Автор: Крюкова Анна Геннадьевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: СПБ ГБСУСО ПНИ № 6 ЦСРИТВ
Населённый пункт: СПБ
Наименование материала: ПРОГРАММА ДООП " АЗБУКА РУЧНОГО ШИТЬЯ"
Тема: ПРОГРАММА ДООП
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания
«Психоневрологический интернат №6»
Центр социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста
Принято
На заседании
Педагогического
совета
№___от «___» _____201__г.
Утверждено
Приказом
№____от________201__г.
И. о. директора СПб ГБСУСО
«Психоневрологический интернат №6»
________________Денисюк С. А.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Азбука ручного шитья»
Возраст обучающихся от 18 до 45лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Воспитатель
Крюкова Анна Геннадьевна
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка.
Нормативно правовая база:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей.
Программа «Азбука ручного шитья» предназначена для
реализации СП ГБСУСО «Психоневрологический интернат №6»
ЦСРИТВ для обучающихся в возрасте от 18 до 45 лет. Занятия по
программе позволяют получить первоначальные теоретические, а
главное практические знания, по ручному шитью требующемуся в
повседневной жизни. Это мелкий ремонт одежды, изготовление
необходимых в быту вещей, сувениров и т. д. В дальнейшем
приобретённые специальные умения могут оказаться полезными
для профессиональной ориентации обучающихся.
Сегодня от молодых людей, начинающих трудовую деятельность, требуется
не только наличие профессиональных навыков, но и способность к
творчеству, умение креативно мыслить, что позволяет находить
оригинальные решения сложных проблем, способствует профессиональному
росту в будущем, создает ситуацию успеха. Творчеством пронизана вся
деятельность обучающихся по программе Педагог нацеливает обучающихся
на решение сложных задач. Успех обучающихся дает им стимул,
способствует развитию самостоятельности мышления, мотивирует на
создание более сложных и интересных работ, создает благоприятные условия
для обучающихся с разным уровнем подготовки.
Обучение по данной программе не только способствует приобретению
специальных знаний по данному виду деятельности (технических умений и
навыков), но и расширяет кругозор, развивает логическое мышление,
художественный вкус, формирует творческий потенциал. Занятия
рукоделием способствуют развитию мелкой моторики, формируют
самостоятельность мышления, развивают творческие способности и
эстетический вкус. Радость творчества, особая эмоциональная и
нравственная атмосфера занятий положительно влияют на формирование
духовно-нравственного мировоззрения, коммуникативную культуру.
Обучающиеся по программе получают первые профессиональные навыки и
по завершении обучения могут сделать свой профессиональный выбор в
пользу профессии швеи или наоборот понять, что эта профессия им не
подходит.
Направленность программы «Азбука ручного шитья» - художественно-
эстетическая
2
Актуальность программы.
•
организует занятость обучающихся в свободное время;
•
помогает организовать полноценный досуг обучающихся, через занятия
интересным и любимым делом;
•
в полной мере помогает развитию талантов обучающихся;
•
помогает адаптации в обществе обучающихся с определенными
особенностями развития;
•
носит профориентационную направленность
•
дает знания, навыки и умения, которые в полной мере пригодятся
обучающимся в самостоятельной жизни.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
она разработана на основе опыта , наблюдений и знания
потребностей и желаний обучающихся в СПб ГБСУСО
«Психоневрологический интернат №6» ЦСРИТВ, она не только
отвечает их интересам, их потребностям и желаниям, но и
учитывает психологические и физические особенности
обучающиеся данного возраста.
Программа состоит из определенного количества тем, которые составлены
по возрастанию степени сложности как теоретического, так и практического
материала. Это позволяет обучающимся с разным уровнем подготовки и с
разными способностями поэтапно, успешно и основательно овладевать
данной программой. Принцип «от простого к сложному» рассматривается во
всех аспектах:
•
ткани, используемые для шитья (ситец, сатин, фланель на начальном
этапе; далее трикотаж, более сложный в работе; в завершении – флок);
•
навыки кроя и шитья (от простой прихватки, состоящих из двух
деталей, до сложных образцов с элементами вышивки и аппликации);
•
преемственность тем (усложнение и закрепление полученных ранее
навыков на всех этапах работы);
•
внешнее оформление работы (от выбора готовой фурнитуры до
самостоятельной разработки внешнего вида с использованием
вышивальных швов).
Использование современных образовательных технологий
позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и
развития личности.
