Напоминание

«Актерское  мастерство в области эстрадного вокала »


Автор: Толкачева Вероника Юрьевна
Должность: Выпускник (бакалавриат)
Учебное заведение: Московский Педагогический Государственный университет
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: «Актерское  мастерство в области эстрадного вокала »
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актерское  мастерство в области эстрадного вокала 

Автор: Толкачева Вероника Юрьевна

1.1 Навыки а ктерского мастерства , ка к средство сценической

подготовки эстра дного вокалиста  ста ршего школьного возра ста 

Важнейшими задачами, которые  ставит перед собой а кте рское  ма сте рство, являются

изуче ние  основ сце ниче ского пове де ния; ра звитие  а ртистиче ских способносте й; а 

кте рска я инте рпре та ция музыка льного произве де ния. освое ние  эле ме нтов а кте 

рского ма сте рства  в ра боте  на д обра зом в музыка льном произве де нии. Не  може т

быть профе ссиона льного обога ще ния а кте рской психоте хники бе з освое ния ра 

знообра зне йших ме ха низмов жизне нной психоте хники. Пе вцу или а кте ру не  уда стся

усове рше нствова ть свое  ма сте рство, е сли он пре не бре га е т жизне нными за кона ми

пове де ния и воспроизве де ния эмоциона льных че лове че ских ре а кций. Этому на до

учиться, утве ржда л К.С. Ста нисла вский, та к же , ка к и все м другим эле ме нта рным

де йствиям, которые  у на с ве ликоле пно получа ются в жизни, но поче му-то да ются не 

ле гко, когда  мы на  сце не . А кте рский та ла нт, открыва ющий личность художника ,

покоряющий се рдца  зрите ле й, а кте рский труд, повсе дне вна я ра бота  - все  это не ра 

зрывные  гра ни а кте рского ма сте рства , удивите льного явле ния в жизни, в искусстве .

За че м а кте ру трудиться на д усове рше нствова ние м своих профе ссиона льных уме 

ний? Де йствите льно, ка к будто бы не за че м. Только вот смуща ют приме ры из жизни

многих крупных а ртистов во все х обла стях искусства . Приме ры эти говорят, что че м

крупне е  та ла нт, те м больше  он стре мится к сове рше нству и те м больше  ище т – в

повсе дне вном, подча с изнурите льном труде  – путе й к сове рше нству свое го ма сте 

рства . «Че м больше  та ла нт и тоньше  ма сте рство, – писа л Ста нисла вский, – те м

больше  ра зра ботки и те хники он тре буе т».

Один из путе й повыше ния ма сте рства  – тре нинг. Понятие  «тре нинг» (от а нглийского

«воспитыва ть», «обуча ть») опре де ле но ка к проце сс сове рше нствова ния орга низма ,

приспособле ния е го к повыше нным тре бова ниям в опре де ле нной ра боте , путе м

систе ма тиче ских (что оче нь ва жно) упра жне ний все  уве личива юще йся на грузки и

возра ста юще й (что не  ме не е  ва жно) сложности. А кте рский тре нинг помога е т юным

пе вца м утве рдиться ка к са мостояте льной личности, помога е т чувствова ть се бя уве 

ре нным в обще нии с другими де тьми и на  сце не ; формируе т творче ские 

способности, на пра вле н на  ра скре поще ние . За нятия помога ют ре бе нку боле е  уве ре 

нно выступа ть пе ре д а удиторие й, пре одоле ва ть волне ние  и скова нность; упра влять

своими чувства ми и эмоциями; выра ба тыва е т за ме ча те льные  ка че ства  -

открытость, внима те льность, коммуника тивность.

Не обходимо помнить и пе да гогу, и уча ще муся, и е го родите лям, что психология и

физиология оче нь вза имосвяза ны. Поэтому пробле мы психологиче ского состояния а 

втома тиче ски вле кут за  собой пробле мы и в физиологиче ском пла не . В свою оче ре 

дь, это ска зыва е тся на  ка че стве  сце ниче ского выступле ния. На иболе е  ча стой

пробле мой у вока листов-подростков ста новятся скова нность и на пряже ние  орга 

низма  пе вца .

Природа  на гра дила  ка ждого че лове ка  свободным ровным ра зговорным голосом, из

которого можно «воспита ть» кра сивый вока льный те мбр. Все  де ти до опре де ле нного

возра ста  громко говорят, крича т громко и звонко, кра сиво сме ются. Одна ко выра ста я,

в связи с многочисле нными фа ктора ми жизни, на приме р, стре сса ми и волне ниями че 

лове к те ряе т способность ра ссла бле ния. И голос ста новится за жа тым, ка к и ве сь

орга низм в це лом. Поэтому ра ссла бив и «освободив» голос от на пряже нности, ве сь

на ш орга низм ста новится боле е  ра скре поще нным и ра ссла бле нным.

Психологи, на блюда я за  совре ме нными подростка ми, публикуют тре вожную ста 

тистику - де ти чре звыча йно за груже ны. Ка к сле дствие  этого - повыше нна я ра здра 

жите льность, а гре ссивность, не возможность сосре доточиться и сконце нтрирова ть

внима ние , не возможность быстро ра ссла биться. Сбива е тся дыха ние , «не  слуша 

ются» руки и ноги. От смуще ния пе ве ц на чина е т за жима ться, те ло те ряе т мыше чный

тонус, ста новится бе звольным. На до помнить о том, что выход на  сце ну вока листа 

все гда  сопряже н с опа сностью поте ри вла сти на д своим те лом.

Е ще  одним ва жным соста вляющим проце сса  подготовки вока листа -подростка  к

конце ртному выступле нию являе тся ра бота  по пре одоле нию сце ниче ского волне ния.

Не смотря на  ве сь се рье зный и на пряже нный пе да гогиче ский и воспита те льный

проце сс, который проходит под сильне йшим контроле м пе да гога , конце ртное 

выступле ние  в больше й сте пе ни за висит от индивидуа льных способносте й музыка 

нта . Са мочувствие  во вре мя публичного исполне ния произве де ния, пове де ние  вока 

листа  на  сце ниче ской площа дке  - все  это проявляе тся у ка ждого исполните ля

индивидуа льно. Не ре дко при подготовке  сце ниче ских выступле ний у исполните ле й

случа ются срывы, которые  способны на не сти психиче скую тра вму да же  оче нь ода ре 

нным исполните лям, и подча с да же  служа т причиной их отка за  от да льне йших сце 

ниче ских выступле ний.

Вот что писа л по поводу волне ния, возника юще го у а ртиста  на  сце не , К. С. Ста нисла 

вский: «Когда  че лове к - а ртист выходит на  сце ну пе ре д тысячной толпой, то он от

испуга , за сте нчивости, отве тстве нности, трудносте й те ряе т са мообла да ние . В эти

минуты он не  може т по-че лове че ски говорить, смотре ть, слуша ть, мыслить, хоте ть,

чувствова ть» [37, с. 96]. Волне ние  пе вца  вызва но и понима ние м большой отве тстве 

нности, и боязнь возможного прова ла  - де зорга низуе т е го. Чувство отве тстве нности

исполните ля за  свое  выступле ние  являе тся ва жной соста вляюще й в синдроме  сце 

ниче ского волне ния. Когда  это волне ние  принима е т излишне  боле зне нные  формы,

оно не  только не приятно для исполните ля, но и чре ва то для не го опре де ле нными

поте рями на  эстра де . В свою оче ре дь, отсутствие  эстра дного волне ния е ще  боле е 

не же ла те льно для исполните ля.

Коне чно же , име е тся пряма я за висимость успе шности выступле ния а ртиста  от

уровня е го подготовки. Одна ко сце ниче ское  волне ние  за висит не  только от того, на 

сколько на де жно и кре пко ра зуче но музыка льное  произве де ние . Многие  исполните 

ли, в сове рше нстве  зна я нотный ма те риа л, дра ма тургию исполняе мого произве де 

ния, выходя на  сце ну, те ряют способность контролирова ть происходяще е  и не  могут

в полной ме ре  успе шно ре а лизова ть свои творче ские  на ме ре ния. Сле дова те льно,

исполните ле й нужно готовить к выходу на  сце ну, и подгота влива ть не  только в профе 

ссиона льно-исполните льском, те хниче ском пла не , но и психологиче ски. Вока лист

долже н учиться контролирова ть свои пе ре жива ния, уме ть входить в опре де ле нное 

психоэмоциона льное  состояние , позволяюще е  сме ло, уве ре нно и собра нно доне сти

до публики ве сь спе ктр эмоций исполняе мого произве де ния. Творче ска я личность бе 

з свободы внутре нне го мира  состояться не  може т. Ва жно помнить, что психологиче 

ска я свобода  - е сть эмоциона льна я свобода . За да ча  пе да гога  - освободить юного пе 

вца  от влияния внутре нних психологиче ских за жимов.

