Автор: Шилина Ольга Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №63 Фрунзенского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование нестандартного оборудования в организации НОД в контексте ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Тема: «Использование нестандартного оборудования
в организации НОД в контексте ФГОС ДО»
Пояснительная записка
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей
является как никогда актуальной. Известно, что здоровье формируется под
воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития,
наследственной предрасположенности, социальных условий и многого другого. К
наиболее
значимым
внешним
факторам,
определяющим
развитие
ребёнка,
относится физическое развитие.
Главной задачей физического развития дошкольников является охрана жизни и
укрепление здоровья, совершенствование функций организма, повышение его
защитных
свойств.
Решать
эту
задачу
помогает
правильная
организация
двигательной деятельности детей в методически правильно сформированной
предметно-развивающей
среде,
что
способствует
обогащению
и
развитию
специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития
ребенка, побуждает детей делать сознательный выбор, помогает формировать
личностные качества дошкольников.
Спортивный
зал
в
ГБДОУ
детском
саду
№63
оснащен
стандартным
оборудованием и спортивным инвентарём, позволяющим развивать все основные
виды движений и создавать положительную эмоциональную атмосферу в
соответствии
с
методическими
требованиями
основной
образовательной
программы ГБДОУ и рекомендациями ФГОС ДО. Но на практике систематическое
использование одного и того же стандартного оборудования часто оказывается
недостаточно для поддержания интереса к физкультуре, а на этапе дошкольного
детства развитие интереса к физическим упражнениям и спорту является одной из
приоритетных задач в области физического воспитания.
Использование в организации двигательной деятельности детей нестандартного
оборудования, природного материала, использование привычных предметов
необычным способом, позволило мне разнообразить подвижные игры, игры
оздоровительной направленности и физические упражнения, повысить интерес
детей к занятиям, активизировать логическое мышление детей. Кроме этого, в
работу по изготовлению нестандартного оборудования были вовлечены родители,
которые в рамках мастер-классов узнали, что такое корригирующая дорожка и как
её изготовить своими руками вместе с детьми для использования дома.
Использование
нестандартного
оборудования
это
всегда
что-то
новое,
необычное, интересное позволяющее разнообразить и преобразовать привычный
процесс обучения и воспитания в увлекательный путь познания ценности здоровья,
воздействия физических упражнений на организм человека и его взаимосвязи с
окружающим миром.
Цель:
создать
условия
для
здоровьесозидающей
деятельности
детей
посредством организации НОД с использованием нестандартного оборудования.
Задачи:
1.
Повышение интереса детей к занятиям физкультурой с помощью
использования нестандартного оборудования
2.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
3.
Содействие функциям организма в повышении его защитных свойств и
устойчивости к различным заболеваниям.
4.
Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц через
профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.
5.
Развитие творческих способностей и укрепление эмоциональной сферы
детей, через использование привычных предметов нетрадиционным
способом.
6.
Знакомство с доступными способами сохранения и укрепления своего
здоровья посредством использования нестандартного оборудования.
7.
Развитие логического мышления, умения делать выводы на основе
полученной информации.
Перечень нестандартного оборудования, игр и упражнений с учетом
оздоровительного и развивающего воздействия на организм ребёнка:
Оборудование
Варианты игр и
упражнений
Использование в процессе
НОД
Профилактика
1.Канат-способ
плетения «вьюнок»
2.Канат-способ
плетения «косичка»
3.Канат-способ
плетения «столбик»
(изготовлены
из
бельевых
веревок
–
плетение «макраме»)
* Пройди, не упади;
* Канатоходцы;
*Корригирующая
дорожка (приставной,
гимнастический,
скрестный шаг), так же
используются для
прыжков на месте и с
продвижением на 1 и
ногах
плоскостопия
Дорожка из следов с
разной поверхностью
(пуговицы,
ёлочная
мишура,
камешки,
крышки пришиваются
или приклеиваются на
основу)
*Корригирующая
дорожка (пройти след в
след, наступая всей
стопой)
* В гости к зайке, белке,
мишке ….
Природный материал
(орехи,
шишки,
жёлуди, каштаны)
* Собери орехи, жёлуди
пальцами ног;
* Перенеси из обруча на
поднос;
* Прокати ногами
шишки;
* Так же хорошо
использовать для
развития мелкой
моторики рук
Карандаши
с ребристой
поверхностью
(диаметр – 1-1.5см.)
2. Фломастеры +
листы для рисования
* Прокати – не упусти!;
* Карандаш бежит по
кругу (передача по кругу
стопами ног);
* Рисование, зажав
фломастер стопой ноги
Атласные ленты
(30-40см.)
* «Гусеничка» (собрать
ленты пальцами ног, из
и.п. сидя на полу);
* При размещении лент
на леске выше уровня
поднятых рук ребенка
выполняются упр. для
осанки;
* Так же могут быть
использованы для
дыхательной гимнастики
и подвижных игр;
Профилактика плоскостопия
Органы дыхания
Игрушка «Парашют»
(изготовлен
из
полиэтиленового
пакета,
ниток
и
теннисного шарика)
* Надуй купол
парашюта;
* Удержи в воздухе;
Развитие глазомера
«Бильбоке»
(изготовлено
из
пластиковых бутылок
1.5 л. и ниток)
* Меткий глаз
* Кто быстрее попадет
Мишени «Яблочко»
(изготовлены
из
бумаги
и
картона,
могут
крепиться
на
лестнице,
леске,
веревке)
* Меткий стрелок
* Сбей яблочко
Мелкая моторика
Тренажёр
«Ловкие пальчики»
(изготовлен
из
атласных лент длиной
по
5м.
и
палочек
диаметром 2 см.)
* Кто быстрей?
* Кто быстрей до
середины?
* Чья пара быстрее?
НОД с
нестандартным оборудованием
может проходить с
группой,
подгруппой и индивидуально. В зависимости от выбранной педагогом формы это
могут
быть
игры-забавы,
игры
оздоровительной
направленности,
игры
-
соревнования, эстафеты или упражнения на развитие различных групп мышц. В
процессе
работы
была
организована
деятельность
детей
с
комплексным
использованием нестандартного оборудования в рамках НОД.