Занятия носят комплексный характер, включают в себя теоретическую и
практическую подготовку:
•
рассматривание образцов;
•
беседы педагога с воспитанниками о тканях, их свойствах, процессе
кроя, способах соединения деталей;
•
самостоятельную работу воспитанников;
•
консультативную работу педагога в процессе занятия;
3
•
изготовление изделий по образцу.
Адресат программы.
Характеристика участников образовательного процесса.
Занятия по программе «Азбука ручного шитья» – групповые. В
реализации программы принимают участие обучающиеся без
ограничения по возрасту, на основе добровольного вступления, без
предварительной подготовки. Обучающиеся объединяются в группы
по 2 – 3 человека.
Программа «Азбука ручного шитья» рассчитана на 1 год обучения.
Программа 84 часа (1 раз в неделю по 2 сдвоенных академических часа
-пара),
Цель программы. Дать практические умения по шитью, которые
пригодятся в самостоятельной жизни.
Задачи:
Воспитательные:
•
формировать уважительное отношение к окружающим,
самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
•
развивать навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
•
формировать бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей.
•
формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развивающие:
•
развивать эстетический и художественный вкус в процессе работы;
•
раскрыть творческий потенциал;
•
развивать мелкую моторику рук, глазомер, графические умения;
•
развивать интерес к избранному виду деятельности.
Обучающие:
•
развитие познавательного интереса к различным техникам шитья;
•
приобретение знаний о шитье, крое, конструировании и
моделировании;
•
овладение искусством цветовых сочетаний;
•
изучение возможностей корректировки выкройки;
•
изучение технологических процессов шитья из разных материалов
(кожи, меха, ткани);
•
научить применять полученные умения, навыки на практике.
Условия реализации программы.
4
Обучение проводится на русском языке в очной форме. К освоению
программы допускаются лица без предъявления требований к уровню
подготовки. Набор и формирование групп осуществляется на добровольной
основе, с учетом рекомендаций ПМПК.
Программа рассчитана 2019-2020 год обучения. Количество обучающихся 14
человек.
Занятия проходятся 1 раз в неделю.45 минут занятие 45 минут занятие (пара)
без перерыва
Форма организации деятельности учащихся- групповая.
Формы проведения занятий:
Рассказ-информация, час вопросов и ответов, выставки, конкурсы
практическая деятельность.
Кадровое обеспечение.
Занятие проводит педагог дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение:
•
кабинет для занятий, соответствующий требованиям СЭС;
•
столы, стулья, шкафы для хранения материалов и инструментов, шкафы
выставочные;
•
ножницы, иглы швейные, булавки, линейки, циркуль, клей, скотч;
•
доска гладильная, утюг;
•
ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры, портновские мелки;
•
книги, журналы;
•
картон, альбомы для рисования, ватман, копировальная бумага;
•
шаблоны игрушек, алфавитный список выкроек, система хранения
выкроек;
•
ткани, искусственный мех, набивочные материалы;
•
нитки швейные, нитки-мулине, пряжа;
•
пуговицы, бусины, бисер, декоративная тесьма, ленты.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
•
ответственное отношение к труду, качеству своей деятельности;
•
готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
•
умение общаться и сотрудничать в процессе образовательной,
общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
•
ответственное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других обучающихся;
•
владение навыками сотрудничества с педагогом и обучающимися в
разных социальных ситуациях;
•
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Метапредметные:
5
•
научатся планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•
будут имеют навыки самостоятельного выполнения практических работ
по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
•
научаться понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способны конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Образовательные:
•
смогут применять нормы и правила безопасности труда, пожарной
безопасности, правил санитарии и гигиены;
•
будут применять приобретенные знания и умения для творческого
решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
•
научаться работать с различными материалами и инструментами в
данной области декоративно-прикладного творчества;
•
смогут рационально использовать учебную и дополнительную
техническую и технологическую информацию.
Учебный план на 2019-2020 г.
№
п/
п
Название раздела
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное
занятие.
Краткие
сведения об
инструментах,
приспособлениях,
материалах.
Организация
рабочего места
2
2
-
наблюдение
2
П
р
а
в
и
л
а
п
о
л
ь
2
1
1
Ответы на
вопросы
6
з
о
в
а
н
и
я
у
т
ю
г
о
м
.
П
о
д
г
о
т
о
в
к
а
т
к
а
н
и
к
р
а
б
о
т
е
.
Р
а
б
о
т
а
с
7
л
е
к
а
л
о
м
.
3
В
и
д
ы
р
у
ч
н
ы
х
ш
в
о
в
.
2
2
Ответы на
вопросы
4
«Сметочный
шов».
