Автор: Трусова Светлана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ - Детский сад № 3
Населённый пункт: город Севск, Брянская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Использование приёмов мнемотехники на занятиях в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
мастер-класс
«Использование
мнемотехники в ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ – Детский сад № 3
г. Севска
Трусова С. Н.
2020
Педагоги от родителей часто слышат такие
слова –
«У нас стихи не запоминаются!!! Не может
быстро запомнить текст, путается в строчках,
переставляет слова местами».
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника призвана облегчить запоминание и
увеличить объем памяти, путем образования
дополнительных ассоциаций.
АКТУАЛЬНОСТЬ
1.Мнемотехника облегчает детям овладение
связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти
устанавливает причинно-следственные
связи, делает выводы, развивая тем самым
логическое мышление.
3. Применения мнемотехники, использование
обобщений позволяют ребёнку
систематизировать свой непосредственный
опыт.
ЗАДАЧИ:
1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с
помощью графической аналогии.
2.Развивать у детей умственную активность,
сообразительность, наблюдательность, умение
сравнивать, выделять существенные признаки.
3.Развивать у детей психические процессы: мышление,
внимание, воображение, память.
4.Содействовать решению изобретательских задач
сказочного, игрового, экологического, этического
характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении
для лучшей адаптации в современном обществе.
Факторы, облегчающие
процесс становления
связной речи.
Одним из таких факторов, по мнению С.Л.
Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В.
Эльконина и др.-наглядность.
Вторым вспомогательным фактором
является план высказывания, на
значимость которого неоднократно
указывал известный психолог Л.С.
Выготский.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими
схемами, Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями,
Глухов В.П.- блоками –квадратами, Большева Т.В.-коллажем,
Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
Цели работы:
-
Знакомство детей с методом мнемотехника.
-
Развитие связной речи, через составление описательных,
повествовательных и творческих рассказов.
-
Развитие памяти, через рассказывание стихов.
Мнемотехника строится
от простого к сложному
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
мнемоквадрат
Мнемоквадрат-
это графическое
или частично
графическое
изображение
предмета, явления
природы,
персонажа сказки и
т.д.
мнемодорожка
Суть мнемодорожек
заключается в
следующем: на каждое
слово или маленькое
словосочетание
придумывается
изображение; таким
образом, весь текст
зарисовывается
схематично. Глядя на эти
схемы- рисунки ребёнок
легко воспроизводит
текстовую информацию.
мнемотаблица
Мнемотаблица – это схема,
в которую заложена
определённая информация.
В качестве символов –
заместителей используются:
Предметные картинки;
Силуэтные изображения;
Геометрические фигуры.
Мнемотаблицы –дидактический
материал по развитию связной речи
детей.
Используются для:
-обогащения словарного запаса,
-при обучении составлению рассказов(по
картине и серии картин, описательных
рассказов, творческих рассказов),
-при пересказах художественной литературы,
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихов.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена
определенная информация.
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК
По сугробам напрямик,
Не корзина, не метла,
Шел веселый снеговик.
Не плитка шоколадная,
А в руке его была
А елочка нарядная!
Заучивание стихотворения «ЁЛОЧКА»
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Н.Нищева
Заучивание чистоговорок, потешек
Составление описательных
рассказов
Этапы работы с
мнемотаблицей на занятиях.
Рассматривание таблицы и разбор того,
что на ней изображено.
Перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов
в образы.
Пересказ по заданной теме.
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать
интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся
свободно держаться перед аудиторией.
Вывод.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами
помогает в развитии основных психических процессов -
памяти, внимания, образного мышления, а так же
сокращает время обучения связной речи детей дошкольного
возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс
запоминания более простым, интересным, творческим.
Список используемых
источников
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления
дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС»,2001.
2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО
ПРЕСС»,2003.
3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.:
«Просвещение»,1985.
5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР//
«Воспитание и обучение».-2004.-№6.
6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО
ПРЕСС» 2009.
7. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных
рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10.
ЖЕЛАЮ
УДАЧИ!