Напоминание

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РИТМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"


Автор: Морозова Елена Радиковна
Должность: Учитель ритмики
Учебное заведение: МАОУ ШИ 31
Населённый пункт: Челябинская область гор. Златоуст
Наименование материала: Научная статья
Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РИТМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: среднее образование





Назад




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РИТМИКИ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Сост. Морозова Е. Р.

Каждый учитель пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в

процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии,

которые являются не только частью образовательного процесса, но и

реализацией адаптированных образовательных программ.

Умение и желание сохранить здоровье необходимо прививать с раннего

возраста. Поэтому в начальной школе нужно уделять большое внимание

пропаганде здорового образа жизни, опираясь на музыкально-ритмическое

воспитание и включать в урок не только музыкально-ритмические

упражнения ,игры, песни, танцы, но и уделять некоторое время беседам о

закаливании, одежде ученика, режиме дня и др.

Для детей с задержкой психического развития уроки ритмики носят важный

характер, т.к существует необходимость коррекции недостатков психического и

физического развития . С помощью музыкально-ритмической деятельности

происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются

качественные характеристики движения, развиваются личностные качества,

саморегуляция , произвольность движений и поведения .

Лечебное значение музыки известно давно. С давних пор известно, какие

огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки

и пластики. Еще в Древней Греции сформировались представления о том, что

основой прекрасного является гармония. По мнению Платона трудно

представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и

проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях:

гимнастика для тела и музыка для души.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека

о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и

понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами,

движением, дыханием. На уроках в целях музыкальной терапии используется

как классическая, так и современная лёгкая музыка Современными учёными

доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого

тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим

фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы

музыки.

Что обеспечивает ритмика

•Эмоциональную разрядку

• Снятие умственной перегрузки

• Снижение нервно- психического напряжения

• Восстановления положительного энергетического тонуса

На уроках ритмики снимается психоэмоциональное напряжение,

активизируется мышление, проявляется интерес к деятельности, развиваются:

внимание, память, музыкальный слух, моторика, координация движений,

чувство ритма, воспитываются навыки группового поведения.

Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета,

формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки

правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению

всего детского организма в целом. Эти цели достигаются с помощью создания

условий для комфортного самочувствия на занятиях, составления упражнений,

соответствующих возможностям ребенка; проведения динамических пауз для ;

создания ситуации успеха, рациональной смены и чередования видов

деятельности в связи с быстрой утомляемостью учащихся.

У учащихся совершенствуются двигательные навыки, вырабатываются умения

владеть своим телом, укрепляются мышцы. Специальные упражнения

благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических

упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются

легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина

дыхания, повышается поглощение кислорода .

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр,

плясок, песен, хороводов, упражнений. Желательно избегать шумных игр, так

как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему.

Урок строится таким образом, чтобы активные движения чередовались с

ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать

детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным

психоэмоциональным и сердечным перегрузкам. Обязательно нужно

проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и

эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать

такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и

т.д.

Особое значение на уроке ритмики уделяется танцу, так как это необходимо

для детей с нарушениями осанки и координации двигательного аппарата. Во

время танца учащиеся учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом,

конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы с теми движениями,

которые легко у них получаются, что способствует хорошему настроению и

положительному настрою к обучению.

Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе

творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом

состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия,

пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти

дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот

всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит и на

его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение

творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее

эффективных приёмов положительного психоэмоционального состояния

учащихся.

Психологический комфорт школьников во время урока имеет большое

значение. Доброжелательная обстановка, внимание к каждому ,тактичное

исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной

деятельности, уместный юмор помогают учащимся добиться хороших

результатов в своей деятельности

В заключение можно сказать, что применение на уроках ритмики в начальной

школе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает

результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает

сохранить и укрепить здоровье учащихся, а также способствует

формированию положительных мотиваций у детей и родителей обучающихся.

Список использованной литературы:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Харисов Ф.Ф. Формирование культуры здоровья в современном

образовательной среде. Материалы Первой научно – практической конференции

«Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях

Российской Федерации» (8-9 ноября 2007г.) – М.: Федеральный институт

развития образования, 2007 – 391с.

3. И.В. Чупаха, Е.Е. Пужаева, И.Ю. Соколова Здоровьесберегащие технология

в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное

образование, Ставрополь, Ставропольсервисшкола, 2004г. – 400с.

4. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М. : Просвещение,

1972

5. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007

6. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным

параличом средствами музыки. – М., 2008



В раздел образования