2
-
2
Наблюдение
5
Т
е
х
н
о
л
о
г
и
я
и
з
г
о
т
о
2
1
1
Ответы на
вопросы
8
в
л
е
н
и
я
п
р
и
х
в
а
т
к
и
«
р
у
к
а
в
и
ц
а
»
.
П
о
с
т
р
о
е
н
и
е
л
е
к
а
л
а
«
р
9
у
к
а
в
и
ц
ы
»
(
п
р
и
х
в
а
т
к
а
)
6
Работа с лекалом.
Выкраивание
прихватки
«Рукавица» по
лекалу. Работа с
синтепоном.
2
2
Наблюдение
7
Изготовление
прихватки
«Сметочный
шов»
6
1
5
Тест
8
Шов «Назад
иголка»
4
1
3
Наблюдение
9
З
а
в
е
р
ш
е
н
и
е
и
з
г
4
4
Контрольные
задания
10
о
т
о
в
л
е
н
и
я
п
р
и
х
в
а
т
к
и
«
Р
у
к
а
в
и
ц
а
»
10
Петельный шов.
2
2
Наблюдение
11
Изготовление
прорезной петли
на одежде и
обработка ее
петельным швом
2
2
Наблюдение
12
Изготовление
подставки для
чашки с
применением
петельного шва.
6
1
5
Наблюдение
13
Новогодний
сувенир.
10
1
7
Наблюдение
14
Выставка
готовых работ
2
2
11
15
Тамбурный шов
4
1
3
Наблюдение
16
Салфетка с
отделкой
тамбурным швом.
6
6
Наблюдение
17
Изготовление
вешалки.
2
1
1
Наблюдение
18
Изготовление
чехла на табурет.
6
1
5
Наблюдение
19
«Потайной шов»
2
2
Наблюдение
20
Ремонт одежды
«потайным»
швом
2
2
Контрольное
задание
21
Пришивание
пуговиц
2
1
2
Наблюдение
22
Аппликация из
пуговиц
4
1
3
Наблюдение
23
Декоративные
заплатки.
2
3
Наблюдение
24
Аппликация из
ткани
4
1
3
Наблюдение
25
Заключительное
занятие
2
2
Итог
84
18
66
Педагогические технологии, используемые при реализации программы
«Азбука ручного шитья»:
•
Здоровье сберегающие технологии
•
Технология дифференцированного обучения.
•
Технология группового обучения.
•
Педагогика сотрудничества.
Оценочные материалы.
Формы и способы проверки результатов усвоения программы.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение определенным знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся.
Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:
•
Личностные
•
Учебные
Методическое обеспечение образовательной
программы
«Азбука ручного шитья»
12
№ Тема занятия
Методический и дидактический
материал
1
Вводное занятие.
Краткие сведения
об инструментах,
приспособлениях,
материалах.
Организация
рабочего места.
Плакат по технике безопасности
Папка – пособий. Коллекция тканей. Плакат
«Ручные, декоративные швы». Презентация
«Искусство ручного шитья». Коллекция
готовых изделий, сшитых вручную.
Коллекция ниток. Плакат «Цветовое
решение»
Плакат по технике безопасности
Раздаточный материал.
2
Правила
пользования
утюгом.
Подготовка ткани к
работе. Работа с
лекалом.
Плакат по технике безопасности.
Гладильная доска. Утюг
3
Виды ручных
швов.
Плакат «Виды ручных швов».
Набор картона Раздаточный
материал.
4
«Сметочный шов».
Коллекция ниток. Карточки
«Сметочный шов». Набор картона.
Набор ткани. Раздаточный
материал.
5
Технология
изготовления
прихватки
«рукавица».
Построение лекала
«рукавицы»
(прихватка)
Образцы Прихваток рукавица.
Цветовой круг.
Раздаточный материал. Картон.
Раздаточный материал
6
Выкраивание
частей прихватки
«Рукавица» по
лекалу.
Лекала. Набор ткани. Цветовой
круг. Раздаточный материал.
7
Изготовление
прихватки
Сметочным швом
Плакат «Виды швов». Раздаточный
материал
8
Шов «Назад
иголка»
Плакат «Виды швов».
13
9
Завершение
изготовления
прихватки швом
назад иголка.
Раздаточный материал.
1
0
Петельный шов.
Плакат «Виды швов». Коллекция
готовых изделий с использованием
петельного шва. Раздаточный
материал.
1
1
Изготовление
прорезной петли на
одежде и
обработка ее
петельным швом
Демонстрационный образец.
