Напоминание

Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога


Автор: Кононова Галина Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № ;
Населённый пункт: город Новошахтинск Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога
Раздел: среднее образование





Назад




Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность

современного педагога

Изменения

в

сфере

образования

сопровождаются

расширением

профессиональных

функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций

консультанта, проектировщика, исследователя и многими другими.

И что ситуация

модернизации

образования

предъявляет

учителям

ключевые

компетенции

в

сфере

проектирования

развития

учащихся,

педагогического

сопровождения

личностно-

ориентированного и развивающегося обучения, создания условий становления ключевых

компетенций обучающихся.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм

повышения

квалификации

и

их

сочетаний,

которые

в

максимальной

степени

будут

способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:

• овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная

компетенция);

• овладение

элементарными

способностями

по

с амопро ектированию,

самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);

• овладение

коммуникативной

деятельностью

по

само-

и

взаимопомощи

в

общественной жизни (коммуникативная компетенция);

• овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская

компетенция);

• овладение

способами

составления

проектов

и

программ

(проектировочная

и

программная компетенция).

• компетенции информационных технологий и др.

Психологические исследования показывают, что большая часть рабочего дня педагога

(66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются

ситуации

общения

учителя

с

учащимися,

поэтому

сейчас

представляется

наиболее

значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной

ценности современного педагога.

Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три

основные функции:

- коммуникативную, включающую обмен информацией;

- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого

человека и установления взаимодействия.

Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволяют

включить педагога в процесс самосовершенствования, развивают его коммуникативные

умения. Учитель из исполнителя превращается в исследователя, экспериментатора, он

овладевает навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы

опытно-экспериментальной работы. Именно эти новшества и позволяют обеспечивать

развитие профессиональной компетентности учителей.

На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки

спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты,

поэтому

представляется

важным

выделить

показатели

развития

коммуникативной

компетентности.

Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей,

возможно

в

качестве

показателей

развития

коммуникативного

компонента

профессиональной компетентности учителя, предложить следующие:

• готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

• владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

• опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных

ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

• отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-

смысловой аспект);

• эмоционально-волевая

регуляция

процесса

и

результата

проявления

компетентности.

Изучая мотивационную основу деятельности учителей, выявлены наиболее значимые

для педагога мотивы:

стремление к профессиональному росту (97%);

желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%);

удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%)

хорошее отношение со стороны коллег (70%);

осознание общественной значимости своего труда (67%);

уважение со стороны руководителей (57%).

Для оценки ценностно-смыслового компонента проведено социологическое

исследование, в котором приняли участие 23 педагога. Итоги исследования позволяют

выявить ценности и смыслы, которые видят учителя в своей профессии. Так на вопрос

“Что в настоящее время привлекает вас в работе учителя?”:

54% респондентов ответили - “возможность общаться с учащимися”;

62% учителей считают, что появление среди учащихся ребят, в работе с которыми

испытанные

методы

не

дают

эффекта,

может

стать

толчком

к

пересмотру

учителем

привычных способов деятельности;

78% педагогов считают, что интересы учащихся являются стимулом для повышения

квалификации.

Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной

компетентности педагогов произведена оценка способностей педагогов к эмпатии. По

определению,

эмпатия

(сопереживание)

умение

поставить

себя

на

место

другого,

способности

человека

к

произвольной

эмоциональной

отзывчивости

на

переживания

других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто

другой так, как если бы они были нашими собственными.

Значимым в педагогическом общении является “стиль педагогических воздействий”.

Для определения характера коммуникативного компонента педагогического стиля, была

проведена диагностика по методике Рогова Е.И. Цель этой методики: определить характер

коммуникативного

компонента

педагогического

стиля,

где

выявляются

две

основные

парадигмы в обучении, это “ориентация на результат” и “ориентация на развитие”.

Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля

Педагогический стиль

Ориентация на развитие

Ориентация на результат

Тенденция

к

“поддерживающему”

стилю

коммуникации – 35%

Тенденция

к

“контролирующему”

стилю

коммуникации – 65%

Демократический

стиль

педагогической

деятельности

Социоцентрический

стиль

педагогической

деятельности

Как можно увидеть из приведенных данных, 65% педагогов тяготеет к такой форме

взаимоотношений

учителя

и

ученика,

при

которой

делается

акцент

на

умственном

развитии учащихся – “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и

оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки

усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится

отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный. Эти параметры

характеризуют социоцентрический и авторитарный стиль педагогической деятельности.

“Ориентация

на

развитие”,

которую

показали

35%,

предполагает

направленность

на

полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических

дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

“Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя. Педагог

стремится

прежде

всего

обратить

внимание

на

потенциальные

способности

самого

учащегося,

опираясь

на

его

собственные

интересы

и

склонности.

В

этом

случае

преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и

дружеский

тон

в

диалоге,

что

характеризует

демократический

стиль

педагогической

деятельности.

Как следует из приведенного исследования, 65% педагогов придерживаются

авторитарного

стиля

общения,

однако

современные

условия

воспитания

и

обучения

предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником,

“ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика.

Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической

деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом.

Разнообразные формы и виды деятельности позволяют повысить уровень мотивации

педагогов

на

развитие

и

саморазвитие,

улучшить

качественные

показатели

развития

коммуникативной компетентности



В раздел образования