Напоминание

Коррекционно-развивающая программа обучения и воспитания детей с ОВЗ


Автор: Алла Витальевна Еськова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш № 18
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Рабочая программа учителя-дефектолога
Тема: Коррекционно-развивающая программа обучения и воспитания детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание:

1.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цель и задачи реализации программы

1.3

Принципы, определяющие содержание воспитательно-образовательного

процесса

1.4

Индивидуальные особенности детей с ОВЗ

1.5

Планируемые результаты освоения рабочей программы

2

Содержательный раздел

2.1

Организация образовательного процесса

2.2

Принципы построения коррекционно-воспитательной работы

2.3

Организация работы с семьёй

2.5

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Мониторинг освоения образовательной программы

Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды

Распорядок и режим дня

Сопровождение непрерывной образовательной деятельности детей узкими

специалистам

Двигательный режим

Список литературы

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

«Специальная

(коррекционная) школа №18 в соответствии с Законом «Об образовании в Российской

Федерации», обеспечивает помощь семье в воспитании детей с нарушением интеллекта

дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии

индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии.

Рабочая программа разработана в соответствии с Положением «о порядке разработки,

утверждения и структуре рабочих программ по коррекционно-развивающему обучению и

воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ», адаптированной основной образовательной

программы дошкольного образования для детей с ОВЗ и определяется программой дошкольных

образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

Рабочий вариант программы предназначен для детей 6-7 лет (IV год обучения) и рассчитан

на 36 недель.

1.2 Цели и задачи реализации программы.

Основной целью

программы является обучение, воспитание и всестороннее развитие

личности каждого ребенка с проблемами развития с 6 до 7 лет с учетом его психофизического

развития.

Задачи программы:

построение системы коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной

работы в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Всестороннее

(физическое,

социально-личностное,

познавательно-речевое,

художественно-эстетическое) развитие воспитанников.

Формирование

предпосылок

учебной

деятельности,

общей

культуры,

развитие

физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность

воспитанников.

Развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,

практической и духовной деятельности человека.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,

коррекция имеющихся нарушений (речи, интеллектуальной и эмоциональной сфер).

Развитие

потребности

в

реализации

собственных

способностей

(творческих,

интеллектуальных, спортивных).

Повышение качества образовательных и коррекционных услуг за счет обновления

содержания дошкольного образования, повышения профессиональной компетентности педагогов,

совершенствования предметно-развивающей среды ДО.

Создание

условий,

способствующих

разностороннему

развитию

воспитанников,

коррекции

нарушений,

укреплению

их

психофизического

здоровья,

обеспечивающих

безопасность образовательного процесса.

Взаимодействие с семьей в рамках осуществления полноценного развития ребенка и

коррекции имеющихся недостатков, создания равных условий образования детей дошкольного

возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной

среды,

этнической

принадлежности;

оказание

педагогической

поддержки

родителям

воспитанников в вопросах их воспитания, образования и коррекции их проблем.

1.3. Принципы, определяющие содержание воспитательно-образовательного процесса:

гуманности;

системности;

комплексного подхода;

диагностической направленности;

дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его

психофизических и возрастных особенностей;

преемственности (единство: семья –ДО- школа);

последовательности в работе;

доступности;

своевременности оказания помощи;

непрерывности (ДО – школа)

1.4. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ.

Интеллектуальные нарушения, в подавляющем большинстве, являются следствием органического

поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. В патологический процесс

оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка – мотивационно-

потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сфера, а

также мышление, речь, поведение.

У

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью

наблюдается

выраженное

своеобразие

эмоционального и социально-личностного развития: снижение эмоциональной отзывчивости,

способности к подражанию, слабая реакция на новое. Ребёнок практически не стремится к

самостоятельности и остаётся индифферентным к своим достижениям. Последствия раннего

органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-

двигательном

развитии

детей.

Это

выражается

в

моторной

неловкости,

недостаточной

координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. Снижена

двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с

воображаемыми объектами.