Плакат
«Петельный шов». Раздаточный
материал.
Утюг. Гладильная доска.
1
2
Изготовление
подставки для
чашки с
применением
петельного шва.
Демонстрационные образца.
Картинки для петельного шва.
Раздаточный материал. Коллекция
ткани.
1
3
Новогодний
сувенир.
Коллекция новогодних сувениров.
Картинки с символом года.
Коллекция ткани и фурнитуры.
Раздаточный материал.
1
4
Выставка готовых
работ
Стенд.
1
5
Тамбурный шов
Плакат «Виды швов». Коллекция
изделий с применением
тамбурного шва. Раздаточный
материал. Методическая
литература.
1
6
Салфетка с
отделкой
тамбурным швом.
Плакат «Виды швов». Коллекция
ткани и ниток. Раздаточный
материал.
1
7
Изготовление
вешалки для
одежды.
Наглядное пособие. Раздаточный
материал.
1
8
Изготовление
чехла на табурет.
Демонстрационный материал
«Чехлы на табурет». Коллекция
ткани и ниток. Раздаточный
материал. Плакат « Виды швов»
1
9
«Потайной шов»
Набор ткани и ниток. Раздаточный материал.
Плакат «Потайной шов».
14
Демонстрационный материал.
2
0
Ремонт одежды
«потайным» швом
Раздаточный материл.
2
1
Пришивание
пуговиц
Наглядные пособия. Набор
пуговиц. Набор ткани и ниток
2
2
Аппликация из
пуговиц
Набор пуговиц. Набор картинок из
пуговиц. Набор ткани и ниток.
2
3
Декоративные
заплатки.
Набор декоративных заплаток.
2
4
Аппликация из
ткани
Набор тканей и ниток. Коллекция
картинок с аппликациями на ткани.
Плакат по технике безопасности.
Памятка «Работа с утюгом».
2
5
Заключительное
занятие
Стенд для организации выставки.
Грамоты. Призы
15
Рабочая программа дополнительной образовательной
общеразвивающей программы «Азбука ручного шитья»».
2019-20 год.
Календарно-тематический план ДООП «Азбука ручного шитья»
на 2019-2020 уч. г
Дата
№
Групп
ы
Название раздела
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
1.10
1
Вводное занятие.
Краткие сведения об
инструментах,
приспособлениях,
материалах.
Организация рабочего
места
2
2
-
наблюдение
2.10.
2
3.10.
3
6.10.
4
7.10.
5
8.10
1
П
р
а
в
и
л
а
п
о
л
ь
з
о
в
а
н
и
я
у
т
ю
г
о
м
.
П
о
2
1
1
Ответы на
вопросы
9.10.
2
10.10.
3
13.10.
4
14.10.
5
16
д
г
о
т
о
в
к
а
т
к
а
н
и
к
р
а
б
о
т
е
.
Р
а
б
о
т
а
с
л
е
к
а
л
о
м
.
15.10.
1
В
и
д
ы
р
у
2
2
Ответы на
вопросы
16.10
2
17.10
3
20.10
4
21.10
5
17
ч
н
ы
х
ш
в
о
в
.
22.10
1
«Сметочный шов».
2
-
2
Наблюдение
23.10.
2
24.10.
3
27.10.
4
28.10.
5
29.10.
1
Технология
изготовления
прихватки
«рукавица».
Построение лекала
«рукавицы»
(прихватка)
2
1
1
Ответы на
вопросы
30.10.
2
31.10.
3
3.11.
4
4.11.
5
5.11.
1
Работа с лекалом.
Выкраивание
прихватки «Рукавица»
по лекалу. Работа с
синтепоном.
2
2
Наблюдение
6.11.
2
7.11.
3
10.11.
4
11.11.
5
12,19,2
6
11.2019.
1
Изготовление
прихватки. Шов
«Назад иголка»
Завершение
изготовления
прихватки «Рукавица»
6
1
5
Наблюдение
13,20.2
7
11.2019.
2
14,21,2
8
11.2019.
3
17,24.
11.2019.
1.12.
2019
4
18,25.
11.2019.
8.12.
2019.
5
2,9,16,
23.
12.2019
.
1
Новогодний сувенир
8
1
7
Наблюдение
3,10.17,
24.
12.2019
.
2
18
4,11,18.
25.
12.2019
.
3
5,12,19.
26.
12.2019
.
4
8,15,22,
29.
12.2019
.
5
30.12.1
9
1
Петельный шов.