Одна  из гла вных за да ч в систе ме  вока льной пе да гогики - ра згляде ть внутре нний мир

уча щихся, увиде ть все  са мое  це нное , ра звить е го в нужном на пра вле нии. Голос все 

гда  отра жа е т на ше  внутре нне е  состояние , поэтому не обходимо огра дить се бя от

психиче ских пе ре грузок, стре ссов, не уда ч и т.д. Упра жне ния да ют возможность

формирова ть мощным компле кс прие мов и на выков, которые  позволяют тра 

нсформирова ть свою психику, де ла я е е  на столько пла стичной, что а кте р или пе ве ц

може т достове рно «прожива ть» пе сню на  сце не . Пе да гог долже н ра зобра ться в

душе вном состоянии исполните ля, и помочь е му спра виться с на боле вше й пробле 

мой, прида ть е му сил, те рпе ния и уве ре нности в се бе . Нужно помочь вока листу на 

учиться сохра нять спокойствие  и са мообла да ние  в любой ситуа ции, на учиться

чувствова ть внутре ннюю свободу. Не  за висе ть от ситуа ции, быть ле гким в обще нии с

людьми, на ходить общий язык, не  за мыка ться в се бе , вла де ть собой ка к сре дством

для созда ния сце ниче ского обра за , зна юще го за коны сце ниче ского искусства , уме 

юще го пользова ться своим внутре нним а ппа ра том, вла де ющим все м спе ктром

музыка льных сре дств. А кте рский тре нинг формируе т не  только творче ские 

способности де те й, но и помога е т им утве рдиться ка к са мостояте льной личности, ра 

скре поститься, чувствова ть се бя уве ре нным в обще нии.

А кте рский тре нинг - это тре нировка  внима ния и па мяти, снятие  психологиче ских и те 

ле сных за жимов, ра звитие  творче ского вообра же ния. За нятия помога ют ра скрыть

внутре нний поте нциа л де те й, уча т сохра нять спокойствие  и са мообла да ние  в любой

ситуа ции, чувствова ть внутре ннюю свободу; не  за висе ть от ситуа ции, быть ле гким в

обще нии с людьми, на ходить общий язык, не  за мыка ться в се бе .

Оче нь ва жно уде лить внима ние  физиологиче ским и психологиче ским а спе кта м ра 

боты вока листа .

− Ра звитие  творче ских восприятий

На ива жне йшую роль в подготовке  исполните ля – вока листа  игра е т ра звитие  творче 

ских восприятий. Восприятие  – сложный проце сс прие ма  и пре обра зова ния информа 

ции, который обе спе чива е т орга низму отра же ние  объе ктивной ре а льности и орие 

нтировку в окружа юще м мире . Ра звитие  восприятия прира внива е тся к ра звитию не 

только творче ства , но и кре а тивности, поскольку в не го входят и другие  позна ва те 

льные  проце ссы – па мять, вообра же ние , мышле ние . Это соче та ния,

способствующие  виде нию нового в уже  привычном и изуче нном. Конкре тность художе 

стве нного восприятия противоположна  ста нда ртности и постоянству виде ния. Ка 

ждый пе ве ц видит художе стве нный обра з исполняе мого произве де ния по-свое му,

все  глубоко индивидуа льно. Ра звитие  художе стве нного восприятия происходит не 

сра зу, с включе ние м та ких мыслите льных опе ра ций, ка к а на лиз, синте з и обобще 

ние . Ита к, для вока листа , коне чно же , са мым ва жным являе тся музыка льное 

восприятие . Сна ча ла  не обходимо помочь ре бе нку на йти свое  отноше ние  к музыка 

льному произве де нию, понять, ка кие  чувства  вызыва е т у не го эта  музыка . За те м

происходит проце сс углубле ния в соде ржа ние  произве де ния, выде ле ние  в не м на 

иболе е  ярких особе нносте й, осозна ние  отде льных сре дств музыка льной выра зите 

льности. Лишь после  этого появляе тся индивидуа льное  отноше ние  исполните ля к

произве де нию, е го личностна я оце нка . Музыка льное  восприятие  связа но с осмысле 

ние м и созна ние м того, что че лове к видит, слышит, чувствуе т. Име нно в музыка 

льном творче стве  а ктивно проявляе тся синте з эмоциона льной отзывчивости, а бстра 

ктного и конкре тного мышле ния, логики и интуиции, творче ского вообра же ния, а 

ктивности.

В группу позна ва те льных проце ссов, которые  не обходимо за де йствова ть в ра боте  с

вока листом входят: сове рше нствова ние  зрите льных восприятий и зрите льной па 

мяти, вообра же ние  и фа нта зия, на блюда те льность.

О роли вообра же ния в творче ской профе ссии на писа но много. Но особую роль оно

игра е т в творче стве  а ртистов – вока листов, выстра ива я для пе вца  не  только миза 

нсце ниче ский путь роли, но и е сте стве нным обра зом порожда я музыка льную интона 

цию.

Ф. И. Ша ляпин в свое й книге  «Ма ска  и душа : Мои сорок ле т на  те а тра х» писа л: «Пе 

вца , у которого не т вообра же ния, ничто не  спа се т от творче ского бе сплодия - ни

хороший голос, ни сце ниче ска я пра ктика , ни эффе ктна я фигура . Вообра же ние  да е т

роли са мую жизнь и соде ржа ние ». [47, с. 264]. С этими слова ми трудно не  согла 

ситься. Солистка  Большого те а тра  и все мирно изве стна я пе вица  На родна я а ртистка 

СССР Г. П. Вишне вска я вторит е му: «Пе ние  — это состояние  души. Оно слышно в

голосе ! И — вообра же ние . Гла вное  — это вообра же ние . А  вообра же ние , опять же ,

должно быть подде ржа но воспита ние м...»

Простра нстве нное  мышле ние  – та кже  ва жный эле ме нт умстве нной де яте льности че 

лове ка . Оно отве ча е т за  орие нта цию в простра нстве , пре дста вле ния объе ктов в тре 

хме рном изме ре нии. Вока листу оно помога е т, пре жде  все го, осмыслить свой художе 

стве нный обра з в пе сне , чувствова ть сце ниче ское  простра нство.

А ссоциа тивное  мышле ние  кра йне  ва жно для творче ских люде й, особе нно связа нных

со сце ной. Это мышле ние , которое  ба зируе тся на  а ссоциа циях. Та кое  мышле ние 

являе тся ва жной ча стью ра зума  по пе ре ра ботке  информа ции, котора я де ла е т

возможным обобще ние  и а бстра гирова ние  бе з ка кого-либо логиче ского а на лиза . Что

та кое  а ссоциа ция? Попросту говоря, это не ка я связь ме жду отде льными пре дста вле 

ниями, когда  одно из них вле че т за  собой появле ние  другого. Использова ние  за кона 

а ссоциа ций може т быть поле зно при ре ше нии ра зличных за да ч. А ссоциа ция

связыва е т исходную за да чу со сходными призна ка ми других объе ктов: обра за ми и

символа ми, воспомина ниями, за па ха ми, звука ми, ощуще ниями и т.п. Ра звитое  а 

ссоциа тивное  мышле ние  може т помочь созда ва ть новые  оригина льные  иде и,

стимулирова ть вообра же ние . Ра сшире ния круга  а ссоциа ций можно добиться при

помощи це ле на пра вле нной тре нировки. Ле она рдо да  Винчи ре коме ндова л

художнику ра звива ть свою фа нта зию, ра ссма трива я пятна  на  сте на х: «Ты може шь

увиде ть та м ра зные  битвы, – утве ржда л он, – быстрые  движе ния стра нных фигур,

выра же ния лиц, оде жды и бе сконе чно много ве ще й». Фа нта зия проявляе тся в ра 

боте  вообра же ния у че лове ка  с ра звитым а ссоциа тивным мышле ние м, с тре нирова 

нной зрите льной па мятью, основой обра зного мышле ния. Все , что на с окружа е т в

комна те , може т быть объе ктом фа нта зии – линии дре ве сных слое в па рке та , те ни на 

потолке , скла дки за на ве се й, ска те рте й, оде жды.

На блюда те льность обога ща е т а ртиста , помога е т е му в созда нии обра зов. Большие 

а ртисты отлича лись хорошо ра звитой на блюда те льностью. Вспомним, ка к Ф. И. Ша 

ляпин уме л подме ча ть тонкие  ха ра кте рные  че рты пове де ния люде й, их привычки,

ма не ру де ржа ться, вне шний облик. К на блюда те льности призыва л а ртистов К. С.

Ста нисла вский.

На блюда те льность ка к свойство че лове ка  за ключа е тся в уме нии подме ча ть ха ра кте 

рные  особе нности пре дме тов и явле ний, которые  на  пе рвый взгляд ка жутся ма лозна 

чимыми и ма лоза ме тными. На блюда те льность ра звива е тся в ре зульта те  привычки

обра ща ть внима ние  на  окружа ющие  явле ния, подме ча ть их особе нности, сра внива 

ть их, на ходить вза имосвязь явле ний. Это ва жне йше е , не обходимое  ка че ство для

успе ха  в любой де яте льности. Пе ве ц долже н приучить се бя к са мона блюде нию и на 

блюде нию за  другими вока листа ми, подме ча ть ма ле йшие  изме не ния звука , точно

фиксирова ть и за помина ть ощуще ния, сопровожда ющие  пе ние , постоянно

контролирова ть и сопоста влять ощуще ния с пре дыдущим опытом.

