Автор: Азизян Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ РСОШ №4 им. С. В. Пешеходько
Населённый пункт: п. Роговский Егорлыкский район Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока по математике во 2 классе
Тема: Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».
Раздел: начальное образование
ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКА
КЛАСС: 2 КЛАСС
ТЕМА: «Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».
УМК, АВТОР УЧЕБНИКА: ШКОЛА РОССИИ, М.И.МОРО, М.А. БАНТОВА, И ДР.
ТИП УРОКА: УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ШКОЛА: МБОУ РСОШ №4 ИМ.С. В. ПЕШЕХОДЬКО
ФИО: АЗИЗЯН ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА
ДАТА ВЫПОЛНЕНИЯ: 20.02.2020
1
Технологическая карта урока
Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».
Тема
«Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».
Цель:
Педагогические
задачи:
-закрепление навыков сложения и вычитания чисел от 1 до 100, используя устные и письменные приемы.
развивать
навыки
счета;
закреплять
умение
решать
задачи
изученных
видов;
развивать
наблюдательность,
внимание, мыслительные операции анализа, сравнения; прививать интерес к предмету.
Образовательные:
-пробуждать мотивацию на успех учащихся;
-совершенствовать умение решать задачи;
-применять знания и способы действий в измененных условиях;
Развивающие:
-развивать умение анализа, синтеза, обобщения;
-развивать математическую речь;
-развивать логическое мышление;
-развивать познавательные, коммуникативные, предметные компетенции.
Воспитательные:
-воспитывать уважение друг к другу, интерес к предмету при организации игровых заданий на уроке;
-воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
-воспитывать интерес к зимним видам спорта, к Олимпийским играм;
-воспитывать культуру общения.
2
Формы организации:
Методы организации
по источнику
получаемых знаний:
Данный урок является завершающим в серии уроков математики 2 класса по УМК «Школа России», объединенные
одной темой «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
словесный, наглядный, практический.
Формируемые УУД
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности;
стремятся
развивать
внимание,
память,
логическое
мышление,
навыки
сотрудничества
со
сверстниками
и
со
взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и
двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные
числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры;
умеют:
складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать
двузначные числа, в том числе с переходом через разряд, производя запись в столбик; решать задачи и выражения
изученных видов; записывать задачу кратко; составлять задачу по рисунку; составлять заданную геометрическую
фигуру из других фигур.
Метапредметные
(критерии
сформированности/оценки
компонентов
УУД):
регулятивные: формулируют
учебную
задачу
урока;
планируют
собственную
деятельность
и
прогнозируют
ее
результаты;
контролируют
и
оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят
корректировки и дополнения; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к проявлению волевых усилий;
познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание; создают алгоритм
деятельности;
рассуждают
логически,
анализируют,
сравнивают,
делают
выводы,
устанавливают
закономерности;
контролируют
и
оценивают
процесс
и
результаты
деятельности; коммуникативные:
умеют
слушать,
слышать
и
понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достаточно полно и точно
выражают свои мысли, не создают конфликтов в спорных ситуациях.
3
Ме т о д ы
и
ф о р м ы
обучения:
Основные
понятия
и
термины:
частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности,
задача,
составная
задача,
краткая
запись,
числовое
выражение,
геометрические
фигуры,
треугольник,
четырехугольник, квадрат.
Планируемые
результаты
Предметные: правильное употребление в речи названий компонентов и результатов действий сложения и вычитания,
математических понятий, умений решать задачи изученных видов;
Личностные: желание заниматься спортом, поддержать российских спортсменов на Олимпийских играх в Сочи;
умение
проводить
самооценку
на
основе
критерия
успешности
учебной
деятельности,
уметь
сотрудничать
с
взрослыми и сверстниками.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на
уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей,
вносить
необходимые
коррективы
в
действие
после
его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ( Познавательные
УУД)
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Математика» и рабочая тетрадь «Математика» , 2 класс, авторы М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова.
презентация, доска, экран, проектор,
4
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика.
