Автор: Яшин Дмитрий Юрьевич
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Особенности коммуникации в юношеском возрасте
Раздел: высшее образование
Особенности коммуникации в юношеском возрасте
Если внимательно изучить исследования социальной перцепции, то
становиться
понятно,
что
в
юношеском
возрасте
уделяется
особенное
внимание личностным и внутренним психологическим качествам человека.
При этом уже не так сильно подчеркивается внешность, одежда и манеры,
что так присуще подросткам. На сегодняшний день часто стремятся показать
и перенять интеллектуальные и волевые черты характера, его особенности,
планов на будущее. При этом создается некоторый идеал и образец для
подражания. Большое количество юношей слишком самоуверенны в себе, и
считают,
что
могут
легко
сделать
вывод
о
человеке,
основываясь
на
личностных предпочтениях, впечатлениях и атрибуциях.
Восприятие
и
сознание
собственной
личности
также
относится
к
возрастным
сдвигам.
Отмечена
тенденция
подчеркивания
личностного
отличия от других, выделяя свою непохожесть. Юноши сформировывают
собственную модель личности, благодаря чему определяют свое отношение к
другим и самим себе.
Открытие собственного «Я», уникального внутреннего мира вызывает
некоторые психодраматические переживания. Наряду с этим и осознанием
личности,
приходит
и
чувство
одиночества.
Юноша
чувствует
себя
неповторимым, непохожим на других, а, следовательно, и интересы разделить
просто не с кем. Именно поэтому появляется потребность общения вместе с
избирательностью, так как далеко не каждому можно довериться.
Известно, что «Я» у ребенка – это идентификация с другими, более
значимыми людьми, и чаще всего взрослыми. А вот у юношей ситуация
кардинально другая: за основу берутся несколько главных личностей, что
создает
более
неопределенную
и
противоречивую
психологическую
ситуацию. Внутренний мир часто подвержен конфликтам. Таким образом
появляется непреодолимое желание избавиться от детских или навязанных
взрослыми
идентификаций.
Это
начинает
активизировать
рефлекцию
и
чувство неповторимости. Именно поэтому юноши часто подвержены чувству
страха и одиночества.
С
другой
же
стороны,
представление
о
собственной
личности
в
юношеском возрасте обуславливается групповым «Мы» - образ сверстника
своего пола. Причем этот ровесник существует в сознании в качестве набора
общих
психологически
меньше
дифференцированных
черт,
чем
образ
собственной личности. «Я» более тонкое, детальное, мягкое, нежели «Мы».
Британские
ученые
как-то
провели
эксперимент,
где
юноши
и
девушки
должны
были
описать
психологические
качества,
которые
свойственны
сверстникам и им самим. Как показывают результаты, юноши считают себя
менее смелыми, не такими общительными и позитивными, но при этом
достаточно добрые и способны к пониманию других людей. А вот девушки
показали в себе меньшую общительность, но при этом они более искренни,
справедливы и верны.
Как
было
сказано
ранее,
в
юношеском
возрасте
часто
появляется
избирательность
в
общении
и
жесткость
к
«чужакам»,
которые
имеют
отличия по цвету кожи, социальному происхождению, вкусам, способностям,
манерам
и
прочим.
Это
своего
рода
защита
собственных
чувств,
чтобы
избежать обезличивания и смещения. Именно поэтому жаргон, различные
жесты и детали одежды являются некоторыми знаками, которые и помогают
отличить
«своих»
от
«чужих».
При
создании
замкнутых
групп
и
распространении своего поведения юноши не только оказывают реальную
помощь друг другу в поиске себя, но и проверяют на способность сохранения
верности «клану». Готовность к подобной проверке может объяснить и тот
отлик, который часто используется тоталитарными сектами и концепциями
среди
молодежи
тех
стран
и
классов,
потерявших
свою
групповую
идентичность.
Юношеский возраст часто является проблемой отцов и детей. Так, «Мы
и Они» - это ведущая тема рефлексии, основа для формирования собственной
особенной субкультуры, которая проявляется в одежде, интересах, вкусах,
мыслях и прочем.
Почти
нет
ни
одного
социального
или
психологического
фактора
поведения
юноши,
которые
бы
невозможно
было
объяснить
семейными
условиями. Максимальное значение в формировании личности и моделей
контактирования с миром играет образовать и общая культура поведения
родителей. На втором месте по значению и влиянию стоит состав семьи и
характер взаимоотношений между всеми ее участниками. Важно отметить,
что
это
является
важным
моментом,
так
как
помогает
определить
дальнейшую
собственную
семейную
жизнь.
Третье
–
это
стиль
взаимоотношений с родителями и уровень эмансипации от них.
Юноши делают все возможное, чтобы подражать взрослым и быть с
ними на равных. Они нуждаются не в наставниках, а в друзьях и советчиках.
Так как юношеский возраст – это интенсивное усвоение «взрослой» роли и
формы социального существования, то они часто нуждаются в общении со
взрослыми.