2
2
Наблюдение
31.12.1
9
2
8.01.20
3
9.01.20
4
12.01.2
0
5
15.01.2
0
1
Изготовление
прорезной петли на
одежде и обработка ее
петельным швом
2
2
Наблюдение
16.01.2
0
2
17.01.2
0
3
18.01.2
0
4
19.01.2
0
5
20,2701
.2020
3.02.20
1
Изготовление
подставки для чашки
с применением
петельного шва.
6
1
5
Наблюдение
21,28
01.2020
4.02.20.
2
22,29
01.2020
5.02.20.
3
23,30
01.20
6.02.20.
4
26.01.2
0
2,9.
02.2020
5
10,17,2
4
02.2020
.
2,9.
03.2020
.
1
Игрушки и сувениры
из фетра,
выполненные
петельным швом
10
1
7
Наблюдение
11,18,25
02.2020
.
3,10.
03.2020
.
2
12,19,2
6
02.2020
4,11.
03.2020
3
19
.
13,20,2
7
02.2020
.
5,12.
03.2020
.
4
16,23
02.2020
.
1,8,15.
03.2020
.
5
16.03.2
0.
Выставка готовых
работ
2
2
17.03.2
0
20.03.2
0
21.03.2
0
22.03.2
0
23,30
03.2020
Тамбурный шов
4
1
3
Наблюдение
24,31
03.2020
.
27.03.2
0
3.04.20
28.03.2
0
4.04.20
29.03.2
0
5.04.20.
6,13,20
04.2020
Салфетка с
отделкой тамбурным
швом.
6
6
Наблюдение
7,14,21
04.2020
8,15,22
04.2020
9,16,23
04.2020
12,19,2
6
04.2020
.
27.04.2
0
Изготовление
вешалки.
2
1
1
Наблюдение
28.04.2
0
29.04.2
0
30.04.2
0
3.05.20.
4,11,18
05.2020
.
Изготовление чехла на
табурет.
6
1
5
Наблюдение
5,12,19
05.2020
.
20
6,13,20
05.2020
.
7,14,21
05.2020
10,17,2
4
05.2020
25.05.2
0
«Потайной шов»
2
2
Наблюдение
26.05.2
0
27.05.2
0
28.05.2
0
31.05.2
0
1.06.20
Ремонт одежды
«потайным» швом
2
2
Наблюдение
2.06.20
3.06.20
4.06.20
7.06.20
8.06.20
Пришивание пуговиц
2
1
2
Наблюдение
9.06.20
10.06.2
0
11.06.20
14.06.2
0
15.06.2
0
Аппликация из
пуговиц
4
1
3
Наблюдение
16.06.2
0
17.06.2
0
18.06.2
0
21.06.2
0
22.06.2
0
Декоративные
заплатки.
2
3
Наблюдение
23.06.2
0
24.06.2
0
25.06.2
0
28.06.2
0
29.06.2
0
6.07.20
Аппликация из ткани
4
1
3
Наблюдение
30.06.2
0
7.07.20
1.07.20
8.07.20
2.07.20
9.07.20
5.07.20
12.07.2
0
21
13.07.2
0
Заключительное
занятие
2
2
14.07.2
0
15.07.2
0
16.07.2
0
19.07.2
0
итог
84
18
66
Содержание программы «Азбука ручного шитья»
№
Кол.
часов
Тема занятия
Тема
Теоретическая
часть.
Практическая часть.
1
2
Вводное
занятие.
Краткие сведения
об инструментах,
приспособлениях
материалах.
Организация
рабочего места.
Правила
поведения в
классе.
Инструктаж по
технике
безопасности.
2
2
Правила
пользования
утюгом.
Подготовка
ткани к работе.
Правила
пользования
утюгом. Значения
надписей на
ручке утюга.
Выбор температурного
режима. Знакомство с
различными тканями по
составу. Выбор
температурного режима
для определенного вида
ткани. Подготовка ткани к
работе: разглаживание,
утюжка.
3
2
Виды ручных
швов.
Видео урок
«Виды ручных
швов». Игра
«Час вопросов и
ответов»
4
2
«Сметочный
шов».
Технология
выполнения
«Сметочного
Выполнение сметочного
шва на картонном
шаблоне. Выполнение
22
шва».
Применение
сметочного шва
сметочного шва на образце
из ткани.
5
2
Изготовления
прихватки
«рукавица».
Построение
лекала
«рукавицы»
(прихватка)
Презентация
«Наши
помощники на
кухне». Виды
прихваток,
применение
Построение
индивидуального лекала
«рукавицы». (прихватка).