Задания для учащихся,
выполнение которых приведет к
достижению запланированных
результатов
Планируемые результаты
Время
УУД
1.Мотивация учебной
деятельности.
Задача:
включение детей в
деятельность на
личностно-значимом
уровне.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок
Начнем скорее урок
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых,
И красивых и веселых
И сегодня второй класс
На урок позвал всех Вас
- Ребята, сегодня у нас
необычный урок. К нам пришли
гости. Давайте поприветствуем
их, настроимся на работу. Для
этого мысленно пожелаем себе и
друг другу удачи.
Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь, пожелайте успехов и
пусть хорошее настроение не
покидает вас на протяжении всего
урока. Присаживайтесь.
Приветствуют учителя, гостей,
друг друга, настраиваются на
учебную деятельность.
1
мин.
Регулятивные: волевая
саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные:
- формирование учебно-
познавательного интереса к
учебному материалу.
Регулятивные:
- планирование своих
действий в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные:
- умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
- осуществление взаимного
контроля и оказание в
сотрудничестве необходимой
помощи.
5
2. Актуализация
знаний.
Задачи:
Обеспечить
мотивацию и
принятие учащимися
цели учебно-
познавательной
деятельности.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, что я
ручку так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу
я возьмусь.
-Какое число вы видите на доске?
Соблюдая все правила
каллиграфии, запишите в тетради
число и классную работу.
Минутка чистописания:
20
02
- Почему выбрано число 20?
(20
февраля), а
02
как
с
ним
связано?( месяц). Правильно, эти
числа
мы
применяем
в
жизни,
именно сегодня. 20.02.2020 год
- А теперь вернёмся к уроку
математики.
Чем
эти
числа
похожи и чем различаются?
II. Устный счет.
1.
Разминка
– Назовите самое
маленькое однозначное
число.
- Самое большое
Запись числа в тетради.
Активизация внимания.
Вычисление значений
числовых выражений.
3 мин.
1 мин.
5 мин.
Регулятивные:
- планирование своих
действий в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные:
- умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
- осуществление взаимного
контроля и оказание в
сотрудничестве необходимой
помощи.
Познавательные:
Самостоятельно выделять и
формулировать
познавательные задачи.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
со сверстниками.
6
однозначное число?
- Самое большое
двузначное число?
- Самое маленькое
двузначное число?
- А самое маленькое
трёхзначное?
А теперь задачки для
устного счёта:
1.
Кормушки повесили дети
для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока-воровка и с ней
воробей.
Кто же нам здесь побыстрее
ответит
Ск. же птичек увидели дети?
(22)
2.
Четыре тёплых варежки
Связала внукам бабушка.
Кто ответит из ребят:
Ск. у неё внучат? (2)
3.- Ск. ушей у 3-х мышей?(6)
4. – Ск. хвостов у 4-х котов? (4)
5.- На ветке сидели 23 птички,
две решили улететь.
Ск. птичек осталось сидеть на
Устные ответы детей.
Использование
вычислительных навыков и
средств коммуникационных
технологий для определения
темы урока и постановки
задач.
Ответы детей.
Познавательные:
- формирование учебно-
познавательного интереса к
учебному материалу
Регулятивные:
- планирование свои действия
в соответствии с
поставленной задачей;
Коммуникативные:
-умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
- осуществление взаимного
контроля и оказание в
сотрудничестве необходимой
помощи.
Коммуникативные: умение
контролировать действие
партнера, формулирование и
аргументация своего мнения,
учет разных мнений,
планирование учебного
7
Постановка учебной
задачи.
Задача:
Формулирование
темы и цели урока.
4.Обобщение и
систематизация
знаний.
Задачи:
Обеспечить
формирование
ветке?
( 23! Решение ещё не действие.
Они решили, но не улетели)
Определение темы урока.
-Что мы делали? (повторяли
счёт в пределах 100)
- Определить тему нашего
урока поможет пословица:
«Повторение-мать учения»
- Объясните как вы понимаете
её смысл .
