Напоминание

"Роль игры в гендерном воспитании детей"


Авторы: Кондратьева Анастасия Владимировна, Кузьмина Валентина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль игры в гендерном воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в гендерном воспитании детей

Одним из значительных средств гендерного воспитания детей дошкольного

возраста выдающиеся педагоги считали игру.

В созданных ими педагогических концепциях рассмотрены разнообразные виды

игр их возможности в гендерном развитии ребёнка, формировании их личностных

качеств.

В трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др. содержатся важные

мысли о роли игры в формировании ребенка.

К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального

окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут

определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее

командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в

действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным

играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил

самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на

ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая

нравственное содержание детских впечатлений.

Значительный вклад в разработку педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837-1909).

Он рассматривал игру как упражнение, при посредстве которого ребенок

готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное

внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных

игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка. Вместе с тем

П.Ф. Лесгафт подчеркивал и большое значение «подражательных» игр,

содержание которых связано с социальным окружением ребёнка. В этих играх

ребёнок воспроизводит всё, что чаще видит и узнает от окружающих, усваивая

привычки и обычаи среды. Он рекомендовал родителям и воспитателям

использовать стремление детей к игре, побуждать детей к творчеству и

самостоятельности в ней, шире использовать в воспитании детей народные игры.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, видного педагога

и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е.И. Тихеева

рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в

детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного

воздействия на ребенка. Формы игры, её содержание обусловлены средой, в

которой живёт ребёнок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога,

организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

В детском саду, руководимом Е.И. Тихеевой, существовали и использовались

игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том

числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей

развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только

собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными

выгодами ради общего блага. Предоставляя детям максимум самостоятельности

в свободных играх, педагог, по мнению Е.И. Тихеевой, должен отвлекат



В раздел образования