Оче нь поле зным для ра звития творче ского восприятия и на блюда те льности являе 

тся ве де ние  творче ского дне вника . Ра звитие  внима ния на чина е тся в повсе дне вной

жизни. Новичку пре дла га е тся на блюда ть за  людьми и животными и ситуа циями ве 

зде , где  бы он ни на ходился, их пове де ние , ве дь в будуще м их можно буде т

использова ть для подготовки вока льного номе ра . К этому же  упра жне нию доба вляе 

тся внима те льное  отноше ние  к окружа ющим пре дме та м. Е же дне вно нужно за 

писыва ть, ка кие  изме не ния произошли, что было ра ньше  не  за ме че но, что конкре тно

поме нялось.

− Физиче ское  са мочувствие  вока листа .

Не возможно ра ссма трива ть де йствие  че лове ка  в отрыве  от те х чувств или ощуще 

ний, которыми эти де йствия сопровожда ются. Поиски са мочувствия – са ма я не 

уловима я ча сть рожде ния художе стве нного обра за . Исполните лю на до на йти опре 

де ле нное  душе вное  и физиче ское  состояние  для пока за  внутре нне го мира  ге роя

вока льного произве де ния. Физиче ское  состояние  че лове ка  не  все гда  совпа да е т с е 

го духовной оце нкой жизни, е го на строе ние м. Физиче ское  са мочувствие  помога е т

вока листу боле е  плотно ощутить свою душе вную орга низа цию при поиске  нужного

обра за . Оно усилива е т в че лове ке  пе ре жива ния, те м са мым подсте гива я пе вца  в пе 

ре да че  нужного обра за . При помощи физиче ского са мочувствия пе да гог за ста вляе т

вока листа  обра титься к свое й эмоциона льной па мяти. Са мочувствие  - обла сть

ощуще ний, индивидуа льной оце нки те куще го моме нта .

Отде льно стоит отме тить спе цифику обуче ния вока листов ста рше го школьного возра 

ста  (подростков) ввиду их физиологиче ских особе нносте й.

1. Музыка льно-пе вче ское  ра звитие  де те й подросткового возра ста  в проце ссе  вока 

льного обуче ния являе тся эффе ктивным сре дством ра скрытия их индивидуа льности,

а ктивиза ции мышле ния, са море а лиза ции посре дством ра звития общих и спе циа 

льных способносте й, формирова ния потре бносте й в творче ском са мовыра же нии.

Музыка льно-пе вче ское  ра звитие  происходит в обла сти эмоций, ощуще ний,

восприятия и слуха ; оно проявляе тся в отноше нии к пе вче ской (от увле че ния - к инте 

ре су, потре бности) и исполните льской (от де йствий по пока зу, подра жа нию - к са 

мостояте льным выра зите льным и творче ским проявле ниям в пе нии) де яте льности.

2. Музыка льно-пе вче ское  ра звитие  уче ника  подросткового возра ста  выступа е т

особым пока за те ле м е го музыка льного обра зова ния, инте грирующим в се бе  сле 

дующие  структурные  компоне нты: исполните льские  вока льные  или пе вче ские  на 

выки (звукообра зова ние , а ртикуляция, пе вче ское  дыха ние , вока льный слух);

эмоциона льную выра зите льность (эмоциона льное  восприятие , вла де ние  широким

спе ктром эмоциона льных состояний и чувств, способность сопе ре жива ть и выра жа ть

личное  отноше ние  к музыке , внутре нний на строй от понима ния смысла  и соде ржа 

ния исполняе мого); опыт творче ской де яте льности (на блюда те льность при

прослушива нии произве де ния, способность ве рба льного изложе ния собстве нных впе 

ча тле ний от услыша нного, художе стве нный кругозор, позна ва те льный инте ре с, а 

ктивность и инициа тивность в ра зборе  произве де ния).

3. Эффе ктивность музыка льно-пе вче ского ра звития де те й этого возра ста  обе спе 

чива е тся орга низа цие й пе да гогиче ских условий, состоящих из совокупности спе циа 

льных принципов и ме тодов, объе диняющих позна ва те льные  проце ссы с пра ктиче 

скими уме ниями и опира ющихся на  проце ссы мышле ния.

В подростковом возра сте  ра звива е тся внутре нняя чувствите льность, име юща я

прямое  отноше ние  к воспита нию вока льного слуха  – ясного пре дста вле ния и ощуще 

ния ра боты голосового а ппа ра та .

Большое  зна че ние  име е т пе вче ска я уста новка , т.к. от не е  за висит ра бота  дыха те 

льного и звукообра зующе го а ппа ра та . Пе вче ское  положе ние  должно быть

свободным, корпус и ше я выпрямле ны, ноги стоят на  полу, подбородок не  поднят.

Та кже  большое  зна че ние  име ют упра жне ния. Им уде ляются не  ме не е  одной тре ти

урока . На  основе  этих упра жне ний ра звива е тся слух, формируе тся чиста я интона 

ция, уве личива е тся пе вче ский диа па зон, достига е тся координа ция слова  со звуком,

синте з ра зговорной и музыка льной ре чи.

Голоса  у де те й этого возра ста  оче нь не ровные , но, не смотря на  это, не обходимо

учить де те й стройному пе нию. Это оче нь ва жна я за да ча , она  тре буе т тща те льной

ра боты. Сюда  входит одина ковое  звукообра зова ние  и дикция, формирова ние  пе вче 

ского дыха ния и чистота  интона ции.

Нужно сле дить за  те м, чтобы ре бе нок не  пе ре ходил на  крик, ве дь де тскому голосу

вообще  противопока за но громкое  пе ние . Пе ть сле дуе т с пре де льной осторожностью.

Не которые  ре бята  ошибочно пола га ют, что, че м громче  они поют, те м лучше . Это не 

совсе м та к, да же  е сли оста вить в стороне  выра зите льность пе ния. Когда  ре бе нок за 

ста вляе т се бя громко пе ть и не пре рывно форсируе т звук, он може т просто поте рять

голос. Пе ть на до не  на пряга ясь, с ма ксима льной е сте стве нностью — только при

соблюде нии этого условия созда ются пре дпосылки для успе шного ра звития вока 

льных да нных.

Пе ть слишком высоко или слишком низко тоже  не же ла те льно, потому что голос може 

т утра тить свою звонкость и силу. Только ре гулярное  пе ние  в удобном диа па зоне 

помога е т ра звить голос. Голоса  де те й этого возра ста  ста новятся боле е  сильными и

полными, ра сширяе тся диа па зон и ярче  проявляются ра зличия в те мбре . Это вре мя

счита е тся ра сцве том де тского голоса . Но и в этот пе риод вопрос охра ны голоса 

долже н выходить на  пе рвый пла н. Не  сле дуе т увле ка ться грудным звуча ние м.

Ре коме ндуе тся пре дпочита ть мягкую а та ку, ка к на иболе е  ща дящую голосовой а ппа 

ра т. Собла зн употре бле ния тве рдой а та ки при пе нии кра йне  ве лик, та к ка к а ктивное 

смыка ние  связок вле че т за  собой и боле е  устойчивую интона цию при пе нии. Одна ко

тве рда я а та ка , при которой смыка ние  связок происходит а ктивно, должна  приме 

няться кра йне  осторожно и по вре ме ни не долго. Ина че  при злоупотре бле нии е ю

могут возникнуть узе лки на  голосовых связка х, которые  ве дут к не полному смыка нию,

а  иногда  к поте ре  голоса .

У де те й этого возра ста  посте пе нно а ктивизируе тся грудной ре зона тор. Формирова 

ние  грудного ре зонирова ния — отве тстве нный пе риод для юного пе вца . С одной

стороны, игнорирова ние  возможносте й грудного ре гистра  обре ка е т пе вцов на 

продолже ние  пе ния в фа льце тной ма не ре , с другой стороны, не уме ре нное 

использова ние  грудного ре гистра , когда  ра ньше  вре ме ни взросле е т голос, лиша е т е 

го опре де ле нной звонкости и поле тности.

Использова ние  при пе нии «Микста » (от а нгл. mixe d — сме ша нный) позволяе т

добиться ровного ре гистрового звуча ния на  все м диа па зоне . Это довольно трудна я,

но посильна я за да ча .

Отде льно зде сь нужно ска за ть о ма льчика х. В 12-15 ле т у них на чина е тся пе риод

сна ча ла  скрытой, а  за те м острой мута ции. В это вре мя гормона льна я пе ре стройка 

орга низма  приводит к а ктивному росту хряще й горта ни, к уве личе нию ма ссы

голосовых мышц. Возника ют трудности голосообра зова ния (пе ре па ды

звуковысотности, охриплость, покра сне ние , оте чность слизистой оболочки горта ни и

т. п.) В это вре мя мы должны ма ксима льно осла бить на грузку ре бе нка , вплоть до пе 

ния только тре нировочных упра жне ний в острый пе риод.

