Напоминание

Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе


Автор: Катаева Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15
Населённый пункт: г. Алапаевск Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе

Тема: Звуки [р], [р']. Буквы Р р. Закрепление.

Цель: создание условий для тренировки детей в осмысленном правильном и выразительном чтении,

извлекать информацию из текста. воспитывать интерес к книге, чтению.

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме.

Тип урока: урок закрепления.

Задачи:1. Формировать умение читать слоги, слова и предложения.

2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, к поиску нужной информации.

3. Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Формирование УУД:

Личностные:

1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. Развитие адекватной самооценки на основе критериев успешности;

3. Проявлять интерес к изучению темы, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к

окружающим.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование умений:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- извлекать информацию из схемы, таблицы букв;

- находить значение новых слов с помощью различных источников информации;

- делать выводы на основе анализа объекта;

- умения ориентироваться в тексте.

Коммуникативные:

формирование умений:

- работать в паре, слушать собеседника и вести диалог;

- проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных

задач.

Регулятивные:

формирование умений:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать себя, границы своего знания и незнания;

- вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно

воспринимать предложения учителя;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Учебно-методическое оснащение:

Учебники УМК «Школа России»: «Азбука» В.Г. Горецкий;

карточки с буквами, складовая таблица; схемы слогов – слияний, слоговые таблицы, схемы

предложений; иллюстративный материал; карточки- задания с текстом;

компьютер, мультимедиа проектор, электронное приложение к «Азбуке».

1. Организационно-мотивационный этап.

- Прозвенел для нас звонок, начинается урок!

- Доброе утро! (наклоны головой вперёд - прямо)

Улыбнись скорее. (поворот головы влево - вправо)

И тогда весь день будет веселее. (наклоны головой влево – вправо)

Я поглажу лобик, носик и щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки. (повороты туловища влево - вправо, руки на

поясе)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее. (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее. (хлопают).

Ушки мы теперь потрём. (трут ушки)

И урок скорей начнём.

Улыбнулись снова.

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

- Молодцы, садитесь.

2. Разминка.

Песенка Алфавита.

По таблице: - Песенка гласных букв.

- Каким буквам хотите спеть песенки? (Дети выходят, показывают по

таблице).

- Чистоговорка.

РА Начинается игра

РО Мы поедем на метро

РУ Продолжаем мы игру

РА У лисицы есть нора

РЫ А у кошки нет норы

РЭ Очень вкусное пюре

АР Закипел наш самовар

ОР Созрел красный помидор

ИР А мой папа командир

РЯ Есть глубокие моря

РЕ Стоит домик на горе

РИ Прилетели снегири

РЮ Мы поедем летом к морю

РА Вот и кончилась игра

- Кто напомнит нам скороговорку со звуком [р]?

НА ГОРЕ АРАРАТ ЗРЕЕТ КРУПНЫЙ ВИНОГРАД. (Проговариваем вместе в

разном темпе)

3. Определение темы, постановка цели урока.

- С какой буквой сегодня будем заниматься? (С буквой Р)

- Кто сможет назвать тему урока? (Чтение слов с буквой Р. Звуки [р], [р'])

- Как считаете, почему нам нужно ещё позаниматься с буквой Р?

(Мы мало читали с этой буквой, не всё прочитали в Азбуке, не все научились читать

слоги, слова с буквой Р)

- Что хотите получить от урока? Чему научиться? Что узнать?

(Научиться правильно произносить звуки; лучше, быстрее читать, новые слова узнать,

новые игры с буквами, составлять схемы слов, придумывать предложения, текст)

4. Закрепление артикуляции звука, характеристики звука, выделение звука из

слова.

- Закрепляем правильное произношение звуков.

Игра «Поймай слово!» РАНО – РАНА – РАНЫ – РАНКА

Игра в рифмы.

Буква Л, придя к нам в сквер,

Повстречала букву Р.

Говорит: «Давай сыграем,

Ну, хоть в рифмы, например».