Увеличение выкройки.
Изготовление выкройки из
картона.
6
2
Раскрой ткани
для прихватки.
Выкроить детали
прихватки, согласно
выкройке, верх –
хлопчатобумажная ткань,
2 детали, прокладочный
материал – ватин, 2
детали, подкладка –
тонкая х/б ткань, 2 детали;
7
6
Стачивание
деталей
«Сметочным
швом»
Соединить детали верха
согласно рисунку
сметочным швом.
Соединить детали
подкладки и ватина друг
на друга, уравнивая срезы,
и простегать. Сметать
детали верха и подкладки
+ Сложить
подготовленные заготовки
рукавицы лицом вовнутрь
и стачать по контуру
срезов. Припуски швов на
закруглениях надсечь
ножницами, а в месте
перехода к большому
пальцу – высечь, не доходя
до строчки 3 мм;
обработать открытый срез,
вывернуть прихватку на
лицевую сторону и
приутюжить.
23
8
4
Шов «Назад
иголка»
Технология
выполнения шва
«Назад иголка».
Применение шва
«Назад иголка».
Демонстрация
моделей,
выполненных
швом «Назад
иголка»
Выполнение шва «Назад
иголка» на картоне.
Выполнение шва «Назад
иголка» на ткани.
9
4
Завершение
изготовления
прихватки швом
назад иголка.
Окантовать бейкой
внешний срез рукавицы.
Из конца бейки выполнить
петельку.
10
2
Петельный шов.
Выполнение «Петельного
шва» на образцах.
11
2
Изготовление
прорезной петли
на одежде и
обработка ее
«Петельным
швом»
Выбрать материал для
работы. Прорезать петлю
при помощи ножниц,
резака по ткани.
Обработать петлю
«Петельным швом».
Выполнить закрепки по
краям петли.
12
6
Изготовление
подставки для
чашки с
применением
петельного шва.
Презентация
«Правила
этикета». Ролевая
игра «Чаепитие»
Выбор формы подставки.
Выбор формы подставки.
Создание выкройки из
бумаги, выбор ткани и
внутреннего наполнения.
Перенос выкройки на
ткань, выкраивание
деталей. Сметывание
деталей стачным швом.
Высекание внутреннего
наполнения. Стачивание
деталей подставки
петельным швом.
Изготовление петли и
24
притачивание.
Декорирование подставки.
Отглаживание.
13
10
Новогодний
сувенир.
Презентация
«Новогодние
традиции в
разных странах
мира». Беседа
«Символ 2020
года»
Выбор модели символа
2020года (Крыса) Перенос
выкройки на кальку.
Создание выкройки из
картона. Выбор ткани для
пошива и отделки
новогоднего сувенира.
Выкраивание модели из
ткани. Соединение
деталей швом «назад
иголка». Набивка
игрушки. Работа над
образом. Декорирование.
Изготовление упаковки.
14
2
Выставка
готовых работ
Оформление выставки.
Выбор места,
сопутствующих
украшений для выставки.
Награждение победителей
и участников выставки.
Чаепитие.
15
4
Тамбурный шов
Презентация
«Марьи
искусницы
наших дней».
Посещение
выставки
«Волшебная
петелька»
Осваивание тамбурного
шва. Правила работы на
пяльцах. Выполнение
простых рисунков
«тамбурным швом»
16
6
Салфетка с
отделкой
тамбурным
швом.
Техника
безопасности.
Выбор ткани для
салфетки. Рассматривание
готовых салфеток. Выбор
рисунка для салфетки.
Выкраивание салфетки.
Обработка края салфетки
25
бахромой. Перенос
рисунка на салфетку при
помощи копировальной
бумаги. Выполнение
рисунка «петельным»
швом. Стирка и утюжка
готового изделия.
17
2
Изготовление
вешалки для
одежды.
Техника
безопасности.
Беседа
демонстрация
«Виды вешалок»
Выбор материала для
вешалки. Выкраивание.
Прошивание вешалки
швом « назад иголка».
Пришивание вешалки к
одежде.
18
6
Изготовление
чехла на
табурет.
Презентация «Из
истории чехлов»
Снятие мерок с табурета
или стула. Выбор формы
чехла. Построение лекала
из картона. Выкраивание
деталей чехла из
материала и внутреннего
наполнения. Стачивание
деталей между собой
«Стачным швом»
Нанесение на ткань узора
стежки. Простёгивание
чехла швом «назад
иголка». Отутюживание.
Изготовление завязок и
пришивание на концы
изделия. Обработка
тесьмой внешнего края.
