Автор: Прудаева Людмила Ивановна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность с элементами инновационных технологий
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность с элементами инновационных
технологий
К.А.Пуголь
Секрет успеха в постоянных и повторяющихся усилиях.
М.Ганди
Выражение «современный подросток» подчеркивает специфические осо-
бенности детей этого возраста в наше время. В подростковом возрасте отношение
школьников к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения. Прежде
всего, снижается их учебно-познавательная мотивация. Приобретение знаний уже
не поддерживается непосредственным интересом к учебе, как это было в началь-
ной школе, и учение нередко превращается в скучную, тягостную обязанность.
Для того чтобы школьник относился к учебе более осознано, знания, которые он
получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто
не происходит. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не
стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал. В этом случае
может помочь коучинг – форма консультативной поддержки, которая помогает че-
ловеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилиза-
ции внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирова-
ния новых навыков. В учебном процессе коучинг выступает в качестве мощного
средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию
школьников.
В XXI веке существенно изменился социокультурный контекст изучения
иностранных языков в России. Значительно возросла их образовательная и само-
образовательная функции в школе, профессиональная значимость на рынке труда
в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков междуна-
родного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании ино-
странных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню
владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организа-
ции материала.
На наш взгляд, по-настоящему актуальным является внедрение коучинга в
систему изучения иностранных языков на среднем этапе обучения. Связано это с
нестандартными
подходами
учителя-коуча
к
решению
многих
проблем,
его
способностью создавать ориентировочную основу для решения профессиональных
задач с опорой на осмысленное использование знаний о соответствующей обла-
сти, принять ответственность за качество результата, выбрать максимально эф-
фективный путь решения актуальной проблемы.
Следует отметить, что коучинг представляет собой систему процессов:
1
Процесс партнерского взаимодействия (сопровождения), направлен-
ный на достижение результата, цели.
Постепенный процесс по увеличению осознания и способностей лич-
ности.
Процесс взаимодействия, который направляет внимание личности на
области ее развития и проясняет их.
Система принципов и техник, направленная на то, чтобы расширить
свои возможности и получить в жизни как можно больше того, чего
хочется.
Процесс вовлечения человека в управление самим собой.
Процесс получения удовольствия от своей деятельности.
Так, одно из определений коучинга в сфере образования звучит следую-
щим образом: продолжительное сотрудничество субъектов образовательного про-
цесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедея-
тельности, в том числе и в сфере обучения.
Основная обязанность современного учителя-коуча, на наш взгляд, состо-
ит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности учащегося, а основная обязан-
ность ученика заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за реше-
ние поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с учителем.
При этом сам ученик несет ответственность за свои результаты.
Учитель-коуч поможет понять, почему ученики не справились с поставлен-
ной коммуникативной задачей, поможет предпринять действия для нахождения
оптимальных путей и научиться поступать иначе в будущем, а также будет способ-
ствовать совершенствованию и максимально эффективному использованию лич-
ных сторон детей, о которых большинство или не догадывается, или догадывает-
ся, но не использует как основу для дальнейшего движения вперед. Кроме того,
необходимо подчеркнуть, что взаимодействие преподавателя как коуча, и учени-
ков проходит 4 взаимообусловленных этапа: постановка целей; осознание реаль-
ности; создание и поиск ресурсов; необходимые меры.
С целью повышения уровня коммуникативного развития учащихся следует
обратиться к методу проектов, который выводит на новый уровень учебно-науч-
ное творчество, способствует самообразованию учащихся, поскольку они включа-
ются в режим самостоятельного созидания знаний, возрастает само- и взаимо-
контроль. К тому же применение проектного метода наилучшим образом выявляет
сформированность показателей когнитивного, мотивационного и интерактивного
компонентов.
Метод проектов предполагает большой объем самостоятельной работы.
Вследствие этого на диагностическом этапе в процессе исследования состояния
самостоятельной работы многие учащиеся отмечали, что для полноценной органи-
зации выполнения данного задания им не хватает умения планировать свою по-
2
знавательную деятельность. Именно поэтому эффективным способом в решении
данного вопроса является методика Формат конечного результата.
Практическая реализация метода проектов осуществлялась с учащимися 7
класса с помощью открытых вопросов (Чего хотите достичь? Как можете достичь
поставленной цели? Почему важна цель? Что уже сейчас можете сделать? Как мо-
жете пойти дальше? Как поймете что достигли цели?), и была обусловлена про-
граммными требованиями (HelpingHands). В рамках изучения темы «Благотвори-
тельность» учащиеся сформулировали Формат конечного результата, а именно
выполнение проектной работы «Я могу собрать игрушки для детей из детского
дома». Опыт показал, что через соответствие учебного материала личным целям
учащихся можно добиться его релевантности, учитывая при этом способности де-
тей и их заинтересованность в проекте, в результате чего каждый участник полу-
чает удовлетворение от выполняемой деятельности.
Сначала с помощью методик Шкала и Линия времени было определено ко-
личество времени, необходимое для реализации проекта; соотношение самостоя-
тельной работы (для того чтобы проект прошел успешно учащимся необходимо
было тщательно к нему готовиться); ресурсное обеспечение (интернет-ресурсы,
программы телевидения, связанные с тематикой проекта. Согласно Линии време-
ни, выполнение данного проекта было предусмотрено в течение месяца.
Основной целью, поставленной учащимися, был сбор и доставка игрушек,
для детей из детского дома, и так как акция была приурочена к новогодним празд-
никам, то и показ новогодней сказки. Затем используя открытые вопросы и техни-
ку Шкала был составлен пошаговый план реализации проекта с четкой формули-
ровкой целей и задач. Положительный результат был получен за счет того, что
учащиеся сами формулировали каждый шаг на пути достижения цели. Отталки-
ваясь от намеченных целей и задач был выстроен следующий алгоритм действий:
1-й шаг – составление плана действий и выбор актива класса.
2-й шаг – подготовка рекламной акции для привлечения других учащихся школы.
3-й шаг – проведение рекламной акции.
4-й шаг – подготовка сценария сказки.
5-й шаг – сбор игрушек и вещей.
6-й шаг – репетиция сказки.
7-й шаг – покупка сладостей для детей.
8-й шаг – подготовка костюмов и оформление.
9-й шаг – доставка игрушек в детский дом.
10-й шаг – презентация сказки, подготовка отчета о проделанной работе.
3
Стоит отметить, что учащиеся с большим энтузиазмом взялись за решение
проблемы. Когда проводилось совместное обсуждение получившейся шкалы, дети
сами определяли, насколько выбранный план способен привести их к приемлемо-
му решению. И это было главным результатом использования коучингового подхо-
да в рамках проектной деятельности.
На последнем этапе подводились итоги проделанной работы, происходила
оценка своих действий усилий и возможностей. В процессе проделанной работы
по реализации проекта с применением коучинговых технологий выявилось следу-
ющее:
1.
Метод проектов эффективен для коммуникативного развития
учащихся, если им интересна тема проекта.
2.
Каждый учащийся принимает личную ответственность за ре-
зультаты проектной деятельности и, в итоге, за продвижение в своем комму-
никативном развитии.
3.
Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой
базы у учащихся.
4.
При защите проектов ученик выступает как личность, способная
не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то измене-
ния для повышения своего уровня коммуникативного развития.
В целом, использование метода проектов с внедрением коучинговых техно-
логий позволяет создавать условия для развития личности вообще и коммуника-
тивного развития личности в частности, так как он развивает самостоятельность,
учит не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь приобретать и
применять их на практике.
4