Автор: Гермашева Инесса Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НЧОУ
Населённый пункт: г.Мытищи Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Каллиграфическая минутка
Раздел: начальное образование
Методическая разработка:
«Каллиграфическая минутка на
уроках русского языка
в начальной школе»
Подготовила учитель начальных классов
Гермашева Инесса Вячеславовна
Урок 12. Буква К.
Задания после каллиграфической минутки,
переход к теме урока: « Сочетания ЧК, ЧН».
1.
-Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с
сочетаниями ЧК, ЧН.
- Как пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН?
2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Что важнее слова или поступки?
Слова на картинке: ласточка, Дюймовочка, королевство,
кораблик, мак, колокольчик.
Урок 13. Буква Л.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: « Части речи. Имя прилагательное».
1.
– Найдите в первой пословице имена прилагательные.
Чем вы руководствовались, когда находили эти части
речи. Вспомните правило и расскажите, что такое имя
прилагательное.
2. - Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Есть ли у вас друзья? Надо ли дорожить дружбой?
Слова на картинке: лиса, волк, лес, лавка, лягушка, лапти.
Урок 14. Буква М.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока:
« Парные согласные в корне слова»
1. -Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с парными
согласными в корне слова. Как проверить парный
согласный в корне слова?
2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Слова на картинке: море, маяк, смотритель, моряк,
молодость, мартышка.
Урок 15. Буква Н.
Задания после каллиграфической минутки, переход к
этапу урока: « Работа со словарными словами».
1. - Найдите в пословицах словарное слово. Какие слова из
словаря на тему « Природа» вы знаете?
2. - Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Почему каждому человеку важно учиться?
Слова на картинке: Незнайка, насекомые, насос, машина,
земляника, находчивость, носик.
Урок 16. Буква О.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: « Правописание слов с двумя безударными
гласными».
1.
– Найдите слово с двумя безударными гласными в
корне, проверяемыми ударением. Подберите
проверочные слова.
2.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
- Почему человеку трудно без родителей, без родного
дома?
Слова на картинке: олень, оленёнок, дом, окно, забор, небо,
дерево, копыто, пятно, поляна.
Урок 17. Буква П.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: «Слоги».
1.
– Разделите слова в пословицах на слоги. Что такое
слог?
2.
- Как вы понимаете смысл второй пословицы?
- Может ли человек добиться победы без труда,
терпения, старания?
Слова на картинке: Винни-пух, Пятачок, поросёнок,
посторонние, пушка.
Урок 18. Буква Р.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: «Разделительный мягкий знак».
1.
– Найдите в пословице слово с мягким знаком. Какую
роль выполняет Ь в данном слове? Как определить, что в
слове надо писать разделительный мягкий знак?»
2. – Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Что произойдёт, если люди перестанут трудится?
Слова на картинке: радуга, радость, коровы, берег, река,
дубрава.
Урок 19. Буква С.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: « Безударные гласные в корне слова,
проверяемые и непроверяемые ударением».
1.
– Выпишите из пословиц в два столбика слова с
безударными гласными в корне, проверяемые и
непроверяемые ударением. Что надо знать, чтобы
грамотно написать такие слова?
2.
- Что такое загадка? Как вы думаете, легко ли
придумать загадку? Что для этого надо знать автору
загадки?
Слова на картинке: Страшила, солома, дровосек, насыпь,
сапоги, песок.
Урок 20. Буква Т.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: «Перенос слов».
1.
- Найдите слова, которые нельзя переносить? Вспомните
правила переноса слов. Расскажите правило о переносе
слов.
2.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Какие качества людей высмеиваются в произведениях
народного творчества?
- Как вы думаете, может ли сам человек воспитать в себе
хорошие качества?
Слова на картинке: тигр, трава, тишина, хвост, пятна.
Урок 21. Буква У.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: «Перенос слов».
1.
– Найдите в пословице слово, которое нельзя перенести.
Вспомните правила переноса слов. Подберите свои
примеры слов, которые переносить нельзя.
2. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Для чего человеку нужны знания?
Слова на картинке: учитель, указка, учить, ум, урок.
Урок 22. Буква Ф.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: « Обозначение твёрдости согласных на письме».
1.
- Прочитайте пословицы. Найдите слова, в которых есть
твёрдые согласные. Какие буквы указывают на твёрдость
согласных?
2.
- Вспомните пословицы, поговорки о месяцах, о временах
года.
- Почему народ всегда так внимательно относился к
изменениям и переменам в природе?
Слова на картинке: филин, февраль, фантазия, фонарик.
Урок 23. Буква Х.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: « Слова с безударной гласной, непроверяемой
ударением».
1.
– Найдите в пословице словарные слова. Подберите
словарные слова по теме
« Животные».
2. - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Найдите слова антонимы к слову трудолюбие.
Слова на картинке: хозяюшка, Хрюшка, хорошо, хлеб.
Урок 24. Буква Ц.
Задания после каллиграфической минутки, переход к теме
урока: « Непроизносимая согласная в корне слова»
1.
– Найдите в пословице слово с непроизносимой
согласной. В какой части слова находится эта
непроизносимая согласная? Вспомните правило о
правописании непроизносимой согласной в корне слова.
2.
- Объясните значение слова «молодец».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Вспомните пословицы о храбрости, уме, трусости,
глупости.
Слова на картинке: царевич, царевна, целый, поцелуй.