Что касается репертуа ра , то е го подбором за нима е тся пе да гог по вока лу в за 

висимости от индивидуа льных особе нносте й солиста . Пра вильный выбор ре пе ртуа 

ра  в соче та нии с ра спе вка ми може т помочь ра звитию голоса  ре бе нка  этого возра 

ста .

Е ще  одно оче нь ва жное  пра вило для вока листа  - мысль не отде лима  от эмоции,

поэтому никогда  не льзя пе ть бе зра злично, вяло. В пе нии долже н быть внутре нний

подъе м, повыше нный тонус.

Не ма лова жное  зна че ние  приобре та е т пла стичность вока листа . Любое  сце ниче ское 

искусство являе тся искусством пла стиче ским. Ве дь зре лищность любой формы сце 

ниче ского де йства  достига е тся че ре з пе вца , е го те ло, в том числе  и е го пла стику.

Пла стиче ска я выра зите льность обе спе чива е т устойчивый успе х вока листа  на  сце 

не . Пла стика  являе тся выра же ние м соде ржа ния художе стве нного обра за  музыка 

льного произве де ния. И, коне чно же , ка к а кте ру, та к и пе вцу должны быть присущи

внутре нняя и вне шняя подвижность, ле гкость, гибкость, эла стичность мышц – пе ве ц

долже н на учиться чувствова ть свое  те ло. К. С. Ста нисла вский призыва л ра звива ть

чувство движе ния, та к ка к вся вне шняя пла стика  основа на  на  внутре нне м ощуще нии

движе ния эне ргии. На приме р, о том, ка к влияе т мыше чное  на пряже ние  на  пла стику

а кте ра , К.С. Ста нисла вский пише т: «Главна я беда  в том, что я за путыва юсь в своих

мыше чных ощуще ниях. От этого пе ре ста е шь понима ть, где  руки и где  голова » [40 с.

41]. Сце ниче ское  движе ние  – ра звитие  природной орга ники, способы выра же ния те 

ла  движе ние м в простра нстве , те хника  выполне ния упра жне ний с приме не ние м же 

ста , взгляда . На выки координа ции движе ний созда ются спе циа льными упра жне 

ниями на  урока х сце ниче ского движе ния.

Суще ствуе т множе ство ра зличных упра жне ний, способствующих сове рше нствова 

нию вока льно-двига те льной координа ции, которые  обяза н зна ть ка ждый пе да гог.

Созна те льный уход от а втома тизма  в движе нии, ощуще ния ра звития движе ния ка к е 

диного проце сса , точность и оригина льный колорит же ста , уме ние  выстра ива ть пла 

стиче скую фра зу на  основе  хорошо освое нных на выков - вот сла га е мые  а кте рской

те хники, де ла ющие  движе ние  на  сце не  выра зите льным.

− Психиче ское  са мочувствие  вока листа .

Многие  трудности на  пути к свободному и е сте стве нному голосу, к пе нию и к творче 

скому са мовыра же нию в це лом ле жа т в психологиче ской сфе ре . Это могут быть ра 

зличные  те ле сные  блоки и за жимы, стра х публичных выступле ний, стра х сове ршить

ошибку, внутре нние  за пре ты на  выра же ние  се бя, слишком высокий урове нь стре сса 

в проце ссе  пе ния и т.д. За жим и ра зные  е го проявле ния обычно связыва ют с

психологиче ским и эмоциона льным состояние м. Ча сто де ти сутулятся, стоят со скре 

ще нными рука ми на  груди, у них на блюда ются ка кие -либо не рвные  тики, явный

дискомфорт, сте сне ние , за крытость. Это физиче ские  за жимы, простимулирова нные 

психологиче ским состояние м. Родите ли ча сто ста вят опре де ле нные  ра мки де тям -

«Ве ди се бя тихо», «Не  кричи», и та к да ле е . Де тям не ле гко вписа ться в ра мки, поста 

вле нные  обще ством. Та к у люде й с возра стом появляе тся це лый на бор за жимов.

Выходя на  сце ну, за жимы усилива ются, ве дь волне ние  оче нь ме ша е т. Не которые 

виды за жимов в проце ссе  пла стиче ского тре нинга  уходят. А  с не которыми пе да гогу и

уче нику приде тся долго бороться. Ка к ни стра нно, выра ботка  са моконтроля помога е т

на м спра виться с за жима ми. Свобода  приобре та е тся от уве ре нности в се бе  на  сце 

не . И коне чно же , суще ствуе т огромное  количе ство ра зличных ме тодик, на пра вле 

нных на  снятие  психологиче ских за жимов.

Не обходимо с помощью ра зличных ме тодик формирова ть новые  способы ре а кции и

пове де ния, которые  позволят вока листу во все й ме ре  использова ть голос. На учиться

спра вляться со стре ссом при помощи упра жне ний те ле сно-орие нтирова нных

психологиче ских ме тодик.

1.2 Актерское  мастерство и система  К. С. Станиславского, е е 

применение  в сфере  вокального искусства 

Пе сня - это ма ле нький спе кта кль. Пе ве ц - это а кте р, который используе т пе вче ский

голос ка к инструме нт. Ка жда я музыка льна я фра за  ра сска зыва е т историю, котора я

та кже  пе ре да е тся че ре з язык те ла , выра же ние  лица , дикцию, дина мику голоса  и а 

кте рскую игру. И ка к ра з после дне е  созда е т большую ча сть впе ча тле ния зрите ле й

от выступле ния. Е сли е сть выра зите льна я, чувстве нна я пода ча , то зрите ль простит

огре хи исполните льской те хники. А  вот холодна я те хничность е му понра вится вряд

ли.

В основе  ма сте рства  поста новки ле жит простой те зис: выступле ние  должно вызыва 

ть эмоциона льную ре а кцию а удитории. Эта  ре а кция може т быть позитивной или не га 

тивной, но она  должна  быть. Хорошо все , что вызыва е т эмоции. Плохо то, что скучно.

Скучным выступле ние  може т быть по не скольким причина м:

1. Ша блонность. Е сли ва ш обра з за е зже н и пе ре игра н все ми, кто выступа л до ва с,

то лучше  придума йте  что-то све же нькое . Ста нда ртные  а мплуа  могут выгляде ть

хорошо, только е сли вы опытны и може те  в ра мка х привычного пре дложить что-то

яркое , не обычное  и ха ризма тичное .

2. Монотонность. Е ще  дре вние  гре ки придума ли дра ма тиче скую пе рипе тию и

многоча стную структуру сюже та , чтобы уде ржива ть внима ние  зрите ле й на  протяже 

нии долгого вре ме ни. Смысл пе рипе тии прост: ка рдина льные  изме не ния сюже та  на 

стыке  ча сте й. То е сть, в кла ссиче ской дра ме  положе ние  гла вного ге роя и е го эмоции

пе риодиче ски ме няются на  противоположные : было хорошо - ста ло плохо, иде т

борьба , эмоции на ка ляются - побе да , то е сть снова  все  хорошо.

Е сли вы пре не бре га е те  этим опытом и строите  свой выступле ние  монотонно, бе з пе 

риодиче ских ка рдина льных изме не ний эмоций, пода чи, то зрите ль оче нь быстро те 

ряе т к та кой пе сне  инте ре с. Совре ме нный зрите ль може т уде ржива ть на  ва с внима 

ние  в те че ние  тре х - тре х с половиной минут. Е сли че ре з минуту вы не  пре дложите  е 

му что-то нове нькое  в свое м выступле нии, то инте ре с буде т поте рян.

3. Чуже родность. Это происходит, е сли у ва с е сть внутре нний проте ст против выбра 

нного обра за  или стиля. Отта лкива йте сь в свое м выборе  от того, что вы може те  и

хотите  ре а лизова ть. Ищите  в се бе  эмоциона льно на сыще нные  мотивы, личную за 

инте ре сова нность к той или иной пе сне  - и обяза те льно доба вляйте  эти эмоции в

исполне ние .

4. Сосре доточе нность на  вока льной те хнике . Пе сня выглядит пустым на бором

музыка льных фра з, е сли не  на полнять е е  художе стве нным обра зом. У ка ждой фра 

зы е сть свой психофизиче ский смысл.

Чтобы избе жа ть ошибок и не  вызва ть скуку у зрите ле й, не обходимо обра титься к са 

мой лучше й школе  а кте рской игры все х вре ме н и на родов - к игре  по систе ме  К.С.

Ста нисла вского. Вообще , в вока льном искусстве  ма ло кто вспомина е т о Ста нисла 

вском, а  зря. Ве дь име нно он сформулирова л «е сте стве нные , природные  за коны

творче ства , которые  подда ются созна те льному освое нию» - то е сть он придума л ме 

тод, который може т взять на  вооруже ние  любой че лове к и получить га ра нтирова нно

хороший ре зульта т в любой из творче ских обла сте й.

