Напоминание

"Использование упражнений для освоения штриха non legato в классе фортепиано. Сказка "Теремок"


Автор: Кульбицкая Галина Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 5"
Населённый пункт: п. Рощинский, м.р. Волжкский, Самарская область
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: "Использование упражнений для освоения штриха non legato в классе фортепиано. Сказка "Теремок"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств №5» п. Рощинский муниципального района

Волжский Самарской области

Разработка открытого урока

Использование упражнений

для освоения штриха non legato

в классе фортепиано.

Сказка «Теремок»

Выполнила: Кульбицкая Галина Васильевна,

преподаватель МБОУ ДО «ДШИ №5»

п. Рощинский м.р. Волжский Самарской области

2020 год

Оглавление

Оглавление.........................................................................................................................2

Пояснительная записка.....................................................................................................3

План урока..........................................................................................................................4

Ход и содержание урока...................................................................................................6

Самоанализ проведенного урока.....................................................................................8

Методический комментарий............................................................................................9

Список литературы..........................................................................................................10

Приложение.....................................................................................................................11

2

Пояснительная записка

Формирование технических навыков юных пианистов не обходится без

применения упражнений. Применение их в работе с начинающими особенно

полезно и необходимо, так как это заметно ускоряет и облегчает процесс

формирования двигательно –моторных умений и навыков.

Учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, рождает

игровой азарт, фантазию, вызывает желание запомнить, повторить, научиться.

Сделать скучную работу по организации игрового аппарата увлекательной и

интересной, чтобы работа над приобретением технических навыков и умений не

казалась ребенку сложной и ненужной – задача преподавателя на начальном этапе

обучения.

«Начинать

развитие

технических

навыков

надо

с

непринужденной

технической основы. Упражнения должны « подружить» ученика с инструментом,

чтобы он почувствовал, что играть вовсе не так трудно, как кажется», -советовал

Г.Нейгауз [ 1,179].

Использование

упражнений

способствует

организации

правильных

пианистических движений, свободе

исполнительского аппарата, повышает

эффективность обучения базовым исполнительским навыкам. Упражнения могут

стать прекрасным музыкальным

материалом, который

поможет решать

и

художественные задачи. Для

этого

необходимо

вносить в них

элементы

исполнительства, используя различные средства выразительности: динамические

оттенки, характер интонирования, игру в разных

регистрах, подтекстовки,

привлекая художественную фантазию детей.

С учащейся 1 класса Галко Полиной мы попытались собрать упражнения для

усвоения штриха non

legato

в музыкальную сказку «Теремок», где каждый

персонаж наделен своей музыкальной характеристикой (лейтмотивом).

Некоторые упражнения мы заимствовали из сборников: А. Артоболевская

«Первая встреча с музыкой», Л. Боренбойм «Путь к музицированию», О. Геталова

и И.Визная «В музыку с радостью», некоторые - я придумала сама.

3

План урока

Тема урока: «Использование упражнений для освоения штриха non legato

Сказка «Теремок»

Цель урока: Сформировать навык игры non legato

Задачи:

Образовательные:

освоить работу каждого пальца и их сочетаний;

закрепить знание о регистрах, октавах, черно-белой клавиатуре;

сформировать первоначальные навыки исполнения штриха.

Развивающие:

содействовать развитию внимания и слухового контроля;

стимулировать желание выполнить упражнение правильно и верно;

активизировать фантазию и интерес.

Воспитательные:

заложить основы формирования таких качеств как самостоятельность,

терпение и трудолюбие;

воспитывать культуру звукоизвлечения;

содействовать формированию художественно-эстетического вкуса.

Тип урока: обобщение полученных знаний

Вид урока: индивидуальный

Форма урока: сказка.

4

Методы, используемые на уроке:

Когнитивный (познавательный);

Комплексный (помогает не только понять содержание, но и усвоить

исполнительские навыки);

Наглядно - иллюстративный ;

Словесный (рассказ, диалог);

Коммуникативного общения;

Творческо - поисковый.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока:

Рояль

Книга-панорама р. н. сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова

Структура урока:

Занятие рассчитано на 45 минут (1 урок)

1.

Сообщение темы урока, постановка задач(5 минут)

2.

Беседа, практическая работа (35 минут)

3.

Подведение итогов (5 минут)

Ход и содержание урока

Вступительное слово педагога.

5

П: Полина, сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся при помощи

различных упражнений придумать музыкальную сказку, наделить

каждого

персонажа своей музыкальной характеристикой.

Что означает прием игры non legato?

У: Это значит несвязное исполнение звуков.

