Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание в разновозрастной группе"


Автор: Соколова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Петропавловская СОШ дошкольная группа
Населённый пункт: С.ПЕТРОПАВЛОВКА
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание в разновозрастной группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно -патриотическое

воспитание детей в разновозрастной

дошкольной группе.

Воспитатель Соколова Людмила.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса

воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень

любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все

инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это

время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности

для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,

процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя

в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее

благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так

как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а

иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в

социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах

общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания

подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых

направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и

развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её

интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи

становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые

характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная

часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения

и становления личности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего

гражданина.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная

деятельность органов государственной власти и общественных организаций по

формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности

своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и

конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель: патриотического воспитания детей дошкольного возраста – прививать

любовь к Родине , родному краю, воспитывать гордость за свое Отечество,

гордость за его многонациональную культуру.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства

сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному

наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя

своего народа.

3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, за малую родину.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник

укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих

детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Концепция патриотического

воспитания граждан РФ.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,

детскому саду, города) ;

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к

ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей

Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества,

художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими.

Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и

праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах,

столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с

названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений

о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной

природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию

- создание развивающей среды по нравственно–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях,

чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и

стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для

детей, целенаправленные игры ;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный

зал) .

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья - Детский сад – Родное село - Родная страна - Наша Армия .

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач

нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему

содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими,

желание сохранить, приумножить богатства страны.

Семья- часть Родины.

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом..

В семейном кругу все корни твои...

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ – родительский дом.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают

ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка,

заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба,

взаимопомощь важны для человека Сказка ежедневно приходит к детям перед

сном.. Загадки, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они

воспринимаются ребёнком легко, естественно. Отбирая данные пословицы,

необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей

дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о

Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и

др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между

собой. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями,

полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют

формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без

хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и

др.

Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей

стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле

постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого

педагога, знакомящего ребёнка с Родиной., с малой родиной , со своим селом, с

его красотой, С людьми , которые здесь живут и трудятся ребенок знакомится

через выставки , экскурсии , встречи с родителями разных профессий.

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное.

Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром,

направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание

патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается

любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к селу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им.

Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и

эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того чтобы

чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше

увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников

вносящих вклад в общее дело. Для этого в саду проводятся выставки «Мой край

родной Петропавловка» , « Моя семья», « Моя мама почтальон»,спортивные

досуги « Мама, папа , я – дружная Семья» , праздники «Мамочка милая мама

моя», «День матери» « Бабушка любимая» и др. беседы о родном селе : его

рождении , его традициях , его наречии ,его промыслах , народных костюмах.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и

патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое

человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не

может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к

Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для

русского народа. Это не просто сведения, которые получают дети . Это истины,

которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и

поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная

заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний. В связи с

этим создана летопись села Петропавловка силами воспитателя ,библиотекаря

ДК села ,учителем Петропавловской СОШ.В ней отражено прошлое и настоящее

села .Большой помощью в работе является материал о знакомстве детей с

символами России , г ,Лиски , г.Воронеж. Это фотографии , это музыка , это стихи.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с

малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит

своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и методы

патриотического воспитания в ДОУ.

Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература,

изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И.

Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали

природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П.

Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы отбирались только

высокохудожественные произведения.

Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен

революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей

патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям,

традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить

дошкольников с историей создания нашего государства., Также с историей

городов Воронеж и Лиски , с историей родного села. Петропавловка.

Большое значение в детском саду придается героико - патриотическому

воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой

Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как

сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать

им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В

этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления

взрослых. Музей в школе ,комната старины , оформление уголка книги , рассказы

очевидцев (встречи с ветеранами), и многое другое…и главное, что в селе есть

свои герои на которых можно равняться.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение

к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние

маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем

родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы

настоящим человеком .Разучивание с детьми потешек на занятиях не только

знакомит с фольклором , но и развивает память ,обогащает словарный запас.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного

музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В

результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу,

восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня

способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание

детей. Песня «Золотые колоски» очень подходит для воспитания любви к родному

краю.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе,

окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических

чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому

необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с

этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению,

хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут

выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у

ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у

детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует

вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину: знаменитых ученых,

изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников.

Познакомить детей с лучшими качествами российского народа.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать

предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно -

патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно

рассматривать пособия:

• Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных

населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы

живём, закрепить знания о богатстве нашей страны.

• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг России. Во

время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов. Белый

цвет – цвет мира, синий цвет - верность России, красный цвет - кровь, пролитая за

Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России. Альбом

«Наша малая Родина» дает представление о селе, его возникновении и развитии

до наших дней., в котором есть фотографии старого села и нового.

• Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад,

другая на восток. Это обозначает что наше государство большое, сильное. В

лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке находится портрет

президента нашей страны В. Путина. Дети должны знать нашего руководителя

страны. Также в уголке находятся символы г.Лиски и г, Воронеж и Герб и Гимн

Чеченской республики ( в группе есть дети из Чеченской республики).Фотографии

главы администрации г.Лиски и г.Воронеж.

• Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о

военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. У детей

воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но

почетной обязанности - защищать нашу Родину. А также альбом о Сергее

Кубышкине ( в честь него названа улица села) . Он герой Афганистана.. Альбом

«Мой папа защищал Родину» и др.

Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям

народа, к народному творчеству.

Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного

искусства. Комната старины способствует знакомству с предметами декоративно-

прикладного искусства наших сельчан., знакомит с предметами старины, с бытом

сельчан.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства

оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание

патриотических чувств.

На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и с

предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои

впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Заслуживают внимания коллективные

работы дошкольников по мотивам дымковских игрушек, хохломы, русских кружев.

В группе организован уголок творчества, где дети в свободное время могут

рассмотреть народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства

(или альбомы с их изображением). Все это обогащает и углубляет детские

представления об искусстве, языке и быте разных народов.

Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, знакомим их с

репродукциями, альбомами, рассказывающими о резьбе по дереву, организуем

встречи с народными умельцами.

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и

культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом

культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.

Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная

деятельность детей.

Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и

понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и

родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют

наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны,

можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В

противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому

родителям, воспитателю и учителю стоит задуматься над собственным чувством

любви к Родине.



В раздел образования