Систе ма  К.С. Ста нисла вского пре дпола га е т два  гла вных эта па  ра боты на д ролью

(художе стве нным обра зом):

1. Систе ма  Ста нисла вского: за стольный пе риод или «ра зве дка  умом»

2. Систе ма  Ста нисла вского: Воплоще ние  роли на  площа дке .

К.С. Ста нисла вский оче нь большое  внима ние  уде лял понима нию а кте ра ми своих пе 

рсона же й. Вы не  може те  е сте стве нно игра ть роль другого че лове ка , которого ба на 

льно не  понима е те . Поэтому зна комство с ролью на чина е тся с чисто инте лле ктуа 

льного иссле дова ния все х де та ле й жизни ге роя произве де ния. И не  только те х,

которые  проявляются на  сце не , но и те х, которые  оста ются за  ка дром.

На  эту те му е сть оче нь ха ра кте рна я история из жизни совре ме нного Голливуда .

Когда  а кте р Вигго Морте нсе н готовился к исполне нию роли А ра горгна  в фильме 

«Вла сте лин коле ц» Пите ра  Дже ксона , он не  ра сста ва лся с ме чом. Та к и ходил ве 

зде  с ним - в ка фе , дома , в ма га зины, са дился с ним в ма шину. А кте р мотивирова л

свои де йства  оче нь просто: е го пе рсона ж постоянно носил свой ме ч на  поясе . И

чтобы это выгляде ло е сте стве нно в ка дре , а кте р обяза н был ба на льно привыкнуть к

длинному и тяже лому пре дме ту, который постоянно болта е тся у не го на  боку. Просто

не возможно сыгра ть «привычку к ме чу». К не му на до де йствите льно привыкнуть.

И не  только Вигго Морте нсе н на столько глубоко погружа лся в иссле дова ние  де та ле й

жизни своих ге рое в. Пе ре д те м, ка к снима ться в фильме  «Пе рл Ха рбор»,

голливудские  а кте ры Бе н А ффле к и Джош Ха ртне тт отпра вились на  три ме сяца  в са 

мый обычный ла ге рь подготовки морских пе хотинце в в ка че стве  солда т. Обре та ть

вое нную выпра вку на  уровне  привычки. А  а ктриса  Мише ль Родриге с пе ре д съе мка 

ми «А ва та ра » прошла  курсы пилотов ве ртоле тов, чтобы е сте стве нно выгляде ть в ка 

бине  фа нта стиче ского ве ртоле та  на  пла не те  Па ндора .

Отсюда  сле дуе т ва жное  пра вило: не  нужно пыта ться игра ть что-то не изве стное ,

нужно вре мя для того, чтобы иссле дова ть те  или иные  стороны жизни свое го пе 

рсона жа .

Втора я ва жна я соста вляюща я «ра зве дки умом» в систе ме  Ста нисла вского - это

формулировка  «све рхза да чи» ге роя, или, иными слова ми, - са мой гла вной це ли, к

которой он стре мится в свое й жизни. От этой це ли будут все це ло за висе ть е го де 

йства  и чувства  в истории.

Ста нисла вский счита л, что точна я и ясна я формулировка  све рхза да чи пе рсона жа  -

это ключ к роли.

«За стольный пе риод» в систе ме  Ста нисла вского за ка нчива е тся «рома ном жизни»,

когда  а кте р ра сска зыва е т историю свое го пе рсона жа  от пе рвого лица , от са мого

рожде ния и до моме нта  событий в пье се . От а кте ра  тре буе тся придума ть де та ли и

подробности, которые  ра скрыва ют те  или иные  особе нности ха ра кте ра  ге роя. В этом

«рома не  жизни» проявляе тся все  понима ние  а кте ра , ве сь е го труд на д ролью. Е сли

он може т ра сска за ть о выдума нной жизни, ка к о свое й собстве нной, это озна ча е т,

что он на ча л входить в роль.

После  того, ка к «ра зве дка  умом» за ве рше на , а кте ры приступа ют к воплоще нию роли

на  площа дке . И вот зде сь во все й кра се  проявляе тся е ще  она  ва жна я че рта  систе 

мы Ста нисла вского - импровиза ция!

А кте ру вна ча ле  ка те гориче ски за пре ще но использова ть а вторский те кст! Он обяза н

игра ть роль своими слова ми, импровиза ционно, пола га ясь лишь на  собстве нное 

понима ние  смысла  де йства . «Зубре жные  ре пе тиции» Ста нисла вский счита л вре 

дными и убива ющими все  живое  в поста новке . То же  са мое  ка са е тся пе ре ме ще ния

по сце не  и же стов. По Ста нисла вскому, это де ла е тся в виде  импровиза ционных

этюдов, основыва ясь на  понима нии ха ра кте ра . Ка ждый а кте р в этюда х пробуе т ра 

зные  ва риа нты де йствий, прове ряе т пра вильность свое го понима ния в движе нии и

ре чи.

Та кже  во вре мя этюдного пе риода  проявляе тся е ще  один принцип систе мы Ста 

нисла вского: де йства  порожда ют эмоции. И ника к не  на оборот! Бе ссмысле нно стоять

и жда ть «вдохнове ния». На до выходить на  площа дку и на чина ть де йствова ть. И

эмоции придут всле д за  движе ниями.

И е ще  один ва жный моме нт поста новки: де йствие  ра звора чива е тся че ре з конфликт!

Только конфликт ра скрыва е т ха ра кте р пе рсона жа ! Только конфликт порожда е т

сильные  эмоции! Только конфликт ра скрыва е т истинные  це нности пе рсона жа ! Бе з

конфликта  не т жизни и не т а кте рской игры!

Конфликт не обяза те льно долже н быть вне шним. Он може т быть и внутре нним. На 

приме р, конфликт ме жду ме чтой и ре а льным положе ние м ве ще й. Не довольство

собой, же ла ние  достигнуть больше го, пре одоле ние  са мого се бя, своих стра хов и не 

доста тков - это ве чна я те ма  художе стве нного творче ства . Гла вное , чтобы этот

конфликт был - тогда  зрите лям буде т инте ре сно смотре ть за  е го ра звитие м и за 

эмоциями, которые  сопровожда ют де йствие .

Ка к же  приме нить систе му Ста нисла вского в вока ле ? Е сли е сть иде я пе рсона жа  и

не больша я история, которую вы хотите  воплотить в та нце , то на чина ть на до прямо

по систе ме  Ста нисла вского:

1. Опре де лить гла вные  обстояте льства  жизни свое го пе рсона жа : ка к е го зовут,

сколько е му ле т, где  он учился, где  он живе т, че м он за нима е тся, кто е го друзья, кого

он любит, а  кого не т, ка ковы е го привычки, ка ковы е го сла бости, а  в че м е го сила ? Е 

сли ге рой, на приме р, живе т в фа нта стиче ском мире , то придума ть этот мир. На се 

лить вообра жа е мый мир вра га ми и друзьями, придума ть «истории из жизни»,

которые  уже  случа лись с ва шим пе рсона же м. Че м де та льне е  продума ть все 

обстояте льства  жизни ге роя, те м проще  буде т созда ть художе стве нный обра з.

Все  эти де та ли де ла ют выдума нного че лове ка  живым. Е сли в голове  е сть лишь

«обще е  пре дста вле ние », то и ге рой выйде т та ким же : общим, ша блонным и

скучным.

2. Опре де лить све рхза да чу свое го ге роя: гла вную це ль, к которой он стре мится в

жизни. Поста ра ться сформулирова ть е е  ма ксима льно че тко и ясно. Подробна я

формулировка  сра зу да е т понима ние  «сте ржня» пе рсона жа , е го ха ра кте ра , е го

эмоций, е го стра да ний и ра досте й.

3. Выде лить гла вный конфликт жизни свое го пе рсона жа : что или кто ме ша е т е му

достичь све рхза да чи. Подума ть, че м готов поже ртвова ть ге рой, чтобы достичь же ла 

е мого? Че м больше  же ртва  - те м зна чите льне е  це ль, те м инте ре сне й че лове к.

Люде й все гда  инте ре суют яркие  поступки, в которых ге рои же ртвуют многим, чтобы

достичь свое й це ли.

4. Продума ть сце ниче ский обра з свое го пе рсона жа , исходя из «ра зве дки умом».

Костюм, ре квизит, ха ра кте рные  де йства  на  сце не , которые  выте ка ют из внутре нне го

конфликта  и истории, све т, который подче ркива е т конфликт. Е сли е сть возможность,

то и де кора цию, в которой происходит выступле ние .

5. На ча ть импровизирова ть на  те му придума нной истории. Стоит помнить, что в

систе ме  Ста нисла вского а кте ра м за пре ще но прибе га ть к а вторскому те ксту до те х

пор, пока  все  слова , интона ции и де йства  не  ста нут е сте стве нными и живыми. Тот

же  са мый принцип ра бота е т и в поста новке  вока льного номе ра .

