Автор: Кривонос Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№9
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Роль интегрированных уроков чтения в личностном, интеллектуальном, коммуникативном развитии младших школьников .(Из опыта работы)"
Раздел: начальное образование
Роль интегрированных уроков чтения в личностном,
интеллектуальном, коммуникативном развитии
младших школьников .(Из опыта работы)
Тема интеграции обучения существует со времен К. Д. Ушинского, но интересует и
современных педагогов. Она находит отражение в трудах психологов и методистов: Н. Ф.
Талызиной, Ю. А. Самарина, Г. И. Вергелеса, М. Р. Львова, В. Г. Горецкого, Н. Н.
Светловской, Ю. М. Колягина и др.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами
дифференциации.
Интегрированный процесс обучения и воспитания под влиянием целенаправленно
осуществляемых межпредметных связей благотворно сказывается на развитии ребенка, в
том числе на личностное, интеллектуальное, коммуникативное.
Между этими направлениями развития личности существует взаимообратная связь,
что можно увидеть на представленных рисунках.
Рисунок 1. Изображение центрально-периферического вида.
- личностное
- интеллектуальное
- коммуникативное
Рисунок 2. Изображение по типу пирамиды.
- личностное
- интеллектуальное
К
И
Л
Л
И
К
- коммуникативное
Суть схематического изображения № 1:
Развивая
личностные,
нравственные,
эмоциональные,
эстетические,
физические
качества, которые в свою очередь играют значимую роль в освоении основ наук, мы
способствуем формированию навыка свободно осуществлять коммуникацию на родном
языке, владеть разнообразными приемами получения информации и ее использования.
Суть схематического изображения № 2:
Представим, что мы смотрим на изображение № 1 сверху. Нам кажется, что это
детская пирамидка, вершина которой – кольцо личностного развития ребенка. Но чтобы
собрать пирамидку, необходимо поочередно установить кольца у основания.
Что же мы имеем?
Первое общение ребенка с мамой, семьей, воспитателем, детьми в детском саду,
учителем
и
одноклассниками
в
школе
способствуют
в
приобретении
ребенка
опыта
коммуникативного
развития.
И
именно
этот
опыт
закладывает
успешность
интеллектуального развития и личностных способностей ребенка.
Другими словами, коммуникативное развитие является средством самовыражения
личности ребенка, определяет дальнейшее усвоение школьных дисциплин.
Ученик приходит в школу не только с определенными знаниями и умениями, но и с
жизненным
опытом,
со
своими
интересами
и
увлечениями.
Всем
детям
присуща
потребность в самоосуществлении, они хотят быть оцененными по достоинству. И только
на таких условиях личность ребенка будет открыта для восприятия нового опыта, новых
знаний. А в условиях собственной деятельности, в межличностных отношениях будут
формироваться и личностные качества.
Безусловно, такая среда может быть создана на любом уроке, но уроки чтения
решают
еще
ряд
задач,
выполнение
которых
создает
дальнейшую
успешность
в
формировании универсальных учебных действий.
Интегрированные
уроки
чтения
позволяют
найти
момент,
где
ребенок
может
почувствовать себя значимым, самореализовать свои способности, удовлетворить свои
потребности в общении, в самовыражении.
Стержневой основой таких интегрированных уроков
в начальной школе является
литературное чтение. А этапы этого урока взаимно переплетаются с изобразительным
искусством, музыкой, окружающим миром, физкультурой, русским языком и математикой,
иностранным языком и технологией.
Какие
же
изменения
происходят
с
личностью
при
грамотно
организованном
интегрированном обучении?
Ребёнок начинает воспринимать себя по-иному, становится уверенным в себе; начинает
принимать
других людей; учится
ставить перед собой реальные цели; в различных
ситуациях пытается использовать не только конкретные знания, но и применять известные
способы их получения.
Игровая деятельность – естественная деятельность, требующая от детей речевых
действий. Поэтому в качестве основной формы проведения интегрированных уроков я
чаще всего использую урок-игру «Экипаж».
Класс
разделен
на
группы
–
экипажи.
Состав
групп
формируется
из
учащихся
соседних парт, но возможны и другие варианты, поэтому на этих уроках расстановка парт
отличается от классической.
Состав экипажа: командир, второй пилот, штурман, радист, стюарды.
В группе есть возможность создать атмосферу речевого общения, собеседования,
обмена
мнениями.
Каждый
ученик,
член
экипажа,
получает
возможность
отвечать,
объяснять,
подсказывать,
проверять,
оценивать,
корректировать
ошибки
в
момент
их
возникновения.
В течение урока
каждый ученик оценивает свою работу, делая отметку в «полетный
лист», где обозначены или этапы урока, или конкретные задания. В конце урока такую
отметку
ставит
командир
экипажа.
После
этого
работу
ученика
оценивает
учитель.
Взаимо- и самоконтроль способствуют развитию регулятивных универсальных учебных
действий,
воспитанию
нравственных
качеств
личности,
а
взаимопомощь
становится
типичным видом взаимоотношений между учащимися.
На командира экипажа возлагается ответственность руководить работой группы,
контролировать
активность
членов
экипажа.
Чтобы
командир
экипажа
мог
изучить
способности и потребности членов экипажа, все учащиеся класса изготавливают «личные
светофоры», где указывают свои параметры:
- что я умею делать;
- что я люблю делать;
- чему я хочу научиться.
На этапе рефлексии дети, анализируя свою работу, решают, какой сигнал светофора
чаще всего загорался во время урока. Конечная цель каждого члена экипажа – приобрести
новые умения и навыки. Поэтому, если у кого-то ни разу не загорелся красный сигнал, с
этим ребенком учитель планирует индивидуальную работу на обычных уроках.
Опираясь на лучшие стороны личности, ее склонности, чувства, интересы и
потребности,
мы
способствуем
формированию
у
детей
желания
учиться,
учим
ценить и понимать красоту окружающего мира, развиваем творческое мышление,
одним словом, способствуем индивидуальному, личностному и коммуникативному
развитию детей.