Автор: Никитина Светлана Павловна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 31 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слухм
Раздел: начальное образование
Технологическая карта индивидуального занятия по РРС и ФП
«Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
7 класс
Учитель индивидуального обучения: Никитина Светлана Павловна
Технологическая карта урока отработки
Учитель:
Никитина Светлана Павловна
Класс
7
Тема урока:
Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях
Тип урока:
занятие контроля и оценки знаний
Цели урока:
закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие –
дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
Продолжать учить дифференцировать звуки [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях. Проанализировать
положение органов артикуляции при произношении звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях,
сравнить их. Закрепить зрительный образ звуков [C] – [Ш], используя их графический образ. Развивать
фонематические процессы; кинестетические ощущения органов артикуляции. Закрепить умение составлять
предложения с заданным словом с предлогом, изображенном в виде модели.
Коррекционно-развивающие:
Целенаправленно
воздействовать
на
активизацию
и
развитие
ряда
психических
процессов:
речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение. Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать потребность в речевом общении. Учить ребенка
сотрудничать
с
учителем,
применять
свои
знания
в
разных
условиях.
Мотивировать
потребность
в
достижении успехов.
Предполагаемый
результат
учащийся правильно артикулирует звуки [с], [ш] в различных позициях, четко их дифференцирует. Умеет
составлять предложения со словами, изображенными в виде модели.
Форма занятия
индивидуальная
Вид занятия
практическое
Тип занятия
занятие контроля и оценки знаний
Образовательная
технология
личностно-ориентированная, компьютерная, здоровьесберегающая, игровая
Структура и ход урока
Этап, его
продолжительно
сть
Задачи этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащегося
Методы,
формы,
приемы,
возможные
виды
деятельности
Результат
1.
Мотивационно – проблемный этап
Психологически
й настрой – 1
мин.
Установление
зрительного,
слухового контакта.
Создание
атмосферы
психологической
безопасности:
эмоциональная
поддержка ребенка.
Приветствие.
Эмоциональна
я поддержка
ученика.
Участвует в
приветствии.
Проявляет
эмоции.
Вводно-
организационно
е слово учителя
(сурдопедагога)
Психологическ
ая готовность
Мотивация к
деятельности.
3 мин.
Заинтересовать
ребенка
представлением о
предстоящей
деятельности, ее
задачах
Подготовка
ребенка к
предстоящей
деятельности:
развитие
зрительного и
фонематическо
го восприятия.
Разбирает
картинки к
игровым
персонажам
(одни картинки
начинаются со
звука[c],
другие
картинки
начинаются со
Игровая
ситуация:
привлечение
игровых
персонажей: к
нам в гости
пришли два
приятеля-
одноклассника,
они принесли
Стремление
участвовать в
игре.
Внутренняя
мотивация на
деятельность.
звука [ш].
Отвечает на
вопросы.
тебе на урок
картинки, в
названиях
которых есть те
же звуки, с
которых
начинаются их
имена. Но
картинки
перепутались,
когда они
добирались к
тебе, и друзья
забыли, как
правильно
произносятся
их звуки.
Поэтому они
просят помочь
им: найти
звуки и научить
их правильно
произносить. А
если ты
поможешь,
выполнишь
правильно и
быстро все
задания, то в
конце тебя ждет
сюрприз, а за
правильный
ответ будешь
получать
фишку, в конце
заданий будет
подсчет фишек,
чем больше,
тем выше балл.
Знакомство с
друзьями: если
ты правильно
разберешь
картинки, то
узнаешь, с
каких звуков
начинаются их
имена( «Саня и
Шурик»).
2.
Деятельностный этап.
Обобщение
имеющихся
представлений.
3 мин.
Вызвать у ребенка
интерес, желание
помочь сверстнику,
побудить к
предстоящей
Создание
проблемной
ситуации,
требующей
разрешения:
Осознает и
принимает
поставленную
задачу,
предлагает
Создание
проблемной
ситуации с
использованием
презентации:
У ребенка
появился
интерес,
желание
помочь
деятельности.