У детей с интеллектуальной недостаточностью имеется сенсорное недоразвитие. Это выражается в

том, что в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов,

действуют силой. Предметно-игровые действия дети чаще всего подменяют манипулированием.

Для восприятия ребёнка с интеллектуальной недостаточностью характерны замедленность и

фрагментарность, страдают зрительное и слуховое восприятие.

Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к

грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающее обучение помогает детям с проблемами в умственном развитии

воспринимать и понимать окружающий мир.

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

обучающийся

с

ограниченными

возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и

препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. Ст. 2. П.

16).

В группу дошкольников с ОВЗ могут входить дети с разными нарушениями развития,

выраженность которых может быть различна.

Выделяют следующие категории детей с

нарушениями развития:

1.

дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие), первичное нарушение

носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового

анализатора;

2.

дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит

сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения

зрительного анализатора;

3.

дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие

речи;

4.

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением

являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров

коры головного мозга;

5.

дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп

формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических

поражений центральной нервной системы (ЦНС);

6.

дети

с

нарушениями

интеллектуального

развития,

первичное

нарушение —

органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных

процессов;

7.

дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским

аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными

клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;

8.

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два

и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом,

слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития

целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное

положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу

риска».

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.

К концу учебного года дети четвертого года обучения должны научиться:

«Познавательное развитие».

Сенсорное воспитание

- Дорисовывать недостающие части рисунка;

- воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;

- ориентироваться в пространстве, относительно своего тела;

- дифференцировать цвета и оттенки и использовать свой опыт в продуктивной и игровой

деятельности;

- составлять из набора слов и словосочетаний для описания предметов, выбранных на ощупь и по

вкусовым качествам;

- группировать предметы по образцу и по речевой инструкции;

- дифференцировать звуки окружающего мира;

- ориентироваться по стрелке в знакомом помещении;

-пользоваться простой схемой – планом;

- описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качестве поверхности, вкус;

- воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2- 3);

-использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в

деятельности.

Формирование мышления.

- Соотносить тексты с соответствующей иллюстрацией;

- выполнять задания на классификацию картинок;

- выполнять упражнения на исключение «четвертый лишний»,

- анализировать проблемно – практические и наглядно – образные задачи;

- устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках.

Формирование элементарных количественных представлений.

- Вести счет предметов до 10, сравнивая 2 множества;

- осуществлять количественный счет в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда,

порядковый счет в пределах семи;

- составлять задачи в пределах 5;

- осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривать действия;

- различать предметы по форме, величине;

- определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами;

- измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку;

- уметь использовать составные мерки;

- усвоить представление о сохранении количества; знать цифры от 0 до 5. Соотносить их с числом

предметов.

Ознакомление с окружающим миром.

- Иметь представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и не живой

природы;

- знать временные представления (о временах года, об их – последовательности, о времени суток,

о днях недели);

- иметь представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.

Социально-коммуникативное развитие.

- Уметь выражать свои чувства (радость, грусть, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие);

- владеть умением начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близким взрослым;

- владеть навыками партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к

сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре.

«Речевое развитие»

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей.

- Выражать свои мысли, наблюдения, эмоциональное переживание в речевых высказываниях;

- пользоваться в повседневном общении фразовой речью;

- понимать и употреблять в речи предлоги: около, в, на, между, у, перед, за, под, из;

- строить фразы и рассказы по картинке, состоящей из трех или четырех предложений;

- использовать в речи глаголы, существительные, прилагательные и местоимения, согласовывать

их грамматические формы;

- составлять описательные рассказы по картинам, игрушкам;

- придумывать начало и конец рассказы;

- использовать речевые инструкции при организации самостоятельной деятельности;

- заучивать стихи, пословицы, поговорки;

- планировать в речи свои ближайшие действия.

Обучение грамоте.

Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму

- Застегивать и расстегивать пуговицы;

- владеть навыками шнуровки;

- обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;

- штриховать простые предметы в разных направлениях;

- правильно располагать рисунок на листе;

- ориентироваться в тетрадке в клетку. Обводить клетку, считать их, проводить горизонтальные и

вертикальные линии в тетрадке;

- раскрашивать разные предметы, не выходя за контур.

