Автор: Мащенко Татьяна Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние музыки на воспитание и развитие ребенка»
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми
Методическая разработка
«Влияние музыки на воспитание и развитие ребенка»
Автор - составитель:
Мащенко Татьяна Валерьевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Пермь 2020
Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание
музыканта, а прежде всего воспитание человека»
Музыка создана человеком и для человека. В ней раскрывается жизнь и
прежде всего его духовный мир. Осознание того, что познавая музыку, дети
изучают
жизнь,
должно
стать
основополагающим
принципом
пронизывающим все виды общения с музыкой. И как прекрасен мир звуков,
который окружает нас повсюду: «Ты откуда русская зародилась музыка? То
ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?». В радости ли? В боли? Или в
птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце
билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала?».
Мир музыки неисчерпаем. Для духовного формирования личности
посредством
музыки
необходимо,
чтобы
произведения,
с
которыми
знакомятся
дети,
были
художественными
и
увлекательными,
а
с
педагогической точки зрения обладали воспитывающей значимостью.
Воздействие
музыки
в
большей
степени
зависит
от
культуры
воспринимающего его человека, от его музыкального опыта, который
приобретается
на
индивидуальных
занятиях,
уроках
сольфеджио,
музыкальной литературе, хора. Дети изучают, знакомятся с творчеством
замечательных русских композиторов таких, как Чайковский, Глинка,
Мусоргский, Римский-Корсаков и др. Их музыка-это русская душа.
Чайковский – сопоставим с Достоевским в литературе, как и
творчество Достоевского, музыка Чайковского раскрывает трагедию русской
души. А Глинка, который первым увидел Россию, народ разнохарактерно –
сопоставим с Пушкиным – оба стояли у колыбели русской классики.
Ученик знающий, любящий и понимающий серьезную музыку обычно
ценит и прелесть легкой музыки, при этом, умеет отличить хорошее от
плохого. Поэтому формирование хорошего вкуса, надо начинать с самого
раннего детства. Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная
музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, как и умная,
добрая книга. Только любовь и привычка к подлинному искусству может
стать надежным иммунитетом против пошлости, дурного вкуса.
Формирование духовного мира ребенка должно проходить не только в
урочное время, но педагоги стараются охватить и досуговое время,
посещением концертов, театров, познавательно – развлекательных программ.
И если сегодня мы не научим разумному проведению досуга, завтра
свободное время займет кто-то, чье влияние на ученика далеко не всегда
положительно. Дети, которые посещают наш ДЮЦ «Рифей», находятся
рядом с взрослым наставником, под его педагогическим влиянием.
Хотелось бы рассказать об одной поездке в Чердынь, когда хор
учителей
давал
там
концерт,
на
котором
присутствовали
дети
из
неблагополучных
семей.
К
нашему
удивлению,
выступление
хора
заинтересовало детей. По окончании концерта мы спросили, какое же
произведение больше понравилось, на что услышали ответ от мальчика –
божественная музыка.
Педагоги музыкальной студии занимаются по программе «Мир
музыки», которая является комплексной, интегрированной. Также она
является частью комплексной, интегрированной программы «Образ», несет
единую идею интеграции дополнительного и школьного образования.
Программа «Образ» представляет художественно-эстетическое направление,
которое раскрывает индивидуальные способности и потенциал каждого
ребенка – учащегося класса искусств посредством ведущей творческой
деятельности каждого класса.
Программа «Образ» объединяет не только комплекс музыкальных
предметов, но и выходит на уровень взаимодействия с предметами
общеобразовательной школы, таких как русский язык, литература, история,
математика.
Рассмотрим интеграционные связи предметов музыкального цикла.
Предмет сольфеджио тесно связан с хоровым пением и игрой на
инструменте, где важным моментом является развитие вокально-слуховых
навыков,
без
которых
невозможно
правильное
звукоизвлечение,
интонационно чистое пение, подбор по слуху мелодии и аккомпанимента.
