Автор: Калинина Марина Борисовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г.Кунгур, Пермский край
Наименование материала: мктодическая разработка
Тема: "Пальчиковая гимнастика на начальном этапе постановки пианистического аппарата"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
преподавателя фортепианного отделения
МАУДО «ДШИ им. Р.Н.Розен» г. Кунгура М.Б.Калининой
«Пальчиковая гимнастика на начальном этапе постановки
пианистического аппарата».
В наше время популярность пальчиковых игр и упражнений очень высока.
Их используют с самого раннего возраста. Большое внимание уделяют в
дошкольный период, в период подготовки к школе, так как посредством этих
игр у ребенка развивается не только ловкость и точность рук, но и мозг
ребенка, пальчиковые упражнения стимулируют творческие способности,
фантазию и речь.
Не зря еще Аристотель говорил: "Рука – это инструмент всех инструментов",
"Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Действительно, рука
имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому
пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является
развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация
их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и
явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение.
А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым
полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще
по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее
внимание, выше способности.
Особая ценность пальчиковой гимнастики заключается еще в том, что она
несет оздоравливающий и тонизирующий эффект организму. Пальцы –
своеобразные «пульты» дистанционного управления организма человека.
Особое положение рук и пальцев воздействует на энергетические каналы,
способствуя правильной циркуляции и перераспределению энергии, тем
самым
улучшая
функции
отдельных
органов
и
систем.
Получается
своеобразная «прокачка» энергетических потоков. У каждой руки и у
каждого пальца есть зоны соответствия энергетически определенного
участка тела. Так массаж большого пальца повышает функциональную
активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно
влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на
печень, мизинца – на сердце. На пальцах находится система высокоактивных
точек. Они активно контактируют с внешней средой, так как наделены
большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную
нервную систему.
Дети, впервые пришедшие в музыкальную школу, в большинстве своем
обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук,
у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с
этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового
аппарата
детей
и
развития
координации
движений.
Использование
пальчиковых
игр
в
качестве
дополнительного
средства
к
обучению
фортепианной игре, помогает быстрому развитию пианистического аппарата,
снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких
мышцах. Пальчиковая гимнастика – это элементы тех сложных движений
тонких мышц и тактильных ощущений, которые понадобятся юному
пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом.
Как мы знаем, рояль – это особый, очень сложный инструмент. Уже на
первом этапе обучения ребенку, сидя за инструментом, одновременно
приходится выполнять много задач – зрительных, слуховых, двигательных,
эмоциональных, интеллектуальных.
Неразвитость координации движений, малая чувствительность кончиков
пальцев не позволит услышать глубокого красивого звука. Создание палитры
разнообразных
красок
и
достижения
певучего
звучания
требует
от
исполнителя большого мастерства. В значительной мере разрешению этих
задач
может
помочь
развитие
точности,
тонкости,
и
разнообразия
прикосновений чутких кончиков пальцев, а также работа над координацией
движений рук в начальный период постановки игрового аппарата
Время
развития
координации
движений
и
внутренних
двигательных
ощущений (мышечного чувства) у всех детей разное в силу природных
способностей. И преподавателям хорошо известно, что одни обучающиеся
быстро и легко приспосабливаются к различным движениям, схватывая их
как бы «на лету», а другие те же задания усваивают тяжело. Поэтому
используя
в
работе
пальчиковую
гимнастику,
нужно
подходить
индивидуально к каждому ребенку.
На данный момент существует много пособий с пальчиковыми играми - это и
песенки
С. и
Е.Железновых, и «Музыкальные пальчиковые игры»
Е.А.Поддубной, и «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М.Ковалевской
и другие.
Упражнения, которые хотелось показать взяты из различных пособий, и они
не случайны, Это элементы тех движений и тактильных ощущений, которые
понадобятся ребенку при постановке игрового аппарата на инструменте.
Т. Б. Юдовина - Гальперина в своей книге «За роялем без слёз, или я
– детский педагог» писала: «…Совершенно независимо от состояния
здоровья ребенка работу по организации пианистического аппарата надо
начинать с крупных мышц, т.к. мелкие движения пальцев могут привести к
возникновению общего мышечного напряжения. Работая с крупными
мышцами можно снять большинство зажимов и спазмов».