Обучение элементарной грамоте.

- Составлять предложения из двух и более слов по игрушке и картинке;

- определять место каждого слова в предложении;

- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

- определять первый звук в словах и слогах: а, у, и, о, м, ш, р, к, с;

- соотносить звуки с буквами.

2.

Содержательный раздел.

2.1.

Организация образовательного процесса

.

Планирование непрерывной образовательной деятельности детей в группе

Направления развития

Образовательная деятельность

Общее кол-во

часов

Дефектолог

Воспитатель

Муз.

Руководитель

Тренер

Инвариантная часть

Социальное развитие

Социальное развитие

1

1

Познавательное

развитие

Развитие речи и формирование

коммуникативных способностей

1

1

Сенсорное воспитание

1

1

Формирование мышления

1

1

Ознакомление с окружающим

миром

1

1

Формирование элементарных

количественных представлений

2

2

Обучение элементарной грамоте

0,5

0,5

Развитие ручной моторики и

подготовка руки к письму

0,5

0,5

Формирование

деятельности

Обучение игре

0,5

0,5

Конструирование

1

1

Изобразительная деятельность:

Лепка

Аппликация

Рисование

Хозяйственно – бытовой труд

Ручной труд

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,50,5

Эстетическое развитие

Музыкальное воспитание

Ознакомление с художественной

литературой

2

0,5

0,5

2

Физическое

развитие

и физическое

воспитание

Физкультура (Плавание)

2

2

Здоровье

Здоровье

1

1

Всего:

18

8

6

2

2

Вариативная часть

Коррекционные занятия Индивидуальные занятия

12

ЛФК (по подгруппам)

2

(есть утвержденный план)

2.2. Принципы построения коррекционно-развивающей работы

Методы обучения.

Словесные

Наглядные

Практические

Беседа, инструкция, рассказ,

описание событий и др.

наблюдение,

обследование предметов и

явлений окружающего

мира (зрительно,

тактильно, на слух), т.е.

организация чувственного

опыта ребенка.

Организации детской деятельности

(постановка практических и

познавательных задач, организация

дидактических игр и др.).

Принципы построения занятий

Частая смена видов деятельности

Повторяемость программного материала

7—10 минут в тех случаях, когда задачи

носят

познавательный,

мыслительный,

речевой характер;

10—15 минут, когда задачи связаны с

игровой, практической и продуктивной

деятельностью.

Повторение одних и тех же заданий в новых

ситуациях и на новых предметах.

Способы усвоения общественного опыта

совместные действия взрослого и ребенка; употребление жестов, особенно указательного

(«жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой

инструкции; поисковые способы ориентировки.

Коррекционные задачи.

Образовательная деятельность

Познавательное развитие

- формирование полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме,

величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени;

- развитие познавательно – исследовательской деятельности;

- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира

- формирование пассивного и активного словаря; приобщение к словесному искусству;

- развитие активной речи детей в различных видах деятельности, литературной речи,

практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта;

- развитие интеллектуальных и личностных качеств.

- воспитание любви к родному языку через устное народное творчество (потешки,

скороговорки, сказки, загадки).

Здоровье

-

формирование

двигательных

умений

и

навыков

(общефизических,

мелких,

артикуляционных);

- развитие представлений о своем здоровье, средствах его укрепления.

Социальное развитие

- освоение представлений о себе и о своем месте в обществе,

- формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

Методическая работа и формы взаимодействия

1. Совместное обследование детей.

2. Планирование и проведение занятий с различными специалистами в соответствии с

единым тематическим планом.

3. Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе.

4. Проведение семинаров – практикумов, мастер – классов, анкетирования.

5. Проведение интегрированных занятий и совместных праздников.

6. Оказание консультативной помощи специалистам.

7. Взаимный просмотр занятий специалистами ДО и анализ коррекционной работы.

2.4. Организация работы с семьей

Основные формы взаимодействия с семьей.