«Как помочь
мальчику, мама
которого не
поняла о ком
он говорит,
когда сын
рассказывал ей
стихотворение:
«Про
мышку»».
пути решения
проблемной
ситуации.
«Однажды с
мальчиком,
который живет
с нами по
соседству,
приключился
такой случай: в
школе он
выучил
стихотворение
и вечером
рассказал его
маме, но
почему-то мама
сказала, что
ничего не
поняла. Он
убежал на
улицу и
попросил друга
послушать его.
И вот как он
рассказал
другу этот стих:
«Про мыску».
Мыска сусек
насусила.
Мыска мисек
мальчику
научиться
правильно
проговаривать
и не путать
звуки [c]-[ш].
Самому
следить за
собственным
произношение
м, чтобы его
понимали,
стремиться
правильно
произносить
все звуки в
словах.
пригласила.
Мыски суски
кусать стали,
зубы сразу же
сломали».
Игра «Угадай
звук»
Закрепить
положение
артикуляционных
укладов
дифференцируемых
звуков [c]-[ш],
закрепить буквенное
обозначение звуков.
Объяснение.
Подведение
ученика к
разрешению
проблемной
ситуации.
Проблемная
ситуация: у
телевизора
сломался звук
и теперь не
понятно, какие
звуки
произносят с
экрана. Как
можно
различить
звуки [c]-[ш],
если не
слышно, как
они звучат.
Произносит
сначала звук
[c] и
проговаривает
положение
органов
артикуляции
(что делают
губы, зубы,
язык, где идет
воздушная
струя, холодная
она или теплая,
трудится или
нет горлышко).
Затем по такой
схеме
разбирает
артикуляцию
звука [ш].
После этого
играет в игру,
где учитель
Игровая
деятельность с
персонажами.
Исследуют
собственное
положение
органов
артикуляции
при
произношении
звуков[c] и [ш].
Рассматривает
профиль-схему,
сравнивает
положение
органов
артикуляции у
себя при
произношении
заданных
звуков.
Соотносят свои
кинестетически
Ученик
закрепил
положение
органов
артикуляции
при
произношении
звуков [c] и
[ш] на
собственном
произношении
и соотнес его с
положением
органов
артикуляции
сурдопедагога.
беззвучно
произносит
звуки[c] или
[ш], а ребенок
определяют,
какой звук
произнесен и
поднимает
соответствующ
ую букву.
е ощущения
при
произношении
звуков и
положение
органов
артикуляции
учителя.
Игра: «Узнай
звук».
3 мин.
Развивать
кинестетические
ощущения органов
артикуляционного
аппарата. Закрепить
модель звуков [c]-
[ш], отражающую
их основные
характеристики:
положение языка,
звонкость-глухость,
температура
воздушной струи.
Учитель
предлагает
ученику
проанализиров
ать звуковые
модели,
опираясь на
кинестетическ
ие ощущения и
определить
какой звук
[c] или [ш] они
обозначают.
Сравнить их.
Учащийся
рассматривает
модели,
определяет,
какой
звук[c] или
[ш] они
обозначают,
опираясь на
кинестетическ
ие ощущения
органов
артикуляции.
Наглядность в
виде модели.
Анализ
ощущений
положения
органов
артикуляции.
Учащийся
закрепил
схематичное
изображение
звуков [c]-[ш].
Сравнил
положение
органов
артикуляции,
опираясь на
кинестетическ
ие ощущения.
Массаж
мимической
мускулатуры.
1мин.
Улучшение качеств
артикуляционных
движений: точность,
объем,
Проведение
массажа.
Выполняет
массаж.
Игровой
момент.
Снятие
напряжения.
Получение
нового
переключаемость.
игрового
опыта.
Игра: «Поймай
звук, слог».
3 мин.
Развивать у
обучающегося
фонематические
процессы.
Объяснение
предстоящего
задания:
«Чтобы
правильно
произносить
звуки, их надо
хорошо
различать
показывает
карточку –
действие
объекта.
Сопряженное
произношение
звука [c], звука
[ш].
Учащийся
слушают слоги
и слова, « за
экраном» ,
услышав звук
[c], выполняет
одно
определенное
движение
хлопает в
ладоши один
раз, а услышав
звук [ш],
хлопает 2 раза.