- А вы знаете, что такое рифмы? (Это слова, которые на конце звучат очень

похоже, созвучно)

Л сказала: «Жёлтый лис ...» Составляю слова на кубиках со складами.

Р сказала: «Варит РИС».

Л сказала: «Просят ламу...»

Р сказала: «Вставить РАМУ».

Л сказала: «Очень жалко,

Что исчез наш колобок».

Р сказала: «Очень ЖАРКО –

Он забрался в КОРОБОК».

Л сказала: «Сбиться с лада...»

Р сказала: «Ты не РАДА».

- Кто может дать характеристику звукам

[р], [р']? (Эти звуки согласные, потому что

воздух выходит не свободно, встречает препятствия, звонкие, бывают твёрдые,

бывают мягкие).

Игра «Успей прочитать! Я пишу по таблице: ТРОН – ТРОНЬ – ТРОНУЛ –

ТРОНУЛА – ЗАТРОНУЛА, КОЛ – УКОЛ – УКОЛОЛ – УКОЛОЛА

ИТОГ: - Как справились с заданиями?

(Дети оценивают себя с помощью

Светофорика)

Физкультминутка для глаз

- Встаньте, выпрямитесь. Сделайте букву Р с помощью своей левой руки. Закройте

глаза, представьте букву Р. Откройте глаза. Теперь вы – Буратино, а у него длинный

нос. Напишите букву Р носом, правой рукой, левой рукой. Не сходя с места, найдите

буквы Р в классе. Сколько их? (По классу развешаны буквы Р, р, ь (вырезаны из

бумаги). Дети должны найти буквы Р, р глазами, сосчитать их количество).

ИТОГ: - Кто запомнил написание буквы Р, произношение звуков? (Дети

оценивают себя с помощью Светофорика)

5. Чтение, работа с текстом.

- Где вы читали слова, которые я писала по таблице? (В Азбуке, с. 65, в рассказе

«Кактус»)

- Учимся работать с учебником

.

Откройте Азбуку, с. 65, найдите текст

.

- Как называется рассказ?

- Сколько в нём предложений?

- Дети 3-го ряда читают по «цепочке», остальные придумывают вопросы.

(Как зовут девочку? Какое растение у неё растёт? Что сделала Ира? Что с ней

случилось?)

- Что бы вы посоветовали Ире?

(Осторожно поливать кактусы, не притрагиваться. Ранку надо обработать:

вытащить колючку, помазать йодом.)

- К кому может обратиться Ира за помощью? (К маме, к медсестре, к врачу.)

ИТОГ: Кто умеет ориентироваться в тексте учебника, придумывать вопросы?

(Дети оценивают себя с помощью Светофорика)

6. Закрепление умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

- К Ире пришли старые друзья. (Показываю кукол).

- Какие имена с буквой Р у них могут быть?

(Кирилл, Рома, Роман, Руслан, Борис, Кира, Роза, Рита, Карина, Маргарита, Лариса,

Рая, Ирина, Фируза)

Дети пишут имена по таблице.

- Девочку зовут РИТА, мальчика – РОМА. Какой звук обозначает буква Р в каждом

имени?

( В слове РОМА – твёрдый, в слове РИТА – мягкий.)

Физкультминутка

- Значит, Рита любит слова с мягким звуком, Рома – с твёрдым звуком. Я буду

называть слова, если в слове твёрдый звук, встают мальчики, если мягкий, встают

девочки.

Кто пришёл в КУРТКЕ, в БРЮКАХ, в БЕРЕТЕ, в ШОРТАХ, в РУБАШКЕ, в

КРОССОВКАХ? У кого РЕМЕНЬ, ДЖЕМПЕР, СВИТЕР, ВАРЕЖКИ, ПЕРЧАТКИ?

