Напоминание

Особенности коммуникации в юношеском возрасте


Автор: Яшин Дмитрий Юрьевич
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Особенности коммуникации в юношеском возрасте
Раздел: высшее образование





Назад




Особенности коммуникации в юношеском возрасте

Если внимательно изучить исследования социальной перцепции, то

становиться

понятно,

что

в

юношеском

возрасте

уделяется

особенное

внимание личностным и внутренним психологическим качествам человека.

При этом уже не так сильно подчеркивается внешность, одежда и манеры,

что так присуще подросткам. На сегодняшний день часто стремятся показать

и перенять интеллектуальные и волевые черты характера, его особенности,

планов на будущее. При этом создается некоторый идеал и образец для

подражания. Большое количество юношей слишком самоуверенны в себе, и

считают,

что

могут

легко

сделать

вывод

о

человеке,

основываясь

на

личностных предпочтениях, впечатлениях и атрибуциях.

Восприятие

и

сознание

собственной

личности

также

относится

к

возрастным

сдвигам.

Отмечена

тенденция

подчеркивания

личностного

отличия от других, выделяя свою непохожесть. Юноши сформировывают

собственную модель личности, благодаря чему определяют свое отношение к

другим и самим себе.

Открытие собственного «Я», уникального внутреннего мира вызывает

некоторые психодраматические переживания. Наряду с этим и осознанием

личности,

приходит

и

чувство

одиночества.

Юноша

чувствует

себя

неповторимым, непохожим на других, а, следовательно, и интересы разделить

просто не с кем. Именно поэтому появляется потребность общения вместе с

избирательностью, так как далеко не каждому можно довериться.

Известно, что «Я» у ребенка – это идентификация с другими, более

значимыми людьми, и чаще всего взрослыми. А вот у юношей ситуация

кардинально другая: за основу берутся несколько главных личностей, что

создает

более

неопределенную

и

противоречивую

психологическую

ситуацию. Внутренний мир часто подвержен конфликтам. Таким образом

появляется непреодолимое желание избавиться от детских или навязанных

взрослыми

идентификаций.

Это

начинает

активизировать

рефлекцию

и

чувство неповторимости. Именно поэтому юноши часто подвержены чувству

страха и одиночества.

С

другой

же

стороны,

представление

о

собственной

личности

в

юношеском возрасте обуславливается групповым «Мы» - образ сверстника

своего пола. Причем этот ровесник существует в сознании в качестве набора

общих

психологически

меньше

дифференцированных

черт,

чем

образ

собственной личности. «Я» более тонкое, детальное, мягкое, нежели «Мы».

Британские

ученые

как-то

провели

эксперимент,

где

юноши

и

девушки

должны

были

описать

психологические

качества,

которые

свойственны

сверстникам и им самим. Как показывают результаты, юноши считают себя

менее смелыми, не такими общительными и позитивными, но при этом

достаточно добрые и способны к пониманию других людей. А вот девушки

показали в себе меньшую общительность, но при этом они более искренни,

справедливы и верны.

Как

было

сказано

ранее,

в

юношеском

возрасте

часто

появляется

избирательность

в

общении

и

жесткость

к

«чужакам»,

которые

имеют

отличия по цвету кожи, социальному происхождению, вкусам, способностям,

манерам

и

прочим.

Это

своего

рода

защита

собственных

чувств,

чтобы

избежать обезличивания и смещения. Именно поэтому жаргон, различные

жесты и детали одежды являются некоторыми знаками, которые и помогают

отличить

«своих»

от

«чужих».

При

создании

замкнутых

групп

и

распространении своего поведения юноши не только оказывают реальную

помощь друг другу в поиске себя, но и проверяют на способность сохранения

верности «клану». Готовность к подобной проверке может объяснить и тот

отлик, который часто используется тоталитарными сектами и концепциями

среди

молодежи

тех

стран

и

классов,

потерявших

свою

групповую

идентичность.

Юношеский возраст часто является проблемой отцов и детей. Так, «Мы

и Они» - это ведущая тема рефлексии, основа для формирования собственной

особенной субкультуры, которая проявляется в одежде, интересах, вкусах,

мыслях и прочем.

Почти

нет

ни

одного

социального

или

психологического

фактора

поведения

юноши,

которые

бы

невозможно

было

объяснить

семейными

условиями. Максимальное значение в формировании личности и моделей

контактирования с миром играет образовать и общая культура поведения

родителей. На втором месте по значению и влиянию стоит состав семьи и

характер взаимоотношений между всеми ее участниками. Важно отметить,

что

это

является

важным

моментом,

так

как

помогает

определить

дальнейшую

собственную

семейную

жизнь.

Третье

это

стиль

взаимоотношений с родителями и уровень эмансипации от них.

Юноши делают все возможное, чтобы подражать взрослым и быть с

ними на равных. Они нуждаются не в наставниках, а в друзьях и советчиках.

Так как юношеский возраст – это интенсивное усвоение «взрослой» роли и

формы социального существования, то они часто нуждаются в общении со

взрослыми.

