Напоминание

«Реализация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения»


Автор: Меретина Эльвира Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Разночиновский филиал МКОУ "СОШ с.Солянка"
Населённый пункт: Астраханская область
Наименование материала: научная статья
Тема: «Реализация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения»
Раздел: начальное образование





Назад




1

«Реализация образовательного процесса в начальной школе в условиях

ФГОС второго поколения»

Автор: Меретина Эльвира

Николаевна

Разночиновский филиал МКОУ

«СОШ с. Солянка»

Учитель начальных классов

Многие

годы

традиционной

целью

школьного

образования

было

овладение

системой

знаний,

составляющих

основу

наук.

Память

учеников

загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому

выпускники

российской

школы

по

уровню

фактических

знаний

заметно

превосходят своих сверстников из большинства стран.

Однако

результаты

проводимых

за

последние

два

десятилетия

международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

Российские

школьники

лучше

учащихся

многих

стран

выполняют

задания

репродуктивного

характера,

отражающие

овладение

предметными

знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на

применение

знаний

в

практических,

жизненных

ситуациях,

содержание

которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется

провести анализ данных сформулировать вывод или назвать последствия тех

или иных изменений.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому

школа?

Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство

развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований

современного мира. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне.

Образование – это непрерывный процесс становления личности. Личности

одарѐнной, способной к самовыражению, умению сохранить самобытность и

отстаивать свою индивидуальность.

Необходимость

нового

поколения

ФГОС

продиктовано

временем

и

обстоятельствами. Сегодня новые ФГОС начального общего образования уже

легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской

школе. Но их введению предшествовала большая работа не только авторов –

разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения

стандартов

учебно

методические

комплексы,

руководителей

органов

образования, но и кропотливая экспериментальная работа в школах субъектах

Российской Федерации.

Работа по введению и реализации новых федеральных образовательных

стандартов

стала

одним

из

важных

направлений

работы

нашего

образовательного учреждения в 2010-2011 учебном году и явилась объектом

особой заботы для администрации, педагогического коллектива, и родительской

общественности школы.

Как и все пилотные школы области, наша школа включились в разработку

основной

общеобразовательной

программы

начального

общего

образования

(ООПНОО).

Особое

внимание

мы

уделили

техническому

заданию

по

разработке «Рекомендаций по организации внеурочной деятельности с учѐтом

региональных

особенностей

по

духовно-

нравственному,

социальному,

общеинтеллектуальному,

общекультурному

развитию

лично сти»,

определѐнному

для

нашей

школы

управлением

образования

и

науки

Тамбовской области приказом от 17.03.2010 г. №835

«Об

открытии

областных

опытно-экспериментальных

площадок

в

г.

Тамбове и области».

Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимал значимость

поставленных задач, поэтому выбрал единственно верный, на наш взгляд, путь

осуществления инновационной деятельности – компетентностный подход к

менеджменту образовательного процесса. Деятельность по решению основных

целей

и

задач

в

данном

направлении

была

выстроена

в

соответствии

с

приоритетами, обозначенными Президентом РФ в стратегической инициативе

«Наша новая школа».

Исходя из того, что важнейшим требованием к подготовке и обеспечению

введения

ФГОС

является

грамотная

организация

и

методиче ское

сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса,

важнейшими шагами по введению ФГОС НОО нового поколения стали:

Создание

системы

управления

введения

ФГОС

НОО

нового

поколения.

Организация правового и методического сопровождения введения

ФГОС НОО нового поколения.

Развитие

материально

технической

базы,

позволяющей

успешной реализовать новые стандарты.

Администрацией

школы

и

методической

службой был

разработан следующий

алгоритм введения ФГОС НОО нового поколения:

1.

Издание приказов

о создании

координационного совета

по

внедрению иреализации ФГОС;

о создании рабочих групп по разработке единичных проектов по

каждому направлению ООПНОО. Все закрепили локальными актами.

2.

Разработка и утверждение плана- графика введения ФГОС НОО

нового поколения.

3.

Создание нормативно – правовой базы.

возрастапрочныхзнаний,уменийинавыковвкаждой

4.

Совершенствование

финансовых

и

материально-технических

ресурсов. 5.Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС НОО.

6.

Информационное

обеспечение

переходашколы

на

ФГОС

нового поколения.

Основная образовательная программа начального общего образования

(ООП НОО) – новый вид образовательной программы для образовательного

учреждения, но именно она стала объектом особой заботы для администрации,

педагогического

коллектива

и

р од и т е л ь с ко й

общественности школы.

Менеджмент представлен рабочей группой из числа администрации и

педагогов школы, социального педагога, психолога по разработке основной

образовательной программы начального общего образования. В соответствии с

новыми

стандартами

наша

ООП

стала

ключевым

документом,

обеспечивающим

качество

образования.

Она

объединяет

основное

и

дополнительное

образование,

учебную

и

внеурочную

деятельность

для

достижения главной цели – раскрытия и развития потенциала каждого ученика.

