Автор: Верясова Лариса Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Краснодарский край город Армавир
Наименование материала: Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тема: Песочная терапия
Раздел: дошкольное образование
Использование песочной терапии в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания,
страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая
взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая
картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического
разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все
заканчивается хорошо.
Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3
летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода
позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными,
неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы
стыда, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, песочная терапия
объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие
двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной
игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие
эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не
развивается в психическую травму.
В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для
развития психики ребенка.
Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых,
наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои
ощущения, помогают ребенку чувствовать себя защищенными, в комфортной
для него среде.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной
коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребенка с ОВЗ.
Мы используем игровые методики, предлагаемые Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
в «Практикуме по креативной терапии»: «пройтись» по песку отдельно
каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только
указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец
мизинчиками). Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино.
При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие
движения вверх-вниз.
При любых играх с песком задействованы обе руки, часто одновременно, из-
за чего благотворное влияние оказывается на развитие правого и левого
полушария, равно и их взаимодействия, что позитивно сказывается на
эмоциональном самочувствии детей.