Автор: Ершова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - ДС №68 г. Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурской обл.
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: "Осень"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «ЦРР – ДС №68 г. Благовещенска»
корпус 3
Конспект НОД по развитию речи в старшей
группе по теме
«ОСЕНЬ»
Подготовила: воспитатель Ершова Т. В.
Благовещенск – 2019 год
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в
осенний период.
закреплять умение пользоваться схемой для составления описательного
рассказа.
развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие ,познавательное развитие ,физическое развитие ,речевое развитие.
Оборудование:
осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
листочки из картона для дорожки;
схема для описания времен года;
мяч
карточки с заданиями;
ватман с изображением дерева без листьев;
бумажные листочки желтого и коричневого цвета, клей.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их и друг друга
поприветствуем.
(Дети проговаривают вместе с воспитателем)
придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро приветливым лицам!
и каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера.
Сегодня я приглашаю вас в гости, а к кому вы узнаете, если отгадаете
загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
- Осень!
- Да, ребята, это Осень.
А встретимся мы с ней в осеннем лесу.
- Согласны?
- Да.
Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и
не сбиться с пути.
(Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
- Вот мы пришли в осенний лес.
Лес осенний полон сказок,
Звуков, запахов и красок.
По лесной идешь тропинке, там березки, тут осинки.
Между веток кружева паутины тонкой
И не слышен уж давно птичий гомон звонкий.
Тишина в лесу стоит, только лист сухой шуршит.
- Ребята, а как шуршит осенняя сухая листва?
(Дети активизируют звук «Ш»)
- А давайте проговорим «шуршалочку»
Шорох к шороху спешит,
Шорох шороху шуршит,
Шу-шу-шу, да ши-ши-ши
Тише шорох не шурши.
Основная часть.
Как хорошо в лесу!
Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на лесной опушке. (дети садятся на стульчики)
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают
себя.
(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения
осени)
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Осень приготовила нам
задание.
Что вы видите на них?
- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
-Какое время года изображено на первой картине?
Осень
- А на этой?
Осень
- А какое время года на третьей картине?
Осень
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Осень бывает разной.
- Ребята, а вот ещё что-то лежит. Новое задание. Это Осень предлагает нам
поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?
- Да!
Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за
воспитателем:
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут,
приседают,
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках,
выполняя
лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, взмахи кистями
рук,
лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают
пальцы в кулак.
А теперь перейдём к заданию.
Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите
вокруг, какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
- Лесник!
2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?
- Лесовик!
3) А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники
заблудились?
- Леший!
4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.
Лист.
5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.
Одним проходу не дает, других он подгоняет.
-Ветер
6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
-Дождь
«Игра ДА или НЕТ»
(дети встают в круг)
- Я буду читать вопросы, и бросать мяч. Вы мяч ловите и и говорите ответ
«Да» или «нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с заданиями.
Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года,
когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому.
Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.
(при помощи схемы дети дают 2-3 описательных рассказа об осени)
Итог занятия
Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Давайте скажем «!
Спасибо» осени за приглашение. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова,
кружатся. )
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде,
какие изменения происходят с животными, вы сегодня очень хорошо
подготовили свои рассказы.
А теперь, оценили свою работу, как прошла наша встреча с осенью, сказали,
чей рассказ вам наиболее запомнился. (Дети дают ответы)
Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и
коричневые, если вам понравился наша встреча, понравилось составлять
рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на осеннее дерево, а если
вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.
Посмотрите, какой дерево у нас получилось!