- Знакомство с семьей: встречи–знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и

групповые консультации,

родительские собрания,

оформление информационных стендов,

организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники,

создание памяток.

- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных

праздников, выставок творческих работ.

Активные формы

работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

1.Ежедневное

сотрудничество

родителей и педагогов

в воспитании и

обучении детей.

2.Родительские

собрания:

«Уголок родителей» - режим дня;

график работы всех специалистов;

что мы учим (ежемесячно, согласно

перспективного планирования).

«Поздравляем» - поздравление именинников

месяца; поздравительные слова на все

государственные

праздники.

«Объявления» - по мере поступления.

Патриотический уголок.

Систематически, согласно перспективному

планированию,

выставка творческих работ воспитанников.

Презентация согласно плана собрания

(«Будние дни в нашем детском саду»).

Образовательный маршрут воспитанников.

Презентация согласно теме собрания.

Индивидуальные и групповые

10 минутки с родителями на

актуальные темы («Режим в

жизни ребенка», «Закаливание»;

«Выходные вместе с детьми»,

«Традиции семьи»,

«Взаимоотношение детей и

родителей»).

Беседы на темы, интересующие

родителей.

Активизация родителей в

обсуждении проблем воспитания

и развития детей.

3.Традиционные

праздники, выставки:

- «День матери»;

- «День инвалида»;

- «Новогодний

праздник»;

- «23 февраля»

- «8 марта»

- «Православный

праздник»

- «Выпускной»

4.Участие в конкурсах

Промежуточные результаты успеваемости.

Просмотр фотоколлекции. Итоговые

результаты усвоения программного

материала.

Оформление группы согласно тематике

праздника.

Портфолио достижений

Вовлечение родителей в

творческую деятельность детей.

Работа с родительским комитетом

по организации праздника для

выпускников

Приглашение родителей на

праздники;

Договорённость с родителями о

совместной подготовке материала

для мероприятий.

Беседы по осмыслению и

вовлечению родителей в

совместную деятельность с

детьми в конкурсах.

Перспективный план работы с родителями на 2018-2019 учебный год.

Осень

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Консультация:

«Советы родителям детей с

ОВЗ».

Статья в родительский уголок:

«Рекомендации родителям,

имеющим детей-инвалидов»

Родительское собрание:

«Рекомендации для родителей

по обучению и воспитанию».

Зима

Декабрь

Январь

Февраль

Организация выставки поделок

к новому году

Совместная беседа с родителями и

детьми: «Новогодние подарки»

Консультация на тему

«Воспитание активности в

творческих играх». Выставка к

23 февраля.

Весна

Март

Выставка к 8 марта.

Выставка к православному

празднику «Масленица»

Апрель

Родительское собрание «Подготовка

к выпускному балу»

Выставка к православному празднику

Май

Итоговая фотовыставка.

«Пасха»

2.5. Мониторинг освоения образовательной программы

Данный мониторинг разработан с целью выявления уровня развития детей, имеющих

проблемы в интеллектуальном развитии, для дальнейшего определения образовательного

маршрута и зоны ближайшего развития каждого ребенка. Определение уровня развития детей

достигается путем использования общепринятых критериев «Чем ниже балл, тем больше проблем

в развитии ребенка».

Мониторинг разработан на основе программы Е.А. Екжановой,

Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

Мониторинг проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая по 31 мая: в начале года

(входящая) диагностика, в конце учебного года (итоговая) не нарушая ход образовательного

процесса. Длительность педагогического обследования детей – 2 недели в сентябре и 2 недели в

мае в отношении высоко формализованных методов.

Параметры

мониторинга

Критерии

качества

реализации направления

АООП.

Формы

отслеживания

результатов

Периодичность

мониторинговых

исследований

Социальное

развитие

Уровень сформированости

социально-нравственных

представлений. Уровень

сформированости начальных

представлений о гражданской

принадлежности,

патриотических чувств, чувства

принадлежности к мировому

сообществу.

Итоговые

занятия.

Диагностика,

беседы,

опросы.