19
2
«Потайной
шов»
Технология выполнения
«потайного шва».
Практическая работа.
20
2
Ремонт одежды
«потайным»
швом
Ремонт различной одежды
«потайным швом»
21
2
Пришивание
пуговиц
Презентация «Из
истории
пуговицы»
Пришивание пуговиц с
различными видами
креплений.
26
22
4
Аппликация
из пуговиц
Выбор подходящего
рисунка для аппликации
из пуговиц. Перенос
рисунка на ткань при
помощи копировальной
бумаги. Работа с
Цветовым кругом. Подбор
пуговиц. Натягивание
ткани на пяльцы.
Выполнение аппликации.
Оформление работы.
23
2
Декоративные
заплатки.
Виды заплаток. Установка
термо заплаток. Установка
готовых декоративных
заплаток.
Самостоятельное
изготовление заплаток:
подбор ткани, размера,
ниток. Ремонт изделия
самодельной заплаткой.
24
4
Аппликация из
ткани
Презентация
«Пэчворк»
Выбор картинки для
аппликации. Выкраивание.
По лекалу квадратов.
Выкладывание рисунка.
Стачивание и утюжка.
Сборка готового изделия.
Обработка края.
25
2
Заключительное
занятие
Оформление выставки.
Награждение победителей
Критерии оценки личностного развития обучающегося по программе «Азбука ручного шитья».
Неосознанный интерес,
навязанный извне или на
уровне любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный. Не
добивается конечного
результата.
Интерес на уровне
увлечения. Устойчивая
мотивация. Проявляет
интерес к проектной
деятельности
Четко выраженные
потребности. Стремление
глубоко изучить предмет
«Технология» как будущую
профессию. Увлечение
проектной деятельностью.
Познавательная активность
27
Интересуется только
технологическим процессом.
Полностью отсутствует
интерес к теории. Выполняет
знакомые задания.
Есть потребность в
приобретении новых знаний.
По настроению изучает
дополнительную литературу.
Есть потребность в
выполнении сложных
заданий.
Целенаправленная
потребность в приобретении
новых знаний. Регулярно
изучает дополнительную
специальную литературу.
Занимается
исследовательской
деятельностью.
Творческая активность
Интереса к творчеству,
инициативу не проявляет. Не
испытывает радости от
открытия. Отказывается от
поручений, заданий. Нет
навыков самостоятельного
решения проблем.
Есть положительный
эмоциональный отклик на
успехи свои и коллектива.
Проявляет инициативу, но не
всегда. Может придумать
интересные идеи, но часто не
может оценить их и
выполнить.
Вносит предложения по
развитию деятельности
объединения. Легко, быстро
увлекается творческим
делом. Обладает
оригинальностью мышления,
богатым воображением,
развитой интуицией,
гибкостью мышления,
способностью к рождению
новых идей.
Коммуникативные умения.
Не требователен к себе,
проявляет себя в негативных
поступках.
Умеет формулировать
собственные мысли, но не
поддерживает разговора, не
прислушивается к другим.
Умеет формулировать
собственные мысли,
поддержать собеседника,
убеждать оппонента.
Коммуникабельность
Не требователен к себе,
проявляет себя в негативных
поступках.
Соблюдает правила культуры
поведения, старается
улаживать конфликты.
Требователен к себе и
товарищам, стремится проявить
себя в хороших делах и
поступках, умеет создать вокруг
себя комфортную обстановку,
обучающиеся тянутся к этому.
Карточка личностного развития обучающегося.
Фамилия, имя________________________________
Название программы_______________
Педагог_______________________________________
Дата начала наблюдения_________________________
Личностный
качества
Октябрь
Май
28
Мотивация к занятиям.
Познавательная нацеленность
Творческая активность
Коммуникативные умения
Коммуникабельность
29
Карточка учебных достижений по дополнительной образовательной
программе «Азбука Ручного шитья».
Ф.И.О. обучающегося________________________________
Название программы_________________
Педагог________________________________
№
Сентябрь
2019
Май
2020
Динамика
Теоретические знания
1
Правила работы с
инструментами
2
Названия инструментов
6
Правила работы с нитками
8
Правила работы с утюгом
9
Свойства разных тканей
12
Названия ручных швов
Практические умения
14
Изготовление лекала.
15
Подбирать материал.
16
Отглаживать изделия
20
Оформлять изделие
21
Переводить выкройку,
рисунок.
22
Раскраивать детали из ткани
23
Подготавливать ткань к
работе.