Упражнения для крупных мышц.
1.
.
Повороты туловища под музыку.
Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием
поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок
ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при
поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.
2.
«Дирижер»
Ребенок дирижирует под музыку.
Это
упражнение
помогает
включить
в
работу
все
мышцы,
вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за
правильным
дыханием,
тогда
плечи
остаются
в
покое,
не
поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае
нельзя
сутулиться!
Упражнение
способствует
развитию
пианистических движений и правильному дыханию.
3.
«Мельница»
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в
плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе,
вперед и назад
.
В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,
поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их
расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
4.
«Цыганочка»
Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь
подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем
перейти к вращательным движениям плечевых мышц —попеременно,
вместе, вперед, назад.
5.«Боксик»
Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок
имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы
угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.
Упражнения на координацию движений.
1.«Мои вещи»
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним.
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
А вот моя книжка,
Могу почитать,
Могу вам картиночки
В ней показать.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной.
Его я бросаю
Над головой.
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Развитие координации движений, формирование свода кисти,
подготовка к штриху стаккато.
2. «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
«Ладонь-кулак»
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились!
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются
в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
-Хочешь? тоже делай так:
То - ладонь, а то – кулак.
Сжимать пальцы одной руки в кулак, а другой разжимать,
показывать ладонь. И одновременно менять позицию рук.
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И все быстрее делай так!
Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая
распрямляется. Потом наоборот.
Переходя непосредственно к пальчиковой гимнастике, нужно помнить, что
специфика игры на фортепиано такова, что здесь в одинаковой степени
задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка
необходима каждому
из них.
Начинаем «разминку» для
пальцев
с
поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к
основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки.
Упражнения на организацию движений первого пальца
«ТАНЕЦ»
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Упражнение на развитие и на снятие зажатости первого - Четыре
пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец
поднять ,выполнять круговые движения.
«ЗАРЯДКА»
(на подвижность первой фаланги первого пальца)
Первый наш привык к порядку,
Утром делает зарядку:
Раз наклон и два наклон
– Вот как ловко скачет он.
Упражнения на сгибательные и разгибательные движения пальцев.
«Сорока-сорока»
Сорока-сорока, где была? – Далеко.
Кашу сварила, малышей кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги, на следующие четыре строчки
загибать пальцы. Со слов седьмой строчки пальцами другой руки брать 5
палец и слегка покачивать.
«СЕМЬЯ»
Упражнение «на разогрев» разгибательных мышц пальцев.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Я!
Вот и вся моя СЕМЬЯ !
Согнуть пальцы в кулак, затем, пальчики поочередно, начиная с большого,
показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На
последней строчке кланяются вместе одновременно. Обратить внимание на
то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии.
Упражнение на сгибательные и разгибательные движение пальцев и на
развитие точности, чуткости кончиков пальцев. Работа каждого пальца в паре
с первым пальцем, создающая ощущение свода кисти.
«МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК» (Русский фольклор)
Мальчик – с - пальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Песню пел да плясал
Своих братцев развлекал.
Ударять поочередно большим пальцем остальные пальцы;
Упражнения на воспитание цепкости пальцев
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик самый длинный,
Этот пальчик самый сильный,
(Все пальчики, начиная с мизинца, дотрагиваются до большого пальца той же
руки в ритме стиха, остальные пальцы стараться держать прямыми)
Этот пальчик – толстячок,
(Большой палец пригибается к ладони)
А все вместе – кулачок.
(Все пальчики собираются в кулачок).
«Крючки»
Крепко держаться дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно
было расцепить, потом сцепить и другие пальцы парами.)
«Паучок»
Паучок все вверх ползет
Паутинку он плетет
Паутинка так тонка
Крепко держит мотылька.
Соединить перекрестно подушечки 2 и1 пальцев.
«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.
На первые строчки поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная
с 1 пальца, на следующие строчки поочередное сгибание пальчиков в
кулачки, начиная с 5.
«Есть у солнышка друзья»
Есть у солнышка дружок,
Голосистый петушок.
Хорошо когда дружок –
Голосистый петушок.
Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки.
«Пальчики здороваются»
Повстречал еженка еж:
«Здравствуй братец! Как живешь?
Касание 1-5 пальцев.