Впоследствии,

как

показала

практика,

благодаря

этому

документу

у

нас

появилась

реальная

возможность

повысить

эффективность

и

доступность

качественного образования за счет построения особой, характерной для нашей

школы, образовательной среды.

Разработанная рабочей группой образовательная программа нацелена на

решение

приоритетной

задачи

начального

общего

образования

формирование

универсальных

учебных

действий

(общих

учебных

умений,

обобщѐнных способов действий, ключевых умений) и:

обе спечивает

единые

подходы

( к ул ьт у р о л о г и ч е с к и й ,

познавательно-коммуникативный,

информационный,

деятельностный)

и

принципы

(развития,

вариативности

и

спиралевидности

(концентричности);

способствует формированию у детей младшего школьного

предметной

области

и

универсальных

(метапредметных)

умений,

развитию

способностей,

готовности

к

обучению,

сотрудниче ству,

саморазвитию;

обеспечивает,

благодаря

разноуровневым

системам

заданий,

возможность

целенаправленной

организации

учебного

процесса

с

учетом

контингента

учащихся

и

создания

индивидуальных

образовательных

траекторий, возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные

возможности

каждого

ученика,

в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья и одарѐнных детей;

обеспечивает

направленность

на

организацию

проектной

деятельности;

нацеливает педагога на использование в своей практике личностно

– ориентированных, развивающих, проблемно – поисковых,деятельностных,

здоровьесберегающих

педагогических

технологий;

применение

методов:

проектной

деятельности,

исследовательских,

творческих;

парных,

груп- повых, индивидуальных форм организации деятельности, эффективно

работающих

на

достижение

учебных

и

воспитательных

ц е л е й ,

предусмотренных новым стандартом.

Согласно требованиям ФГОС составлен учебный план для 1-4 классов.

На основе ООП НОО учителями начальной школы разработаны рабочие

программы

отдельных

учебных

предметов,

курсов,

модулей,

программы

внеурочной деятельности.

Четвертый год, реализуя новы стандарты, из 21 комплект класса 11

классов работают по учебникам развивающего обучения Л.В. Занкова , 10

классов по УМК «Перспектива».

Как показывает практика, учебники и рабочие тетради обеспечивают

освоение

учащимися

предметного

содержания,

формирование

познава-

тельных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных,

личностных

универсальных

учебных

действий.

Система

заданий

предоставляет ученику возможность выбора деятельности, партнѐра и учебных

средств,

а

учителю

возможность

конструировать

уроки

с

опорой

на

индивидуальные возможности каждого ученика. Характерной особенностью

учебников

является

их

направленность

на

организацию

проектной

деятельности.

Любой

ученик

имеет

возможность

выбора

темы

проекта

в

соответствии со своими интересами и возможностями. Работа над проектами

предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями. В результате

этого

сотрудничества

учащимися

осваиваются

способы

деятельности,

успешнее идѐт личностное, социальное, познавательное и коммуникативное

развитие

детей.

Учебно-методические

комплекты

нацеливают

педагога

на

использование

в

своей

практике

педагогических

технологий,

методов

и

организационных форм, эффективно работающих на достижение учебных и

в о с п и т ат е л ь н ы х

ц е л е й ,

п р ед у с м от р е н н ы х

н о в ы м

с т а н д а р т о м

(исследовательские,

творческие,

методы

проектной

деятельности;

парные,

групповые и индивидуальные формы организации деятельности).

Важным, в организации деятельности по переходу на новые стандарты

стала для педагогического коллектива и работа по систематизации подхода к

внутришкольному

мониторингу

и

контролю

деятельности

школы,

направленную на качество результата.

В

соответствии

с

ФГОС

НОО

основная

образовательная

программа

начального общего образования реализуется школой, в том числе, и через

внеурочную деятельность.

Внеурочная

деятельность

неотъемлемая

часть

образовательного

процесса в школе, отличающаяся от урочной системы обучения и выбираемая

по

желанию

учеников

и

их

родителей.

Ежегодно

в

начале

сентября

для

родителей школа проводит анкетирование и устный опрос для учащихся о их

желании заниматься определенным видом внеурочной деятельности.

Внеурочная

деятельность,

на

которую

отводится

10

часов

образовательной деятельности, в нашей школе организована так, что в нее

вовлечены все

обучающиеся

начальных

классов

и

позволяет

нам

осуществлять

программу

воспитания

и

социализации

школьников

по

следующим

направлениям:

спортивно

оздоровительное,

духовно

нравственное,

социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Реализация этих направлений направлена на получения

результатов

обучения

и

воспитания

школьников,

которые

определены

в

долгосрочной

программе модернизации российского образования.