В
этот
момент
родителям
важно
наблюдать
за
юношами
и
девушками, их дружбой и времяпрепровождением. Как показывают данные
ТН.Мальковськой, то более 70% юношей и девушек больше хотят походить
на своих родителей.
В
юношеском
возрасте
часто
стремятся
обособиться
от
родителей,
освобождаясь от зависимости. Так как родители не желают или просто не
умеют
признавать
автономию
своих
детей,
то
это
нередко
приводит
к
различным конфликтным ситуациям.
Однако,
это
влечет
еще
к
большему
желанию
автономии.
Общая
закономерность следующая: чем хуже и сложнее общение с родителями, тем
более
интенсивная
развивается
независимость
со
сверстниками.
«Значимость»
родителей
и
сверстников
принципиально
отличается
в
различных областях жизни юношей. Максимальная автономия требуется в
досуге,
развлечениях,
общении,
потребительской
ориентации.
Именно
поэтому
психологи
говорят
не
о
снижении
влияния
родителей,
а
о
проведении качественных сдвигов в общении.
Примерно похожая ситуация наблюдается и в учебных заведениях. Так
как формально старшеклассником сохраняется зависимость от педагогов, то
появляется потребность в сверстниках, чтобы идентифицироваться с общей
массой. Отношение к учителям может складываться из следующих факторов:
отношение к учебному заведению (престижность, специализация,
содержание образования и прочее);
отношение к будущей профессии, процессу обучения и знаниям;
отношение к педагогам и одноклассникам.
В первую очередь это касается профессионального самоопределения,
что
формируется
благодаря
отношению
к
преподавателям
в
качестве
знающих специалистов. Если подростками оцениваются внешние факторы
преподавания, захват предмета и наглядность обучения, то юноши больше
обращают внимание на профессиональную компетентность и необходимость
в тех или иных знаниях и умениях для будущего. В целом у юношей более
зрелое отношение к преподавателям, но оно часто проявляется примитивным
практицизмом, что переносится на отношение с учителями как с людьми.
Юноши часто проявляют сильное критическое отношение к людям в
принципе,
в
частности
и
к
преподавателям.
Однако,
это
сочетается
с
пассивным,
неумелым
и
немотивированным
отношением
к
учебе
и
самообразованию.
Нередко
сказываются
и
внутренние
перегрузки,
что
вызывают нежелание самостоятельно работать, требуя предложение всего
материала под диктовку.
Важный момент для данного возраста – это выбор будущей профессии.
Уже
на
предыдущих
этапах
складываются
некоторые
представления
о
специальностях.
Отношение
юношей
будет
складываться
на
основе
определенных
знаний
умений
в
определенной
профессиональной
деятельности.
Кроме
того,
принимается
во
внимание
эмоциональное
восприятие всего, что связано со специальностью при учете личностных,
физических, психологических и материальных качеств.
Для
юношеского
возраста
характерна
завышенная
оценка
своих
возможностей
и
достижений,
если
сравнивать
с
оценками
учителей
и
престижности учебного заведения. Референтные группы юношей также часто
проводят время вне стен школы, колледжа и гимназии.
В
отношении
отдельных
учителей
юноши
удовлетворены
специальными интеллектуальными отношениями. Безусловно, учитывается
власть преподавателя, однако, она оценивается нижа, чем у родителей или
спортивного
тренера.
Умение
справедливого
использования
власти
у
старшеклассников находит большой положительный отклик. Если подростки
в
первую
очередь
делают
акцент
на
человечности
и
каче стве,
компетентности, уровни знаний и качестве преподавания, а также умении
справедливо
распоряжаться
властью,
то
юноши
больше
большое
ценят
профессионально-педагогические свойства. При этом на второе место они
выводят человеческие качества, приписывая часто своим любимым учителям
эмпатию, понимание, даже большую по сравнению с родителями.
Однако, функции сверстников и друзей в качестве «просветителей» еще
больше
повышается
даже
среди
очень
интровертированных
юношей.
Общение помогает решить некоторые специфические задачи:
получение
необходимой
информации,
которая
недоступна
или
стыдна перед взрослыми;
особенный
вид
деятельности
и
межличностного
контакта
(усвоение
статуса
и
роли,
отработка
коммуникативных
навыков
и
стиля
общения);
специфический
вид
эмоциональности
взаимоотношений
(сознание
групповой
принадлежности,
независимости,
благополучие
и
устойчивость).
Если
говорить
об
обществе
сверстников,
то
психологами
подразумевается не только общество одинаковых по возрасту детей, а больше
людей с одинаковыми социальными статусами и потребностями. Именно это
и составляет субкультуру. В этот период часто появляются первые любовные
и дружеские привязанности с достаточно длительным эффектом.
Таким
образом,
общение
со
взрослым
поколением
строиться
по
следующей
схеме:
демократизация
контактов,
решение
проблемы
независимости, эмоциональное составляющая и обозначение авторитетности
родителей.
Юноши
имеют
право
решать
самостоятельно
любые
задачи,
которые касаются его лично, при этом имея собственные привязанности.