Очевидна связь занятий на инструменте с предметом музыкальной
литературы,
на которых учащиеся знакомятся с творческим наследием
композиторов разных эпох и стилевых направлений.
Слушание
музыки
позволяет
развивать
восприятие
учащихся,
обогащать их музыкальными впечатлениями, формировать художественный
вкус.
В
дальнейшем,
накопленный
опыт,
учащиеся
применяют
в
исполнительской деятельности, это отражается в понимании стиля, жанра,
формы произведения, выразительности исполнения.
Развитие
музыкальной
памяти
и
мышления,
чувства
ритма,
чистой
интонации и другие качества музыканта развиваются в комплексе и на
занятиях по фортепиано, аккордеона, баяна, гитаре.
Комплексный
подход
и
возможность
индивидуального
общения
ученика с педагогом позволяет эффективно развивать те составляющие
музыкальности учащегося, которые требуют особого внимания со стороны
педагога и являются проблематичными для учащегося: чувство ритма,
развитие эмоциональности и раскрепощенности, образного мышления и
другие качества.
Обязательным
шагом
для
развития
детей
является
посещение
симфонических концертов, оперных спектаклей. И какое наслаждение
получают дети, когда могут все это воспринимать музыкально - грамотно.
Эти
посещения
дают
не
только
дополнительные
знания,
но
и
заинтересовывают детей ярким, красочным, богатым миром музыки.
Активно внедряется в работу музыкальной студии интегрированные
процессы, так как они считаются действенным средством воспитания:
музыка - живопись, музыка – поэзия, музыка – театр. Это прекрасная
возможность показать ребенку целостный мир искусства.
Проектная деятельность
В
музыкальной
студии
реализуются
проекты
долгосрочные
и
краткосрочные:
«Сказка в музыке» - интегративный проект совместно с изостудией
«Радуга»;
«Легенды и тайны Седого Урала»
- интегрированный проект с
хореографией, изостудией. Цель проекта: историческая связь времен,
происхождение народных инструментов, истоки народного пения.
«Музыкальные зарисовки» - это совместный проект с изостудией.
Такие
творческие
задания
выявляют
культурно-социальную
ценность
получаемого результата.
Концертная деятельность для музыкантов – это особая атмосфера
вдохновения и творческой самореализации. Именно концертная деятельность
объединяет в едином творческом полете учащихся и педагогов, а для
учащихся имеет огромное воспитательное значение.
Не менее значимыми в воспитательном плане являются такие формы работы
педагогов с учащимися, как музыкальные гостиные и игровые программы.
Музыкальные
гостиные
–
это
цикл
тематических
концертных
мероприятий для детей и их родителей. Основой для выбора тематики могут
послужить юбилейные даты композиторов, музыкантов, важные события
культуры и истории родного края: «Здравствуй музыка», «Музыканты
шутят», «Мой друг – баян», «Чайковский и Урал», «Этот прекрасный мир
вальса», «Я песне отдал все сполна» (о творчестве М. Дунаевского) и др.
Такие мероприятия интересны учащимся, они развивают кругозор, познания
в области музыкального искусства, истории музыки и пополняют их
музыкально – слуховой опыт.
Музыкально игровые мероприятия
– еще одна интересная форма
работы с учащимися. Они проводятся педагогами музыкальной студии.
Программы интересны не только детям «Рифея», но и учащимся школ
Индустриального района. Программы предназначены для детей разного
возраста от 7 до 15 лет («Музыкальная арена», «Сказка в музыке»,
«Музыкальный лабиринт», «В городе Музыкальске» и др.)
К.С. Станиславский писал: «Я очень благодарен родителям за то,
что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Не сомневаюсь в том,
что это благотворно повлияло на мой слух и выработку вкуса».
Огромная сила детских впечатлений может определить жизнь, судьбу
ученика. Воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные
образы, необходимо учиться с раннего детства, ибо то, что упущено в
детстве, невозможно наверстать в зрелые годы.