Авторы: Кондратьева Анастасия Владимировна, Кузьмина Валентина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль игры в гендерном воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в гендерном воспитании детей
Одним из значительных средств гендерного воспитания детей дошкольного
возраста выдающиеся педагоги считали игру.
В созданных ими педагогических концепциях рассмотрены разнообразные виды
игр их возможности в гендерном развитии ребёнка, формировании их личностных
качеств.
В трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др. содержатся важные
мысли о роли игры в формировании ребенка.
К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального
окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут
определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее
командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в
действительной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным
играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил
самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на
ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая
нравственное содержание детских впечатлений.
Значительный вклад в разработку педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837-1909).
Он рассматривал игру как упражнение, при посредстве которого ребенок
готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное
внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных
игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка. Вместе с тем
П.Ф. Лесгафт подчеркивал и большое значение «подражательных» игр,
содержание которых связано с социальным окружением ребёнка. В этих играх
ребёнок воспроизводит всё, что чаще видит и узнает от окружающих, усваивая
привычки и обычаи среды. Он рекомендовал родителям и воспитателям
использовать стремление детей к игре, побуждать детей к творчеству и
самостоятельности в ней, шире использовать в воспитании детей народные игры.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, видного педагога
и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е.И. Тихеева
рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в
детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного
воздействия на ребенка. Формы игры, её содержание обусловлены средой, в
которой живёт ребёнок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога,
организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.
В детском саду, руководимом Е.И. Тихеевой, существовали и использовались
игры двух видов: 1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том
числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.
Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей
развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только
собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными
выгодами ради общего блага. Предоставляя детям максимум самостоятельности
в свободных играх, педагог, по мнению Е.И. Тихеевой, должен отвлекат