Автор: Гунбина Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста (до 3-ех лет)
Раздел: дошкольное образование
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста
(до 3-ех лет)
Раннее детство — особый период становления органов и систем
ребёнка, и прежде всего функций его мозга. Доказано, что функции коры
головного
мозга
развиваются
в
результате
взаимодействия
организма
с
окружающей
средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три
года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования
предпосылок,
обусловливающих
все
дальнейшее
развитие
организма.
На
втором-третьем году ребёнок овладевает всеми видами основных движений:
ходьбой,
бегом,
лазаньем,
бро санием,
прыжками.
У
р е б ё н ка
совершенствуется нервная система, поэтому его работоспособность заметно
увеличивается,
период
бодрствования
достигает
6
–
6,5
ч
в
день.
Существенной
особенностью
раннего
детства
является
взаимо
связь
и
взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно- психического
развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше
подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже
незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его
эмоциональную сферу. Для каждого здорового ребёнка в первые три года
жизни
характерна
высокая
степень
ориентировочных
реакций
на
все
окружающее.
Эта
возрастная
особенность
стимулирует
так
называемые
сенсомоторные
потребности.
Доказано,
что,
если
дети
ограничены
в
получении
информации
и
переработке
её
в
соответствии
с
возрастными
возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы
жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные
(чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность
ре- бёнка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее
его
интеллектуальному
развитию.
Особое
значение
в
раннем
детстве
приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов
—
кормлении,
бодрствовании
ребёнка,
формировании
его
поведения
и
навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в
раннем
детстве
является
непроизвольным
и
в
значительной
степени
обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно,
однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего
возраста особую роль играют положительные эмоции. К концу третьего года
жизни
малыш
становится
младшим
дошкольником.
Это
период,
когда
особенно ясно выступает связь поведения и развития ребёнка со второй
сигнальной
системой,
ребёнок
осознает
себя
как
личность.
Взрослый
оценивает достижения ребёнка, одобрение и похвала рождают у малыша
чувство
гордости
–
личностного
новообразования
раннего
детства.
Под
влиянием
оценки
взрослого
ребёнок
начинает
осознавать
критерии
успешности
или
неуспешности
своей
деятельности.
Хотя
предметная
деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но
приобретает
новые
черты
–
с
каждым
днём
он
становится
все
более
самостоятельным и умелым. Стремление к самостоятельности – это ведущая
тенденция в развитии ребёнка третьего года жизни. Ребёнок сам ставит перед
собой задачу, но её исполнение пока невозможно без помощи взрослого,
который помогает удерживать цель, выполнять действия, а к концу третьего
года
формируется
целеустремлённость
–
способность
удерживать
поставленную задачу, соотносить полученный результат с тем, что хотел
получить.
Между
двумя
и
тремя
годами
становится
особенно
заметным
значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением
речью.
Общение
становится
не
только
предметно-действенным,
но
и
речевым, слово становится регулятором поведения ребёнка, с помощью слова
он обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения.
В
общении
с
ребёнком
в
контексте
предметной
деятельности
может
проявляться
отношение
малыша
к
предметному
миру.
Идёт
интенсивное
сенсорное
развитие
(знание
цветов,
форм,
величин
и
т.д.),
восприятие
является
ведущим
познавательным
процессом.
На
основе
сенсорного
и
речевого
развития
происходит
умственное
развитие
малыша,
развивается
наглядно-действенное мышление. От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается
воображение.
В
процессе
общения
со
взрослыми
развивается
сюжетно-
отобразительная игра, в которой ребёнок использует предметы-заместители,
действует «как будто», «понарошку». То есть ребёнок начинает действовать в
воображаемой
ситуации.
Роль
опыта,
приобретаемого
детьми
раннего
возраста, очень значима для дальнейшего психического развития: овладение
предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками
закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во
внутреннем
плане,
творческого
воображения
и
фантазии,
овладения
социальными
навыками,
появления
новых
познавательных
и
коммуникативных
потребностей,
способствуют
формированию
более
глубоких знаний о себе.
ЛИТЕРАТУРА
1 Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997.
– 456 с.
2 Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС,
2000. – 452 с.
3 Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. –
368 с.
4 Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА –
ПРЕСС, 1994. – 390 с.
5
Бондаревская
Е.В.
Смыслы
и
стратегия
личностно-ориентированного
воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.
6 Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.
7 Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.:
Просвещение, 1996. – 278 с.
8 Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных
вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.
9
Выготский
Л.С.
Избранные
психологические
исследования.
/
Л.С.
Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.