2 раз в год

(стартовая

- сентябрь,

итоговая - май)

Познавательн

ое развитие

Уровень развития ребенка в

игровой деятельности.

Уровень сенсорного развития

ребенка. Уровень развития

элементарных математических

представлений. Уровень

сформированости

представлений об окружающей

действительности. Уровень

сформированости умений и

навыков детей при подготовке к

обучению грамоте. Уровень

сформированности

коммуникативных навыков.

Уровень развития речи

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую

таблицу. Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных

маршрутов для каждого ребёнка.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за

активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, наблюдения,

беседы,

анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы,

организуемые педагогом. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в

игровых ситуациях, в содержимые моменты, на занятиях). При организации мониторинга

учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому

он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса (уровни освоения

образовательных областей) и мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных

качеств).

Интегративные

качества

Уровень развития интегративных качеств ребенка с ОВЗ

четвертого года обучения (6-7 лет).

Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими навыками

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в

соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет

интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Проявляет

желание

участвовать

в

играх

с

элементами

соревнования, в играх-эстафетах.

Пользуется

физкультурным

оборудованием

вне

занятий

свободное время).

Умеет

самостоятельно

выполнять

доступные

возрасту

гигиенические процедуры.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды,

умывания.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе

закаливания,

необходимости

соблюдения

правил

гигиены

в

повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических

упражнений.

Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о

зависимости здоровья от правильного питания.

Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

Любознательный,

активный

Использует различные источники информации, способствующие

обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской

деятельности: конструированию, изобразительной деятельности,

игре.

Проявляет

любознательность,

интерес

к

исследовательской

деятельности, экспериментированию.

Эмоционально

отзывчивый

Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых,

детей,

персонажей

сказок

и

историй,

мультфильмов

и

художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Проявляет

эмоциональное

отношение

к

литературным

произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку

литературного персонажа.

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.

Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и

мелодику поэтического текста.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус,

эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Овладевший

средствами

общения

и

способами

взаимодействия

со

взрослыми

и

сверстниками

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение,

придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и

по содержанию, и интонационно взятой роли.

Речь становится главным средством общения.

Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от

ролевой речи.

Может

сочинять

оригинальные

и

последовательно

разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и

взрослым.

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством,

использует синонимы и антонимы.

Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными

впечатлениями, ссылается на источник полученной информации

(телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки,

детского спектакля и т.д.).

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку

зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Способный

управлять

своим

поведением

и

планировать

свои

действия

на

основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые нормы и

правила поведения

Проявляет

умение

работать

коллективно,

договариваться

со

сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Если при распределении ролей в игре возникают конфликты,

связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные

вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает,

доказывает, объясняет.

Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать

тех, кто слабее.

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи

поступки и поступки сверстников.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в

детском саду, на улице.

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло

пользуется «вежливыми» словами.

Способный

решать

интеллектуальные

и

личностные

задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл

пространственных отношений (вверху - внизу, впереди - сзади,

слева - справа, между, рядом с, около и пр.).

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что

было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день

сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Способен конструировать по собственному замыслу.

Способен использовать простые схематичные изображения для

решения несложных задач.

Проявляет

образное

предвосхищение.

На

основе

пространственного расположения объектов может сказать, что

произойдет в результате их взаимодействия.

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения,

если анализируемые отношения не выходят за пределы его

наглядного опыта.

Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную

тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

Имеющий

первичные

Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей.

представления

о

себе,

семье,

обществе,

государстве,

мире

и

природе

Знает, где работают родители, как важен для общества их труд.

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по

дому.

Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на

которой живет.

Знает,

что

Российская

Федерация

(Россия)

-

огромная

многонациональная страна; что Москва - столица нашей Родины.

Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.

Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной

деятельности

Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на

улице.

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение

взрослого, может выучить небольшое стихотворение.

Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать

небольшие сказки, рассказы.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо

действий несложное условие.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут.

Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений.

Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.

Овладевший

необходимыми умениями

и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для

осуществления различных видов детской деятельности.

БАЛЛЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА

0Б. Невыполнение задания, помощь педагога не принимает, отказ от задания

1Б.Не понимает инструкцию, идёт на контакт, выполняет задания только с помощью педагога

2Б.Значительно использует помощь педагога, требует неоднократное повторение развёрнутой

инструкции, большинство заданий выполняет с ошибками

3Б. Совместная деятельность педагога и ребёнка, большинство заданий выполняет верно, иногда

требует повторное воспроизведение инструкции, часть ошибок исправляет после

4Б. Ребёнок легко входит в контакт, задания выполняет с минимальной помощью педагога,

задания выполняет самостоятельно и по всем вопросам даёт правильный ответ

УРОВНИ БАЛЛЫ

I (выше среднего) 3, 6 – 4

II (средний) 3 – 3,5

III (ниже среднего) 1,6 – 2,9

IV (низкий) 0 -1,5

Таблица 1

Уровни сформированности основных линий развития

№ п/п

Основные линии развития

Актуальный

уровень

Зона

ближайшего

развития

Ниже

зоны

ближайшего

развития

1

Социальное развитие

1.1.

Представления о себе

1.2.

Ближайшее окружение

2.

Познавательное развитие

2.1.

Сенсорика

2.1.1.

Форма

2.1.2.

Величина

2.1.3.

Цвет

2.1.4.

Целостность восприятия

2.2.

Наглядно–действенное мышление

2.3.

Ориентировка

на

количественный

признак

2.4.

Представления об окружающем

2.5.

Развитие речи

2.5.1.

Понимание речи

2.5.2.

Активная речь

Мониторинг образовательного процесса

(Динамика усвоения адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ

Группа / год обучения

Учитель-дефектолог___________________

Дата проведения диагностики: с 1 по 15 сентября / с 15 по 31 мая

ФИ

Ребенка

Образовательная область

Познавательная деятельность

Социальное

развитие

Ознакомление с

окружающим

миром

Обучение

грамоте

Формирование

мышления

Развитие речи и

коммуникативны

х способностей

Сенсорное

развитие

ФЭКП

Итоговый

результат

н

к

н

к

Н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

п/ч

Итоговый результат

Н – начало года К – конец года п/ч – полное/частичное усвоение программ

3.

Организационный раздел

3.1 . Оформление предметно-пространственной среды

Вид помещения, функциональное

использование

Образовательные области

Оснащение

Групповая комната

- Игровая деятельность (игры:

сюжетно-ролевые,

настольно-печатные,

театрализованные,

малой подвижности)

- Самообслуживание

- Трудовая деятельность,

- Конструктивная деятельность,

- Художественно-творческая

деятельность,

- Коммуникативная деятельность

- Познавательно-

исследовательская деятельность

- Чтение художественной

литературы

«Социальное развитие»

«Физическое развитие и

физическое воспитание»

«Познавательное развитие»

«Формирование

деятельности»

«Эстетическое развитие»

Детская мебель для практической

деятельности.

Книжный уголок.

Сенсорный уголок.

Игровая мебель. Атрибуты для

сюжетно-ролевых игр

Календарь природы

Конструкторы разных видов

Мозаики, пазлы, настольно-

печатные игры, лото, шнуровки,

вкладыши.

Развивающие игры.

Дидактические игры на развитие

психических функций (мышления,

внимания, памяти, воображения).

Плакаты и наборы дидактических

наглядных материалов.

Наборы игрушек (животные,

птицы, посуда, бытовые приборы,

куклы, машинки).

Различные виды театров.

Уголок ряженья.

Игры, пособия для развития мелкой

моторики.

Уголок музыкальных

инструментов.

Видео, аудио аппаратура,

мультимедийная доска.

Наборное полотно.

Раздевальная комната

Самообслуживание

Информационно-

просветительская работа с

родителями

«Физическое развитие»

Информационный уголок для

родителей.

Уголок безопасности.

Детская мебель для практической

деятельности (скамейки, шкафчики,

стулья, стол)

Доска - выставка детского

творчества.