«Шествие»
«Топ – топ – топ – топ» - топают ножки.
Идет Дуня по дорожке.
По ладони одной руки «шагают» 2-3 палец другой. Потом руки поменять.
«Шарик»
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу, ладошками образовать
маленький шарик, а потом большой.
«Воздушные щелчки»,
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.
Делать щелчки резким движением.
«Черепашка»
Ножка, ножка поскорей
Двигай домик мой сильней.
Подушечками пальцев прикасаться к столу, образуя полушарие. Вытянуть 2
палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик», потом все
пальцы работают.
«СОЛНЫШКО»
(упражнение на растяжку пальцев руки, на развитие гибкости и
пластичности кисти)
Скрестить ладони. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с
лучами»
Светит солнышко
К нам в окошечко.
«Пальцы-грабли».
Что за пальцы: «Ну» и «Ну»
Как граблями я гребу!
Переплести пальцы ладонями к себе. Это упражнение способствует хорошей
растяжке между пальцами.
«Краб»
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе.
Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Упражнения на правильную форму «свода» кисти.
«Кросс»
Мы бежим сегодня кросс.
Кто быстрее? Вот вопрос.
Обогнать мы все хотим
И бежим, бежим, бежим.
Радуга
Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга
В небе ты повисла
Словно коромысло.
Кисть висит на запястье, как «паращутик», рука медленно опускается на
стол, запястье опускается в ямку и затем рука поднимается и движется по
дуге над столом.
Домик-лифт
Вверх и вниз, по этажам
Ходит домик, ходит сам
Кнопка нажимается-
Домик поднимается,
Вот дом на седьмом
А потом на восьмом
За минуту мы уже
На девятом этаже.
Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Можно сравнить с
движениями двух лифтов в доме. Усложнять упражнения следует в
следующем порядке: руки опускаются на кулачки, затем на все пальцы, затем
на 1и 5 палец, затем на каждый палец отдельно.
«Бычок»
Формирование формы «Арки», растяжение кисти и для подготовки скачков.
Пальцы сложить в кулачок, кроме 1 и 5 пальца
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!
«Жук»
Я веселый майский жук
Знаю все сады вокруг
Над лужайками кружу
А зовут меня Жу-Жу!
На развитие второго сустава 2 и 5 пальца.
«ДОЖДЬ» (упражнение на правильную постановку пятого пальчика)
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошёл сильней
И по крыше бьёт быстрей.
Упражнение с пробками.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед щагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку,
пальцы - словно балеринки,
Но одетые в ботинки,
Каждый пальчик - будто ножка
Только шаркает немножко.
Взять пластмассовые крышки от бутылок, надеть их на 2и3 палец обеих рук.
Шагать пальцами, не отрывая от стола. После каждого двустишия - смена
рук.
Заключение
Первый этап обучения является самым важным для юного пианиста.
Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно
создавать среду для их проявления и роста. Преподаватель, ведущий занятия
с маленькими детьми, должен создавать непринужденную, радостную
атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их
воображение. Выполняя пальчиковую гимнастику у ребенка, постепенно,
происходит постановка руки, он начинает чувствовать свое тело,
согласованно начинают работать руки, пальцы, закрепляется правильное
положение спины.
В пальчиковых играх и упражнениях дети учатся ощущать
дифференцированную работу каждого пальчика в отдельности и в различных
комбинациях с остальными. Развивается чуткость подушечек. Что ведет к
более разнообразной звуковой палитре в игре на инструменте,
выразительному и певучему звуку. Ритмичные движения пальчиков и рук
активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка
зрительной памяти. Сочетание пальчиковой гимнастики с запоминающийся
мелодией создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать
внимание и правильно его распределять, развивает чувство ритма, помогает
воображать и фантазировать.
Литература:
1.Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. Музыкально - игровой материал для
дошкольников и младших школьников: На лугу.– М ., 2003.
2. Железнова Е. Пальчиковые игры. изд-во: Карапуз. 2008г.
3. Т. Б. Юдовина - Гальперина «За роялем без слёз, или я
– детский педагог». Из-во: «Союз художников» 2002г.
4.Ковалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков» Из-во: «Союз
художников» 2006г.
5.Ткаченко Т. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М., 2005.
6. Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. –«Феникс» 2011.