24
Выполнять шов «Строчной»
25
Выполнять шов
«Петельный».
26
Изготовить ,пришить вешалку
Обработать петлю
27
Творческие навыки
Общеучебные умения и
навыки
28
Умение слушать и слышать
педагога
29
Умение выступать перед
аудиторией
30
Умение организовать свое
рабочее (учебное) место
31
Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
30
32
Умение аккуратно выполнять
работу
31
Список литературы.
Литература рекомендованная для педагога.
1.Конвенция о правах ребёнка ЮНИСЕФ, 1999г.
2.Конституция РФ статья 43 п.5, статья 44 п.1
3.Закон « об образовании РФ» статья 9, статья 14 п.5
4.Межведомственная программа развития системы
дополнительного образования детей до 2010г.
5.Письмо Министерства образования РФ от II. 12. 2006 №6-
1844
6.Агапова И.А., Давыдова М.Л. Школа рукоделия
«ИДРИПОЛ классик», ООО Изд-во «Дом 21 век»,2007.-
240с.
7. Горнова Л .В., Бычкова T.Л. « Студия декоративно-
прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации» - Волгоград: Учитель,
2008.-250с.
8. Золотарёва Л. В. Дополнительное образование детей:
Теория и методика
социально - педагогической деятельности.- Ярославль:
Академия развития:
2004г.- 304с.
9. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная
программа и конспекты занятий (для детей 7 – 14 лет) –
Волгоград: Учитель, 2011.-141 с.
10. Цветкова Е.С. «Ёлочные рождественские украшения»
Методическое пособие - I [.Новгород, 2006г.
11. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно
– методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2012.- 176 с.
12. Научно-методический журнал «Дополнительное
образование и воспитание» - М.; ООО Витязь №1 1 2006т, №6
2009, №2 2011г.
К). Журнал «Воспитание школьников» №2 2006г.
Литература рекомендованная для обучающихся
1. Гаврильченко Т.В. Волшебный лоскуток. Шьём игрушки
- М: Айрис-пресс, 2008.-144с.
2. Белова Е.С. Вяжем игрушки крючком./ Е.Белова. –
Москва: АСТ,2014. – 80с
3. Дараева К.А. Лоскутное шитья - М: Этерна, 2008.-224с.
4. Гребченко Н.В. Мастерим лоскутный мир. Н.Новгород:
ООО «Педагогические технологии НН», 2013.- с. 52.
5. Денисова А. Пушистики мохнатики: шьём сами - 2-е изд.-
М.: Айрис-
- пресс, 20061 60с.
32
6. Деревянко II.С. Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: игрушки
в подарок -М: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004.- 160с.
7. Забелина С.В. Вязанные закладки. – М.: АСТ – ПРЕСС
КНИГА, 2014.-64с.
8. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки - М:
Эксмо, 2011 .-64с.
9. Зайцева Рукотворье- М: Издательский Дом МСП, 2007. -
96 с.
10. Золина Т.М., Иванова Т.П. Мягкая игрушка: забавный
зоопарк -
ML: Эксмо; С116.: Терния, 2007 -176с.
11. Каминская Е.А. Лоскутное шитьё. Золотая коллекция
лучших идей-Ростов н/Д: Влалис, 2010.- 256с.
12. Кузьмина М.А. Подарки легко и быстро- М.: Эксмо,
2008г.
13.Лаврентьева Е. Авторская чулочная кукла. Забавные коты.
– СП.б: Питер, 2014. – 64 с.:
14. Лихачева I .Г. Моя - рукотворье- Ярославль: Академия
развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001.- 96с.
15. Ломакина О, 100 идей для рукодельницы - Санкт-
Петербург: ООО
«Издательство «Тригоп»,2001. - 385с.
16. Максимова М.В. Девичьи хлопоты - М.: Изд - во Эксмо,
2004.-80с.
17. Митителло К.Рукотворьепо правилам и без - М.: ООО
Изд-во «Эксмо». 2007т.- 64с.
18. Небатова З.Л, Кононович Т.П. Мягкая игрушка: игрушки-
сувениры - М. издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.-160с.
19. Фролова Т.О. Рукотворье- М.: ООО «Издательство ACT»;
Донецк: «Сталкер» 2004 - 62с.
20. Юрюм Ж. Амигуруми из помпонов/ Жасмин Юрюм;
пер.с нем. Л.Кайсаровой. – Москва: АСТ, Кладезь, 2013. – 32с.
21. Чуршиа 11.О. Пальчиковые куклы для домашнего театра -
М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.- 31с.
33