Напоминание

"Целепологание и постановка учебной задачи на уроке.


Автор: Колосова Анастасия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Каслинская СОШ № 24"
Населённый пункт: город Касли Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Целепологание и постановка учебной задачи на уроке.
Раздел: начальное образование





Назад




Колосова Анастасия Александровна

Учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №24»

Целепологание и постановка учебной задачи на уроке.

Если каждый из нас задаст сейчас себе вопрос: «С какой целью я пришёл на урок?». То я

думаю, что ответы будут разные. Также получается, что дети идут на урок каждый со

своей целью, а учитель со своей целью, часто не совпадающей с целью ученика. Поэтому

для личностно-ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников

в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу

изучаемого материала, на постановку целей собственной деятельности. Часто на уроке

сами педагоги, обращаясь к детям, говорят: «Цель нашего урока, научиться…». Это

получается ритуальная фраза, ничего не значащаяся для учеников, не обеспечивает

возникновение цели у самих детей. а между тем известно, что деятельность без принятой

цели не является полноценной и достаточно эффективной, результат получается такой,

какая была цель у каждого ученика в отдельности. Из этого видно, насколько важен этап

целепологания. И в дальнейшей жизни человека, только человек, умеющий ставить цель

перед собой и планировать с помощью чего он добьётся этого, действительно добивается

результатов. Но при этом нельзя забывать о воспитательном аспекте. (притча)

Целеполагание относится к регулятивному виду УУД, который обеспечивает учащимся

организацию их учебной деятельности.

Цели должны быть:

Диагностируемыми. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и

возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают

качественные и количественные.

Конкретные;

Понятные;

Осознанные;

Побудительные;

Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует

употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать»,

«понять».

Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в

процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании,

развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их

роль в организации и проведении занятия различна. На занятие практически решаются все

три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая

собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как

лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с

ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае

для него цель им станет как проблема, которая, будучи реально объективной, для него

выступит как субъективная.

Цели

должны

быть

достаточно

напряженными,

достижимыми,

осознанными

учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия

и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности

урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если

учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через

деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является

одним из критериев педагогического мастерства.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого

необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору цели обучения.

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать

приемы

целеполагания,

которые

выбирает

учитель.

Все

приемы

целеполагания

классифицируют на:

a.

Визуальные:

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план

действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений,

чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи

других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может

сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать

свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба

объяснить значение каждого слова или отыскать в «Токовом словаре». Далее, от значения

слова определяем цель урока. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов

или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая

свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос:

«Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

Например: Разделить на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72,9

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется

основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и

отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Домысливание

1.

Предлагается тема урока и слова «помощники»:

- повторим

- изучим

- узнаем

- проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

2.

Определить причину объединения слов, букв, предметов,

проводя анализ

закономерности и опираясь на свои знания.

Проблемная ситуация

Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным.

Последовательность применения данного приема такова:

- самостоятельное решение

- коллективная проверка результатов

- выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

- постановка цели урока.

ll. Аудиальные:

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение,

конкретизацию, логику рассуждении. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут

рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих

действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные

исследования или действия. Ставится цель.

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности

с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточности времени, что

подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока

можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и

обосновать.

Например, на уроке русского языка и литературного чтения можно употребить множество

приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы,

слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить

собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и.т.д.).

Учитель может назвать тему урока и предложить детям сформулировать цель с помощью

приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому

очень важно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и

придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что

цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через

действия, которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад,

составить таблицу, выписать значения слов и.т.д.). задачи так же записываются на доске.

В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только

проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а

в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.



В раздел образования