- Ира решила угостить друзей. Роме она дала МАКАРОНЫ. (Пишу по таблице)

- Ваше угощение! (Дети говорят слово, пишут по таблице)

ТОРТ, ПЮРЕ, ГРАНАТ, РУЛЕТ, МОРКОВЬ, ОГУРЕЦ, РИС, КУРИЦА,

МАРМЕЛАД, РЫБА, СЫР, ТВОРОГ, РЕДЬКА, РЕДИСКА,

ПЕТРУШКА, ПИРОГИ, ПЕРЛОВАЯ каша ПЕРЕЦ, ГРЕЧНЕВАЯ каша,

ПОМИДОРЫ МАНДАРИНЫ, ПРЯНИКИ,

ВАРЕНЬЕ, ВАРЕНИКИ

ИТОГ: Кто научился различать твёрдые и мягкие согласные звуки? (Дети

оценивают себя с помощью Светофорика)

- Дети любят разгадывать загадки и составлять схемы слов-отгадок. А вы любите?

Слушайте. Учимся слушать и разгадывать загадки.

Загадки на карточках читают подготовленные ученики. Дети составляют схемы

слов. После проверяем с помощью электронного приложения к учебнику.

ТРИТОН ГРИБЫ РЫБАК

Летом я и мой дружок

Бегаем на бережок.

Мы чуть свет всегда встаем,

Спиннинг, удочки берем,

Червячков в консервной банке.

Это нужно для приманки.

Чем мы увлекаемся?

Как мы называемся? (Рыбалка, рыбаки)

После дождика, в жару,

Мы их ищем у тропинок,

На опушке и в бору,

Посреди лесных травинок.

Эти шляпки, эти ножки

Так и просятся в лукошки. (Грибы)

Он на ящерку похожий,

Только с голой, влажной кожей.

Он весной в воде живёт,

Летом же- наоборот,

Прячется на берегу.

Целый день он: ни гу-гу.

Ну а ночью на охоту

Он идёт, как на работу.

Этот маленький дракон

Называется… (тритон)

- Друзья очень любят наблюдать природное явление. Загадку прочитает Яна.

Читает ученик.

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло. (Радуга)

- А ещё они приготовили для вас весёлую песню про радугу. Танцуем!

Динамическая пауза под песню «Радуга»

7. Работа над связной речью. Чтение. Составление текста.

- Друзьям очень нравится читать. Они предлагают вам поработать над умением читать

плавно, понятно, без ошибок, выразительно. Дети 1-ой группы (кто испытывает

затруднения), у вас задание на карточках. Постарайтесь прочитать слоги, слова. Все

буквы Р обведите в кружок.

Дети 2-ой группы (кто читает), вам предлагаю прочесть слова на странице 67.

Подумайте, какое слово может быть лишним и почему. Дети 3–ей группы (кто быстро

читает), вам подготовить чтение текста на странице 67, придумать название.

Дети работают самостоятельно.

- Слушаем слова. Какое лишнее? (Лилии – нет буквы Р)

- Слушаем рассказ. Читают по цепочке дети 2- го ряда.

- Ваше название! (Три картинки. Дети рисуют. Юные художники.)

- Кто раскрасил лилии? Астры? Ирисы?

- Сколько раз встречается буква Р? (11)

- Назовите слова с буквой Р из 4-го предложения!

- Придумайте продолжение!

(Девочки устроили выставку своих картин. На выставку пришли посмотреть

родители, друзья.)

ИТОГ: У кого получилось прочитать плавно, правильно? (Дети оценивают себя с

помощью Светофорика)

- Вам подарок – мультфильм. Слушайте и смотрите внимательно, запоминайте слова с

Р.

Электронное приложение к учебнику, буква Р, мультфильм.

- Какие слова с буквой Р услышали и запомнили?

- Составьте предложения по рисункам. Расскажите друг другу.

ИТОГ: У кого получилось составить предложение? (Дети оценивают себя с

помощью Светофорика)

8. Рефлексия.

- Кто достиг на уроке того, чего хотел? (Дети оценивают себя с помощью

Светофорика)

- Кому было интересно?

- Что было интересно?

- Кому было трудно?

- Что было трудно?

- С каким настроением заканчиваете урок?



В раздел образования