Автор: Кононова Галина Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Новошахтинск Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование урока в рамках ФГОС: подготовка и реализация технологической карты урока
Раздел: полное образование
:
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и
учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки
учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения
урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы
этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался
сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно
любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не
только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но
чтобы
все,
что
происходит
на
уроке,
вызывало
у
детей
искренний
интерес,
подлинную
увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен быть одушевленным личностью учителя.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием
средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной
программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с
ранее
изученным,
систему
управлений,
дополнительный
материал
для
дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе,
разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как
традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя
современные
технологии,
работая
в
технологии
моделирования
у
школьников
формируется
умение
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки
самостоятельности и саморазвития.
Процесс реализации нового стандарта будет проявляться главным образом в перестройке
содержания
уроков
и
организации
деятельности
обучающихся.
Поэтому
моделируя
урок,
необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной
программы.
Отобрать учебный материал.
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление
темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение
целей и задач
Учитель формулирует и сообщает
учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся,
определив границы знания и
незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся,
какую работу они должны
выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися
способов достижения
намеченной цели
Практическая
деятельность учащихся
Под руководством учителя
учащиеся выполняют ряд
практических задач (чаще
применяется фронтальный метод
организации деятельности)
Учащиеся осуществляют
учебные действия по
намеченному плану
(применяется групповой,
индивидуальный методы)
Осуществление
контроля
Учитель осуществляет контроль
за выполнением учащимися
практической работы
Учащиеся осуществляют
контроль (применяются формы
самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление
коррекции
Учитель в ходе выполнения и по
итогам выполненной работы
учащимися осуществляет
коррекцию
Учащиеся формулируют
затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно
Оценивание
учащихся
Учитель осуществляет
оценивание учащихся за работу на
уроке
Учащиеся дают оценку
деятельности по её результатам
(самооценивание, оценивание
результатов деятельности
товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся,
что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и
комментирует (чаще – задание
одно для всех)
Учащиеся могут выбирать
задание из предложенных
учителем с учётом
индивидуальных возможностей
Требования к современному уроку:
хорошо организованный урок
в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с
учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены
такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Технологическая карта позволяет учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
на практике реализовать межпредметные связи;
проектировать
свою
деятельность
на
четверть,
полугодие,
год
посредством
перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на
каждом этапе освоения темы.
Основные этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Познаватель
ная
Коммуникатив
ная
Регулятив
ная
1. Постановка
учебных задач.
Создание
проблемной
ситуации.
Фиксация
новой
учебной
задачи.
Организовывает
погружение в
проблему, создает
ситуацию разрыва.
Пытаются
решить задачу
известным
способом.
Фиксируют
проблему.
Слушают учителя.
Строят понятные
для собеседника
высказывания.
Принимают и
сохраняют
учебную
цель и задачу.
2. Совместное
исследование
проблемы.
Поиск
решения
учебной
задачи.
Организовывает
устный
коллективный
анализ учебной
задачи. Фиксирует
выдвинутые
учениками
гипотезы,
организует их
обсуждение.
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку
зрения.
Осознанно строят
речевые
высказывания,
рефлексия своих
действий.
Исследуют
условия
учебной
задачи,
обсуждают
предметные
способы
решения.
3.Моделирование.
Фиксация в
модели
существенн
ых
отношений
изучаемого
объекта.
Организует
учебное
взаимодействие
учеников (группы)
и следующее
обсуждение
составленных
моделей.
Фиксируют в
графические
модели и
буквенной
форме
выделенные
связи и
отношения.
Воспринимают
ответы
обучающихся.
Осуществляю
т
самоконтроль
Принимают и
сохраняют
учебную
цель и задачу.
4. Конструирование
нового способа
действия.
Построение
ориентирова
нной основы
нового
способа
действия.
Организует
учебное
исследование для
выделения
понятия.
Проводят
коллективное
исследование,
конструируют
новый способ
действия или
формируют
понятия.
Участвуют в
обсуждении
содержания
материала.
Принимают и
сохраняют
учебную
цель и задачу.
Осуществля
ют
самоконтроль
5. Переход к этапу
решения частных
задач.
Первичный
контроль за
правильност
ью
выполнения
способа
действия.
Диагностическая
работа (на входе),
оценивает
выполнение
каждой операции.
Осуществляют
работу по
выполнению
отдельных
операций.
Учатся
формулировать
собственное
мнение и
позицию.
Осуществляю
т
самоконтроль
6. Применение
общего способа
действия для
решения частных
Коррекция
отработки
способа.
Организует
коррекционную
работу,
практическую
Применяют
новый способ.
Отработка
операций, в
Строят
рассуждения,
понятные для
собеседника.
Самопроверка
Отрабатываю
т способ в
целом.
задач.
работу,
самостоятельную
коррекционную
работу.
которых
допущены
ошибки.
Умеют
использовать речь
для регуляции
своего действия
Осуществля
ют
пошаговый
контроль по
результату.
7. Контроль на этапе
окончания учебной
темы.
Контроль.
Диагностическая
работа (на
выходе):
- организация
дифференцирован
ной
коррекционной
работы,
- контрольно-
оценивающая
деятельность.
Выполняют
работу,
анализируют,
контролируют и
оценивают
результат.
Рефлексия своих
действий.
Осуществляю
т пошаговый
контроль по
результату.