(Закрепление изученного по теме
«Сложение и вычитание в
пределах 100»)
-Какие задачи стоят перед
нами? (ответы детей)
Урок на закрепление
Даёт нам понять,
Что мы делать умеем
И что мы должны знать.
- Цепочка примеров.
1. Какие числа пропущены?
57 +
+
= 69 98 –
–
= 84 62 +
–
= 65
2.
Решение
и
сравнение
числовых выражений.
Решение цепочки примеров.
Слайд 2
1 мин.
3 мин
сотрудничества.
Познавательные УУД:
умение структурировать
знания.
Регулятивные УУД:
контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД:
умение контролировать
действие партнера.
8
целостной системы
ведущих знаний
учащихся, обеспечить
установление
внутрипредметных и
межпредметных
связей.
5.Применение знаний
и умений на практике.
Задачи:
–
Сумму
чисел
30
и
50
уменьшите на 20.
–
Разность
чисел
84
и
41
увеличьте на 7.
– На сколько разность чисел 60 и
15 меньше суммы этих чисел?
3.Решение уравнений.
На доске запись:
х + 2 = 20
70 – х = 6
х – 8 = 10
х – 8 = 10
х + 2 = 20
х – 8 = 10
–
Прочитайте
уравнения,
в
которых
неизвестным
является
слагаемое.
–
Как
найти
неизвестное
слагаемое?
–
В
каких
у р а в н е н и я х
неизвестное – уменьшаемое?
–
Как
найти
неизвестное
уменьшаемое?
–
В
каких
у р а в н е н и я х
н е и з в е с т н ы м
я в л я е т с я
вычитаемое?
Слайд 3
Слайд 4
2 человека выходят к доске
для решения уравнений, а
остальные –сам-но решают
Х-8=10
6 мин.
Личностные УУД : навыки
сотрудничества в разных
ситуациях, умение не
создавать конфликтов,
уважительное отношение к
иному мнению.
Познавательные: логические
- анализ объектов с целью
выделения признаков.
Познавательные: понимание
текстов, извлечение
необходимой информации,
установление причинно-
следственных связей.
Построение логической цепи
рассуждений, выведение
следствий, доказательство.
9
Обеспечить усвоение
знаний и способов
действий на уровне
применения их в
разнообразных
ситуациях.
–
Как
найти
неизвестное
вычитаемое?
–
Найдите
то
уравнение,
решением
которого
будет
число
18. ; х – 8 = 10.)
4.Сложение
и
вычитание
столбиком.
Работа в ТПО стр. 25 №62
(сам-но)
А 4 человека работают у доски
(решают примеры столбиком)
23 + 45 79 – 54 36 + 28 93 -
47
5.Решение составной задачи
разными способами.
Фронтально
разбирается
задача
2
(с.
31). Обучающиеся
выделяют
условие
и
вопрос
задачи,
называют
данные
и
искомое
числа,
определяют,
простой или составной является
задача, под руководством учителя
записывают
задачу
кратко,
а
затем самостоятельно решают ее.
6
. Работа
с
геометрическим
материалом.
Работа в ТПО стр. 25 №62
Работа по учебнику
Закреплять умение решать
задачи изученных видов
Ученик у доски читает текст
Решение задачи с подробным
объяснением.
Слайд 5
Выполнение заданий устно.
Называют фигуру и
доказывают свой выбор.
3 мин.
10 мин
3 мин
10
6.Рефлексия
Задача:
Осознание
обучающимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и
всего класса.
–
Рассмотрите
фигуры,
изображенные на полях (с. 31).
Какая из этих фигур лишняя?
(«Лишними»
могут
быть:
фигура
№
2,
так
как
это
треугольник,
а
все
остальные
фигуры
–
четырехугольники;
фигура № 1, так как в ней нет
прямых
углов,
а
в
остальных
фигурах есть; фигура № 3, так
как
она
зеленого
цвета,
а
все
остальные фигуры – розового.)
Работа в парах.
Слайд 6
Слайд 7
3 мин
11
12