Автор: Любовь Владимировна Иванова
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Сотворчество учителя, учащихся в учебном процессе (роль учителя в организации проектной деятельности)
Раздел: среднее образование
Иванова Л.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 9 г.Куйбышева Новосибирской области
Сотворчество учителя, учащихся в учебном процессе (роль учителя в
организации проектной деятельности)
Сотрудничество, сотворчество учителя и ученика можно охарактеризовать как
совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоение
знаний, умения учеников и повышение их мотивации к обучению.
Учебное сотрудничество и сотворчество в учебном процессе представляет собой
разветвленную сеть взаимодействий по направлениям:
1) учитель — ученик (ученики),
2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах),
3) групповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе.
Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную производную от всех других
направлений сотрудничество ученика «с самим собой».
Миссия учителя - возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование
учащихся. В этих условиях формируются действенные знания и происходит личностное
развитие: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, волевое.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном
образовании является деятельностный подход. Реализации данного подхода
способствует проектная деятельность, поскольку в процессе ее осуществления
формируются практически все универсальные учебные действия, прописанные в
Стандарте (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои
возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это
деятельность, направленная на решение проблемы.
Учебный проект с точки зрения учителя - это и задание для учащихся,
сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма
организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат
деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная
на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов – это
совокупность учебно-познавательных приёмов, позволяющих приобретать знания и
умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения заданий с обязательной
презентацией.
Цель работы над проектами: развитие личности и создание основ творческого
потенциала учащихся.
Задачи:
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умения вести диалог, координировать свои действия с партнерами по совместной
деятельности;
-развитие способности доброжелательного чуткого отношения к людям, сопереживания;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации и управлению деятельностью:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего
времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
- формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
4.Формирование умения решать творческие задачи.
5.Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:
1. Погружение в проект:
правильно выбрана тема (тема должна быть интересна и увлекательна)
тема должна быть выполнима
тема должна учитывать возможный уровень, желание и возможности детей
метод трёх вопросов (Что мы знаем? Что мы хотим ещё узнать? Как это узнать? )
2. Разработка плана деятельности:
самостоятельно выбрать тему
разбить детей на группы
распределить обязанности
определить сроки
3. Осуществление деятельности:
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или
опровергающих гипотезу
текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов; консультации
4. Презентация деятельности, подведение итогов:
защита проектов (презентация результатов)
оценка результатов, выявление новых проблем
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных
учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы выбора детей и расширения
поля их выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты
(длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные, и т.д.).
Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках
литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой
личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и
творческой деятельности.
В учебнике литературы, 5-7 класс под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева,
В.И.Коровина (Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования и
Рабочих программ по литературе под ред. В.Я.Коровиной) заложены темы проектов.
Тематика наших проектов (5 класс):
1. Художники- иллюстраторы сказок (исследовательский).
2. Басни дедушки Крылова (творческий).
3. Пушкин в графике (исследовательский).
4. Словесные портреты Герасима в рассказе И.С.Тургенева „Муму“ (исследовательский).
5. «Жилин и Костылин: два характера- две судьбы» (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский
пленник») (исследовательский).
6. Составление комиксов по рассказу А.П.Чехова «Хирургия» (творческий и
исследовательский: знать, что такое эпизод, уметь его выбрать, расположить, найти
правильные цитаты)
7. Конкурс чтецов стихотворений русских поэтов 19 века (творческий).
Тематика наших проектов (6 класс):
1. Русские былины (индивидуальный, исследовательский).
2. Басни дедушки Крылова (исследовательский, практико- ориентированный. Акция по
ПДД).
3. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина (индивидуальный, игровой).
4. Да здравствует Лицей! (коллективный, творческий).
5.Конкурс чтецов стихотворений о родной природе ( коллективный, творческий).
6. Времена года. Весна (творческий с элементами исследования).
Количество проектов практически не изменилось, а количество участников
распределилось от 1-4 (за счет индивидуальных проектов).
Тематика наших проектов (7 класс):
1. Русские былины (индивидуальный, исследовательский).
2. Я- читающий (коллективный, творческий).
3. Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина (индивидуальный, игровой).
4. Диафильм по любимой книге (индивидуальный, творческий с элементами
исследования).
5. М.Ю.Лермонтов Литературные места России (тсследовательский).
Итак, из пяти видов проектов за три года мы выполнили 3: творческий,
исследовательский, игровой. Над информационным проектом мы будем работать только с
8 класса, т.к. сложно учащимся в силу возраста работать со статистическими данными,
изучать опрос общественного мнения.
Результатом работы над проектом обязательно должен быть продукт (выход). В
нашем случае- это праздники, конкурсы чтецов, рассказ о любимой книге, выставка
иллюстраций, фотовыставка, открытые уроки для родителей, выступление перед
учащимися разных классов. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные
задания.
Проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные
образовательные задачи. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям
выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к
последующим делам.
Результатом работы над проектом обязательно должен быть продукт (выход). В
нашем случае- это: праздники, конкурсы чтецов, рассказ о любимой книге, выставка
иллюстраций, фотовыставка, открытые уроки для родителей, выступление перед
учащимися разных классов. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные
задания.
Наш опыт показал, что проектная деятельность, аккумулируя все знания, умения и
навыки учащихся, выводит их на принципиально новую ступень познания и творчества.
В заключение следует отметить, что проектная деятельность носит элемент
творчества, а интерес детей к творческой работе всегда выше и, что особенно важно, такая
работа направлена на формирование общеучебных умений: поиск информации, ее
обработка, умение представить в виде рассказа, создание иллюстраций и презентаций.
Работа над проектом создает навыки публичных выступлений, умения слушать,
анализировать и оценивать информацию, так как по каждому представленному на общее
обозрение материалу необходимо составить свое мнение.
Работа в группах, парах способствует развитию коммуникативной культуры
учащихся.
Метод проектов в настоящее время становится одним из важных факторов в
арсенале педагога современной школы.
Использованная литература:
1.Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание,
1985;
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.В.
Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -
с. 64-110;
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.:
Народное образование, 1998. - с. 60-65.
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2007 г.