Напоминание

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста (до 3-ех лет)


Автор: Гунбина Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста (до 3-ех лет)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

(до 3-ех лет)

Раннее детство — особый период становления органов и систем

ребёнка, и прежде всего функций его мозга. Доказано, что функции коры

головного

мозга

развиваются

в

результате

взаимодействия

организма

с

окружающей

средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три

года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования

предпосылок,

обусловливающих

все

дальнейшее

развитие

организма.

На

втором-третьем году ребёнок овладевает всеми видами основных движений:

ходьбой,

бегом,

лазаньем,

бро санием,

прыжками.

У

р е б ё н ка

совершенствуется нервная система, поэтому его работоспособность заметно

увеличивается,

период

бодрствования

достигает

6

6,5

ч

в

день.

Существенной

особенностью

раннего

детства

является

взаимо

связь

и

взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно- психического

развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше

подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже

незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его

эмоциональную сферу. Для каждого здорового ребёнка в первые три года

жизни

характерна

высокая

степень

ориентировочных

реакций

на

все

окружающее.

Эта

возрастная

особенность

стимулирует

так

называемые

сенсомоторные

потребности.

Доказано,

что,

если

дети

ограничены

в

получении

информации

и

переработке

её

в

соответствии

с

возрастными

возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы

жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные

(чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность

ре- бёнка, а движение — естественное состояние малыша, способствующее

его

интеллектуальному

развитию.

Особое

значение

в

раннем

детстве

приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов

кормлении,

бодрствовании

ребёнка,

формировании

его

поведения

и

навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в

раннем

детстве

является

непроизвольным

и

в

значительной

степени

обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно,

однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего

возраста особую роль играют положительные эмоции. К концу третьего года

жизни

малыш

становится

младшим

дошкольником.

Это

период,

когда

особенно ясно выступает связь поведения и развития ребёнка со второй

сигнальной

системой,

ребёнок

осознает

себя

как

личность.

Взрослый

оценивает достижения ребёнка, одобрение и похвала рождают у малыша

чувство

гордости

личностного

новообразования

раннего

детства.

Под

влиянием

оценки

взрослого

ребёнок

начинает

осознавать

критерии

успешности

или

неуспешности

своей

деятельности.

Хотя

предметная

деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но

приобретает

новые

черты

с

каждым

днём

он

становится

все

более

самостоятельным и умелым. Стремление к самостоятельности – это ведущая

тенденция в развитии ребёнка третьего года жизни. Ребёнок сам ставит перед

собой задачу, но её исполнение пока невозможно без помощи взрослого,

который помогает удерживать цель, выполнять действия, а к концу третьего

года

формируется

целеустремлённость

способность

удерживать

поставленную задачу, соотносить полученный результат с тем, что хотел

получить.

Между

двумя

и

тремя

годами

становится

особенно

заметным

значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением

речью.

Общение

становится

не

только

предметно-действенным,

но

и

речевым, слово становится регулятором поведения ребёнка, с помощью слова

он обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения.

В

общении

с

ребёнком

в

контексте

предметной

деятельности

может

проявляться

отношение

малыша

к

предметному

миру.

Идёт

интенсивное

сенсорное

развитие

(знание

цветов,

форм,

величин

и

т.д.),

восприятие

является

ведущим

познавательным

процессом.

На

основе

сенсорного

и

речевого

развития

происходит

умственное

развитие

малыша,

развивается

наглядно-действенное мышление. От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается

воображение.

В

процессе

общения

со

взрослыми

развивается

сюжетно-

отобразительная игра, в которой ребёнок использует предметы-заместители,

действует «как будто», «понарошку». То есть ребёнок начинает действовать в

воображаемой

ситуации.

Роль

опыта,

приобретаемого

детьми

раннего

возраста, очень значима для дальнейшего психического развития: овладение

предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками

закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во

внутреннем

плане,

творческого

воображения

и

фантазии,

овладения

социальными

навыками,

появления

новых

познавательных

и

коммуникативных

потребностей,

способствуют

формированию

более

глубоких знаний о себе.

ЛИТЕРАТУРА

1 Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1997.

– 456 с.

2 Андриенко Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. – М.: ВЛАДОС,

2000. – 452 с.

3 Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.– М.: Столетие, 1996. –

368 с.

4 Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. – М.: ЛИНКА –

ПРЕСС, 1994. – 390 с.

5

Бондаревская

Е.В.

Смыслы

и

стратегия

личностно-ориентированного

воспитания. / Е.В. Бондаревская. – М.: Педагогика. 2001. – 123 с.

6 Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.

7 Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.:

Просвещение, 1996. – 278 с.

8 Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных

вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига, 2000.

9

Выготский

Л.С.

Избранные

психологические

исследования.

/

Л.С.

Выготский – М.: Наука, 1956. –526 с.



В раздел образования