Автор: Ольга Юрьевна Блитова
Должность: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: презентация
Тема: Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, имеющими нарушения письма и чтения
Раздел: начальное образование
Рекомендации учителя-логопеда по
работе с детьми, имеющими нарушения
письма и чтения
Причины нарушений письменной речи
Патология беременности, родов:
интоксикация, гипоксия плода, родовая
травма, асфиксия и др.
Наследственность:
нервно-психические
заболевания
Органические поражения ЦНС:
ММД, гипертензионно-гидроцефальный и церебростенический синдромы,
синдромы гипер- и гиповозбудимости, СДВГ и др.
Кроме того:
«Цепочка» детских инфекций
(например, ветрянка)
Травмы головы в раннем детстве
Предпосылки нарушений письма и чтения
(на что обратить внимание)
1.
Невнятная, нечеткая речь, дефекты звукопроизношения, искаженное произношение
сложных слов (ребенок добавляет или пропускает слоги).
2. Несформированность фонематического слуха
(т.е аномальное овладение звуковым составом слова).
3. Стойкие аграмматизмы (нарушение согласования
слов в роде, числе и падеже, неправильное
употребление предлогов), бедность словарного запаса.
4. Затруднения при пересказе прочитанного текста.
Проявления дисграфии и дислексии
Специфические (логопедические) ошибки чтения и письма характеризуются:
Стойкостью (то есть сохраняются на втором и последующих годах
обучения в школе
Обусловлены несформированностью высших психических функций,
обеспечивающих процессы чтения и письма (а не умением применять
правила)
Нарушением преимущественно фонетического принципа письма (то
есть наблюдаются в сильной фонетической позиции)
Виды специфических ошибок
•
Замены букв, указывающие на незаконченность процесса
дифференцировки соответствующих звуков, близких по акустическим
и артикуляционным признакам (звонкие и глухие согласные, твердые
и мягкие согласные, гласные о-у, ё-ю и т.д.)
•
Пропуски гласных
•
Пропуски согласных при их стечении
•
Слияние слов на письме
•
Раздельное написание частей одного слова
•
Пропуски, наращения и перестановки слогов
•
Нарушение дифференциации букв, сходных оптически и кинетически
(а-о, и-у, м-л, б-д, п-р и т.п.)
•
Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных
при помощи гласных и мягкого знака)
Образец письменной работы ребенка с
дисграфией
Алгоритм работы по преодолению нарушений письма
Работа на устном материале
Работа над каждым из
смешиваемых звуков
Слуховая и произносительная
дифференциация смешиваемых звуков
Уточнение артикуляции,
звучания звука с опорой на
зрительное, слуховое
тактильное восприятие
Выделение звука на фоне слога
Определение наличия и места
звука в слове
Выделение звука из
предложения и текста
Различение (сопоставление)
артикуляции, звучания звука с
опорой на зрительное, слуховое
тактильное восприятие
Различение звуков на фоне
слога
Различение звуков в словах
Различение звуков в
предложениях и тексте
Письменные упражнения по
дифференциации букв
•
Записать слова одной буквой
•
Придумать и записать слова на каждую из смешиваемых букв
•
Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы
•
Дописать недостающий слог
•
Придумать и записать слова, в которых содержатся два дифференцируемых
звука, правильно выбрав при этом соответствующие буквы.
•
Записать
слова,
а
потом
и
предложения
с
данными
звуками
после
предварительного называния буквы, которую он собирается написать в
данном слове (предупредительный диктант)
Чего делать нельзя?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память.
Поэтому ни в коем случае
нельзя
:
•
Проводить диктанты на первых этапах работы
Диктанты на первых этапах работы принесут только вред, т.к.
многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их
написании, фиксируются в памяти ребенка.
•
Предлагать упражнения с неоткорректированным текстом
(упражнения, где требуется найти ошибки, изначально допущенные)
(из-за той же зрительной памяти)