Напоминание

"Поддержка эмоционального здоровья педагога"


Авторы: Кузнецова Галина Геннадьевна, Галина Геннадьевна Кузнецова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Братск Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поддержка эмоционального здоровья педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 95»

Муниципального образования города Братска

Практические рекомендации

«Поддержка эмоционального здоровья педагога»

Составила педагог-психолог:

Кузнецова Галина Геннадьевна

г. Братск, 2020г.

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз хотя есть и

противоположная точка зрения, а тем более не приговор. Так что чем раньше

начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще

лучше выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное

общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор.

Данные методические рекомендации

будут полезны педагогам,

педагогам-психологам общеобразовательных и образовательных учреждений

города и могут являться основой для проведения семинаров, мастер-классов с

педагогами, а так же использоваться в индивидуальной работе с педагогами.

1. Упражнение «Главное - второстепенное».

Цель: самоанализ приоритетов жизненных ценностей.

Инструкция: «Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в

настоящее время наиболее важны. На первом месте самое важное, и т.д.»

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя как будто вам

сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами,

домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые

грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы

сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что

второстепенное.

Например, вы можете о том, как много времени и сил отдавали какому-

то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только

казалось вам очень важным.

А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте

список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от

лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.

(Участники сравнивают два списка и обсуждают результаты).

Ведущий подводит к мысли о том, что необходимо правильно выстраивать

жизненные приоритеты.

2. Упражнение “Ведро мусора”.

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди

комнаты

ставится

символическое

ведро

для

мусора.

Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно

постоянно освобождать.

Инструкция: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор

постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться,

люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас

накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида,

страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные

обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные

чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и т. п.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и

выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

3. Упражнение «Прощай, напряжение».

Цель: снятие излишнего напряжения.

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный

лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте

подальше». Анализ: - Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

4. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического

напряжения».

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и

снятие излишнего напряжения, освоение приемов саморегуляции.

Этот

метод

включает

в

себя

упражнения

по

произвольному

напряжению и расслаблению основных мышечных групп.

5. Упражнение «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи

и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо

пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.

Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое».

6. Упражнение «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени

(ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно

представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно

его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.

Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон

находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и

запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно

двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».

7. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция:

«Встаньте,

руки

поднимите

вверх,

закройте

глаза.

Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего

тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти

ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под

действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте

постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до

достижения оптимального психоэмоционального состояния».

8. Упражнение «Замок».

Инструкция:

«Сложите

руки

«в

замок»

за

спиной.

Так

как

отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите

руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с

кистей.

Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и

руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит

выброс «гормона счастья»).

Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При

улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении.

Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки.

Сохраните это состояние».

9. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно,

поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё

имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга.

Получается

солнце.

Над

каждым

лучом

записывается

качество,

характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей

(ясное

представление

себя)

и

преобладание

положительных

качеств

(позитивное восприятие себя).

10. Упражнение «Именно сегодня».

Цель: развитие позитивного мышления, помощь в обретении состояния

внутренней стабильности, обучение самопрограммированию.

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о

своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят

человеку

о

его

возможностях,

о

скрытых

резервах

в

духовной,

интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

-Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

-Сформулируйте

текст

программы,

для

усиления

эффекта

можно

использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

— Мысленно повторите его несколько раз.

11. Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят

различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы

по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это

ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку,

проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет

сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам,

рукам, спине».

Анализ: Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам

прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

- Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

12. Упражнение «Дружественная ладошка».

Инструкция: «Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое

имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть

каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев

ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание».

Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают

об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.

13. Упражнение «Молодец!»

Цель:

оптимизация

самооценки

педагогов,

снятие

эмоционального

напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать

лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны

говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего

партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты

молодец — два!» и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга

по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется.

Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до

тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

14. Упражнение «Моя аффирмация».

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия,

закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и

оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями.

Инструкция: «Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными

утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится,

можете вытянуть другую, которая вам близка».

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После

завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от

этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта;

положительный настрой.



В раздел образования