Автор: Кульбицкая Галина Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 5"
Населённый пункт: п. Рощинский, м.р. Волжкский, Самарская область
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: "Использование упражнений для освоения штриха non legato в классе фортепиано. Сказка "Теремок"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств №5» п. Рощинский муниципального района
Волжский Самарской области
Разработка открытого урока
Использование упражнений
для освоения штриха non legato
в классе фортепиано.
Сказка «Теремок»
Выполнила: Кульбицкая Галина Васильевна,
преподаватель МБОУ ДО «ДШИ №5»
п. Рощинский м.р. Волжский Самарской области
2020 год
Оглавление
Оглавление.........................................................................................................................2
Пояснительная записка.....................................................................................................3
План урока..........................................................................................................................4
Ход и содержание урока...................................................................................................6
Самоанализ проведенного урока.....................................................................................8
Методический комментарий............................................................................................9
Список литературы..........................................................................................................10
Приложение.....................................................................................................................11
2
Пояснительная записка
Формирование технических навыков юных пианистов не обходится без
применения упражнений. Применение их в работе с начинающими особенно
полезно и необходимо, так как это заметно ускоряет и облегчает процесс
формирования двигательно –моторных умений и навыков.
Учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, рождает
игровой азарт, фантазию, вызывает желание запомнить, повторить, научиться.
Сделать скучную работу по организации игрового аппарата увлекательной и
интересной, чтобы работа над приобретением технических навыков и умений не
казалась ребенку сложной и ненужной – задача преподавателя на начальном этапе
обучения.
«Начинать
развитие
технических
навыков
надо
с
непринужденной
технической основы. Упражнения должны « подружить» ученика с инструментом,
чтобы он почувствовал, что играть вовсе не так трудно, как кажется», -советовал
Г.Нейгауз [ 1,179].
Использование
упражнений
способствует
организации
правильных
пианистических движений, свободе
исполнительского аппарата, повышает
эффективность обучения базовым исполнительским навыкам. Упражнения могут
стать прекрасным музыкальным
материалом, который
поможет решать
и
художественные задачи. Для
этого
необходимо
вносить в них
элементы
исполнительства, используя различные средства выразительности: динамические
оттенки, характер интонирования, игру в разных
регистрах, подтекстовки,
привлекая художественную фантазию детей.
С учащейся 1 класса Галко Полиной мы попытались собрать упражнения для
усвоения штриха non
legato
в музыкальную сказку «Теремок», где каждый
персонаж наделен своей музыкальной характеристикой (лейтмотивом).
Некоторые упражнения мы заимствовали из сборников: А. Артоболевская
«Первая встреча с музыкой», Л. Боренбойм «Путь к музицированию», О. Геталова
и И.Визная «В музыку с радостью», некоторые - я придумала сама.
3
План урока
Тема урока: «Использование упражнений для освоения штриха non legato
Сказка «Теремок»
Цель урока: Сформировать навык игры non legato
Задачи:
Образовательные:
освоить работу каждого пальца и их сочетаний;
закрепить знание о регистрах, октавах, черно-белой клавиатуре;
сформировать первоначальные навыки исполнения штриха.
Развивающие:
содействовать развитию внимания и слухового контроля;
стимулировать желание выполнить упражнение правильно и верно;
активизировать фантазию и интерес.
Воспитательные:
заложить основы формирования таких качеств как самостоятельность,
терпение и трудолюбие;
воспитывать культуру звукоизвлечения;
содействовать формированию художественно-эстетического вкуса.
Тип урока: обобщение полученных знаний
Вид урока: индивидуальный
Форма урока: сказка.
4
Методы, используемые на уроке:
Когнитивный (познавательный);
Комплексный (помогает не только понять содержание, но и усвоить
исполнительские навыки);
Наглядно - иллюстративный ;
Словесный (рассказ, диалог);
Коммуникативного общения;
Творческо - поисковый.
Оборудование и дидактическое обеспечение урока:
Рояль
Книга-панорама р. н. сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова
Структура урока:
Занятие рассчитано на 45 минут (1 урок)
1.
Сообщение темы урока, постановка задач(5 минут)
2.
Беседа, практическая работа (35 минут)
3.
Подведение итогов (5 минут)
Ход и содержание урока
Вступительное слово педагога.
5
П: Полина, сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся при помощи
различных упражнений придумать музыкальную сказку, наделить
каждого
персонажа своей музыкальной характеристикой.
Что означает прием игры non legato?
У: Это значит несвязное исполнение звуков.