3.2. Режим дня

Организация режима пребывания детей

в группах компенсирующей направленности 6-7 лет

В понятие «режим» включается длительность, организация и распределение в течение дня всех

видов деятельности, отдыха, приёма пищи.

Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей

Режимы дня в группах разработан в соответствии с адаптированной основной образовательной

программой для детей с ОВЗ, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; и скорректированы с

учётом федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Пояснения к адаптационному режиму.

В период адаптации детей, после летнего периода, отменяется непосредственно

образовательная деятельность с детьми, при благоприятных погодных условиях увеличивается

продолжительность прогулки, увеличивается время для приёма пищи и дневного сна. Педагоги

включают в совместную деятельность с детьми игры, направленные на облегчение прохождения

ребёнком периода адаптации к условиям пребывания в дошкольной группе. Продолжительность

адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей детей

3.3 . Сопровождение непрерывной образовательной деятельности детей

узкими специалистами

Узкие специалистыВид деятельности

Периодичность

Место проведения

Учитель-дефектологГрупповые и

индивидуальные

коррекционно-развивающие

занятия.

По расписанию

Группа

Педагог-психолог

Групповые и

индивидуальные

коррекционно-развивающие

занятия.

По расписанию

Кабинет специалистов

Логопед

Групповые и

индивидуальные

коррекционно-развивающие

занятия.

По расписанию

Кабинет специалистов

Инструктор ЛФК

Подгрупповые занятия.

2 раза в неделю

Кабинет ЛФК

Инструктор по

плаванию

Групповые занятия.

2 раза в неделю

Бассейн

Музыкальный

руководитель

Групповые, индивидуальные

2 раза в неделю

Каб. музыки, музыкальный

Зал

3.4. Двигательный режим

Организационная форма

Кто проводит

Время проведения

Место проведения

Утренняя гимнастика

Воспитатель, музыкальный

руководитель

Ежедневно утром

Группа,

музыкальный

зал.

Физкультминутки,

физкультурные паузы,

в т.ч. пальчиковая

гимнастика

Воспитатель, учитель-

логопед, учитель-

дефектолог, педагог –

психолог

Ежедневно во время

непрерывной

образовательной

деятельности

Группа,

кабинеты

специалистов

Динамические паузы

Воспитатель, учитель-

дефектолог

Ежедневно между

различными видами

непрерывной

образовательной

деятельности

Группа

Физическая культура

Воспитатель

Гимнастика после сна.

Физические упражнения

на воздухе.

Группа, спальня,

игровая

площадка

Самостоятельная

двигательная деятельность

детей в помещении

и на прогулке

Воспитатель

(наблюдение, оказание

помощи по просьбе

детей)

Ежедневно

Группа, игровая

площадка,

музыкальный

зал

Детские развлечения и

досуги

Воспитатель,

музыкальный

руководитель.

4 раза в месяц, во второй

половине дня

Группа,

музыкальный

зал

3.5. Список литературы

Баряева Л.Б., Зарина А.П. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в

интеллектуальном развитии» Союз, Спб. 2001.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. Просвещение,

1988.

Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.

«Воспитание и обучение умственно отсталых

дошкольников», Методическое пособие для воспитателя. - М. Просвещение, 1985.

Гербова В. В.

Приобщение детей к художественной литературе. Программа и

методические рекомендации. М: Мозаика-Синтез,2005

Гербова В. В. Книга для чтения в детском саду и дома 2-4г, 5-7 лет М.: Оникс, 2009.

Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду».

Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Т.В. Королева «Занятия по рисованию в детском саду»

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2010

Сорокина Н.Ф. «Театр, творчество, дети».

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». - М., Аркти , 1999.

Стребелева. Е.А., Екжанова.Е.А, «Программа дошкольных образовательных учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»

Рыбак

Е.В.

«Вместе»

«Программа

развития

коммуникативной

сферы

старших

дошкольников средствами эмоционального воздействия»

Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. М: Мозаика-Синтез,2005

Шапкова Л.В. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии» Метод. Пособие. -

Спб. Детство-пресс.



В раздел образования