6. На де ть костюм, подобра ть ма кияж и приче ску, который позволит лучше  обыгра ть

ха ра кте р пе рсона жа . Поста вить на  сце не  пре дме ты, которые  помогут ра сска за ть

историю. Это може т быть один стул. Но е сли е го использова ть осмысле нно, понима я,

за че м име нно этот стул пона добился в истории, то да же  стул може т ста ть сильным

оружие м.

И только после  того, ка к ге рой почувствуе тся близким и своим – эмоции, голос и

движе ния будут выра жа ть е го чувства , е го конфликт, е го историю. Пе сня не  буде т

звуча ть форма льно, а  с чувстве нной пода че й.

В ре зульта те  изуче ния курса  а кте рского ма сте рства  в эстра дном вока ле  уче ники

должны зна ть:

− основы те ории дра мы, структурные  эле ме нты дра ма тиче ского произве де ния;

− те хнику а кте рской игры и основы исполните льской выра зите льности;

− особе нности приме не ния за конов ре жиссуры в хоре огра фиче ском искусстве ;

− сре дства  и те хнологию ра боты с а кте ра ми в проце ссе  воплоще ния за мысла  та нце 

ва льного спе кта кля;

− ме тоды де йстве нного а на лиза  спе кта кля и роли;

− совре ме нные  прие мы и ме тоды ра боты на д ролью;

− принципы и за коны построе ния композиции;

− этиче ские  нормы колле ктивного творче ства  ка к не обходимого условия созда ния

творче ского са мочувствия, творче ской а тмосфе ры;

− ме тодику орга низа ции выпуска  спе кта кля и е го эксплуа та ции.

1.3 Методические  рекомендации к проведению занятий по развитию

навыков актерского мастерства  для эстрадного вокалиста  старшего

школьного возраста 

Це лью творче ства  вока листа  ка к, впроче м, и пре дста вите ля любого другого вида 

сце ниче ского искусства , являе тся созда ние  художе стве нного обра за . Ма те риа лом

же  для е го созда ния являются не  только голос, интона ция, ритм, те мбр и пр., но и

пла стика , внутре нняя эне рге тика , ра зум и душа  а ртиста . В этом смысле  ра бота  на д

сове рше нствова ние м основного «инструме нта » творче ской де яте льности эстра дного

а ртиста  подчиняе тся все м за кона м школы дра ма тиче ского и музыка льного творче 

ства . Ка к не возможно бе з тре нировки взять высокую пла нку, точно та к же  было бы на 

ивным пола га ться только на  интуицию в профе ссиона льном ре ше нии творче ских за 

да ч.

Но е сли те а тр все гда  являе тся продуктом колле ктивного творче ства , а  кроме 

собстве нно а кте рского ма сте рства  а ртисту все гда  не обходимо соуча стие  ре жиссе ра 

для созда ния це лостного обра за  в спе кта кле , то в эстра дно – вока льном жа нре  это

да ле ко не  все гда  достижимо и не обходимо. Поэтому основной це лью курса  по а кте 

рскому ма сте рству являе тся не обходимость да ть уче нику тот путь созда ния обра за ,

который он да льше  сможе т проходить са мостояте льно.

Для этого не обходимо не  только привить основные  сце ниче ские  на выки, но и особым

обра зом орга низова ть мышле ние  ре бе нка . Та к, на приме р, в те а тра льной а кте рской

школе  основным сте ржне м обуче ния на выку орга ничного суще ствова ния на  сце не 

являе тся ме тод физиче ских де йствий, при котором студе нт ча сто бе ссозна те льно

привыка е т будить свои двига те ли психиче ской жизни на  сце не  (ум, волю, чувство) с

помощью воссозда ния ре а льных бытовых ситуа ций. В экспре ссивной же  ситуа ции

сце ниче ского выступле ния на  эстра де  та кой опыт ма ло продуктиве н. Одновре ме нно

ме тод де йстве нного а на лиза  те кста , принятый в русской те а тра льной школе  уже  ка к

тра диция, ока зыва е тся сте ржне вым и в обуче нии эстра дного а ртиста , та к ка к опира 

е тся на  са мостояте льную созна те льную ра боту личности уче ника . Е сли к тому же 

договориться, что понятие  «те кст» включа е т в се бя не  только слово, но и ритм,

интона цию, пла стику, то обозна че нный ме тод ста новится поистине  униве рса льным

орудие м а кте ра  в ра боте  на д обра зом. Та ким обра зом, уме ние  де йствова ть на  сце 

не  и это де йствие  выра зить не  только словом, но и пе ние м, звуком, пла стикой, - за да 

ча  обуче ния не  только те а тра льного (музыка льного) а кте ра , но и любого а ртиста  в

ра мка х музыка льного вока льного творче ства .

Програ мма  обуче ния а кте рскому ма сте рству вока листов пре дла га е т после дова те 

льное , поэта пное  освое ние  школы а кте рского ма сте рства , пре дста вляе т собой за 

конче нную ме тодиче скую це почку уроков и за да ний, на пра вле нных на  достиже ние 

основной це ли сце ниче ского творче ства  – созда ние  художе стве нного обра за , сте 

рже нь построе ния е е  логики – ме тод а на лиза  те кста .

Бе зусловно, вока лист, изуча ющий а кте рское  ма сте рство, долже н обла да ть те оре 

тиче скими зна ниями по этому вопросу. К минимуму относятся понятия «за да ча » и

«све рхза да ча », «де йствие », «пре дла га е мые  обстояте льства », «миза нсце на », «ха 

ра кте рность», «за жим» и «мыше чный контроль». Но те ория должна  сле дова ть и

являться логиче ским ре зульта том пра ктиче ских за нятий, поэтому програ мма  вообще 

не  пре дусма трива е т отде льных те оре тиче ских ле кций. Ра зговор о профе ссии

возника е т на  уроке  в тот моме нт, когда  появляе тся не обходимость у са мого студе нта 

обобщить сумму на копле нного опыта  и да ть на зва ние  тому новому, что пришло в е го

созна ние  художника  в связи с за нятиями а кте рским ма сте рством.

Эстра дный а ртист, в отличие  от а кте ра  те а тра , ча ще  выходит к публике  «один на 

один», поэтому за да ния и те мы скомпонова ны та ким обра зом, чтобы в фина ле  ка 

ждого эта па  обуче ния уче ник отчитыва лся в е го освое нии созда ние м собстве нного

«номе ра ».

Способом контроля являе тся групповой пока з, где  студе нты исполняют свои произве 

де ния и а на лизируют пока з ра бот сокурсников. Кроме  се ме стрового пока за  – экза ме 

на  (за че та ), 2-3 ра за  в се ме стр на зна ча ются контрольные  уроки, где  пока зыва ются

пре два рите льные , проме жуточные  эта пы ра боты на д за да ние м.

Не смотря на  большую ра зницу в пре два рите льной подготовке  уче ников к а кте рскому

творче ству, програ мма  тре буе т на чина ть освое ние  пре дме та  с са мых а зов. Это

обусловле но не обходимостью:

− созда ния обще го языка  обще ния по отноше нию к доста точно тонким и «больным»

вопроса м психологии творче ства , этики

− изуче ния основ сце ниче ского пове де ния, созда ния фунда ме нта , бе з которого

профе ссиона льное  творче ство не возможно.

На чина ющий а ртист в пе рвую оче ре дь долже н овла де ть сле дующими на выка ми

мыше чного контроля, уме ть ра спре де лять, ре гулирова ть, снима ть не нужное  мыше 

чное  на пряже ние . Е го пове де нию на  сце не  не  должны ме ша ть психологиче ские  за 

жимы, не рвозность (или шутовство). Орга ничность этого пове де ния опре де ляе тся та 

кже  уме ние м сосре доточиться на  сце ниче ском за да нии, свободно и ле гко осуще 

ствлять простые  физиче ские  де йствия на  сце не , упра влять внима ние м, па мятью, фа 

нта зие й в условиях выступле ния.

1. Эле ме нты творче ского са мочувствия а кте ра  – пе рвый эта п обуче ния.

Пе рвое , с че м ста лкива е тся уче ник в на ча ле  обуче ния - не ожида нные  трудности в

выполне нии са мых простых за да ний на  на пряже ние  и ра ссла бле ние  групп мышц те 

ла . Не обходимость подчине ния этого проце сса  воле  исполните ля приводит к понима 

нию ва жности мыше чного контроля для а ртиста . Озна комившись в те че ние  1-2-х за 

нятий с упра жне ниями на  эту те му, ка ждый готовит свой ва риа нт упра жне ния

«Пушинка » с использова ние м музыка льного ма те риа ла . В этом упра жне нии соче та 

ются за да ния на  освобожде ние  мышц, координа цию, ритмику и вообра же ние . Для

того чтобы исполнить е го на  сце не , не обходимо большое  количе ство дома шне й ра 

боты по тре нировке  этих эле ме нтов, поэтому «Пушинка » являе тся пе рвым

контрольным за да ние м.

