Автор: Гермашева Инесса Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НЧОУ
Населённый пункт: г.Мытищи Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как помочь ребёнку прийти к скорочтению?"
Раздел: начальное образование
Как помочь ребенку прийти к скорочтению?
Учитель начальных классов НЧОУ «Гелиос», Мытищи МО
Гермашева Инесса Вячеславовна.
Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению
является преодоление
привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию
читаемого текста.
Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне
достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки
информации.
Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться,
но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать
регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в
систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.
Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
Артикуляционная гимнастика.
а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
ж) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы
и э.
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик
отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После
этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.
Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-
то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще
раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха.
Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны
“проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но
чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но
взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь
происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и
тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на
незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей
надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в
повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно
улучшится.
Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие
памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает
осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.