Также
требует
внимание
взаимопонимание
в
контактах
со
взрослыми
и
определение
неравномерности
общения,
когда
за
стремительной
интенсификацией наступает время спада интенсивности и накопления новых
проблем. Общение помогает определить смысл жизни, понять самого себя,
свои жизненные планы и пути их достижения, контактов в обществе. Кроме
того, важно получение информации в профессиональной сфере.
Добиться эффективности каждого контакта возможно только благодаря
сотрудничеству с поддержкой и пониманием ситуации. Вместе с этим, как
показывают
результаты
психологических
исследований
в
80-х
годах
прошлого
столетия,
то
потребность
в
разговорах
с
родителями
удовлетворяется меньше, чем наполовину.
Содержания и характеристика разговоров среди юношей определяется
решениями проблем, которые связаны со становлением или реализацией в
качестве субъектов и отношений в важных сферах жизни. Ценные по смыслу
доминанты приобретают ведущие роли при общении старшеклассников в
процессе
обсуждения
личных
дел,
контактов
в
обществе
и
с
противоположным полом, своего прошлого и планов на жизнь, физического и
умственного развития, а также контакта с родителями и учителями.
Общение со взрослыми – это растущая демократия контактов среди
поколений,
которая
помогает
решить
задачу
автономности
ребенка
и
авторитетности
взрослого.
В
этот
период
усложняются
отношения
со
старшим
поколением,
но
при
этом
взрослое
влияние
–
это
важнейшая
проблема
для
юношей.
Смыслом
доверительного
разговора
среди
старшеклассников является получение необходимой помощи и сочувствия
для решения проблем. Доверчивость и вера других и собственного «Я» в
потенциальные
таланты
помогают
справиться
с
разными
жизненными
трудностями.
А
это
является
важной
основой
для
создания
новых
гармоничных взаимоотношений у родителей и детей.
Общению
с
друзьями
также
отдается
немалое
значение
в
данный
период взросления. Старшеклассники меняют место для общения. То есть
теперь требуется контакт не только дома и в школе, но также юноши больше
осваивают социальное пространство. Сильно увеличивается необходимость
общения,
что
требует
больше
времени
и
расширение
круга
интересов
в
различных просторах: реальных и виртуальных.
Вместе с этим углубляется и индивидуализация общения. У молодых
людей
повышается
способность
установки
дружеских
отношений,
более
выборочных
и
глубоких.
Подобный
поиск
начинается
уже
в
возрасте
подростка, но при этом юноши отдают ей более интимное и стабильное
значение. Таким образом, дружба охарактеризована верностью, близостью и
устойчивостью, при осознании наличия другого «Я». Одним ищется в друге
преимущественно подтверждение собственного «Я», в то время как другой
может потерять собственную индивидуальность. Некоторые юноши ищут в
друге дополнение, образец для подражания.
Психологическая защита от подобных потребностей обуславливается
правильным выбором друзей и характера взаимоотношений. Другу можно
высказать все, что на душе, поделиться своими переживаниями, секретами,
получая взаимопонимание, положительные теплые эмоции и искренность.
Важно
понимать,
что
это
является
первой
самостоятельно
выбранной
и
глубокой
личной
привязанностью,
которая
предшествует
в
определенной
степени другим предпочтениям и состояниям, в частности, любви. Дружба и
приятельство сильно различается юношами, при этом количество друзей
н е б о л ь ш о е .
В
ю н о ш е с к о м
в о з р а с т е
д р у ж б а
о б л а д а е т
полифункциональностью и разнообразностью: возможно просто совместное
времяпрепровождение,
а
т акже
глубокая
исповедально сть
и
самораскрытость.
В
юношеской
дружбе
имеются
четкие
проявления
тендерных
коммуникативных
особенностей.
Так,
потребность
интимной
дружбы
появляется у девушек на 2 года раньше, чем у юношей, при этом женская
дружба
отличается
эмоциональностью.
А
вот
у
юношей
преобладает
противоречивое
переплетение
нескольких
потребностей:
олицетворение
и
аффлиация,
то
есть
потребность
в
определении
конкретной
группы
принадлежности.
Однако,
юношеская
дружба
отличается
своими
сложностями.
По
фактору возраста она требовательна и критична по отношению к другому,
бескомпромиссна.
При
этом
присутствует
повышенная
эгоцентричность,
п о р ож д а ю щ а я
б ол е з н е н н ы е
т руд н о с т и
и
н ап р я же н н о с т ь
в о
взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.
В раннем юношеском возрасте намного чаще и острее проявляется
потребность
в
одиночестве.
Коммуникативное
одиночество
является
общением с некоторым идеальным партнером и своим «Я». Присоединяются
и воображаемые лица «Мы». Наедине юноши и девушки проигрывают роли,
которые им недоступны в реальности. Они это делают в мечтах в виде игры,
преимущественно рефлексивной или социальной.
Первая
любовь
также
в
определенной
степени
–
это
следствие
стремление
молодых
людей
к
получению
эмоциональности
контакта,
душевной
близости
и
понимания.
Любовь
в
юношеском
возрасте
преимущественно
получает
форму
симпатии,
восхищения.
Постепенно
переходит с влюбленности в форму дружбы-любви.