Автор: Кононова Галина Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № ;
Населённый пункт: город Новошахтинск Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога
Раздел: среднее образование
Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность
современного педагога
Изменения
в
сфере
образования
сопровождаются
расширением
профессиональных
функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций
консультанта, проектировщика, исследователя и многими другими.
И что ситуация
модернизации
образования
предъявляет
учителям
ключевые
компетенции
в
сфере
проектирования
развития
учащихся,
педагогического
сопровождения
личностно-
ориентированного и развивающегося обучения, создания условий становления ключевых
компетенций обучающихся.
Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм
повышения
квалификации
и
их
сочетаний,
которые
в
максимальной
степени
будут
способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:
• овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная
компетенция);
• овладение
элементарными
способностями
по
с амопро ектированию,
самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
• овладение
коммуникативной
деятельностью
по
само-
и
взаимопомощи
в
общественной жизни (коммуникативная компетенция);
• овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская
компетенция);
• овладение
способами
составления
проектов
и
программ
(проектировочная
и
программная компетенция).
• компетенции информационных технологий и др.
Психологические исследования показывают, что большая часть рабочего дня педагога
(66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются
ситуации
общения
учителя
с
учащимися,
поэтому
сейчас
представляется
наиболее
значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной
ценности современного педагога.
Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три
основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого
человека и установления взаимодействия.
Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволяют
включить педагога в процесс самосовершенствования, развивают его коммуникативные
умения. Учитель из исполнителя превращается в исследователя, экспериментатора, он
овладевает навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы
опытно-экспериментальной работы. Именно эти новшества и позволяют обеспечивать
развитие профессиональной компетентности учителей.
На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки
спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты,
поэтому
представляется
важным
выделить
показатели
развития
коммуникативной
компетентности.
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей,
возможно
в
качестве
показателей
развития
коммуникативного
компонента
профессиональной компетентности учителя, предложить следующие:
• готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
• владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
• опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных
ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
• отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-
смысловой аспект);
• эмоционально-волевая
регуляция
процесса
и
результата
проявления
компетентности.
Изучая мотивационную основу деятельности учителей, выявлены наиболее значимые
для педагога мотивы:
стремление к профессиональному росту (97%);
желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%);
удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%)
хорошее отношение со стороны коллег (70%);
осознание общественной значимости своего труда (67%);
уважение со стороны руководителей (57%).
Для оценки ценностно-смыслового компонента проведено социологическое
исследование, в котором приняли участие 23 педагога. Итоги исследования позволяют
выявить ценности и смыслы, которые видят учителя в своей профессии. Так на вопрос
“Что в настоящее время привлекает вас в работе учителя?”:
54% респондентов ответили - “возможность общаться с учащимися”;
62% учителей считают, что появление среди учащихся ребят, в работе с которыми
испытанные
методы
не
дают
эффекта,
может
стать
толчком
к
пересмотру
учителем
привычных способов деятельности;
78% педагогов считают, что интересы учащихся являются стимулом для повышения
квалификации.
Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной
компетентности педагогов произведена оценка способностей педагогов к эмпатии. По
определению,
эмпатия
(сопереживание)
–
умение
поставить
себя
на
место
другого,
способности
человека
к
произвольной
эмоциональной
отзывчивости
на
переживания
других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто
другой так, как если бы они были нашими собственными.
Значимым в педагогическом общении является “стиль педагогических воздействий”.
Для определения характера коммуникативного компонента педагогического стиля, была
проведена диагностика по методике Рогова Е.И. Цель этой методики: определить характер
коммуникативного
компонента
педагогического
стиля,
где
выявляются
две
основные
парадигмы в обучении, это “ориентация на результат” и “ориентация на развитие”.
Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля
Педагогический стиль
Ориентация на развитие
Ориентация на результат
Тенденция
к
“поддерживающему”
стилю
коммуникации – 35%
Тенденция
к
“контролирующему”
стилю
коммуникации – 65%
Демократический
стиль
педагогической
деятельности
Социоцентрический
стиль
педагогической
деятельности
Как можно увидеть из приведенных данных, 65% педагогов тяготеет к такой форме
взаимоотношений
учителя
и
ученика,
при
которой
делается
акцент
на
умственном
развитии учащихся – “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и
оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки
усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится
отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный. Эти параметры
характеризуют социоцентрический и авторитарный стиль педагогической деятельности.
“Ориентация
на
развитие”,
которую
показали
35%,
предполагает
направленность
на
полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических
дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.
“Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя. Педагог
стремится
прежде
всего
обратить
внимание
на
потенциальные
способности
самого
учащегося,
опираясь
на
его
собственные
интересы
и
склонности.
В
этом
случае
преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и
дружеский
тон
в
диалоге,
что
характеризует
демократический
стиль
педагогической
деятельности.
Как следует из приведенного исследования, 65% педагогов придерживаются
авторитарного
стиля
общения,
однако
современные
условия
воспитания
и
обучения
предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником,
“ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика.
Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической
деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом.
Разнообразные формы и виды деятельности позволяют повысить уровень мотивации
педагогов
на
развитие
и
саморазвитие,
улучшить
качественные
показатели
развития
коммуникативной компетентности