Особе нности и ка че ство сце ниче ского внима ния ста новятся объе ктом изуче ния на 

довольно продолжите льный срок. Это обусловле но бе сконе чной ва жностью этого эле 

ме нта  для все го, что относится к пре быва нию в условиях публичного выступле ния.

Уче ники в групповых упра жне ниях изуча ют и тре нируют слуховое , зрите льное ,

моторное  внима ние , са ми формулируют ра зницу ме жду произвольным и не 

произвольным внима ние м.

Новой ступе нью сове рше нствова ния а ртистиче ских ка че ств ста новятся упра жне ния

на  ра зно плоскостное  внима ние , на  координа цию ра зличных типов внима ния при

выполне нии не скольких за да ч одновре ме нно.

В ка че стве  дома шне го за да ния уче ники осуще ствляют на блюде ния за  животными,

за  людьми. Это за да ние  контролируе тся на  ка ждом пра ктиче ском за нятии в виде 

короткой пла стиче ской за рисовки. Лучшие  из них пре вра ща ются в этюды, где  осуще 

ствляе тся попытка  погруже ния в пре дла га е мые  обстояте льства , ве де тся поиск сце 

ниче ской за да чи.

Одновре ме нно тре нируе тся а ртистиче ска я па мять, т. к. ме жду на блюде ние м и

уроком проходит не которое  вре мя и уче ник оза боче н те м, чтобы не  ра сте рять

эмоциона льные  впе ча тле ния, получе нные  не посре дстве нно в моме нт на блюде ния.

Свойства  па мяти обсужда ются и при ра зборе  упра жне ний на  ра звитие  вообра же ния,

т. к. эти проце ссы те сно вза имосвяза ны. К те ме  «вообра же ние » относятся са 

мостояте льные  ра боты «монолог пре дме та » и «одуше вле ние  пре дме та ».

Пыта ясь осмыслить и прочувствова ть жизнь пре дме та  «изнутри», соотнося пра вду

жизне нных на блюде ний и собстве нной фа нта зии, уче ник не минуе мо ста лкива е тся с

пробле мой ритмиче ского ре ше ния свое го этюда , ра зде ле ния те мпов, т. е . в ка кой-то

ме ре  зна комится с эле ме нтом са мочувствия «те мпо-ритм».

По ме ре  на копле ния опыта  ра боты на д собстве нными эле ме нта ми психофизиче 

ского са мочувствия, за да ния – упра жне ния не на вязчиво на чина ют приобре та ть

призна ки «этюда », где  творче ские  за да чи на чина ют пре ва лирова ть на д те хниче 

скими. Не  на силуя свою фа нта зию, уче ник ле гко и свободно подчиняе т свою природу

за кона м сце ны, и, е сли в те че ние  полугода  он це ле на пра вле нно трудился, то са м в

контрольном за да нии конца  полугодия способе н сформулирова ть творче скую за да чу

и пре дла га е мые  обстояте льства .

На  экза ме на ционный пока з ра бот выносятся лучшие  этюды на  те му «животные » и

«пре дме ты», оце нива е тся ра бота , прове де нна я на д собой ка ждым уче ником по

освое нию эле ме нтов творче ского са мочувствия. Крите рие м оце нки служит

способность свободно импровизирова ть в ра мка х, сочине нных студе нтом пре дла га е 

мых обстояте льств, спонта нно от име ни пе рсона жа  ре а гирова ть на  новые  за да чи в

этюде .

2. Ра бота  на д сце ниче ским обра зом – второй эта п обуче ния.

Для этого уче ник выбира е т не сложный а вторский те кст из пре дложе нного пре пода ва 

те ле м лите ра турного ма те риа ла . Для того чтобы обе спе чить а ктивную ра боту

вообра же ния и не  допустить попа да ния на  все возможные  лите ра турные  сте ре отипы

восприятия, пре дла га е тся на рочно событийно примитивный и зна комый те кст – ба 

сня. В притче вой стилистике  ба сни не  вписыва ются в тонкости ре а льного ха ра кте ра 

пе рсона жа , а  событие  описа но пре де льно ясно и эмоциона льно.

Пе рвым за да ние м являе тся за да ние  пе ре ска за ть сюже т ба сни своими слова ми, пре 

дста вив, что уче ник – один из уча стников события, описа нного в те ксте . Повторив

подобную попытку не сколько ра з, он са м обна ружива е т, что это не возможно бе з

точного выясне ния пре дла га е мых обстояте льств вре ме ни, ме ста  де йствия, биогра 

фии роли и за да чи де йствия.

Сде ла в эту ра боту от име ни все х пе рсона же й – уча стников ба сни, обна ружива е тся,

что одно и то же  событие  в уста х ра зных пе рсона же й описыва е тся по-ра зному, в за 

висимости от ха ра кте ра , логики и це ли слове сного де йствия. Опре де лив эти це ли и

созда в внутре ннюю биогра фию и логику 2-3 пе рсона же й одной ба сни, уче ник

исполняе т эти не сколько импровизирова нных ра сска зов на  контрольном уроке .

Собстве нный те кст при этом ни в кое й ме ре  не  за учива е тся, уче ник долже н ле гко

спра вляться с вопроса ми из за ла  в моме нт исполне ния монолога , не  на руша я при

этом логики пе рсона жа .

Это возможно только в том случа е , е сли исполните ль тве рдо уяснил се бе  творче 

скую за да чу.

Продолжа я ра боту на д импровизирова нным монологом, уче ник долже н иска ть пути

ма ксима льного выявле ния ха ра кте ра  пе рсона жа , пла стико-эмоциона льного соде ржа 

ния обра за . Для этого не обходимо поме стить пе рсона ж в конфликтную, обостре нную

ситуа цию, где  он ма ксима льно са мо выра жа е тся.

Сочине ние  та ких пре дла га е мых обстояте льств являе тся не обходимым уме ние м ка 

ждого а ртиста .

Освоив пре дше ствующие  за да ния, можно попыта ться сое динить сочине нную

историю с вне шне й ха ра кте рностью, пла стикой, индивидуа льным те мпо-ритмом пе 

рсона жа . Созда ние  вне шне й и внутре нне й ха ра кте рности оце нива е тся во втором

полугодии на  контрольном уроке .

Уме ние  воспринима ть в моме нт исполне ния монолога  зрите ле й в ка че стве  па ртне 

ров, вовле ка ть их в проце сс ка к ра внопра вных уча стников де йствия, добива ться не 

посре дстве нного ре а гирова ния, опира ясь на  ре а льные  за коны жизне нного

восприятия, - пе рвый ша г к освое нию проце сса  сце ниче ского обще ния.

Позиция ра сска зчика  по отноше нию к зрите лю опре де ляе т и е ще  один ва жный а спе 

кт сце ниче ского суще ствова ния – жа нр.

Ве рнувшись к а вторскому те ксту ба сни, уче ника м пре дла га е тся ра ссмотре ть

позицию нового де йствующе го лица  ба сни, - са мого ра сска зчика . Посвятив один из

уроков тре нировке  пове де ния в ра зных психологиче ских жа нра х: тра ге дии, дра ме ,

коме дии, фа рсе , ме лодра ме , уче ника м пре дла га е тся са мостояте льно выбра ть и

воплотить один из жа нров на  ма те риа ле  изуче нной ба сни. При этом те кст лите ра 

турный не  долже н изме няться в угоду за мыслу, пусть да же  са мому оригина льному.

Освое ние  ма те риа ла  се ме стра  оце нива е тся по ре зульта та м пе рвого и второго

контрольных уроков, тре тье  за да ние  фа культа тивно, но в случа е  оче видного успе ха 

може т быть выне се но в за че тный пока з.

Та ким обра зом, за  одно полугодие  уче ники проходят, на  пока  е ще  просте йше м те 

кстовом ма те риа ле , ве сь путь от за мысла  до воплоще ния обра за , сте ржне вой

основой этого пути являе тся ме тод де йстве нного а на лиза  те кста . Чре звыча йно ва 

жно, чтобы на  втором и тре тье м витке  этой програ ммы ме тодиче ский путь не  изме 

нялся и не  подме нялся ра ботой только на  ре зульта т.

Поэтому на  втором году обуче ния за да ния по те ме  «А на лиз а вторского те кста » пре 

дла га ются гора здо боле е  сложные  и ра знопла новые .

Сна ча ла  не обходимо уяснить, что те кст – это не  только и не  столько «слова » в

обыде нном понима нии этого слова . Нотное  письмо, ритмиче ский рисунок, пла стиче 

ское  выра же ние  проце сса , - это для а ртиста  та кой же  те кст, тре бующий одуше вле 

ния, воплоще ния, инте рпре та ции. Ра збира я на  уроке  дома шние  ра боты уче ников:

«Монолог ска зочного пе рсона жа », «Па родия на  эстра дного пе вца », «Опра вда ние 

логики а бсурда », мы приходим к ясному понима нию того, что, не смотря на  ра зличия в

ма те риа ле  творче ства , путь к созда нию обра за  оста е тся одина ковым. Это на хожде 

ние  логики и после дова те льности в де йствиях ге роя, формулировка  све рхза да чи,

поиск приспособле ний для е е  выполне ния, рожде ние  внутре нне й ха ра кте рности

роли.

