Автор: Мязина Людмила Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимирязевская средняя школа МО "Ульяновский район"
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ролевая игра "Приём на работу"
Раздел: полное образование
РОЛЕВАЯ ИГРА
«ПРИЁМ НА РАБОТУ»
Для обучающихся 10-11 классов
Цель: расширение представлений старшеклассников о профессии «рекрутер», по
вопросу
устройства
на
работу;
развитие
навыков
самопрезентации,
умения
производить
впечатление,
обучение
навыкам
эффективного
поведения
на
собеседовании.
Задачи:
- развитие навыков представления себя, своих достижений;
- развитие умения убеждать, аргументировать свою позицию;
- развитие навыков правильного построения деловой беседы;
- овладение практическими навыками написания резюме;
-
способствовать
осмыслению
учащимися
значимости
владения
навыками
самопрезентации,
умения
правильно
преподнести
себя
на
собеседовании
для
достижения успеха;
- совершенствование навыков конструктивного взаимодействия, сотрудничества.
Оснащение: карточки в помощь участникам игры: «Вопросы, которые можно
задать на собеседовании соискателю» (Приложение 1), «Резюме. Одна из
форм
со ст авления
ре зюме»
(Приложение
2);
памятка
д л я
старшеклассников «Как вести себя на собеседовании» (приложение 3)
Вводное слово ведущего
Самопрезентация
–
это
один
из
конструктивных
видов
влияния
на
окружающих,
который
предполагает
демонстрацию
человеком
своих
возможностей,
свидетельств
своей
компетентности.
У
каждого
человека
есть
стремление, потребность быть оценённым по достоинству. Предъявление своего
диплома об образовании, каких-то сертификатов, отзывов – это только одно из
средств самопрезентации. Но данные документы не дают полного представления
о человеке. Поэтому важно уметь так преподнести себя, чтобы о вас сложилось
положительное впечатление.
Сегодня
вам
предоставляется
возможность
потренироваться
в
умении
представлять себя, в умении убеждать, приводить серьёзные аргументы в защиту
своей позиции.
Информация для старшеклассников
Рекрутер (менеджер по подбору персонала) – подбирает кандидатов на ту или
иную
должность,
проводит
собеседования,
сравнивает
с
другими,
предлагает
подходящих кандидатов работодателю.
Соискатель работы – это человек, который претендует занять свободную вакансию
на том или ином предприятии (то есть, это тот, кто ищет работу).
Подготовительный этап
Представьте себе, что вы выпускник института и находитесь в поисках
работы.
1
Вы приходите в офис и видите секретаря, которая вправе решать, допускать
вас
к
начальнику
или
нет.
Если
она
примет
положительное
решение
относительно вашей кандидатуры, вам предстоит разговор с начальником. Если
нет, увы…
Здесь
вам
нужно
будет
применить
способы
установления
контакта,
продемонстрировать умение слушать и т.д.
И самое главное, Вам нужно будет убедить потенциального работодателя
в том, что вы лучший кандидат на должность (заявленную вакансию).
Игра проходит в 2 вариантах.
Первый вариант: вам нужна работа, вы идёте мимо офиса и увидели объявление
о том, что требуется…
Решил зайти и попробовать устроиться на работу (эту роль будет выполнять
один из соискателей).
Второй вариант: вы нашли информацию в интернете о том, что некой фирме
требуются работники, предварительно созвонились и подготовились к встрече
(эту роль выполняют два других претендента на должность). Подготовка к
встрече подразумевает составление резюме.
Для игры нужно выбрать 6 человек:
- для исполнения роли директора фирмы,
- для исполнения роли рекрутера,
- для исполнения роли секретаря директора,
- 3 человека – для роли соискателей работы.
Задачи директора, рекрутера, секретаря:
придумать
название
фирмы,
направление
деятельности
фирмы,
вакансии;
подготовить вопросы, которые будут заданы соискателям
Задачи соискателей:
составить резюме;
установить контакт с секретарём;
установить контакт с директором фирмы, рекрутером (применить способы
установления контакта);
выяснить требования, которые предъявляются к специалисту;
подготовить не менее 5 вопросов, которые задаст работодателю претендент;
отработать версии самопрезентации;
убедить работодателя в том, что лучшей кандидатуры ему не найти.
Таким образом, соискатель работы должен заявить о себе как о самом подходящем
кандидате на должность.
На объявленную должность может быть принят только один претендент.
Проведение игры
Участникам
игры,
выбранным
на
роли
рекрутера,
директора
фирмы,
предоставляется карточка «Вопросы, которые можно задать на собеседовании
соискателю»
2
Участникам
игры,
выбранным
на
роли
соискателей,
осуществляющих
подготовку
к
встрече
с
рекрутером
и
потенциальным
работодателем,
предоставляется карточка «Резюме. Одна из форм составления резюме».
Разыгрываются
ситуации
взаимодействия
соискателей
с
секретарём,
с
рекрутером и потенциальным работодателем.
Пока соискатель, случайно увидевший объявление, беседует с секретарём,
стараясь попасть на приём к работодателю, проходит собеседование, два других
претендента готовятся к встрече (составляют резюме).
После проведённых собеседований директор фирмы и рекрутер обсуждают
кандидатов, рекрутер обязательно высказывает своё мнение, предлагает наиболее
подходящего, по его мнению, кандидата.