В

этот

момент

родителям

важно

наблюдать

за

юношами

и

девушками, их дружбой и времяпрепровождением. Как показывают данные

ТН.Мальковськой, то более 70% юношей и девушек больше хотят походить

на своих родителей.

В

юношеском

возрасте

часто

стремятся

обособиться

от

родителей,

освобождаясь от зависимости. Так как родители не желают или просто не

умеют

признавать

автономию

своих

детей,

то

это

нередко

приводит

к

различным конфликтным ситуациям.

Однако,

это

влечет

еще

к

большему

желанию

автономии.

Общая

закономерность следующая: чем хуже и сложнее общение с родителями, тем

более

интенсивная

развивается

независимость

со

сверстниками.

«Значимость»

родителей

и

сверстников

принципиально

отличается

в

различных областях жизни юношей. Максимальная автономия требуется в

досуге,

развлечениях,

общении,

потребительской

ориентации.

Именно

поэтому

психологи

говорят

не

о

снижении

влияния

родителей,

а

о

проведении качественных сдвигов в общении.

Примерно похожая ситуация наблюдается и в учебных заведениях. Так

как формально старшеклассником сохраняется зависимость от педагогов, то

появляется потребность в сверстниках, чтобы идентифицироваться с общей

массой. Отношение к учителям может складываться из следующих факторов:

отношение к учебному заведению (престижность, специализация,

содержание образования и прочее);

отношение к будущей профессии, процессу обучения и знаниям;

отношение к педагогам и одноклассникам.

В первую очередь это касается профессионального самоопределения,

что

формируется

благодаря

отношению

к

преподавателям

в

качестве

знающих специалистов. Если подростками оцениваются внешние факторы

преподавания, захват предмета и наглядность обучения, то юноши больше

обращают внимание на профессиональную компетентность и необходимость

в тех или иных знаниях и умениях для будущего. В целом у юношей более

зрелое отношение к преподавателям, но оно часто проявляется примитивным

практицизмом, что переносится на отношение с учителями как с людьми.

Юноши часто проявляют сильное критическое отношение к людям в

принципе,

в

частности

и

к

преподавателям.

Однако,

это

сочетается

с

пассивным,

неумелым

и

немотивированным

отношением

к

учебе

и

самообразованию.

Нередко

сказываются

и

внутренние

перегрузки,

что

вызывают нежелание самостоятельно работать, требуя предложение всего

материала под диктовку.

Важный момент для данного возраста – это выбор будущей профессии.

Уже

на

предыдущих

этапах

складываются

некоторые

представления

о

специальностях.

Отношение

юношей

будет

складываться

на

основе

определенных

знаний

умений

в

определенной

профессиональной

деятельности.

Кроме

того,

принимается

во

внимание

эмоциональное

восприятие всего, что связано со специальностью при учете личностных,

физических, психологических и материальных качеств.

Для

юношеского

возраста

характерна

завышенная

оценка

своих

возможностей

и

достижений,

если

сравнивать

с

оценками

учителей

и

престижности учебного заведения. Референтные группы юношей также часто

проводят время вне стен школы, колледжа и гимназии.

В

отношении

отдельных

учителей

юноши

удовлетворены

специальными интеллектуальными отношениями. Безусловно, учитывается

власть преподавателя, однако, она оценивается нижа, чем у родителей или

спортивного

тренера.

Умение

справедливого

использования

власти

у

старшеклассников находит большой положительный отклик. Если подростки

в

первую

очередь

делают

акцент

на

человечности

и

каче стве,

компетентности, уровни знаний и качестве преподавания, а также умении

справедливо

распоряжаться

властью,

то

юноши

больше

большое

ценят

профессионально-педагогические свойства. При этом на второе место они

выводят человеческие качества, приписывая часто своим любимым учителям

эмпатию, понимание, даже большую по сравнению с родителями.

Однако, функции сверстников и друзей в качестве «просветителей» еще

больше

повышается

даже

среди

очень

интровертированных

юношей.

Общение помогает решить некоторые специфические задачи:

получение

необходимой

информации,

которая

недоступна

или

стыдна перед взрослыми;

особенный

вид

деятельности

и

межличностного

контакта

(усвоение

статуса

и

роли,

отработка

коммуникативных

навыков

и

стиля

общения);

специфический

вид

эмоциональности

взаимоотношений

(сознание

групповой

принадлежности,

независимости,

благополучие

и

устойчивость).

Если

говорить

об

обществе

сверстников,

то

психологами

подразумевается не только общество одинаковых по возрасту детей, а больше

людей с одинаковыми социальными статусами и потребностями. Именно это

и составляет субкультуру. В этот период часто появляются первые любовные

и дружеские привязанности с достаточно длительным эффектом.

Таким

образом,

общение

со

взрослым

поколением

строиться

по

следующей

схеме:

демократизация

контактов,

решение

проблемы

независимости, эмоциональное составляющая и обозначение авторитетности

родителей.

Юноши

имеют

право

решать

самостоятельно

любые

задачи,

которые касаются его лично, при этом имея собственные привязанности.

