Напоминание

«Влияние музыки на воспитание и развитие ребенка»


Автор: Мащенко Татьяна Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние музыки на воспитание и развитие ребенка»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми

Методическая разработка

«Влияние музыки на воспитание и развитие ребенка»

Автор - составитель:

Мащенко Татьяна Валерьевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Пермь 2020

Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание

музыканта, а прежде всего воспитание человека»

Музыка создана человеком и для человека. В ней раскрывается жизнь и

прежде всего его духовный мир. Осознание того, что познавая музыку, дети

изучают

жизнь,

должно

стать

основополагающим

принципом

пронизывающим все виды общения с музыкой. И как прекрасен мир звуков,

который окружает нас повсюду: «Ты откуда русская зародилась музыка? То

ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?». В радости ли? В боли? Или в

птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце

билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала?».

Мир музыки неисчерпаем. Для духовного формирования личности

посредством

музыки

необходимо,

чтобы

произведения,

с

которыми

знакомятся

дети,

были

художественными

и

увлекательными,

а

с

педагогической точки зрения обладали воспитывающей значимостью.

Воздействие

музыки

в

большей

степени

зависит

от

культуры

воспринимающего его человека, от его музыкального опыта, который

приобретается

на

индивидуальных

занятиях,

уроках

сольфеджио,

музыкальной литературе, хора. Дети изучают, знакомятся с творчеством

замечательных русских композиторов таких, как Чайковский, Глинка,

Мусоргский, Римский-Корсаков и др. Их музыка-это русская душа.

Чайковский – сопоставим с Достоевским в литературе, как и

творчество Достоевского, музыка Чайковского раскрывает трагедию русской

души. А Глинка, который первым увидел Россию, народ разнохарактерно –

сопоставим с Пушкиным – оба стояли у колыбели русской классики.

Ученик знающий, любящий и понимающий серьезную музыку обычно

ценит и прелесть легкой музыки, при этом, умеет отличить хорошее от

плохого. Поэтому формирование хорошего вкуса, надо начинать с самого

раннего детства. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная

музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, как и умная,

добрая книга. Только любовь и привычка к подлинному искусству может

стать надежным иммунитетом против пошлости, дурного вкуса.

Формирование духовного мира ребенка должно проходить не только в

урочное время, но педагоги стараются охватить и досуговое время,

посещением концертов, театров, познавательно – развлекательных программ.

И если сегодня мы не научим разумному проведению досуга, завтра

свободное время займет кто-то, чье влияние на ученика далеко не всегда

положительно. Дети, которые посещают наш ДЮЦ «Рифей», находятся

рядом с взрослым наставником, под его педагогическим влиянием.

Хотелось бы рассказать об одной поездке в Чердынь, когда хор

учителей

давал

там

концерт,

на

котором

присутствовали

дети

из

неблагополучных

семей.

К

нашему

удивлению,

выступление

хора

заинтересовало детей. По окончании концерта мы спросили, какое же

произведение больше понравилось, на что услышали ответ от мальчика –

божественная музыка.

Педагоги музыкальной студии занимаются по программе «Мир

музыки», которая является комплексной, интегрированной. Также она

является частью комплексной, интегрированной программы «Образ», несет

единую идею интеграции дополнительного и школьного образования.

Программа «Образ» представляет художественно-эстетическое направление,

которое раскрывает индивидуальные способности и потенциал каждого

ребенка – учащегося класса искусств посредством ведущей творческой

деятельности каждого класса.

Программа «Образ» объединяет не только комплекс музыкальных

предметов, но и выходит на уровень взаимодействия с предметами

общеобразовательной школы, таких как русский язык, литература, история,

математика.

Рассмотрим интеграционные связи предметов музыкального цикла.

Предмет сольфеджио тесно связан с хоровым пением и игрой на

инструменте, где важным моментом является развитие вокально-слуховых

навыков,

без

которых

невозможно

правильное

звукоизвлечение,

интонационно чистое пение, подбор по слуху мелодии и аккомпанимента.