На  итоговый пока з выносятся все  три дома шних за да ния, или два  на иболе е  уда 

чных. Ма те риа л и е го ра знообра зие  пре дпола га е т ре а лиза цию все х способов

мышле ния уче ника , и в силу индивидуа льности уче ник что-то де ла е т ка че стве нне е ,

а  на д че м-то приходится больше  ра бота ть. Та к у ка ждого уче ника  опре де ляются е го

личные  особе нности. Крите рие м успе шного освое ния ма те риа ла  являе тся видимый

фа кт пе ре воплоще ния, контра ст ме жду созда нными на  сце не  обра за ми.

3. Ра бота  личности – тре тий эта п обуче ния.

За ве рша е т проце сс обуче ния ма сте рству а кте ра  ра бота  на д созда ние м обра за  в

музыка льном произве де нии. Для ра боты пре дла га ются вока льные  произве де ния,

оче видно соде ржа щие  в се бе  сильную дра ма тургию. Это не обходимо для того,

чтобы на  после дне м эта пе  в освое нии пути созда ния художе стве нного обра за  ма 

ксима льно подключить ра боту личности уче ника , за де йствова ть по ма ксимуму выра 

зите льные  сре дства  ка к а кте рского, та к и вока льного искусства . Же ла те льно, чтобы

уче ник не  пыта лся воспринять произве де ние  просто «на  слух», приве тствуе тся

попытка  проа на лизирова ть нотный те кст са мостояте льно. При этом те хниче ские  за 

да чи вока ла  не  должны ка рдина льно ме ша ть созда нию а кте рского обра за , т. е .

выбра нный ма те риа л долже н быть утве ржде н пе да гогом по вока лу.

Ка к проме жуточный эта п пре дла га е тся воплотить стихотворный те кст пе сни или

номе ра  в «ра зговорной интона ции», ма ксима льно выявив логику де йствия в этом

произве де нии – этюде .

Творче ским отче том уче ника  являе тся пока з итоговых ра бот на  пригла ше нной

публике . Номе р 3-3,5 минуты исполне ния долже н ста ть мини-спе кта кле м со свое й за 

вязкой, кульмина цие й и фина лом, ре ше нным пла стиче ски, миза нсце ниче ски, а 

тмосфе рно. В этом не большом произве де нии тре бова ния к инте нсивности сце ниче 

ского суще ствова ния та кие  же , ка к и к а кте ра м дра ма тиче ского и музыка льного те а 

тров. Уче ники са мостояте льно орга низуют простра нство, костюм, осве ще ние , ре 

квизит, не обходимые  для созда ния художе стве нного обра за .

В оце нке  да нной ра боты гла вным крите рие м являе тся не повторима я ра бота 

личности, что позволяе т избе жа ть клише  и ма ксима льно орга нично доне сти смысл

произве де ния.

Стоит обозна чить не сколько ме тодиче ских сове тов по ра боте  с уче ника ми:

1. Те а тра льна я де яте льность дозволяе т повлиять на  уче ников не на вязчиво, потому

что во вре мя тре нингов они ощуща ют се бя ра скре поще но.

2. Чтобы увле чь уче ника  а кте рским ма сте рством, нужно быть увле че нным им са мим.

3. Те а тр выруча е т от эсте тиче ской глухоты и ве де т к га рмонии - все сторонне му ра 

звитию.

4. Те а тр - один из са мых де мокра тичных и доступных видов искусства , он помога е т

ре ша ть многие  трудности совре ме нной пе да гогики и психологии.

Вока л оче нь те сно связа н с те а тра льным искусством. Интона ция, а кце нты, мимика ,

же сты – все  это пока зыва е т многообра зие  эле ме нтов, входящих в сфе ру вока льного

искусства . Вока л и музыку можно счита ть искусством только тогда , когда  в них вложе 

на  душа . Ка ждое  слово, ка жда я фра за  в пе сне  должны быть выра зите льными и отра 

жа ть внутре ннюю природу исполните ля, е го чувства  и эмоции.

Вока лист, помимо профе ссиона льных зна ний в обла сти музыки, вока льной те хники и

исполните льства  долже н быть подкова н и в сфе ре  дра ма тургии и ре жиссуры.

Вока лист долже н уме ть быть психологом, мыслите ле м и пре пода ва те ле м. Он долже 

н уме ть созда ва ть дра ма тургию спе кта кля с помощью сре дств вока льной выра зите 

льности. Пе да гог для вока листа  – это ре жиссе р-поста новщик, он помога е т свое му

уче нику на полнить пе сню дра ма тургие й и созда ть орга ничный номе р. Дра ма тургия –

это иде йное  и событийное  соде ржа ние  номе ра , выра жа юще е ся че ре з де йствия а 

кте ра  (исполните ля).

Ка ждый вока лист зна е т, что композиция – это ва жне йший компоне нт художе стве нной

формы, строящийся на  за кона х дра ма турги, и прида ющий номе ру це лостность. Бла 

года ря композиционному построе нию – открыва е тся художе стве нный за мысе л

произве де ния. Та к же  за коны дра ма тургии соде ржа т в се бе  те му, иде ю, обра зы,

конфликты, пре дла га е мые  обстояте льства  и пе рсона же й. Всё это в совокупности и

пре дста вляе т собой вока льный номе р и выра жа е тся в логиче ском е го построе нии.

Композиционное  построе ние  – это соотноше ние  ча сте й в е дином це льном произве 

де нии. Для вока листа , выступа юще го на  сце не , е го номе р – это ма ле нький спе кта 

кль со свое й внутре нне й структурой. Поэтому в не м обяза те льно будут та кие  эле ме 

нты ка к: экспозиция, за вязка , ра звитие  де йствия, кульмина ция и ра звязка .

Стоит отме тить, что е ще  одним ва жным эле ме нтом в дра ма тургиче ском произве де 

нии являе тся конфликт. Конфликт в эстра де  – это сложное  и не однозна чное  явле ние 

с двойстве нной природой. Е сли ре жиссе р (пе да гог) хоче т ра скрыть на  сце не  се рье 

зный внутре нний психологиче ский конфликт, то е му не обходимо обра титься к эстра 

дным прие ма м, которые  тре буют яркого вне шне го выра же ния. Особе нно ва жно, что

этот конфликт долже н выра жа ться че ре з сре дства  выра зите льности, присущие  да 

нному вока льному номе ру. Та к ка к пе сня – это ма ле нька я пье са , то все  пре дла га е 

мые  обстояте льства  ре жиссе р-поста новщик може т на йти име нно в а вторском те 

ксте .

При созда нии эстра дного номе ра  пе рвое , от че го долже н отта лкива ться пе да гог –

это индивидуа льность исполните ля. Это са мое  це нное  свойство вока листа , ве дь это

квинтэссе нция ма сте рства  и та ла нта . Индивидуа льность – пе рвый ша г в созда нии

дра ма тургии и формирова нии номе ра . Име нно от та кого подхода  к ра боте  в ре 

зульта те  получа е тся це лостное  и орга ничное  выступле ние , и повтор этого номе ра  в

чужом исполне нии уже  не  буде т та ким уда чным. Ва жно отме тить, что индивидуа 

льность исполните ля формируе тся из двух типов. Вне шняя индивидуа льность – это

совокупность ге не тиче ски за ложе нных ка че ств, сформирова вшихся в че лове ке  к

рожде нию и сопровожда ющих е го в те че нии жизни. Внутре нняя индивидуа льность –

это личностные  ка че ства , че рты ха ра кте ра  и свойства  психики че лове ка .

Оче нь ва жно, чтобы мысли и чувства , которые  вока лист вкла дыва е т в исполне ние 

произве де ния, были продума нными и прочувстве нными им за ра не е  в проце ссе 

формирова ния музыка льного обра за . Они должны отра жа ть эне рге тику произве де 

ния. Ча сто вока листу помога ют в этом е го эмоциона льна я па мять и родство ощуще 

ний, пе ре житых им когда -то ра не е , с на строе ние м исполняе мой пе сни. В этом случа 

и ме жду музыкой и исполните ле м достига е тся на стояща я га рмония.

Для того, чтобы вока лист смог на полнить обра з в пе сне  выра зите льностью и соде 

ржа те льностью, пе да гог долже н поста вить пе ре д ним опре де ле нные  сце ниче ские 

за да чи, опира ясь на  сюже т, иде ю и соде ржа ние  произве де ния. Ва жно, чтобы вока 

лист смог не  только ра сска за ть о ге рое  че ре з пе сню, но и смог ра скрыть е го ха ра кте 

р. Этот моме нт ва жно прора ба тыва ть е ще  на  са мом на ча льном эта пе  ра боты на д

пе сне й. Не смотря на  то, что вока льное  искусство доста точно условно, вока лист

долже н добиться пра вдивости и убе дите льности созда ва е мого им обра за .



В раздел образования