П: Верно. А помнишь ли ты персонажей р.н. сказки «Теремок»

У: Да, это мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь.

П: Вот они и помогут нам. У нас сказка музыкальная, поэтому она будет

необычной.

Начинаем.

Беседа, практическая работа.

П: Прошел дождь, и на небе появилась радуга. Ученица исполняет

упражнение «Радуга» 3 пальцем каждой рукой через октаву. (Рука опускается

плавно сверху на кончик пальца. Рука как крыло, «обнимающее» расстояния.

Запястье пружинит). Цветы стряхнули капли воды, и стали летать насекомые:

бабочки, пчелы, осы, шмели. Ученица исполняет упражнение «Пчелка».( Рука

переносится с клавиши на клавишу ,опираясь на подушечку 3 пальца ,чувствуя дно

клавиши, и мягко с невесомым запястьем снимается. Правая рука играет в

верхнем регистре, левая –в низком)

Полина

вышла

на

прогулку.

Упражнение

«Дорожка»-

поступенное

движение 2,3,4 пальцами от каждой клавиши-правой рукой;4,3,2 –левой рукой (в

данном упражнении подключаются 2 и 4пальцы,начинает левая рука). Увидела

девочка Теремок ,зашла и решила там остаться. Чтобы не было скучно, завела

Полина гусей. Ученица исполняет песенку М.Красева

« Белые

Гуси»

(упражнение на движение «из руки в руку»).

Бежит по полю мышка. Ученица изображает мышку в третьей октаве на

клавише ми: «Я-мышка-норушка» (Используются репетиционные приемы 2-3

пальцами).Стали жить вдвоем.

Скачет по полю лягушка –квакушка. Полина играет левой рукой в малой

октаве на клавишах фа-соль «Я-лягушка-квакушка»(упражнение на сочетание 2-

3пальцев- секунда). Наши герои пригласили лягушку к себе жить.

Идет по полю заяц. Но этот заяц не простой, а музыкальный: поет. Ученица

6

исполняет песенку «Ходит зайка по саду» от клавиши ми (Усваивая навык игры

non legato,мы стараемся исполнять небольшие песенки и подбирать их от любой

клавиши). Заяц всем понравился и остался.

Полина, расскажи о следующем персонаже.

У: Лиса. Это - хитрая лесная красавица.

П:

Но в нашей сказке она тоже музыкальна, может петь. Ее мелодия не будет

простой как у зайца. Она будет состоять из полутонов, чтобы передать хитрый

характер героини. Как называются черные клавиши?

У: Диезы и бемоли. Бекар их отменяет.

П: Верно. Придумаем текст: «Я красавица лиса, всему свету я – краса»

В основу мелодии берем фрагмент хроматической гаммы (си-си b-ля-ля b-ля

–си b-си).Ученица исполняет упражнение на подкладывание 1 пальца правой и

левой рукой (1-3-1-3-1-3-1) Особое внимание необходимо уделить постановке и

развитию двигательного навыка 1 пальца. Для этого можно выполнять упражнения

без инструмента: «катать» воображаемые шарики из пластилина парами пальцев

1-2,1-3,1-4.1-5.

Лису тоже пригласили в Теремок.

Следующий персонаж –волк. Во всех сказках он злой и норовит всех съесть.

А у нас волк - с гармошкой. Вот и придумаем как будет звучать его гармошка.

В малой октаве левая рука будет играть терцию до-ми 1-3 пальцами, а правая

рука –терцию ре-фа 2-4 пальцами (по 2 раза). Придумаем слова: «Я играю на

гармошке, я –волчок-серый бочок». (ученица исполняет упражнение на двойные

ноты, используя разные сочетания пальцев).

Стал волк в теремке жить и с зайцем играть в ансамбле.

Чтобы передать характер следующего персонажа, мы с учащейся исполним в

ансамбле пьесу С.Галынина «Медведь». Медленную поступь будет исполнять

Полина: в контроктаве и большой октаве чередовать квинты до-соль 1-5пальцами

каждой рукой, я –исполнять мелодию (исполняется упражнение на постановку

1-5 пальцев).

Медведь был неуклюжий и раздавил Теремок. Но звери не разбежались, а

решили построить новый просторный Теремок. (Ученица исполняет упражнение

«Гном» на двойные ноты : «Строим дом, строим дом, как уютно будет в нем».

7

Новый Терем оказался еще лучше прежнего. Все звери вышли на поляну и стали

танцевать.

В заключении мы с Полиной исполним вальс в обр. А. Артоболевской.

Исполняется Вальс собачек. Надеемся, что наша сказка всем понравилась.