П: Верно. А помнишь ли ты персонажей р.н. сказки «Теремок»
У: Да, это мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь.
П: Вот они и помогут нам. У нас сказка музыкальная, поэтому она будет
необычной.
Начинаем.
Беседа, практическая работа.
П: Прошел дождь, и на небе появилась радуга. Ученица исполняет
упражнение «Радуга» 3 пальцем каждой рукой через октаву. (Рука опускается
плавно сверху на кончик пальца. Рука как крыло, «обнимающее» расстояния.
Запястье пружинит). Цветы стряхнули капли воды, и стали летать насекомые:
бабочки, пчелы, осы, шмели. Ученица исполняет упражнение «Пчелка».( Рука
переносится с клавиши на клавишу ,опираясь на подушечку 3 пальца ,чувствуя дно
клавиши, и мягко с невесомым запястьем снимается. Правая рука играет в
верхнем регистре, левая –в низком)
Полина
вышла
на
прогулку.
Упражнение
«Дорожка»-
поступенное
движение 2,3,4 пальцами от каждой клавиши-правой рукой;4,3,2 –левой рукой (в
данном упражнении подключаются 2 и 4пальцы,начинает левая рука). Увидела
девочка Теремок ,зашла и решила там остаться. Чтобы не было скучно, завела
Полина гусей. Ученица исполняет песенку М.Красева
« Белые
Гуси»
(упражнение на движение «из руки в руку»).
Бежит по полю мышка. Ученица изображает мышку в третьей октаве на
клавише ми: «Я-мышка-норушка» (Используются репетиционные приемы 2-3
пальцами).Стали жить вдвоем.
Скачет по полю лягушка –квакушка. Полина играет левой рукой в малой
октаве на клавишах фа-соль «Я-лягушка-квакушка»(упражнение на сочетание 2-
3пальцев- секунда). Наши герои пригласили лягушку к себе жить.
Идет по полю заяц. Но этот заяц не простой, а музыкальный: поет. Ученица
6
исполняет песенку «Ходит зайка по саду» от клавиши ми (Усваивая навык игры
non legato,мы стараемся исполнять небольшие песенки и подбирать их от любой
клавиши). Заяц всем понравился и остался.
Полина, расскажи о следующем персонаже.
У: Лиса. Это - хитрая лесная красавица.
П:
Но в нашей сказке она тоже музыкальна, может петь. Ее мелодия не будет
простой как у зайца. Она будет состоять из полутонов, чтобы передать хитрый
характер героини. Как называются черные клавиши?
У: Диезы и бемоли. Бекар их отменяет.
П: Верно. Придумаем текст: «Я красавица лиса, всему свету я – краса»
В основу мелодии берем фрагмент хроматической гаммы (си-си b-ля-ля b-ля
–си b-си).Ученица исполняет упражнение на подкладывание 1 пальца правой и
левой рукой (1-3-1-3-1-3-1) Особое внимание необходимо уделить постановке и
развитию двигательного навыка 1 пальца. Для этого можно выполнять упражнения
без инструмента: «катать» воображаемые шарики из пластилина парами пальцев
1-2,1-3,1-4.1-5.
Лису тоже пригласили в Теремок.
Следующий персонаж –волк. Во всех сказках он злой и норовит всех съесть.
А у нас волк - с гармошкой. Вот и придумаем как будет звучать его гармошка.
В малой октаве левая рука будет играть терцию до-ми 1-3 пальцами, а правая
рука –терцию ре-фа 2-4 пальцами (по 2 раза). Придумаем слова: «Я играю на
гармошке, я –волчок-серый бочок». (ученица исполняет упражнение на двойные
ноты, используя разные сочетания пальцев).
Стал волк в теремке жить и с зайцем играть в ансамбле.
Чтобы передать характер следующего персонажа, мы с учащейся исполним в
ансамбле пьесу С.Галынина «Медведь». Медленную поступь будет исполнять
Полина: в контроктаве и большой октаве чередовать квинты до-соль 1-5пальцами
каждой рукой, я –исполнять мелодию (исполняется упражнение на постановку
1-5 пальцев).
Медведь был неуклюжий и раздавил Теремок. Но звери не разбежались, а
решили построить новый просторный Теремок. (Ученица исполняет упражнение
«Гном» на двойные ноты : «Строим дом, строим дом, как уютно будет в нем».
7
Новый Терем оказался еще лучше прежнего. Все звери вышли на поляну и стали
танцевать.
В заключении мы с Полиной исполним вальс в обр. А. Артоболевской.
Исполняется Вальс собачек. Надеемся, что наша сказка всем понравилась.