Также

требует

внимание

взаимопонимание

в

контактах

со

взрослыми

и

определение

неравномерности

общения,

когда

за

стремительной

интенсификацией наступает время спада интенсивности и накопления новых

проблем. Общение помогает определить смысл жизни, понять самого себя,

свои жизненные планы и пути их достижения, контактов в обществе. Кроме

того, важно получение информации в профессиональной сфере.

Добиться эффективности каждого контакта возможно только благодаря

сотрудничеству с поддержкой и пониманием ситуации. Вместе с этим, как

показывают

результаты

психологических

исследований

в

80-х

годах

прошлого

столетия,

то

потребность

в

разговорах

с

родителями

удовлетворяется меньше, чем наполовину.

Содержания и характеристика разговоров среди юношей определяется

решениями проблем, которые связаны со становлением или реализацией в

качестве субъектов и отношений в важных сферах жизни. Ценные по смыслу

доминанты приобретают ведущие роли при общении старшеклассников в

процессе

обсуждения

личных

дел,

контактов

в

обществе

и

с

противоположным полом, своего прошлого и планов на жизнь, физического и

умственного развития, а также контакта с родителями и учителями.

Общение со взрослыми – это растущая демократия контактов среди

поколений,

которая

помогает

решить

задачу

автономности

ребенка

и

авторитетности

взрослого.

В

этот

период

усложняются

отношения

со

старшим

поколением,

но

при

этом

взрослое

влияние

это

важнейшая

проблема

для

юношей.

Смыслом

доверительного

разговора

среди

старшеклассников является получение необходимой помощи и сочувствия

для решения проблем. Доверчивость и вера других и собственного «Я» в

потенциальные

таланты

помогают

справиться

с

разными

жизненными

трудностями.

А

это

является

важной

основой

для

создания

новых

гармоничных взаимоотношений у родителей и детей.

Общению

с

друзьями

также

отдается

немалое

значение

в

данный

период взросления. Старшеклассники меняют место для общения. То есть

теперь требуется контакт не только дома и в школе, но также юноши больше

осваивают социальное пространство. Сильно увеличивается необходимость

общения,

что

требует

больше

времени

и

расширение

круга

интересов

в

различных просторах: реальных и виртуальных.

Вместе с этим углубляется и индивидуализация общения. У молодых

людей

повышается

способность

установки

дружеских

отношений,

более

выборочных

и

глубоких.

Подобный

поиск

начинается

уже

в

возрасте

подростка, но при этом юноши отдают ей более интимное и стабильное

значение. Таким образом, дружба охарактеризована верностью, близостью и

устойчивостью, при осознании наличия другого «Я». Одним ищется в друге

преимущественно подтверждение собственного «Я», в то время как другой

может потерять собственную индивидуальность. Некоторые юноши ищут в

друге дополнение, образец для подражания.

Психологическая защита от подобных потребностей обуславливается

правильным выбором друзей и характера взаимоотношений. Другу можно

высказать все, что на душе, поделиться своими переживаниями, секретами,

получая взаимопонимание, положительные теплые эмоции и искренность.

Важно

понимать,

что

это

является

первой

самостоятельно

выбранной

и

глубокой

личной

привязанностью,

которая

предшествует

в

определенной

степени другим предпочтениям и состояниям, в частности, любви. Дружба и

приятельство сильно различается юношами, при этом количество друзей

н е б о л ь ш о е .

В

ю н о ш е с к о м

в о з р а с т е

д р у ж б а

о б л а д а е т

полифункциональностью и разнообразностью: возможно просто совместное

времяпрепровождение,

а

т акже

глубокая

исповедально сть

и

самораскрытость.

В

юношеской

дружбе

имеются

четкие

проявления

тендерных

коммуникативных

особенностей.

Так,

потребность

интимной

дружбы

появляется у девушек на 2 года раньше, чем у юношей, при этом женская

дружба

отличается

эмоциональностью.

А

вот

у

юношей

преобладает

противоречивое

переплетение

нескольких

потребностей:

олицетворение

и

аффлиация,

то

есть

потребность

в

определении

конкретной

группы

принадлежности.

Однако,

юношеская

дружба

отличается

своими

сложностями.

По

фактору возраста она требовательна и критична по отношению к другому,

бескомпромиссна.

При

этом

присутствует

повышенная

эгоцентричность,

п о р ож д а ю щ а я

б ол е з н е н н ы е

т руд н о с т и

и

н ап р я же н н о с т ь

в о

взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В раннем юношеском возрасте намного чаще и острее проявляется

потребность

в

одиночестве.

Коммуникативное

одиночество

является

общением с некоторым идеальным партнером и своим «Я». Присоединяются

и воображаемые лица «Мы». Наедине юноши и девушки проигрывают роли,

которые им недоступны в реальности. Они это делают в мечтах в виде игры,

преимущественно рефлексивной или социальной.

Первая

любовь

также

в

определенной

степени

это

следствие

стремление

молодых

людей

к

получению

эмоциональности

контакта,

душевной

близости

и

понимания.

Любовь

в

юношеском

возрасте

преимущественно

получает

форму

симпатии,

восхищения.

Постепенно

переходит с влюбленности в форму дружбы-любви.



В раздел образования