Напоминание

"Пальчиковая гимнастика на начальном этапе постановки пианистического аппарата"


Автор: Калинина Марина Борисовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г.Кунгур, Пермский край
Наименование материала: мктодическая разработка
Тема: "Пальчиковая гимнастика на начальном этапе постановки пианистического аппарата"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

преподавателя фортепианного отделения

МАУДО «ДШИ им. Р.Н.Розен» г. Кунгура М.Б.Калининой

«Пальчиковая гимнастика на начальном этапе постановки

пианистического аппарата».

В наше время популярность пальчиковых игр и упражнений очень высока.

Их используют с самого раннего возраста. Большое внимание уделяют в

дошкольный период, в период подготовки к школе, так как посредством этих

игр у ребенка развивается не только ловкость и точность рук, но и мозг

ребенка, пальчиковые упражнения стимулируют творческие способности,

фантазию и речь.

Не зря еще Аристотель говорил: "Рука – это инструмент всех инструментов",

"Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Действительно, рука

имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому

пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является

развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация

их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и

явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение.

А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым

полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще

по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее

внимание, выше способности.

Особая ценность пальчиковой гимнастики заключается еще в том, что она

несет оздоравливающий и тонизирующий эффект организму. Пальцы –

своеобразные «пульты» дистанционного управления организма человека.

Особое положение рук и пальцев воздействует на энергетические каналы,

способствуя правильной циркуляции и перераспределению энергии, тем

самым

улучшая

функции

отдельных

органов

и

систем.

Получается

своеобразная «прокачка» энергетических потоков. У каждой руки и у

каждого пальца есть зоны соответствия энергетически определенного

участка тела. Так массаж большого пальца повышает функциональную

активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно

влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на

печень, мизинца – на сердце. На пальцах находится система высокоактивных

точек. Они активно контактируют с внешней средой, так как наделены

большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную

нервную систему.

Дети, впервые пришедшие в музыкальную школу, в большинстве своем

обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук,

у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с

этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового

аппарата

детей

и

развития

координации

движений.

Использование

пальчиковых

игр

в

качестве

дополнительного

средства

к

обучению

фортепианной игре, помогает быстрому развитию пианистического аппарата,

снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких

мышцах. Пальчиковая гимнастика – это элементы тех сложных движений

тонких мышц и тактильных ощущений, которые понадобятся юному

пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом.

Как мы знаем, рояль – это особый, очень сложный инструмент. Уже на

первом этапе обучения ребенку, сидя за инструментом, одновременно

приходится выполнять много задач – зрительных, слуховых, двигательных,

эмоциональных, интеллектуальных.

Неразвитость координации движений, малая чувствительность кончиков

пальцев не позволит услышать глубокого красивого звука. Создание палитры

разнообразных

красок

и

достижения

певучего

звучания

требует

от

исполнителя большого мастерства. В значительной мере разрешению этих

задач

может

помочь

развитие

точности,

тонкости,

и

разнообразия

прикосновений чутких кончиков пальцев, а также работа над координацией

движений рук в начальный период постановки игрового аппарата

Время

развития

координации

движений

и

внутренних

двигательных

ощущений (мышечного чувства) у всех детей разное в силу природных

способностей. И преподавателям хорошо известно, что одни обучающиеся

быстро и легко приспосабливаются к различным движениям, схватывая их

как бы «на лету», а другие те же задания усваивают тяжело. Поэтому

используя

в

работе

пальчиковую

гимнастику,

нужно

подходить

индивидуально к каждому ребенку.

На данный момент существует много пособий с пальчиковыми играми - это и

песенки

С. и

Е.Железновых, и «Музыкальные пальчиковые игры»

Е.А.Поддубной, и «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М.Ковалевской

и другие.

Упражнения, которые хотелось показать взяты из различных пособий, и они

не случайны, Это элементы тех движений и тактильных ощущений, которые

понадобятся ребенку при постановке игрового аппарата на инструменте.

Т. Б. Юдовина - Гальперина в своей книге «За роялем без слёз, или я

– детский педагог» писала: «…Совершенно независимо от состояния

здоровья ребенка работу по организации пианистического аппарата надо

начинать с крупных мышц, т.к. мелкие движения пальцев могут привести к

возникновению общего мышечного напряжения. Работая с крупными

мышцами можно снять большинство зажимов и спазмов».