Итоги урока:

На уроке учащаяся смогла уяснить и продемонстрировать различные

упражнения на прием игры non legato.При помощи музыкальной сказки исполнять

упражнения было интересно и увлекательно. Ученица научилась концентрировать

внимание и слух, а главное она поняла, что музыкой можно выразить любой

характер, любое настроение.

Самоанализ проведенного урока

Запланированный объем выполнен. Цель урока полностью реализована.

Интерес и мотивация у учащейся была явно выражена Характер учебных заданий

носил творчески - поисковый характер. Ученица

на уроке была активна,

участвовала в диалоге, помогала в музыкальном оформлении сказки. Стиль

общения на уроке преобладал диалогический «преподаватель – ученица». Урок

проведен в форме демонстрации сказки. На уроке применялись авторские приемы,

личностно-ориентированные технологии преподавания. Психологический климат

комфортен Далее предстоит освоение штрихов staccato и legato.

Методический комментарий

Занимаясь

«постановкой рук» важно стараться делать это незаметно,

8

ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук и обязательно увлеченно,

творчески. Показывать приемы нужно в живой и увлекательной форме и так,

чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных

ощущениях. «Ясно поставленная цель мобилизует

внимание, воспитывает

ответственность, самостоятельность, интерес к занятиям»,- советует А. Шмидт-

Шкловская [3,13]. Мысль о том, что играть на фортепиано удобно, легко, приятно

и просто – внушаема ребенку. Все трудности, связанные с этим процессом, знает

учитель. Ученик даже не должен догадываться об этом.

Важно помнить, что эффективность упражнений зависит от определенных

педагогических условий:

упражнение должно быть доступным для данного ребенка;

ребенок хорошо должен понимать смысл выполняемых упражнений,

видеть, что они действительно помогают ему выработать необходимые

навыки ;

педагог должен

обязательно

отмечать достижения ребенка, обращая

внимание

на

точность,

последовательность

и

качество

выполняемых

упражнений.

Выбирая

упражнения,

необходимо

руководствоваться

следующими

правилами и положениями:

-упражнение должно

быть интересным, максимально

понятным

и

коротким;

-формирование последующего

навыка должно

быть

подготовлено

предыдущим;

-тщательно контролировать усвоение правильных движений, добиваясь их

точного исполнения;

-никакого форсирования звука и перенапряжения рук;

-не требовать длительных занятий упражнениями, важно, когда оно

понято;

-стремиться «в трудном найти легкое, в сложном – простое, в неудобном –

удобное, в необычном –привычное» [2,21].

9

Список литературы

1.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [текст] / Г. Г. Нейгауз

-М.: Музыка,1961

2.

Фейнберг С. Пианизм как искусство [ текст]/ С. Фейнберг М.: Музыка, 1969

3.

Шмидт –Шкловская А.А.О воспитании пианистических навыков[текст]/

А.А. Шмидт –Шкловская Л.:Музыка,1985

10

Приложение

Характеристика учащейся

1.

Фамилия, имя, возраст, класс Галко Полина ,7 лет, 1 класс.

2.

Степень общего музыкального развития по отношению к возрасту

Музыкальное развитие учащейся соответствует возрасту. Учащаяся может

заниматься самостоятельно.

3.Умственные способности, быстрота реакции, память, природные задатки.

Учащаяся обладает хорошей памятью, всесторонне развита, учится на

«отлично» не только в музыкальной школе, но и в общеобразовательной. От

природы имеет хороший слух, чистую интонацию, быстро воспринимает любую

информацию.

4.Музыкальные

способности,

слуховое

восприятие,

чувств

ритма,

эмоциональная реакция.

Полина музыкальна, обладает хорошим чувством ритма, в эмоциональном

плане - несколько закрыта, хотя обладает художественным воображением.

3.

Особенности характера, психологические и личностные интересы.

Учащаяся обладает спокойным, уравновешенным характером. На уроке

внимательна,

работает

увлеченно,

настойчива

в

достижении

цели,

коммуникабельна.

4.

Физические возможности, состояние здоровья.

Физические возможности и состояние

здоровья -удовлетворительные.

Игровой аппарат свободный.

5.

Развитие музыкального мышления и музыкально - исполнительских навыков.

Учащаяся по исполнительским качествам — лирик, романтик, умеет слушать

себя во время исполнения.

6.

Условия домашней работы. Культурный уровень окружения.

Есть хороший контроль со стороны родителей (военнослужащие),

заинтересованность.

9. Задачи дальнейшей работы с учащейся

Усвоить основные штрихи.

11



В раздел образования