Очевидна связь занятий на инструменте с предметом музыкальной

литературы,

на которых учащиеся знакомятся с творческим наследием

композиторов разных эпох и стилевых направлений.

Слушание

музыки

позволяет

развивать

восприятие

учащихся,

обогащать их музыкальными впечатлениями, формировать художественный

вкус.

В

дальнейшем,

накопленный

опыт,

учащиеся

применяют

в

исполнительской деятельности, это отражается в понимании стиля, жанра,

формы произведения, выразительности исполнения.

Развитие

музыкальной

памяти

и

мышления,

чувства

ритма,

чистой

интонации и другие качества музыканта развиваются в комплексе и на

занятиях по фортепиано, аккордеона, баяна, гитаре.

Комплексный

подход

и

возможность

индивидуального

общения

ученика с педагогом позволяет эффективно развивать те составляющие

музыкальности учащегося, которые требуют особого внимания со стороны

педагога и являются проблематичными для учащегося: чувство ритма,

развитие эмоциональности и раскрепощенности, образного мышления и

другие качества.

Обязательным

шагом

для

развития

детей

является

посещение

симфонических концертов, оперных спектаклей. И какое наслаждение

получают дети, когда могут все это воспринимать музыкально - грамотно.

Эти

посещения

дают

не

только

дополнительные

знания,

но

и

заинтересовывают детей ярким, красочным, богатым миром музыки.

Активно внедряется в работу музыкальной студии интегрированные

процессы, так как они считаются действенным средством воспитания:

музыка - живопись, музыка – поэзия, музыка – театр. Это прекрасная

возможность показать ребенку целостный мир искусства.

Проектная деятельность

В

музыкальной

студии

реализуются

проекты

долгосрочные

и

краткосрочные:

«Сказка в музыке» - интегративный проект совместно с изостудией

«Радуга»;

«Легенды и тайны Седого Урала»

- интегрированный проект с

хореографией, изостудией. Цель проекта: историческая связь времен,

происхождение народных инструментов, истоки народного пения.

«Музыкальные зарисовки» - это совместный проект с изостудией.

Такие

творческие

задания

выявляют

культурно-социальную

ценность

получаемого результата.

Концертная деятельность для музыкантов – это особая атмосфера

вдохновения и творческой самореализации. Именно концертная деятельность

объединяет в едином творческом полете учащихся и педагогов, а для

учащихся имеет огромное воспитательное значение.

Не менее значимыми в воспитательном плане являются такие формы работы

педагогов с учащимися, как музыкальные гостиные и игровые программы.

Музыкальные

гостиные

это

цикл

тематических

концертных

мероприятий для детей и их родителей. Основой для выбора тематики могут

послужить юбилейные даты композиторов, музыкантов, важные события

культуры и истории родного края: «Здравствуй музыка», «Музыканты

шутят», «Мой друг – баян», «Чайковский и Урал», «Этот прекрасный мир

вальса», «Я песне отдал все сполна» (о творчестве М. Дунаевского) и др.

Такие мероприятия интересны учащимся, они развивают кругозор, познания

в области музыкального искусства, истории музыки и пополняют их

музыкально – слуховой опыт.

Музыкально игровые мероприятия

– еще одна интересная форма

работы с учащимися. Они проводятся педагогами музыкальной студии.

Программы интересны не только детям «Рифея», но и учащимся школ

Индустриального района. Программы предназначены для детей разного

возраста от 7 до 15 лет («Музыкальная арена», «Сказка в музыке»,

«Музыкальный лабиринт», «В городе Музыкальске» и др.)

К.С. Станиславский писал: «Я очень благодарен родителям за то,

что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Не сомневаюсь в том,

что это благотворно повлияло на мой слух и выработку вкуса».

Огромная сила детских впечатлений может определить жизнь, судьбу

ученика. Воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные

образы, необходимо учиться с раннего детства, ибо то, что упущено в

детстве, невозможно наверстать в зрелые годы.



В раздел образования