Приемы
активизации
слуховой и
мыслительной
деятельности
детей.
Запоминание и
выполнение
определенных
действий.
Использование
экрана, чтобы
ученик
активизировал
слух, а не
ориентировался
на зрительный
образ звука.
Ученик
поупражнялся
в различении
на слух
смешиваемых
в речи звуков.
Игра:
«Повторялка».
3 мин.
Способствовать
умению
дифференцировать
звуки [c]-[ш] в
словах, развитию
словаря.
Объяснение.
Направление
речевой
деятельности.
Ребенок
произносит
сопряженно с
сурдопедагого
м пары слов,
четко
произнося
звуки [c]-[ш] и
Приемы
активизации
речемыслитель
ной
деятельности
учащегося
(сопряженное
проговаривание
Учащийся
поупражнялся
в объяснении
слов,
дифференциац
ии звуков [c]-
[ш] в словах.
объясняют
значение слов.
Например:
миска-мишка.
Миска – это
такая посуда, а
мишка - это
игрушка или
имя мальчика.
(варианты
ответов на
слайдах
презентации).
пары слов.)
объяснение
значения слов
на слайдах
Динамическая
пауза
1 мин.
Смена вида
деятельности,
предупреждение
утомляемости.
Проведение
физкультминут
ки.
Участвует в
выполнении
физических
упражнений.
Показ
движений на
слайде.
У учащегося
снялось
эмоциональное
и физическое
напряжение, он
отдохнул,
получил новый
игровой опыт.
Игра «Найди
картинку с
заданным
звуком».
3 мин.
Дифференциация
звуков в словах –
названиях объектов
на картинке.
Развитие
фонематических
процессов.
Объяснение,
показ способа
действий.
Ученику
предъявляются
картинки,
Выбирает из
лежащих на
столе картинки
со звуком
Постановка
новой задачи
для ребенка.
Разложить
слова со звуком
[с]: в
зависимости от
Учащийся
дифференциро
вал звуки [c]-
[ш] в словах –
названиях
объектах на
картинках,
[c] или [ш],
раскладывает в
две группы
местоположени
я в слове
определил
местонахожден
ие этих звуков
в слове
(начало,
середина,
конец),
отобрал
картинки для
дальнейшей
работы.
Игра «Составь
предложение со
словом».
4 мин.
Дифференциация
звуков [c]-[ш] в
словах. Закрепление
употребления в речи
предлогов с опорой
на схему.
Объяснение,
индивидуальна
я работа.
Ученик
составляет из
слов с
названием
изображенного
на картинке
объекта
представленны
м в виде схемы
и «усаживают»
на ладошку.
Использование
жестов –
символов
(усаживаем)
короткое слово
(предлог) на
ладошку).
Использование
наглядного
изображения
предлога.
Читает и
показывает
учителю.
Учащийся
дифференциро
вал звуки [c]-
[ш] в словах,
поупражнялся
в составлении
предложения
с опорой на
схему.
Запись
предложения в
тетрадь, по
Совершенствовать
аккуратное письмо
элементов
Контроль,
помощь при
необходимости
Самостоятельн
ая работа.
Выполнение
задания
учащимся.
Составлении
предложения
из заданных
карточкам.
15 мин
букв; — читать и
писать буквы, слоги,
слова, предложения;
.
слов..
3.
Рефлексивный этап.
Рефлексия.
1 мин.
Организация
обратной связи.
Обобщение
полученных знаний.
Подведение
итогов НОД.
Похвала и
поощрения
учащихся.
Высказывают
мнение по
поводу
выполненных
заданий.
Беседа.
Обсуждение.
Осознание
себя как
участника
познавательног
о, творческого
процесса.
Самооценка
деятельности
учащегося.
1 мин.
Формирование
навыков
самооценки
Учитель
поощряет
учащегося за
хорошую
работу на
уроке.
Что
понравилось?
Выбирает
поощрение-
картинку за
деятельность на
уроке
Учащийся
оценил себя,
свою работу на
уроке.