Авторы: Кузнецова Галина Геннадьевна, Галина Геннадьевна Кузнецова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Братск Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поддержка эмоционального здоровья педагога"
Раздел: дошкольное образование
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 95»
Муниципального образования города Братска
Практические рекомендации
«Поддержка эмоционального здоровья педагога»
Составила педагог-психолог:
Кузнецова Галина Геннадьевна
г. Братск, 2020г.
Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз хотя есть и
противоположная точка зрения, а тем более не приговор. Так что чем раньше
начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще
лучше выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное
общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор.
Данные методические рекомендации
будут полезны педагогам,
педагогам-психологам общеобразовательных и образовательных учреждений
города и могут являться основой для проведения семинаров, мастер-классов с
педагогами, а так же использоваться в индивидуальной работе с педагогами.
1. Упражнение «Главное - второстепенное».
Цель: самоанализ приоритетов жизненных ценностей.
Инструкция: «Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в
настоящее время наиболее важны. На первом месте самое важное, и т.д.»
А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя как будто вам
сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами,
домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые
грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы
сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что
второстепенное.
Например, вы можете о том, как много времени и сил отдавали какому-
то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только
казалось вам очень важным.
А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте
список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от
лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.
(Участники сравнивают два списка и обсуждают результаты).
Ведущий подводит к мысли о том, что необходимо правильно выстраивать
жизненные приоритеты.
2. Упражнение “Ведро мусора”.
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Посреди
комнаты
ставится
символическое
ведро
для
мусора.
Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно
постоянно освобождать.
Инструкция: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор
постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться,
люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас
накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида,
страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные
обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные
чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и т. п.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и
выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
3. Упражнение «Прощай, напряжение».
Цель: снятие излишнего напряжения.
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный
лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте
подальше». Анализ: - Как вы себя чувствуете?
Расстались ли вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения.
4. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического
напряжения».
Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и
снятие излишнего напряжения, освоение приемов саморегуляции.
Этот
метод
включает
в
себя
упражнения
по
произвольному
напряжению и расслаблению основных мышечных групп.
5. Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Инструкция: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи
и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо
пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.
Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое».
6. Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени
(ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно
представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно
его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.
Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон
находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и
запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно
двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя».
7. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция:
«Встаньте,
руки
поднимите
вверх,
закройте
глаза.
Представьте, что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего
тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти
ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под
действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте
постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до
достижения оптимального психоэмоционального состояния».
8. Упражнение «Замок».
Инструкция:
«Сложите
руки
«в
замок»
за
спиной.
Так
как
отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите
руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с
кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и
руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит
выброс «гормона счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При
улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении.
Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки.
Сохраните это состояние».
9. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно,
поиск и утверждение своих положительных качеств.
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё
имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга.
Получается
солнце.
Над
каждым
лучом
записывается
качество,
характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей
(ясное
представление
себя)
и
преобладание
положительных
качеств
(позитивное восприятие себя).
10. Упражнение «Именно сегодня».
Цель: развитие позитивного мышления, помощь в обретении состояния
внутренней стабильности, обучение самопрограммированию.
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о
своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят
человеку
о
его
возможностях,
о
скрытых
резервах
в
духовной,
интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
-Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
-Сформулируйте
текст
программы,
для
усиления
эффекта
можно
использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
— Мысленно повторите его несколько раз.
11. Упражнение «Волшебный лес чудес».
Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят
различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы
по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это
ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку,
проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет
сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам,
рукам, спине».
Анализ: Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам
прикасались участники группы?
Ваши чувства, когда вы были деревьями?
- Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.
12. Упражнение «Дружественная ладошка».
Инструкция: «Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое
имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть
каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев
ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание».
Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают
об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.
13. Упражнение «Молодец!»
Цель:
оптимизация
самооценки
педагогов,
снятие
эмоционального
напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать
лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны
говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего
партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты
молодец — два!» и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга
по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется.
Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до
тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
14. Упражнение «Моя аффирмация».
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия,
закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и
оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями.
Инструкция: «Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными
утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится,
можете вытянуть другую, которая вам близка».
Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После
завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от
этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта;
положительный настрой.