Напоминание

"Роль интегрированных уроков чтения в личностном, интеллектуальном, коммуникативном развитии младших школьников .(Из опыта работы)"


Автор: Кривонос Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№9
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Роль интегрированных уроков чтения в личностном, интеллектуальном, коммуникативном развитии младших школьников .(Из опыта работы)"
Раздел: начальное образование





Назад




Роль интегрированных уроков чтения в личностном,

интеллектуальном, коммуникативном развитии

младших школьников .(Из опыта работы)

Тема интеграции обучения существует со времен К. Д. Ушинского, но интересует и

современных педагогов. Она находит отражение в трудах психологов и методистов: Н. Ф.

Талызиной, Ю. А. Самарина, Г. И. Вергелеса, М. Р. Львова, В. Г. Горецкого, Н. Н.

Светловской, Ю. М. Колягина и др.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами

дифференциации.

Интегрированный процесс обучения и воспитания под влиянием целенаправленно

осуществляемых межпредметных связей благотворно сказывается на развитии ребенка, в

том числе на личностное, интеллектуальное, коммуникативное.

Между этими направлениями развития личности существует взаимообратная связь,

что можно увидеть на представленных рисунках.

Рисунок 1. Изображение центрально-периферического вида.

- личностное

- интеллектуальное

- коммуникативное

Рисунок 2. Изображение по типу пирамиды.

- личностное

- интеллектуальное

К

И

Л

Л

И

К

- коммуникативное

Суть схематического изображения № 1:

Развивая

личностные,

нравственные,

эмоциональные,

эстетические,

физические

качества, которые в свою очередь играют значимую роль в освоении основ наук, мы

способствуем формированию навыка свободно осуществлять коммуникацию на родном

языке, владеть разнообразными приемами получения информации и ее использования.

Суть схематического изображения № 2:

Представим, что мы смотрим на изображение № 1 сверху. Нам кажется, что это

детская пирамидка, вершина которой – кольцо личностного развития ребенка. Но чтобы

собрать пирамидку, необходимо поочередно установить кольца у основания.

Что же мы имеем?

Первое общение ребенка с мамой, семьей, воспитателем, детьми в детском саду,

учителем

и

одноклассниками

в

школе

способствуют

в

приобретении

ребенка

опыта

коммуникативного

развития.

И

именно

этот

опыт

закладывает

успешность

интеллектуального развития и личностных способностей ребенка.

Другими словами, коммуникативное развитие является средством самовыражения

личности ребенка, определяет дальнейшее усвоение школьных дисциплин.

Ученик приходит в школу не только с определенными знаниями и умениями, но и с

жизненным

опытом,

со

своими

интересами

и

увлечениями.

Всем

детям

присуща

потребность в самоосуществлении, они хотят быть оцененными по достоинству. И только

на таких условиях личность ребенка будет открыта для восприятия нового опыта, новых

знаний. А в условиях собственной деятельности, в межличностных отношениях будут

формироваться и личностные качества.

Безусловно, такая среда может быть создана на любом уроке, но уроки чтения

решают

еще

ряд

задач,

выполнение

которых

создает

дальнейшую

успешность

в

формировании универсальных учебных действий.

Интегрированные

уроки

чтения

позволяют

найти

момент,

где

ребенок

может

почувствовать себя значимым, самореализовать свои способности, удовлетворить свои

потребности в общении, в самовыражении.

Стержневой основой таких интегрированных уроков

в начальной школе является

литературное чтение. А этапы этого урока взаимно переплетаются с изобразительным

искусством, музыкой, окружающим миром, физкультурой, русским языком и математикой,

иностранным языком и технологией.

Какие

же

изменения

происходят

с

личностью

при

грамотно

организованном

интегрированном обучении?

Ребёнок начинает воспринимать себя по-иному, становится уверенным в себе; начинает

принимать

других людей; учится

ставить перед собой реальные цели; в различных

ситуациях пытается использовать не только конкретные знания, но и применять известные

способы их получения.

Игровая деятельность – естественная деятельность, требующая от детей речевых

действий. Поэтому в качестве основной формы проведения интегрированных уроков я

чаще всего использую урок-игру «Экипаж».

Класс

разделен

на

группы

экипажи.

Состав

групп

формируется

из

учащихся

соседних парт, но возможны и другие варианты, поэтому на этих уроках расстановка парт

отличается от классической.

Состав экипажа: командир, второй пилот, штурман, радист, стюарды.

В группе есть возможность создать атмосферу речевого общения, собеседования,

обмена

мнениями.

Каждый

ученик,

член

экипажа,

получает

возможность

отвечать,

объяснять,

подсказывать,

проверять,

оценивать,

корректировать

ошибки

в

момент

их

возникновения.

В течение урока

каждый ученик оценивает свою работу, делая отметку в «полетный

лист», где обозначены или этапы урока, или конкретные задания. В конце урока такую

отметку

ставит

командир

экипажа.

После

этого

работу

ученика

оценивает

учитель.

Взаимо- и самоконтроль способствуют развитию регулятивных универсальных учебных

действий,

воспитанию

нравственных

качеств

личности,

а

взаимопомощь

становится

типичным видом взаимоотношений между учащимися.

На командира экипажа возлагается ответственность руководить работой группы,

контролировать

активность

членов

экипажа.

Чтобы

командир

экипажа

мог

изучить

способности и потребности членов экипажа, все учащиеся класса изготавливают «личные

светофоры», где указывают свои параметры:

- что я умею делать;

- что я люблю делать;

- чему я хочу научиться.

На этапе рефлексии дети, анализируя свою работу, решают, какой сигнал светофора

чаще всего загорался во время урока. Конечная цель каждого члена экипажа – приобрести

новые умения и навыки. Поэтому, если у кого-то ни разу не загорелся красный сигнал, с

этим ребенком учитель планирует индивидуальную работу на обычных уроках.

Опираясь на лучшие стороны личности, ее склонности, чувства, интересы и

потребности,

мы

способствуем

формированию

у

детей

желания

учиться,

учим

ценить и понимать красоту окружающего мира, развиваем творческое мышление,

одним словом, способствуем индивидуальному, личностному и коммуникативному

развитию детей.



В раздел образования