Итоги урока:
На уроке учащаяся смогла уяснить и продемонстрировать различные
упражнения на прием игры non legato.При помощи музыкальной сказки исполнять
упражнения было интересно и увлекательно. Ученица научилась концентрировать
внимание и слух, а главное она поняла, что музыкой можно выразить любой
характер, любое настроение.
Самоанализ проведенного урока
Запланированный объем выполнен. Цель урока полностью реализована.
Интерес и мотивация у учащейся была явно выражена Характер учебных заданий
носил творчески - поисковый характер. Ученица
на уроке была активна,
участвовала в диалоге, помогала в музыкальном оформлении сказки. Стиль
общения на уроке преобладал диалогический «преподаватель – ученица». Урок
проведен в форме демонстрации сказки. На уроке применялись авторские приемы,
личностно-ориентированные технологии преподавания. Психологический климат
комфортен Далее предстоит освоение штрихов staccato и legato.
Методический комментарий
Занимаясь
«постановкой рук» важно стараться делать это незаметно,
8
ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук и обязательно увлеченно,
творчески. Показывать приемы нужно в живой и увлекательной форме и так,
чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных
ощущениях. «Ясно поставленная цель мобилизует
внимание, воспитывает
ответственность, самостоятельность, интерес к занятиям»,- советует А. Шмидт-
Шкловская [3,13]. Мысль о том, что играть на фортепиано удобно, легко, приятно
и просто – внушаема ребенку. Все трудности, связанные с этим процессом, знает
учитель. Ученик даже не должен догадываться об этом.
Важно помнить, что эффективность упражнений зависит от определенных
педагогических условий:
упражнение должно быть доступным для данного ребенка;
ребенок хорошо должен понимать смысл выполняемых упражнений,
видеть, что они действительно помогают ему выработать необходимые
навыки ;
педагог должен
обязательно
отмечать достижения ребенка, обращая
внимание
на
точность,
последовательность
и
качество
выполняемых
упражнений.
Выбирая
упражнения,
необходимо
руководствоваться
следующими
правилами и положениями:
-упражнение должно
быть интересным, максимально
понятным
и
коротким;
-формирование последующего
навыка должно
быть
подготовлено
предыдущим;
-тщательно контролировать усвоение правильных движений, добиваясь их
точного исполнения;
-никакого форсирования звука и перенапряжения рук;
-не требовать длительных занятий упражнениями, важно, когда оно
понято;
-стремиться «в трудном найти легкое, в сложном – простое, в неудобном –
удобное, в необычном –привычное» [2,21].
9
Список литературы
1.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [текст] / Г. Г. Нейгауз
-М.: Музыка,1961
2.
Фейнберг С. Пианизм как искусство [ текст]/ С. Фейнберг М.: Музыка, 1969
3.
Шмидт –Шкловская А.А.О воспитании пианистических навыков[текст]/
А.А. Шмидт –Шкловская Л.:Музыка,1985
10
Приложение
Характеристика учащейся
1.
Фамилия, имя, возраст, класс Галко Полина ,7 лет, 1 класс.
2.
Степень общего музыкального развития по отношению к возрасту
Музыкальное развитие учащейся соответствует возрасту. Учащаяся может
заниматься самостоятельно.
3.Умственные способности, быстрота реакции, память, природные задатки.
Учащаяся обладает хорошей памятью, всесторонне развита, учится на
«отлично» не только в музыкальной школе, но и в общеобразовательной. От
природы имеет хороший слух, чистую интонацию, быстро воспринимает любую
информацию.
4.Музыкальные
способности,
слуховое
восприятие,
чувств
ритма,
эмоциональная реакция.
Полина музыкальна, обладает хорошим чувством ритма, в эмоциональном
плане - несколько закрыта, хотя обладает художественным воображением.
3.
Особенности характера, психологические и личностные интересы.
Учащаяся обладает спокойным, уравновешенным характером. На уроке
внимательна,
работает
увлеченно,
настойчива
в
достижении
цели,
коммуникабельна.
4.
Физические возможности, состояние здоровья.
Физические возможности и состояние
здоровья -удовлетворительные.
Игровой аппарат свободный.
5.
Развитие музыкального мышления и музыкально - исполнительских навыков.
Учащаяся по исполнительским качествам — лирик, романтик, умеет слушать
себя во время исполнения.
6.
Условия домашней работы. Культурный уровень окружения.
Есть хороший контроль со стороны родителей (военнослужащие),
заинтересованность.
9. Задачи дальнейшей работы с учащейся
Усвоить основные штрихи.
11