Автор: Будникова Ирина Михайловна
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Березовка Базарно-Карабулакский район Саратовская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Тема урока:"Скелет человека.Его строение и функции"
Раздел: среднее образование
8 класс
Урок
биологии
Урок изучения нового материала на деятельностной основе
Тема: Скелет человека, его строение и значение.
Цели и задачи урока:
1.
Сформировать у обучающихся представление об опорной системе, указав
на взаимосвязь между строением и функцией.
2.
Изучить основные отделы скелета человека: осевой – череп и позвоночник
и переферический.
3.
Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности в процессе работы с различными источниками информации.
Оборудование: презентация по строению скелета.
Учебно – методическое обеспечение:
- учебник «Человек. 8 Класс». Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, издательство «Дрофа»,
- тест «Строение, свойства костей, типы их соединения».
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Актуализация опорных знаний
Мы много с вами узнали о строении костей. Сейчас мы выполним тест,
который, который поможет определить уровень ваших знаний.
Тест «Строение, свойства костей, типы их соединений» лист самооценки
Введение в новую тему, создание проситуации
Кто знает – кто такой Квазимодо? Какие эпитеты мы можем для него
подобрать? А о ком говорят: «Идёт, что лебёдушка плывёт», «Стройный, как
кипарис», «Грациозная, как лань»?. В чём кроются столь сильные различия в
людях, каковы причины таких различий?
Выступление обучающегося. (Движение-это жизнь)
Что ж, раз мы провели подготовительную работу, значит, можем
переходить к основной цели нашего урока.
Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк,
основа, придающая телу определённую форму и соответствующие функции.
Мы уже знаем
основные функции скелета, строение костей, типы их
соединений. Может, этих знаний достаточно? Есть ли необходимость изучать
кости в отдельности?
Разберём такую ситуацию: в поликлинике, делая прививку от гриппа,
пациент спрашивает, куда будет сделана инъекция. Ему ответили – в плечо, на
что он отогнул воротник рубашки и подставил «плечо». Позже выяснилось,
что место укола пациент определил неверно.
Другая ситуация: выполняя лабораторную работу, учащиеся выяснили, что
пульс отыскивают на внутренней стороне предплечья. Ребята стали искать
выше локтя, перед «плечом» и, конечно, ничего не нашли. Что можно сказать
по поводу двух ситуаций, каких знаний не хватило их участникам?
Верно, мы не знаем состав скелета, название и местоположение его костей.
Какова же тема и цель нашего сегодняшнего урока?
Предлагаю изучить их совместно и выполнить основные задачи нашего
урока-
изучить основные отделы скелета человека,
выяснить функции отделов и костей в частности.
3.
Изучение нового содержания
Учебные задания.
Сегодня мы будем проводить исследования. Работать вы будете в творческих
группах. Каждая творческая группа получит задания, проведет исследования и
выступит с результатами исследования. У вас имеется лист самооценки. Он
поможет вам оценить в конце урока, а как усвоена вами тема.
1.
Изучить по учебнику отделы: 1 творческая группа скелет головы
(череп),ответить на вопросы:
1.
Какие отделы черепа выделяют? (мозговой и лицевой).
2.
Какие кости образуют мозговой отдел? Показать на объекте скелета
человека (лобная, затылочная, клиновидная, теменная, височная).
3.
Какие кости образуют лицевой отдел? Показать на объекте скелета
человека
(скуловые,
верхнечелюстные, решетчатая, носовые,
слезные, нижняя челюсть).
4.
Какая кость черепа подвижная? (нижняя челюсть).
5.
Перечислите
непарные
кости
черепа?
(лобная,
затылочная,
решетчатая, клиновидная, нижняя челюсть).
6.
Какую функцию выполняет череп? (защитную).
2.
Скелет туловища. Работа с учебником. Прочитать стр 109-110, . Ответить
на вопросы:
1.
Назовите отделы скелета туловища (позвоночник, грудная клетка).
2.
Найдите на скелете человека основные отделы и укажите количество
позвонков (шейный -7, грудной -12, поясничный -5, крестцовый -5,
копчиковый -4-5).
3.
Каково строение грудной клетки и какую функцию она выполняет?
3.
Скелет конечностей: состоит из поясов конечностей и собственно
скелетов свободной конечности.
Пояс верхних конечностей
образован двумя лопатками и двумя
ключицами.
Скелет свободной конечности
состоит из плечевой кости, костей
предплечья (лучевая и локтевая кости) и кисти (запястье, пясть и фаланги
пальцев).
Пояс нижних конечностей представлен тазовыми костями, сросшимися с
крестцом.
Скелет свободной конечности представлен бедренной костью, костями
голени (большая и малая берцовая кости) и кости стопы (пяточная кость,
предплюсна, плюсна и фаланги пальцев) лист самооценки
5. Подведение итогов урока
2. Выполнение теста по сбору таблицы. лист самооценки
6.Домашнее задание
Стр. 108-112. Подготовить презентации о заболеваниях, связанных со
скелетом человека.
7.
Рефлексивная деятельность.
Что вы узнали нового на уроке?
Считаете ли вы данный материал нужным для жизни?
Хотели ли бы вы узнать еще что-то о строении скелета?
.