрепим фрукты,

чтоб было видно, что это дерево фруктовое.

- Какие фрукты растут на яблоневом дереве, грушевом дереве, лимонном дереве,

сливовом дереве? (дети прикрепляют фрукты на деревья под осетинскую песню

«Дыргъдон»

- Молодцы! Во фруктах очень много витаминов!

- Ребята, а какого цвета у нас фрукты?

Воспитатель. Ты запомнил Зайка, что растете у нас в саду?

- А зачем нам нужны овощи и фрукты? Для чего мы должны их есть? (в них

много витаминов и они очень полезные)

- А прежде чем их съесть, что мы должны сделать с фруктами и овощами?

(помыть, т.к. они бывают грязные и на них бывают микробы).

Воспитатель: ребята, давайте расскажем Зайке наш девиз. Запомни Зайка

Ешь ты овощи и фрукты –

Витаминные продукты,

Будешь ты здоровым!

Воспитатель: Ты понял Зайчик, что такое витамины и где ты их можешь взять?

Заяц: Да, я все понял! Пойду соберу себе овощи и фрукты – витаминные

продукты.

Д/Игра «Что пропало?»

- Решил Заяц собрать себе фрукты на обед. Нашел яблоко, нашел грушу, нашел

лимон. Побежал зайчик за корзиной и вдруг, пробегала мимо лисичка и украла

кое-что. Что за фрукт украла лисичка?

- Решил Заяц собрать себе на ужин овощи. Нашел морковку, капусту, огурец.

Побежал зайчик за корзиной и вдруг. Пробегала мимо лисичка и украла кое-что.

Что за овощ украла лисичка?

Зайчик плачет.

Воспитатель: Не плачь Зайка. Наши ребята подарят тебе целую корзину овощей

и фруктов. Но для этого нам надо вернуться обратно в садик.

Цепляемся за воздушный шар и летим обратно в детский сад (под музыку).

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Помните, что мы должны подарить

Зайчику? (корзину с фруктами и овощами)

Пройдите все за стол. Перед вами овощи и фрукты и волшебные витамины. Вам

надо насытить фрукты и овощи витаминами.

В процессе работы спрашивать у детей, что он подарит Зайчику – овощ или

фрукт? Готовые картинки дети складывают в корзину и дарят Зайчику. Заяц

благодарит их и уходит.

Итог занятия

- Ребята, кто к нам в гости приходил?

- В какую страну мы отправились путешествовать?

- Что мы сажали на грядках?

- Ребята, а где растут фрукты?

- Для чего надо кушать овощи и фрукты? (ответы детей).

Запомните сами и расскажите другим:

Ешь ты овощи и фрукты –

Витаминные продукты,

Будешь ты здоровым!

Молодцы! На этом наше занятие закончилось. До свиданья!

Стихи об овощах



В раздел образования