В конце директор объявляет свой выбор: кого из претендентов он берёт на
работу.
Заключительный этап
Обсуждение
-
Какой вариант игры был результативнее и почему?
-
Почему, по вашему мнению, был сделан выбор данной кандидатуры?
-
Что чувствовали участники игры?
-
Что можно было сделать по-другому?
-
Что помогло прийти к положительному результату собеседования?
По окончании игры старшеклассникам раздаются памятки «Как вести себя на
собеседовании»
Рефлексия. Упражнение «Закончи предложение»
В игре для меня было интересно…
Для себя я сделал(а) выводы, что…
Теперь я знаю…
Для меня было трудно…
Я понял(а)…
Меня удивило…
В помощь участникам игры
Приложение
1.
«Вопросы,
которые
можно
задать
на
собеседовании
соискателю»
(Рекрутеру и директору фирмы)
2.
Расскажите немного о себе.
3.
Какие видите в жизни сложности и как с ними справляетесь?
4.
Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?
5.
Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? В чём ваши
преимущества перед другими кандидатами?
6.
Какие ваши сильные стороны?
7.
Какие ваши слабые стороны?
8.
Получали ли вы другие предложения о работе?
3
9.
Не
помешает
ли
ваша
личная
жизнь
данной
работе,
связанной
с
дополнительными нагрузками?
10.На какую зарплату вы рассчитываете?
11.Как вы представляете своё положение через 5 (десять) лет?
12.В какие сроки вы бы могли приступить к работе?
13.За что вас критиковали последние 3-4 года?
14.Чем вы любите заниматься в свободное время?
15.Вы чаще соглашаетесь или спорите? Почему?
16.В каких ситуациях вам не удалось добиться успеха? Почему?
17.Как
вы
относитесь
к
методу
принуждения
и
угроз
по
отношению
к
подчинённым? В каком случае следует прибегать к угрозам?
18.Часто ли вы используете похвалу в адрес других людей? В каких ситуациях
вы это делаете?
19.Человеку свойственно приукрашивать себя, устраиваясь на работу. В чём вы
приукрасили себя?
Приложение 2. «Резюме. Одна из форм составления резюме» (соискателям)
Резюме
–
краткое
описание
с
предоставлением
основных
фактов
и
важных
деталей из вашей биографии, информация о ваших профессиональных и
личностных
качествах,
которые
могут
заинтересовать
потенциального
работодателя.
ФИО, адрес проживания, телефон
Личная презентация
Личные качества (какой по характеру человек)
Навыки и умения
Достижения за последнее время (в учёбе, в работе)
Интересы, увлечения, членство в организациях (клубы, спортсекции и т.д.)
Планы на будущее, карьера
Образование
Школа (в какой учился, когда закончил)
Профессиональные учебные заведения (какое, когда закончил)
Курсы
Какие курсы дополнительно закончил или посещаешь
Опыт работы (где работал, кем; если не работал, почему)
Рекомендации
Укажи координаты 1-2 людей, которые могли бы написать о тебе положительный
отзыв (не должны быть родственниками)
Приложение 3. Памятка «Как вести себя на собеседовании»
Собеседование
(интервью) – это обмен информацией между консультантом
организации и кандидатом на занятие вакантной должности, в ходе которого
консультант составляет мнение по двум основным вопросам:
может ли кандидат успешно работать в данной организации (способности
кандидата);
4
будет ли кандидат успешно работать в данной организации (мотивация
кандидата).
Типичные ошибки многих соискателей на собеседовании:
несоответствующий внешний вид;
непунктуальность,
невыключенные мобильные телефоны.
Подготовка к собеседованию
Отнеситесь внимательно к сбору документов. Необходимо подготовить
своё досье и брать его на каждое собеседование.
Продумайте
внешний вид. Внешний вид и манера держаться имеют
большое значение и практически определяют первое впечатление.
Будьте
пунктуальны.
Приходите
за
15
минут
раньше
назначенного
времени. Этим вы проявите уважение к проводящему собеседование и
покажете, что вы цените его время.
Подготовьте
список
своих
вопросов
к
работодателю,
выпишите
их
и
имейте под рукой.
Документы, которые Вам пригодятся:
развёрнутое резюме (желательно в 2 экземплярах);
паспорт;
диплом об образовании (обязательно должен быть вкладыш);
документы о дополнительном образовании, курсах.
Вопросы, которые Вам зададут наверняка
► Расскажите кратко о себе.
► На какой должности Вы себя видите через пару (или пять)
лет?
► Почему Вы хотите работать у нас?
► Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность? В
чём Ваши преимущества перед другими кандидатами?
► Назовите Ваши сильные и слабые стороны.
► Почему вы ушли с предыдущей работы?
► Расскажите о Ваших неудачах.
► На какую зарплату Вы рассчитываете?
Как отвечать на вопросы?
Кратко и честно!
К вопросу о заработной плате.
Самым грубым нарушением в начале собеседования является вопрос кандидата о
том, сколько ему собираются платить. За этим вопросом - вполне прогнозируемое
завершение собеседование как такового. Вероятно, что вас ожидает отказ при
найме на работу.
Существуют две прописные истины:
1.
вопрос о заработной плате поднимает сам работодатель;
2.
этот аспект обсуждается в финале разговора.
Помните! Успех находит лишь тех, кто всеми силами спешит к нему, шаг за
шагом преодолевая препятствия на своём пути.
5