Упражнения для крупных мышц.

1.

.

Повороты туловища под музыку.

Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием

поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок

ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при

поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

2.

«Дирижер»

Ребенок дирижирует под музыку.

Это

упражнение

помогает

включить

в

работу

все

мышцы,

вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за

правильным

дыханием,

тогда

плечи

остаются

в

покое,

не

поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае

нельзя

сутулиться!

Упражнение

способствует

развитию

пианистических движений и правильному дыханию.

3.

«Мельница»

Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в

плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе,

вперед и назад

.

В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,

поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их

расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

4.

«Цыганочка»

Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь

подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем

перейти к вращательным движениям плечевых мышц —попеременно,

вместе, вперед, назад.

5.«Боксик»

Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок

имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы

угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.

Упражнения на координацию движений.

1.«Мои вещи»

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним.

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

А вот моя книжка,

Могу почитать,

Могу вам картиночки

В ней показать.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной.

Его я бросаю

Над головой.

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

Развитие координации движений, формирование свода кисти,

подготовка к штриху стаккато.

2. «Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

«Ладонь-кулак»

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились!

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются

в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

-Хочешь? тоже делай так:

То - ладонь, а то – кулак.

Сжимать пальцы одной руки в кулак, а другой разжимать,

показывать ладонь. И одновременно менять позицию рук.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая

распрямляется. Потом наоборот.

Переходя непосредственно к пальчиковой гимнастике, нужно помнить, что

специфика игры на фортепиано такова, что здесь в одинаковой степени

задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка

необходима каждому

из них.

Начинаем «разминку» для

пальцев

с

поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к

основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки.

Упражнения на организацию движений первого пальца

«ТАНЕЦ»

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Упражнение на развитие и на снятие зажатости первого - Четыре

пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец

поднять ,выполнять круговые движения.

«ЗАРЯДКА»

(на подвижность первой фаланги первого пальца)

Первый наш привык к порядку,

Утром делает зарядку:

Раз наклон и два наклон

– Вот как ловко скачет он.

Упражнения на сгибательные и разгибательные движения пальцев.

«Сорока-сорока»

Сорока-сорока, где была? – Далеко.

Кашу сварила, малышей кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги, на следующие четыре строчки

загибать пальцы. Со слов седьмой строчки пальцами другой руки брать 5

палец и слегка покачивать.

«СЕМЬЯ»

Упражнение «на разогрев» разгибательных мышц пальцев.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я!

Вот и вся моя СЕМЬЯ !

Согнуть пальцы в кулак, затем, пальчики поочередно, начиная с большого,

показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На

последней строчке кланяются вместе одновременно. Обратить внимание на

то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии.

Упражнение на сгибательные и разгибательные движение пальцев и на

развитие точности, чуткости кончиков пальцев. Работа каждого пальца в паре

с первым пальцем, создающая ощущение свода кисти.

«МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК» (Русский фольклор)

Мальчик – с - пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Песню пел да плясал

Своих братцев развлекал.

Ударять поочередно большим пальцем остальные пальцы;

Упражнения на воспитание цепкости пальцев

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик самый длинный,

Этот пальчик самый сильный,

(Все пальчики, начиная с мизинца, дотрагиваются до большого пальца той же

руки в ритме стиха, остальные пальцы стараться держать прямыми)

Этот пальчик – толстячок,

(Большой палец пригибается к ладони)

А все вместе – кулачок.

(Все пальчики собираются в кулачок).

«Крючки»

Крепко держаться дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно

было расцепить, потом сцепить и другие пальцы парами.)

«Паучок»

Паучок все вверх ползет

Паутинку он плетет

Паутинка так тонка

Крепко держит мотылька.

Соединить перекрестно подушечки 2 и1 пальцев.

«Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

На первые строчки поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная

с 1 пальца, на следующие строчки поочередное сгибание пальчиков в

кулачки, начиная с 5.

«Есть у солнышка друзья»

Есть у солнышка дружок,

Голосистый петушок.

Хорошо когда дружок –

Голосистый петушок.

Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки.

«Пальчики здороваются»

Повстречал еженка еж:

«Здравствуй братец! Как живешь?

Касание 1-5 пальцев.