С

реализацией

ФГОС

изменилось

и

образовательное

пространство

начальной школы. Оно включает в себя контрастные зоны: игровую и учебную:

классные помещения, зоны подвижных игр, кабинеты для специальных занятий

(музыка,

робототехника,

тестопластика,

технология,

художественное

творчество), объединенные единой информационной средой. Существующая в

школе образовательная среда создает условия для формирования ключевых

компетентностей,

а

простота

и

доступность

современных

технологий

предоставляет

возможность

оперировать

простыми

в

использовании

мультимедийными средствами для развития

речи, изучения иностранного

языка,

выполнения

проектной

деятельности,

внеклассной

работы,

а

также

стимулировать творчество учащихся и повышать их мотивацию. В ближайшем

будущем

планируется

организовать

еще

несколько

игровых

зон

и

центр

двигательной активности.

Инновации прочно вошли в нашу жизнь. Но этот процесс потребовал от

коллектива школы особой организации деятельности, постановки новых задач,

которые следует решать на пути реализации новых стандартов в начальной

школе. Важным ресурсом реализации стандартов являются кадры школы. С

введением

ФГОС

изменилась

организация

методической

работы

с

педагогами. Работа с кадрами была направлена на изучение и практическую

отработку нового содержания, эффективных педагогических и образовательных

технологий,

разнообразия

вариативности

образования.

Организация

учительских сообществ школы по принципу «Сотрудничество, содружество,

сотворчество»: методического совета, проблемных творческих

групп,

методических

объединений

учителей

начальных

классов,

методических

объединений

классных

руководителей,

взаимовыгодное

сотрудничество

с

Тамбовским

областным

институтом

повышения

квалификации работников образования, - позволили решить многие задачи

обучения на рабочем месте, повышения квалификации, подготовки кадров к

работе в новых условиях (из 21 учителя начальных классов 18 - повысили свою

квалификацию

-

87%).

За

данный

период

были

проведены

методические

семинары по следующим

темам:

«Системно

- деятельностный

подход

в

обучении в условиях реализации ФГОС»,

«Формирование УУД

младших школьников»,

«Современный урок -

урок на деятельностной основе»,

Вопросы внедрения ФГОС обсуждались на педсоветах:

«О повышении педагогического мастерства в условиях внедрения нового

образовательного стандарта»,

«Формирование

метапредметных

результатов

как

условие

выполнения

требований

ФГОС»,

«Внеурочная

деятельность

в

рамках

ФГОС

НОО

нового

поколения»,

«Введение

ФГОС

второго поколения: промежуточные итоги, проблемы, перспективы».

В

связи

с

введением

ФГО С

изменились

и

т ребования

к

профессиональным и личностным качествам учителя.

Учитель, работающий по новым ФГОС в нашей школе, это:

Хорошо знающий свой предмет, принципы развивающего обучения и

владеющий методикой его преподавания.

Владеющий современными образовательными технологиями.

Хорошо

разбирающийся

в

психологии

ребенка,

способный

проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку

и помощь, особенно в период возрастных кризисов.

Эффективно

взаимодействующий

с

семьями

своих

учащихся,

авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей.

Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые

формы и методы работы, обновляющий содержание образования,

поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между

традиционным и инновационным.

Мотивированный на работу с учащимися, относящийся к своей работе

как к призванию.

Способный к своему личностному и профессиональному развитию,

непрерывно повышающий свою квалификацию.

В работе по обновлению образовательного процесса школы, связанной с

реализацией стандартов, нам было важно увидеть поддержку родительской

общественности.

Просветительская

работа

школы

через

Совет

школы

и

классные

родительские

комитеты,

родительские

собрания,

выступления

на

городском телевидении и статьи в местной газете, обновление материалов

школьного сайта по проблеме введения и реализации стандартов направлена,

прежде всего, на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые

моменты

и

ориентиры.

Это

позволило

родителям

осознать

масштаб

и

прогнозировать положительность перемен, связанных с реализацией ФГОС;

успешно

в

сотрудничестве

со

школой

выстроить

формы

внеурочной

деятельности,

стать

нашими

союзниками,

что

закреплено

сегодня

общественным договором школы и родителей. Очень большая работа была

проведена именно в этом направлении. Сегодня родители наших учащихся –

наши

соратники,

помощники,

даже

в

некотором

роде

сподвижники,

воспитательным

моментам:

очень

сближает

детей

и

родителей.

В

данный

момент родители наших учеников принимают активное участие, как в жизни

класса, так и в целом в жизни школы.

И, конечно, можно отметить первые проявления результатов введения и

реализации стандартов:

-

Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся

– исследовательский, творческий, продуктивный;

-

Стандарт для педагогов: возрос интерес к ученику, семье, мнению

о себе, активизировалось стремление к повышению квалификации и своего

профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения;

появились

перспективы

ощутимых

моральных

и

материальных

вознаграждений;

- Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в

участии

в

образовательной

деятельности,

управлении

школой;

изменился

характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим

продолжать учиться.

Значительный рост и успешность нашей школы сегодня,

безусловно,

связаны

с

теми

стремительными

преобразованиями,

которые

происходят

в

российском образовании, участия в них нашей школы, а также слаженной,

творческой работой администрации школы и педагогического коллектива.



В раздел образования