«Шествие»

«Топ – топ – топ – топ» - топают ножки.

Идет Дуня по дорожке.

По ладони одной руки «шагают» 2-3 палец другой. Потом руки поменять.

«Шарик»

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щечки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

Кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу, ладошками образовать

маленький шарик, а потом большой.

«Воздушные щелчки»,

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

Делать щелчки резким движением.

«Черепашка»

Ножка, ножка поскорей

Двигай домик мой сильней.

Подушечками пальцев прикасаться к столу, образуя полушарие. Вытянуть 2

палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик», потом все

пальцы работают.

«СОЛНЫШКО»

(упражнение на растяжку пальцев руки, на развитие гибкости и

пластичности кисти)

Скрестить ладони. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с

лучами»

Светит солнышко

К нам в окошечко.

«Пальцы-грабли».

Что за пальцы: «Ну» и «Ну»

Как граблями я гребу!

Переплести пальцы ладонями к себе. Это упражнение способствует хорошей

растяжке между пальцами.

«Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе.

Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнения на правильную форму «свода» кисти.

«Кросс»

Мы бежим сегодня кросс.

Кто быстрее? Вот вопрос.

Обогнать мы все хотим

И бежим, бежим, бежим.

Радуга

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга

В небе ты повисла

Словно коромысло.

Кисть висит на запястье, как «паращутик», рука медленно опускается на

стол, запястье опускается в ямку и затем рука поднимается и движется по

дуге над столом.

Домик-лифт

Вверх и вниз, по этажам

Ходит домик, ходит сам

Кнопка нажимается-

Домик поднимается,

Вот дом на седьмом

А потом на восьмом

За минуту мы уже

На девятом этаже.

Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Можно сравнить с

движениями двух лифтов в доме. Усложнять упражнения следует в

следующем порядке: руки опускаются на кулачки, затем на все пальцы, затем

на 1и 5 палец, затем на каждый палец отдельно.

«Бычок»

Формирование формы «Арки», растяжение кисти и для подготовки скачков.

Пальцы сложить в кулачок, кроме 1 и 5 пальца

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!

«Жук»

Я веселый майский жук

Знаю все сады вокруг

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу-Жу!

На развитие второго сустава 2 и 5 пальца.

«ДОЖДЬ» (упражнение на правильную постановку пятого пальчика)

Что такое, что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошёл сильней

И по крыше бьёт быстрей.

Упражнение с пробками.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед щагнули.

И пошли по переулку

На веселую прогулку,

пальцы - словно балеринки,

Но одетые в ботинки,

Каждый пальчик - будто ножка

Только шаркает немножко.

Взять пластмассовые крышки от бутылок, надеть их на 2и3 палец обеих рук.

Шагать пальцами, не отрывая от стола. После каждого двустишия - смена

рук.

Заключение

Первый этап обучения является самым важным для юного пианиста.

Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно

создавать среду для их проявления и роста. Преподаватель, ведущий занятия

с маленькими детьми, должен создавать непринужденную, радостную

атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их

воображение. Выполняя пальчиковую гимнастику у ребенка, постепенно,

происходит постановка руки, он начинает чувствовать свое тело,

согласованно начинают работать руки, пальцы, закрепляется правильное

положение спины.

В пальчиковых играх и упражнениях дети учатся ощущать

дифференцированную работу каждого пальчика в отдельности и в различных

комбинациях с остальными. Развивается чуткость подушечек. Что ведет к

более разнообразной звуковой палитре в игре на инструменте,

выразительному и певучему звуку. Ритмичные движения пальчиков и рук

активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка

зрительной памяти. Сочетание пальчиковой гимнастики с запоминающийся

мелодией создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать

внимание и правильно его распределять, развивает чувство ритма, помогает

воображать и фантазировать.

Литература:

1.Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. Музыкально - игровой материал для

дошкольников и младших школьников: На лугу.– М ., 2003.

2. Железнова Е. Пальчиковые игры. изд-во: Карапуз. 2008г.

3. Т. Б. Юдовина - Гальперина «За роялем без слёз, или я

– детский педагог». Из-во: «Союз художников» 2002г.

4.Ковалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков» Из-во: «Союз

художников» 2006г.

5.Ткаченко Т. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М., 2005.

6. Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. –«Феникс» 2011.



В раздел образования